Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конъюнктура рынка труда и профессий. Какие профессии Вас привлекают




 

Содержание первого раздела учебника «Технология профессионального успеха» направлено на подготовку учащихся ситуации социального, жизненного и профессионального выбора. Последовательность тем, предложенная в тематическом плане, в незначительной степени расходится с той, которая предложена в учебнике.

Профессия – человек – время. Основная цель данной темы - актуализация перед школьником проблемы выбора профильного образования на этапе обучения в старшей школе, на после школьных этапах образовательной деятельности, в ходе дальнейшего выбора профессий, должностей, трудовых постов, мест работы и т.д. В изучение данной темы включены две основных содержательных линии: первая (см. параграф «1.Профессия и человек» учебника) - познакомить учащегося с понятием "профессия" и некоторыми основными терминами, которые также могут встречаться в деловых текстах, информационно-справочных материалах и при неформальном обсуждении данной проблемы; вторая (см. параграф «2.Профессия и время» учебника) – показать, что мир профессионального труда постоянно меняется и выбрать профессию в начале нового века приходится по правилам не похожим те, которыми пользовались родители и учителя.

Любая социально востребованная деятельность может стать основой для обретения человеком чувства собственной необходимости для общества. Это служит основой для профессионального успеха, ощущения себя делателем чего-либо полезного для общества, состоявшимся носителем набора уникальных знаний, умений, компетенций, за которые работодатель готов платить заработную плату, а окружающие люди – обеспечивать определенное социальное признание.

Шесть основных характеристик (см. параграф «2.Профессия и время» учебника), позволяющие отделить профессиональную деятельность от любой другой, можно брать за основу при создании в ходе практической работы эвристических ситуаций, направленных на выработку у учащихся ценностного отношения к пониманию роли профессионального труда в его жизненной перспективе.

При изучении данной темы целесообразна постановка вопросов, создающих ситуацию неопределенности; вопросов, на которые не существует единственно правильного ответа, требующих для ответа на них построения нескольких различных версий, что может потребовать приложения определенных творческих усилий, нестандартности и гибкости мышления.

Например, вопрос 4 (о профессиях писаря и оператора ЭВМ), приведенный в конце раздела, можно интерпретировать различным образом:

являются ли эти трудовые занятия профессиями;

какие другие профессии могут быть использованы в качестве примера «отмирающих» или «изменяющихся до неузнаваемости»;

какие требования возникают к компетенции работника на разных этапах развития цивилизации;

как в новых культурно-исторических условиях изменяется содержание труда;

в чем родственные трудовые занятия имеют или не имеют черты профессионального труда.

     Виды профессионального труда. Основой для теоретических сведений о видах профессионального труда служат наиболее распространенные «зарубежная» и «отечественная» классификации профессий (см. параграфов «3.Какие бывают профессии» и «4.Наиболее распространенная отечественная классификация профессий» учебника). Учащимся предлагается найти собственные основания для разделения мира профессий на группы, исходя из личных представлений. Это сделано, во-первых, для того, чтобы избежать однозначного толкования какого-либо способа типологизации мира профессий как «единственно правильного» и, во-вторых, для того, чтобы способствовать созданию «личного образовательного продукта» – выделению собственных приоритетов для более обоснованного выбора места продолжения образования и трудовой деятельности.

Главной целью работы учащихся является не столько изучение научных основ классификации видов труда, сколько преодоление такого стереотипа, что оплата труда – это решающий фактор выбора трудового занятия и места работы. Именно поэтому предлагается начинать работу со знакомства с широко используемой в зарубежной профориентации классификацией профессий Дж. Холланда по типу образовательной среды. Приведенная в учебнике краткая характеристика и графическое изображение соответствующей этой классификации может позволить школьнику построить версию о своей принадлежности к тому или иному типу.

   Продолжить работу с данной темой можно изучением отечественной классификации, созданной Е.А. Климовым, которая более широко использовалась в последние десятилетия в школьной практике и, как правило, хорошо знакома педагогам и психологам.    

       Вторая глава учебника начинается с методики дифференциально-диагностического опросника (ДДО), которая может иллюстрировать данный теоретический материал.

П р и м е ч а н и е: важным не упустить при изучении данной темы многообразие классификационных оснований, предложенных Е.А.Климовым (предмет, цель, орудие, условия труда, характеристики общения и т.д.), чтобы избежать излишне упрощенного взгляда на проблему при применении только классификации по предмету труда при использовании методики ДДО.

