В какой сфере мы уполномочены судить?
До этого момента мы рассматривали определенные сферы, в которых судить имеет власть только Бог. Теперь обратимся к тем сферам, в которых Бог вверил ответственность производить суд нам. Первая сфера: на нас возложена ответственность судить наше личное поведение и взаимоотношения. Мы уже знаем, что не имеем права давать окончательной оценки самим себе и другим людям. Таким образом, от нас не требуется, чтобы мы судили абсолютную ценность человека, а чтобы мы по существу судили поведение. И исходить в этом мы должны не из своих чувств, не из понятий, принятых в обществе, и даже не из своей оценки самих себя. На нас возложена ответственность судить наше поведение или взаимоотношения, основываясь на ясном учении и стандартах, открытых в Слове Божьем. Мы ранее видели: как Бог Отец делегировал или передал власть судить Сыну, точно так же, в свою очередь, Сын делегировал эту власть Своему Слову. Таким образом, основываясь на каких стандартах, мы должны судить себя? На основании тех же самых стандартов, которые использует Сам Бог, - на основании Его Слова. В 1-м Послании к Коринфянам 11:28-32 Павел дает наставления о том, как следует принимать Вечерю Господню: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.” (28-й стих). Нас предупреждают, что прежде, чем вкусить Вечерю Господню, мы должны испытать себя. На основании какого стандарта? Стандарта Слова Божьего. Это стало моим личным принципом: я никогда не принимаю Вечерю Господню, пока сначала не испытаю сам себя. А иначе это становится опасным: “Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (т. е. умерли раньше времени).” (29-30-й стихи).
Это - серьезный факт! Если мы не испытываем себя прежде, чем принять участие в Вечере, то становимся ответственными за то, что навлекаем на себя болезнь или даже преждевременную смерть. “Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.” (31-й стих). Если мы судим себя, то Бог не будет судить нас. Но если мы не судим себя и, как говорит Павел, принимаем Вечерю Господню недостойно, то Бог будет нас судить. Выбор за нами: судя сами себя, мы упреждаем Божий суд. Он не будет судить нас в тех сферах, где мы правильно осудили себя. Таким образом, существуют три альтернативы, приведенные здесь в порядке убывания в плане нежелательности для нас: 1. Сужу сам себя и не подпадаю под Божий суд. 2. Не сужу себя и подпадаю под Божий суд, но да будет он к покаянию. 3. Подпадаю под Божий суд, не каюсь и подпадаю под осуждение с неверующими. Каждый из нас испытает Божий суд в одной из перечисленных форм. Павел упоминает о двух формах, в которых Бог судил христиан в Коринфе, потому что они не осудили себя самих: одни заболели, а другие умерли раньше времени. Нам следует помнить о том, что болезни и ранняя смерть тех верующих были выражением Божьего суда, потому что они не судили сами себя. Совершенно очевидно, что молитва за исцеление или здоровье в таких случаях была бы не эффективной. Таким образом, мы несем ответственность за то, чтобы судить свое собственное поведение или свои отношения. И если мы судим себя самих Словом Божьим, приводя наши жизни в соответствие с Его Словом, то тогда Богу будет не за что нас судить. Перед тем, как принимать Вечерю Господню, я сам себе задаю несколько вопросов: в мире ли я с моим братом или сестрой? держу ли я горечь или противление в своем сердце? говорил ли я злое о своем ближнем? говорил ли я о нем или о ней неправду или немилосердно, с ожесточением? Я верю, что таким образом или как-то еще мы обязаны судить себя.
Если бы мы с должной серьезностью относились к возложенной на нас ответственности судить самих себя, то у нас было бы гораздо меньше времени на то, чтобы судить других, кого мы судить и не призваны!
Судить других
Давайте предположим, что мы приняли возложенную на нас ответственность судить самих себя. Ответственность кого еще судить возложена на нас? Вернемся к нашему простому, основополагающему принципу: управление и суд идут рука об руку. Мы должны судить тех людей, кем мы должны управлять в соответствии с возложенной на нас ответственностью. Например, муж и отец несет ответственность за то, чтобы производить суд в своей семье. В этом он должен полагаться на совет и поддержку своей жены - Богом данной ему помощницы. Однако основная ответственность возлагается на мужчину. В 1-м Послании к Тимофею 3:4-5 говорится о необходимых качествах старейшины - того, кто управляет в церкви. Среди прочих качеств перечисляется следущее: “ хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?”. Семья такого человека служит основанием для его публичного служения. Если человек успешно управляет своим домом, то он может стать тем, кто будет выдвинут в руководство Церковью. А тот, кто не может эффективно управлять своим домом, не имеет должной компетенции и для того, чтобы быть руководителем Церкви. Существует прямая взаимосвязь между положением человека в его семье и его положением старейшины или руководителя в Церкви. Управление каждой отдельной областью подразумевает также и ответственность судить. Какого рода поведение должен судить муж и отец? Он должен судить поведение, которое влияет на благополучие тех, за кого на него возложена ответственность. Если я вижу, что мои дети постоянно увлекаются мороженым и конфетами, запивая их сладкими напитками, то я должен предупредить их, что они могут испортить себе зубы и здоровье в целом. Для уверенности в том, что они вырастут здоровыми, мне, возможно, придется ввести правила, налагающие ограничения на употребление сладостей.
