Носители организационной культуры. Культуры реальных и фиктивных деклараций.
Организационная культура –система общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации. Это позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации. Выработка миссии остается вне поля оргкультуры. Оргкультура включает в себя установление частных целей, связанных с обеспечением миссии организации. В системе носителей оргкультуры выделяют две подсистемы: - декларации культурных установок - оценочные и характеризующие высказывания, демонстрация отношений к действиям и их участникам, оргсредствам и методам. Система декларируемых символов, формирующихся на основе демонстративных оценок и характеристик: символы-люди (герои, антигерои); символы-вещи (фетиши); символы-действия (ритуалы и обряды); - практические действия и реальные отношения. Например, ценность культуры – дисциплинированность и материальные санкции, если дисциплины нет. Поэтому должна быть сформулирована система реальных символов, в которых будут зафиксированы культурные установки организации. Можно выделить: - культура реальных декларации - прямые высказывания и демонстрации отношений формируются явные, однозначные и отчетливые представления о ценностях; - культура фиктивных декларации - культурные установки не подтверждаются оценками, выраженными в практических действиях и реальных отношениях. Например, один работник может быть признан лучшим, а з/п, условия работы лучше у другого. Важнейшим ориентиром оргкультуры являются знания, на основе которых обеспечивается реализация миссии и целей организации. Могут быть выделены: культура научных знаний; культура практического опыта; культура сочетания науки и опыта.
7. Закон самосохранения, его содержание и формы реализации. В жизни орг-ций бывают ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили репутацию и доминируют на мировом рынке. Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Американские учёные выделяют две фазы развития организаций: падение, которое длится в среднем 2,8 года и подъём, продолжающийся в течение 3 лет. Знание закона самосохранения необходимо для службы безопасности организации и личной безопасности её руководителей. Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оперативный – охрана организации, её подразделений, материалов и готовой продукции; и стратегический - требует проведения аналитической работы, чтобы не допустить возникновения угрозы организации и её руководителям. Сущ. три варианта реализации закона самосохранения. 1. Руководитель и подчинённые не знают о законе самосохранения - пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, закон себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воздействий орг-ция в лице всего коллектива начинает сопротивляться. Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный хар-р (увеличение продолжительности рабочего дня, конфликты, подделка фин. Документов). 2. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет - в период стабильности руководитель лишь наблюдает за изменениями в благоприятных уровнях самосохранения и формирует потенциальные ресурсы удержания. Персонал при этом вообще не интересуется самосохранением и не формируют долгосрочных ресурсов выживания. При перемещении орг-ции в неблагоприятные уровни персонал начнёт активизироваться: часть работников покинет орг-цию, а другие будут спешно предлагать руководителю сомнительные варианты наращивания энергии ликвидации. Для руководителя это очень тяжёлые времена.
3. Руководитель и подчинённые знают о законе самосохранения - все работники в рамках своих полномочий и ответственности заранее предполагают, что организация в условиях рын. экономики может оказаться в неблагоприятных ситуациях, они в плановом порядке постепенно создают новые ресурсы, укрепляют старые связи.
Контроллинг организации. Процесс развития контроля сформировал новое направление в теории контрольной деят-ти – контроллинг - совокупность всех форм контрольной деят-ти, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу орг-ции для её развития или совершенствования исходя из поставленных целей. Виды контроллинга: административный контроль, технологический контроль, ревизия, функциональный, комплексный и системный аудит. Объекты контроллинга: система произв-ва и управ-я. Административный контроль - проверка процессов и явлений и постоянное наблюд. за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения орг-цией своих целей. Технологический контроль - операция, являющ. неотъемлемой частью технологич. процесса (производственного или управленческого). Операционный контроль, специальная приемка продукции и управленческий контроль использования ресурсов. Ревизия - документальная проверка финансово-хозяйственной деят-ти орг-ции или должностного лица с целью опред. правильности и законности их действий - проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника орг-ции. Проверяются док-ты на соблюдение фин. дисциплины, правильность постановки бух. учета, достоверность и законность совершения операций в целом. Аудит - документальная проверка данных в соответств. профессиональной деят-ти, устанавливающая уровень их соответствия опред. критериям, нормам и стандартам.
Пассивный контроллинг - периодические действия специалистов или руководителей по анализу текущей инф о функционировании системы произв-ва и управления орг-ции - ревизия и аудит. Активный контроллинг - непрерывный контрольный процесс для обеспечения достижения целей орг-ции - административный и технологич. контроль. Объектами контроллинга явл элементы, входящие в систему управления и систему произв-ва, в том числе элементы технологии, структура и процесс управления, инфо. Для реализации контроллинга в орг-циях создают структурные подразделения, подчиняющиеся либо коммерческому, либо ген. директору. При обычном контроле большая часть парам-ров не отраж. в док-тах и часто безвозвратно теряется. Контроллинг может быть предварит, текущим и заключительным. Предварительный контроллинг осущ до начала реализации целей и программ орг-ции - основная задача - разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Текущий контроль проводится в ходе выпол. работ орг-цией по установл. регламенту. Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. В рез-те создаются или пополняются базы данных целям, задам, параметрам работы организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|