       Заканчивать изучение данной темы следует созданием эвристической ситуации, которая позволит старшекласснику сопоставить объективные ориентиры в мире профессий (востребованность профессии, ее доходность, ее требования к индивидуальным особенностям) со своими собственными предпочтениями.

         Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Перед старшеклассником часто остаются без ответа ключевые вопросы, необходимые для ориентации на современном рынке образовательных услуг. Выпускник школы планируя поступление на выбранный факультет какого-либо вуза, не всегда предполагает, что таким образом выбирает не только место обучения, но и ту или иную специальность. Несмотря на продолжительное существование «старой» и «новой» системы построения уровней высшего образования, часто и родители, и школьники, не видят между ними существенной разницы. Ряд ловушек подстерегают школьника и его родителей в связи с увеличением числа вузов, не обеспечивающих заявленный ими в рекламе уровень качества образования. Поэтому изучение темы «Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования» служит своего рода профилактикой таких проблем (см. параграф «5.Где и как можно приобрести профессию»).   

   В ходе практических занятий можно использовать справочники для абитуриентов вузов и учреждений среднего специального образования и рекламных материалов, ряда информационных ресурсов Интернета.

     П р и м е ч а н и е: ввиду быстрой изменчивости точных адресов, которыми может воспользоваться педагог при подготовке данного занятия, они не приводятся в учебнике. При этом необходимо отметить, что насыщенность информационного поля сети ресурсами, ориентированными на будущего абитуриента, очень высока и обычное использование соответствующего раздела любой поисковой системы предоставит огромное количество материала с разной степенью структурированности и достоверности, внешней привлекательности, возможностей неформального включения в виртуальный диалог с представителями студенческой и преподавательской общественности. Если же пользователь стремится к сопоставлению этих ресурсов с «официальной» информацией, но он может воспользоваться телекоммуникационными источниками, созданными при участии Министерства образования РФ и официальными сайтами наиболее известных вузов страны.

Региональный рынок образовательных услуг. Поскольку отразить в учебнике сведения, характерные для ситуации в различных регионах страны, довольно сложно, то при изучении этой темы необходимо пользоваться данными, которые могут быть предоставлены местными органами управления образования. Эти данные могут быть рассмотрены и интерпретированы с позиций, предложенных в параграфе «5. Где и как можно приобрести профессию» учебника.

       Вопрос 14, приведенный в конце данного раздела, ставит перед старшеклассником необходимость увязать стремление приобрести достойную профессию с необходимостью получения профессионального образования в конкретном учебном заведении.   

  П р и м е ч а н и е: если учащийся стремится получить соответствующее своим сформировавшимся запросам высшее образование, с наибольшей эффективностью можно использовать те справочники о высшей школе на бумажных и электронных носителях, которые придерживаются следующего алгоритма: группа родственных специальностей - конкретная специальность – информация о специальности и требованиях к будущему специалисту – группы вузов, где ее можно получить - информация о конкретном вузе, об особенностях поступления в него и обучения в нем, о путях подготовки в вуз - запасные варианты.

Необходимо иметь информацию о том, что представляет собой то или иное учебное заведение, а также о том, по каким критериям их можно сравнивать между собой, можно свести к следующим сведениям: тип учебного заведения; государственное оно или негосударственное; уровень образования, которое дает вуз; по каким специальностям ведется подготовка; насколько востребованы на рынке труда носители этих специальностей; оказывает ли учреждение помощь в трудоустройстве по его окончании и как складывается профессиональный маршрут его выпускников; каковы отзывы выпускников этого учебного заведения о нем; каковы ограничения для абитуриентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, специальным или творческим способностям; каков порядок приема, в какие сроки нужно подавать заявление; какие другие документы нужно предоставить; как сдаются вступительные экзамены и что именно необходимо сдавать; как учебное заведение «котирует» результаты ЕГЭ; есть ли у учреждения лицензия и государственная аккредитация; каково содержание ученой программы профессионального образования; какова продолжительность обучения; как осуществляется оплата за обучение и в каком размере (если обучение бесплатное, то каковы другие расходы, связанные с обучением); можно ли беспрепятственно прекратить обучение в нем; какие формы обучения представлены в учебном заведении (дневная, вечерняя, заочная, дистанционная и т.д.); насколько качественный состав преподавателей в нем, какова материальная база; какова транспортная доступность этого учебного заведения; существует ли возможность проживания в общежитии и т.д.

