Международные и российские стандарты серии ИСО 9000 в области менеджмента К-а.
Стандарт – док-т, в котором в целях добровольного многократного исп-ния устанавливаются хар-ки прод-ии, правила осуществления и хар-ки процессов произв-ва, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может быть разработан как на предметы (продукцию, сырье, образцы веществ), так и нормы, правила, требования к объектам организационно- методического и общетехнического характера труда, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством и др. Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Основные международные стандарты на обеспечение качества продукции - группа стандартов ISO серии 9000, принятые Международной Организацией по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization) в 1987 году. Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 90 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности. Цель серии стандартов ISO 9000 - стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году очередной версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков.
Основные международные стандарты имеет несколько вариантов. 1. Основополагающие стандарты: • стандарты по обеспечению качества, руководящие указания по выбору и применению - ISO 9000-1; • стандарты, применяемые при проектирование, разработке, производстве, монтаже и обслуживание - ISO 9001; • применяемые при производстве, монтаже и обслуживание - ISO 9002; • применяемые при окончательном контроле испытаниях - ISO 9003; • руководящие указания с элементами системы качества - ISO 9004-1; • словарь, управления качеством и обеспечения качества - ISO 8402. 2. Стандарты по проверке систем качества: • руководящие указания по проверке систем качества; проверка -ISO 10011-1; • квалификационные критерии для экспертов- аудиторов • по проверке систем качества - ISO 1001-2; • руководство программой проверок - ISO 10011-3. 3. Стандарты по категории продукции: • руководящие указания по применению - ISO 9001 при разработке, постановке и обслуживании программного обеспечения - ISO 9000-3; • руководящие указания по услугам - ISO 9004-2; • руководящие указания по перерабатываемым материалам - ISO 9004-3. 4. Стандарты по элементам качества: • общие руководящие указания по применению стандартов - ISO 9001, 9002, 9003 - ISO 9000-2; • руководств по управлению программой надежности - ISO 9004; • указания по улучшению качества - ISO 9004-4; • указания по программе качества - ISO 10005; • указания по управлению конфигурацией - ISO 10007; • система подтверждения метрологической пригодности приборов - ISO 10012-1; • управление процессом измерения - ISO 10012-2; • указания по разработке руководств по качеству - ISO 10013; • указания по управлению экономическими аспектами качества - ISO 10014; • указания по непрерывному обучению и подготовке кадров - ISO 10015; • протоколы контроля испытаний - ISO 10016; • руководство по применению статистических методов в семействе стандартов - ISO 9000- ISO 10017.
Национальные эквиваленты ИСО серии 9000 Российские версии стандартов: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 - аналог ISO 9000:2005 ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - аналог ISO 9001:200 Стандарт ИСО 9000 в России В России сертификацией ИСО занимаются аккредитованные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии организации. Особенность ИСО 9000 в России заключается в том, что версия международных стандартов серии ISO 9000 официально заменила предыдущую версию стандартов ISO 9000 от 1994 г. с 15 декабря 2000 г. В результате чего новая версия стандартов серии ISO 9000 получила обозначение ISO 9001:2000. В России же новые стандарты ISO 9001:2000 утверждены в качестве Национальных стандартов (ГОСТ) с 15 августа 2001 г. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации действует абсолютно идентичная международным стандартам серии ISO 9001 версии 2000 года серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 версии 2001 года. На сегодняшний день в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года и вводится в действие 13 ноября 2009, стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 - 10 сентября 2009 года. Сертификаты, выдаваемые аккредитованными в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии России компаниями, не являются международными. Такие сертификаты выдаются в соответствии с Российским стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и действуют только на территории РФ. В российской версии стандартов цифры пишутся через знак «-» а в международной через знак «:». Принципы менеджмента К-а. Менеджмент К-а – скоординированная деят-ть по руководству и упр-нию орг-ией применительно к области К-а. Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ISO 9000: 1. Ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
2. Роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством. 3. Вовлечение работников. Это одно из ключевых положение TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях. 4. Процессный подход. И органично связанный с ним пятый принцип: 5. Системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих "поставщиков" и "потребителей". 6. Постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшения недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы упарвления. 7. Принятие решений, основанных на фактах. Реализация принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основ. Наиболее распостраненными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам. Логистика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|