Другой пример. Если я замечаю, что мой ребенок читает определенные книги, скажем “ужастики”, и уже находится в таком взвинченном состоянии, что не может нормально уснуть, то такого рода чтение - самое последнее, что можно предложить этому ребенку. Я обязан сказать: “Я больше не хочу видеть такие книги у тебя в спальне, и я хочу знать, что ты читаешь.” Я также несу ответственность за то, чтобы судить такое поведение, которое влияет на честь и порядок в семье. Как отец я буду давать отчет перед Богом и, возможно, также перед соседями. Если мои дети грубы и недисциплинированны, то это отражается на мне как на их отце. Это показывает, что я не выполняю свою функцию в семье. У русских есть пословица: “Яблоко от яблони недалеко падает.” Замечательно подмечено: каковы родители, такими, скорее всего, будут и их дети. Есть одно слово, которое в наши дни почти совсем вышло из обращения, - слово “честь”. Отца должна заботить честь его семьи. Как-то раз дети моего друга, известного проповедника, неправильно себя вели. Он им сказал: “Имя, которое вы носите, - почетное имя, и вы несете ответственность за то, что люди будут о нем думать!”. Это в корне изменило поведение его детей! Тех, которые в Церкви
Следующая сфера суда - та самая, о которой больше всего говорит Новый Завет, - Церковь, соборное тело верующих. Помните: от руководителей ожидается, что они будут производить суд над теми, кого они ведут. Послание к Евреям 13:7,17 адресовано к членам церкви, но оно также показывает, что ожидается от их руководителей. “Помните тех, которые управляют вами (направляют, ведут вас), которые проповедовали вам Слово Божье и чья вера тому последовала, наблюдая за плодом их поведения (т. е. за результатами, которые вы видите в их жизни)... Будьте послушны тем, которые управляют вами, и будьте покорны, потому что они наблюдают, пекутся о душах ваших...”. (досл. перевод с англ.). Совершенно ясно, что от церковного руководства ожидается, что оно будет употреблять власть и поддерживать дисциплину. Кстати сказать, где нет такого руководства, которое бы осуществляло эти функции, там, с точки зрения Писания, не может быть и речи о церкви. В Деяниях 14:21-23 сказано, что группы учеников стали церквами только тогда, когда были назначены старейшины. До назначения старейшин они были просто учениками. Потребовалось руководство, чтобы они стали церквами. Где нет действенного руководства, там может быть просто встреча верующих, но Новый Завет не признает такую встречу верующих как церковь.
На греческом языке церковь обозначает слово “экклесия”. Обычным значением этого слова в мирской литературе того времени было “правительственное собрание”. Например, в 19-й главе Деяний упоминается, что город Ефес управлялся своей “экклесией” - это и есть собрание. В той же самой главе Деяний слово “экклесия” трижды переводится как “собрание”. Другими словами, сама сущность Церкви - “экклесия” - управляемое собрание. Без наличия управления нет никаких оснований использовать слово “церковь”. Когда мы обращаемся к истории времен Реформации, то в глаза бросается разделение в Христианстве на западе: одно течение осталось католическим, другое стало называться протестантизмом. С тех самых пор все, чем заняты и католики, и протестанты, - это выискивание ошибок друг у друга. Как-то раз один мой друг-католик заметил: “Ну разве не стало бы лучше, если бы мы все изменились, каждый устремляя свой взор на хорошее друг в друге и исправляя свои собственные ошибки?”. Не важно, кто мы по происхождению - католики или протестанты, у всех нас предостаточно предубеждений, которым мы никогда не получали подтверждения. По моим личным наблюдениям, типичной ошибкой протестантов является то, что они думают, будто имеют право судить в любой ситуации. Корри Тен Бум из Голландии - страны, подвергшейся жесточайшему разделению из-за конфликта между католиками и протестантами, однажды мне сказала: “Каждый датчанин - теолог в своих глазах.” Возможно, это типично для датчан, но это вполне описывает черту, характерную для протестантов в целом. Без надлежащих мер предосторожности такая ситуация может привести к нестабильности и разделению. Несмотря на то, что церковь находится под руководством служителей, это не означает, что основная ответственность за осуществление суда лежит только на них. Большинство отрывков Нового Завета, в которых на нас, христиан, возлагается ответственность судить, обращены не к одному человеку, а ко всем верующим. Другими словами, мы должны судить не индивидуально, а коллективно. Давайте рассмотрим несколько мест Писания, которые раскрывают нам сферы, где мы призваны судить. Насколько я понимаю, в каждом конкретном случае именно собрание верующих - тело Христово призвано судить.