Работа по данной теме может завершиться подготовкой материализованного образовательного продукта в виде мини- или микропроектной работы, представленной как обзор литературных и справочных источников, веб-страниц и веб-сайтов, теле- и радиопередач, письменного взаиморецензирования, выступлений с компьютерными презентациями и т.д. При этом конкретизированная информация о путях получения профессионального образования в условиях региона может послужить обоснованным вариантом выбора как для самого учащегося, так и «запускающим механизмом» для личной заинтересованности его сверстников в получении обоснованной информации о версиях своего профессионального саморазвития.

Профессиональные планы и состояние здоровья. Изучение данной темы проводится с использованием материалов. Проблема негативного или позитивного влияния профессии на здоровье и, наоборот, влияния состояния здоровья человека на возможности выполнения им своих обязанностей, не является для подростка личностно значимой, изучение этой темы может не вызвать сразу существенного интереса подростков. Однако сниженный фон показателей здоровья у выпускников в то же время делает эту тему актуальной

Для создания эвристических ситуаций при изучении данной    темы можно пользоваться примерами профессий из повседневной жизни, так и аналогичными примерами из ряда «экзотических» профессий, а также видов деятельности, так или иначе отраженных в художественной литературе, кинофильмах, материалах СМИ. Ряд характеристик профессиональной деятельности, негативно или позитивно влияющих на здоровье, можно найти как в типично привлекательных «офисных», так и в ряде относительно знакомых учащимся «массовых» профессиях (учителя, продавцы, водители, охранники, сотрудники правоохранительных органов).

Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг. Изучение данной темы целесообразно проводить с использованием параграфов «6.Профессиональный успех на студенческой скамье» и «22.Где и как искать работу» учебника.

В параграфе «6.Профессиональный успех на студенческой скамье» дан материал о достижениях в профессиональном образовании, которые будут цениться на последующих этапах профессионального развития. Активной деятельности человека по самопродвижению на рынке труда посвящен параграф «22.Где и как искать работу».

В ходе практической работы по теме о профессиональном успехе на студенческой скамье можно провести аналогии между изложенными в учебнике примерами учебных заведений, являющихся «брендами» в своей области (естественно-научными, техническими) и теми региональными учебными заведениями (не обязательно высшими), выпускники которых ценятся на рынке труда. Важно поставить закономерный вопрос – а что именно необходимо предпринимать будущему выпускнику того или иного учебного заведения, независимо от его известности или престижности, чтобы уже после его окончания иметь возможность аргументировать в диалоге с работодателем – почему именно ему целесообразно отдать предпочтение при приеме на работу? Определить где и как искать работу, можно воспользовавшись информацией о том или ином банке вакансий (как «элитном», так и «массовом»); о том, как проходит в том или ином конкретном учреждении собеседование при приеме на работу; как принято составлять резюме в тех или иных профессиональных сообществах. Для того, чтобы занятие оказалось полезным, интересным и подготовленным, целесообразно либо воспользоваться консультациями представителей служб занятости, кадровых агентств, менеджеров по персоналу, либо тематическими «карьерно-ориентированными» сайтами или материалами СМИ. Поскольку механизмы самопрезентации на рынке труда могут иметь выраженный манипулятивный характер, учитель, по своему усмотрению, может уделить внимание этической стороне соперничества между людьми в ситуации конкуренции на рынке профессионального труда.

 

Познай себя

 

Глава 2 учебника предназначена изучению структуры личности. Эти знания помогут учащимся в определении своих личностных качеств и утвердиться в правильности профессионального выбора. В соответствии с примерным учебным планом учителю целесообразно разработать поурочное планирование, сохраняя последовательность изложения, предложенную авторами.

Ваши интересы и склонности. Положительная профессиональная мотивация определяется профессиональными интересами учащихся к тем или иным сферам деятельности. Способности здесь играют не самую главную роль, так как подавляющее большинство профессий требует от претендентов лишь «относительной» профессиональной пригодности. При наличии достаточно сильной мотивации необходимые профессионально важные качества образуются путем вырабатывания индивидуального стиля деятельности.

Целью данного параграфа является выявление наличия у учащихся профессионального интереса к той или иной области знания, оказание психолого-педагогической помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.

В параграфе приводятся психолого-педагогическая методика ДДО (как вы уже знаете) и психологический тест «Творческий потенциал».

