Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческое решение практических задач




Профессиональные пробы. Важной составляющей курса является выполнение школьниками творческих практических заданий – профессиональных проб. Они выполняют задачу уточнения избранного профиля и направления дальнейшего обучения и представляют собой деятельность, позволяющую подростку, выполняя конкретные действия, задания, отвечая на вопросы, проверить себя в правильности сделанного выбора. Пробы являются диагностическими и развивающими. В ходе их выполнения школьник приобретает опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование. Важнейшие педагогические требования к выполнению проб: они должны носить характер завершенных действий, иметь творческий потенциал, быть непродолжительными.

Целесообразно выполнять пробы по пяти профессиональным сферам: человек – человек, человек – техника, человек – природа, человек – художественный образ, человек – знаковая система. Суть любой профессиональной пробы – обучение школьников основам деятельности: выбору цели и подтверждению его правильности, планированию, последовательности действий, предвидению, анализу, оценке результатов.

Каждая профессиональная проба представляет собой самостоятельный логически завершенный структурный модуль учебно-трудовой деятельности. В процессе выполнения пробы, моделирующей элементы конкретного вида профессиональной деятельности, учащиеся:

осознают себя субъектами трудовой деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение;

   соотносят знания о себе и об избираемой профессиональной сфере;

   получают опыт соответствующей профессиональной деятельности;

    уточняют свои профессиональные намерения.

Например, в школе есть гуманитарный и социально-экономический профили (человек – человек). В основе профессиональных проб могут быть различные задания: провести урок русского языка и родной речи в начальной школе; выяснить, какие нуждающиеся в социальной помощи люди (старики, больные) проживают в ближайшем окружении, составить их список и организовать оказание им помощи силами сверстников.

Если же старшеклассник желает выбрать естественно-научный профиль (человек – природа), то профессиональная проба может заключаться, например, в составлении плана озеленения своего двора, аргументации преимуществ составленного плана и т.п.

Для школьников, выбравших художественный профиль (человек – художественный образ) профессиональная проба может заключаться в выполнении пробы по составлению композиции «икебана» или подготовке выступления по результатам изучения искусства художников-передвижников.

При организации и проведении проб возникают затруднения с привлечением специалистов различных направлений. Следует использовать возможности системы дополнительного образования, родителей, учителей школы, ресурсы ближайшего социального окружения.

Например, школьник обучается на социально-экономическом профиле. В районе, где он учится, имеется юридическая консультация. Необходимо договориться, чтобы этот школьник поработал у юриста в качестве ученика, походил у него в «подмастерьях» и выполнил ряд несложных поручений. Такая проба наиболее продуктивна, так как она осуществляется на конкретном рабочем месте, в реальных условиях.

Более того, ученик может сам проявить инициативу, составить и впоследствии, выполнить пробу самостоятельно и предоставить подготовленный им отчет. Выполнение проб, их итоги следует обсуждать коллективно, так как, проговаривая свои действия вслух, школьники убеждаются в правильности сделанного выбора.

В ходе выполнения старшеклассниками профессиональных проб учителю необходимо обратить внимание на развитие у них личностных характеристик, способствующих социально-профессиональной адаптации по окончании полной (средней) школы: рефлексии, активности, мобильности, креативности, последовательности и самостоятельности в принятии решения о профессиональном самоопределении с учетом собственных интересов, склонностей и возможностей.

Целесообразно предложить учащимся выполнение профессиональных проб, ориентированных на потребности местного рынка труда. Это дает педагогам и учащимся простор для фантазии, проявления собственной познавательной активности, повышает заинтересованность старшеклассников к проблеме профессионального самоопределения.

Эвристическая контрольная. При проведении эвристической контрольной проводиться практико-ориентированные опросы, разные по содержанию и сложности. Учащимся предлагается ответить на вопросы, заинтересовавшие их. Эти вопросы ориентированы на проверку образовательного потенциала школьников и их творческих способностей.

 

Завершается изучение третьего раздела примерного тематического плана (глава 3 учебника) подготовкой учащимися проектной работы по уточнению профессиональных намерений. В работы обосновываются дальние и ближние цели профессионального продвижения, согласованность их с общественными и личными ценностями.

При подготовке проекта старшеклассникам целесообразно использовать результаты изучения всех трех разделов примерного тематического плана (см. три главы учебника), а также рекомендовать им обратиться к дополнительной литературе. Основными смысловыми и содержательными линиями, отраженными в проекте, должны быть ответы на следующие вопросы:

· какие ценности, связанные с продолжением моего образования, для меня актуальны, приоритетны?

· готов ли я отказаться от желаемого выбора ради какой-то другой цели? Или для меня приоритетно исключительно продолжение образования?

