Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные и российские стандарты серии ИСО 9000 в области менеджмента К-а.




Стандарт – док-т, в котором в целях добровольного многократного исп-ния устанавливаются хар-ки прод-ии, правила осуществления и хар-ки процессов произв-ва, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может быть разработан как на предметы (продукцию, сырье, образцы веществ), так и нормы, правила, требования к объектам организационно- методического и общетехнического характера труда, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством и др.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Основные международные стандарты на обеспечение качества продукции - группа стандартов ISO серии 9000, принятые Международной Организацией по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization) в 1987 году. Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 90 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

Цель серии стандартов ISO 9000 - стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году очередной версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков.

Основные международные стандарты имеет несколько вариантов.

1. Основополагающие стандарты:

• стандарты по обеспечению качества, руководящие указания по выбору и применению - ISO 9000-1;

• стандарты, применяемые при проектирование, разработке, производстве, монтаже и обслуживание - ISO 9001;

• применяемые при производстве, монтаже и обслуживание -

ISO 9002;

• применяемые при окончательном контроле испытаниях -

ISO 9003;

• руководящие указания с элементами системы качества -

ISO 9004-1;

• словарь, управления качеством и обеспечения качества -

ISO 8402.

2. Стандарты по проверке систем качества:

• руководящие указания по проверке систем качества; проверка -ISO 10011-1;

• квалификационные критерии для экспертов- аудиторов

• по проверке систем качества - ISO 1001-2;

• руководство программой проверок - ISO 10011-3.

3. Стандарты по категории продукции:

• руководящие указания по применению - ISO 9001 при разработке, постановке и обслуживании программного обеспечения - ISO 9000-3;

• руководящие указания по услугам - ISO 9004-2;

• руководящие указания по перерабатываемым материалам -

ISO 9004-3.

4. Стандарты по элементам качества:

• общие руководящие указания по применению стандартов -

ISO 9001, 9002, 9003 - ISO 9000-2;

• руководств по управлению программой надежности -

ISO 9004;

• указания по улучшению качества - ISO 9004-4;

• указания по программе качества - ISO 10005;

• указания по управлению конфигурацией - ISO 10007;

• система подтверждения метрологической пригодности приборов - ISO 10012-1;

• управление процессом измерения - ISO 10012-2;

• указания по разработке руководств по качеству - ISO 10013;

• указания по управлению экономическими аспектами качества - ISO 10014;

• указания по непрерывному обучению и подготовке кадров - ISO 10015;

• протоколы контроля испытаний - ISO 10016;

• руководство по применению статистических методов в семействе стандартов - ISO 9000- ISO 10017.

Национальные эквиваленты ИСО серии 9000

Российские версии стандартов:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 - аналог ISO 9000:2005

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - аналог ISO 9001:200

Стандарт ИСО 9000 в России

В России сертификацией ИСО занимаются аккредитованные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии организации.

Особенность ИСО 9000 в России заключается в том, что версия международных стандартов серии ISO 9000 официально заменила предыдущую версию стандартов ISO 9000 от 1994 г. с 15 декабря 2000 г. В результате чего новая версия стандартов серии ISO 9000 получила обозначение ISO 9001:2000. В России же новые стандарты ISO 9001:2000 утверждены в качестве Национальных стандартов (ГОСТ) с 15 августа 2001 г. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации действует абсолютно идентичная международным стандартам серии ISO 9001 версии 2000 года серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 версии 2001 года.

На сегодняшний день в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года и вводится в действие 13 ноября 2009, стандарт ГОСТ Р

ИСО 9000-2008 - 10 сентября 2009 года.

Сертификаты, выдаваемые аккредитованными в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии России компаниями, не являются международными. Такие сертификаты выдаются в соответствии с Российским стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и действуют только на территории РФ.

В российской версии стандартов цифры пишутся через знак «-» а в международной через знак «:».

Принципы менеджмента К-а.

Менеджмент К-а – скоординированная деят-ть по руководству и упр-нию орг-ией применительно к области К-а.

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ISO 9000:

1. Ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

2. Роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

3. Вовлечение работников. Это одно из ключевых положение TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

4. Процессный подход. И органично связанный с ним пятый принцип:

5. Системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих "поставщиков" и "потребителей".
Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.

6. Постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшения недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы упарвления.

7. Принятие решений, основанных на фактах. Реализация принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основ. Наиболее распостраненными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Логистика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...