Для того, чтобы провести работу по методике в группе, следует воспользоваться специальной инструкцией. После того, как школьники заполнят бланк ответов, можно воспользоваться ключом для обработки ДДО, приведенным в приложении. Результатом работы индивидуальный рейтинг сфер профессиональной деятельности, по результатам которого следует предложить обсуждение в группе либо письменную работу по анализу результатов теста. «Согласны ли Вы с полученными результатами?», «Если нет, то почему?», «Какие профессии предпочтительны для избравших такую же сферу профессиональной деятельности, как и Вы?» - вот возможные вопросы для обсуждения.

Тест «Творческий потенциал» направлен на выявление таких особенностей личности, как самостоятельность, инициативность, оригинальность подхода к работе в избранной профессиональной сфере (или профиле обучения). Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо знать не только сферу своих интересов, но и другие особенности своей личности – лидер Вы или исполнитель, нужна ли Вам работа, требующая творческих способностей, или собранности и аккуратности? По итогам этого теста следует обсудить его результаты с учащимися. В изучении этой темы также логично предложить школьникам устроить презентацию своих способностей, интересов и увлечений, возможно, не связанных со школой.

Внимательны ли Вы? В данном параграфе учебника рассматривается проблема изучения внимания как психического явления и его развития. Следует объяснить учащимся важность всех качеств внимания как факторов, влияющих на успешность профессиональной и учебной деятельности.

В данном разделе предлагаются два теста, направленные на изучение внимания (тесты Мюнстерберга и «Найди различия»). В параграфе также даны упражнения для развития внимания, которые можно использовать на уроке, либо заменить их играми, направленными на развитие внимания («Печатная машинка» «Съедобное - несъедобное», «Опиши, не глядя» и т.п.).

Проверьте Вашу память. Здесь память рассматривается как форма психического отражения реальности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. При этом следует помнить, что результаты тестов дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться.

       В параграфе приведены психологические методики «Объем памяти» (изучение кратковременной памяти), «Память и мышление» (изучает общие способности, связанные с сочетанием памяти и мышления, основанные на способности к запоминанию), «Образная память», «Словесно-логическая память». Для их правильного выполнения необходимо строго придерживаться инструкции.

       По результатам изучения особенностей своей памяти школьникам предлагается проанализировать, какие виды памяти соответствуют сферам (видам) деятельности, при этом каждый учащийся должен сделать письменные выводы по своим собственным результатам.

Что помогает нам познавать мир. Одна из самых давних сфер интереса психологов – это познание тех механизмов, благодаря которым формируется мышление и другие когнитивные процессы.

В параграфе предлагаются психологические тесты и методики «Логическое мышление», «Проверьте свое техническое мышление», «Числовые ряды». По результатам тестов необходимо провести разъяснение о том, что не бывает хороших или плохих видов мышления, потому что люди творческих профессий часто не проявляют высоких способностей к логическому и математическому мышлению, а личности с высочайшими показателями по коэффициенту интеллекта, часто не могут справиться с нестандартными, творческими заданиями. 

       В работе над материалами данного параграфа целесообразно предложить учащимся дискуссию на следующие возможные темы: «Я мыслю, следовательно, я существую», «Что первично – мышление или речь?», «Думают ли животные?» и т.д.

Каковы Ваш характер и темперамент. В данном параграфе учебника приведены материалы, позволяющие оценить характеристики личности, не относящиеся к профессионально важным, но, несомненно, влияющие на успешность в жизни и карьеру. В частности, даны графическая и проективная методики для изучения темперамента личности и тест «Каков Ваш характер», позволяющий определить, насколько легко или тяжело окружающим людям взаимодействовать с Вами (Вашим характером).

Педагог может по итогам изучения данной главы предложить учащимся творческую работу на тему «Я и мой характер» (эссе, рассказ, рисунок, т.п.)

 Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. Этимологически термины «мотивы» и «эмоции» происходят от одного латинского глагола movere, что означает «двигаться». В самом деле, если потребности толкают к действию, то эмоции часто лежат в основе поступков.  

По результатам методик, приведенных в данном параграфе, учащимся рекомендуется занести в тетрадь результаты собственного анализа своих результатов и сделать выводы о том, правильную ли позицию они заняли в своем самовоспитании.

 Ваши ценности в жизни. Материал данного раздела требует особого внимания и корректности. Педагогу следует помнить, что его задача – не транслировать собственные ценностные ориентации на учащихся, а дать им возможность задуматься и сформировать свои индивидуальные взгляды.

В параграфе приводится методика «12 предложений», позволяющая учащимся определить наиболее значимые для них ценности. При анализе результатов данного задания самое важное – толерантность и уважение к выбору другого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...