· имеется ли у меня только один вариант выбора или я уже сейчас могу назвать несколько вариантов продолжения образования?

· могу ли я сейчас хотя бы примерно определить, какая сфера профессиональной деятельности меня интересует по окончании школы? Если не могу, но возможно ли обозначить эти сферы какими-либо условными, общими характеристиками-названиями?

· Знаю ли я, какие профессии сейчас наиболее востребованы на местном, региональном, общероссийском, мировом рынке труда и какие образовательные усилия нужно приложить, чтобы приобрести эти профессии? Выпускники каких учебных заведений в моем регионе более легко находят себе работу? Как можно начать делать карьеру прямо в стенах учебного заведения? Как я смогу выгодно презентовать себя на рынке труда?

· Знаю ли я, кем работают мои родители, и где они получали профессиональное образование? Окажет ли это влияние и на мой выбор? Собираюсь ли я в чем-либо повторить профессиональный путь своих родителей? В чем именно?

· на что я обращу внимание в первую очередь, делая выбор места продолжения образования?

· знаю ли я, какие “дни открытых дверей”, выставки, сайты Интернета я собираюсь посетить, чтобы лучше сориентироваться в возможных путях продолжения образования и способах поиска работы? Какими специальными печатными изданиями я собираюсь воспользоваться?

· знаю ли я свои недостатки, которые могут помешать мне в выборе направления продолжения образования?

· каковы мои сильные стороны и достоинства, которые позволят мне продолжить обучение?

· кто из окружающих может помочь мне при реализации намерений и в чем именно могла бы заключаться такая помощь?

 

 

Список рекомендуемой литературы

I.

Программы общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера: 8-9 кл. М.: Просвещение, 1999.

Твоя профессиональная карьера: Учеб.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений./ Под.ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М.:Просвещение, 2003.

Технология профессионального успеха: 10-11 кл. М.: Просвещение, 2003.

II.

Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должности служащих и тарифные разряды. М.: Экономика, 1987.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределе­ния. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Климов Е.А. Психология профессионализма. М.: Флинта, 2003.

Левин В.Л., Рутенбург Э.С. Профессиональная ориентация и врачебная профконсультация старшеклассников. - Л.: Медицина, 1977.

Мир профессий: Человек-природа. М.: Молодая гвардия, 1985.

Мир профессий: Человек-человек. М.: Молодая гвардия, 1986.

Мир профессий: Человек-художественный образ. М.: Молодая гвардия, 1987.

Мир профессий: Человек-знаковая система. М.: Молодая гвардия, 1988.

Мир профессий: Человек-техника. М.: Молодая гвардия, 1988.

Психологическое сопровождение выбора профессии. /Под.ред. Митиной Л.М., М., Флинта, 1998.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Изд-во Психолого-социального института», Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002.

III.

Айзенк А. Проверьте ваши способности М., 1992.

Андреева И.В., Иванов В.Ф. Практикум по психологии. Л., 1991.

Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.

Аткинсон В. Память и уход за ней. Орел, 1992.

Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития. М., 1993.

Брэн Рикк  Как жить в ладу с собой и с миром? М.,1992.

Васильева И.А. Магомет-Эминов М. Мотивация и контроль за действиями. МГУ, 1991.

Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи? М.,1993.

Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта М., 1989.

Гамезо М.В. Домашенко И.В. Атлас по психологии М., 1986.

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. С.-Пб, 1994.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии Л., 1991.

Годфруа Ж. Что такое психология? т.1. М., 1992.

Громова О.Н. Конфликтология М., 1993.

Донцов А.К. Психология коллектива. МГУ, 1984.

Ермолаева Л.И. Психотерапия личного самочувствия. М., 1992.

Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Ташкент, 1990.

Как построить свое «Я» / Под ред. В.П.Зинченко. М., 1991.

Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение,1990.

Козлов Н.Н. Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день. М., 1993.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. МГУ, 1991.

Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. М., 1992.

Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.

Леви В.Л. Искусство быть другим. С.-Пб,, 1993.

Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1990.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.

Мерлин В.С. Структура личности – Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

Миракян А.И. Константность и полифункциональность восприятия. М., 1992.

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1992.

Петухов В.В. Психология мышления. МГУ, 1987.

Пономарев Л.А. Психология творческого мышления. М., 1989.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. М., 1991.

Столяренко Л.Д. Основы психологии для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону, 1997.

Тойч Л. К. Второе рождение, или как изменить свою жизнь к лучшему. М., 1992.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фромм Э. Искусство любви М.,1990.

Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993.

 

Ежегодные справочники для поступающих в вузы и средние специальные заведения.

Журналы «Профиль», «Карьера», «Формула карьеры», «Работа энд зарплата», «Где учиться», «Элитное образование».

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………….2

Рекомендации…………………..………………………………………..………….5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...