Нравственные стандарты
В 1-м Послании к Коринфянам, в 5-й главе, Павел говорит о моральных стандартах, которые церковь обязана соблюдать. “Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил (осудил), как бы находясь у вас: сделавшего такое дело...” (1-3-й стихи). Коринфяне гордились своими духовными дарами, но не разбирались с грехом. К сожалению, такое часто встречается в церквах, которые делают чрезмерное ударение на духовные дары, не уравновешивая это Писанием и той дисциплиной, которую оно налагает. Павел ясно указал Коринфянам, что человеку, повинному в таком поведении, нет места в церкви. Но, несмотря на то, что Павел осудил это как апостол, требовалось подтверждение всей церкви в целом. Именно поэтому он писал им, побуждая их: “....сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.” (4-5-й стихи). Какое страшное осуждение! Обратите внимание: слова “в собрании вашем” или “когда соберетесь вместе” - подразумевают коллективное действие всего тела. Павел сообщил, что не мог быть там лично, но пребывал там своим письмом и молитвой. “Когда вы будете совершать это действие, - пишет он, - мой дух будет делать это вместе с вами.” Что это значит: предать человека Сатане? Признаюсь: есть то, чего я не понимаю в полноте. Сатана - “бог этого века.” (2 Кор. 4:4; досл. перевод). Когда какого-то человека отлучают или исключают из тела верующих, то он или она обращаются в мир. Какая ужасная судьба! Это не обязательно означает, что тем самым мы говорим: “Сатана, мы передаем тебе этого человека!”. Хотя в определенном смысле быть отлученным от общения с Божьим народом уже подразумевает передачу такого человека Сатане. Человек, с которым христианам пришлось иметь дело в этой ситуации, был повинен и в прелюбодеянии, и в кровосмешении. Далее в той же главе Павел дает расширенный перечень грехов, требующих разбирательства: “Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.” (9-11-й стихи). Павел был реалистом в оценке состояния современного ему мира. Для того, чтобы христианин мог полностью оградить себя от таких людей, которых описывает Павел, - сексуально распущенных, алчных, идолопоклонников, злоречивых, пьяниц или хищников (мошенников) - христианину пришлось бы разорвать всякую связь с миром. Если мы реалистично посмотрим на современный нам мир начала двадцать первого века, то придем к такому же выводу. Нас окружают люди, которые грешат в мыслях, словах и делах. Мир не изменился и никогда не изменится. Только благодать Божья во Христе может произвести необходимую радикальную перемену. Являясь христианами, мы не несем ответственности за окружающих нас в миру людей. Следовательно, нам не нужно и судить их поведение. Но когда речь идет о человеке, считающем себя христианином, ситуация полностью меняется. Если окружающие меня люди знают, что я - христианин и поддерживаю близкие взаимоотношения с человеком из вышеперечисленного списка, то знающий нас обоих неверующий станет думать, что я принимаю того человека как брата по вере. Я представлю ему лживую картину того, что значит быть христианином. Я нанесу вред своему свидетельству. Именно поэтому Павел говорит в Послании к Ефесянам 5:8-11: “Поступайте, как дети света.... Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.” По правде говоря, мне приходится говорить такому человеку: “До тех пор, пока ты живешь так, как ты живешь, я не буду с тобой общаться. Потому что если я стану с тобой общаться, то мир станет думать, что я принимаю тебя как брата или сестру во Христе, и таким образом я буду лжесвидетельствовать миру о том, кто такой настоящий христианин. До тех пор, пока ты не изменишь свой образ жизни, я не могу иметь с тобой общения.” Павел подводит итог своему рассуждению в 12-м и 13-м стихах: “Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. ” (1 Кор. 5). Кого Павел подразумевает под “внутренними”? Верующих. А «внешних», то есть неверующих, мы судить не призваны. Везде в этом отрывке употребляется местоимение множественного числа “вы”, то есть ответственность судить такие дела возложена на все собрание. В заключение Павел требует, чтобы вся церковь наложила строгое дисциплинарное наказание на согрешившего человека: “Итак извергните развращенного из среды вас.” (13-й стих). Ситуация, с которой разбирался Павел, - это, конечно, случай особенной сексуальной распущенности, которые не происходят в церкви каждый день. Хотя могу сказать, что, посещая различные церкви, я довольно часто сталкивался со случаями кровосмешения между отцом и дочерью или гомосексуализма среди членов церкви. Я даже предполагаю, что в дальнейшем нам придется все чаще и чаще сталкиваться с подобными случаями - по мере того, как наше общество морально все больше деградирует. Кто-то однажды сказал: “Нормально, когда лодка находится в воде, но совсем не нормально, когда вода находится в лодке.” Нормально, когда церковь находится в мире, но не нормально, когда мир находится в церкви. Одно из основных предназначений дисциплинарных наказаний - удержать мир вне церкви. Но это - постоянная битва!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|