Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая волна феминизма. Вторая волна(Со второй половины 1960-х гг.). Либеральная концепция феминизма: провозглашает равенство полов, которого можно достигнуть посредством реформ. Либеральный путь решения проблемы заключался в повышении уровня образования




Первая волна феминизма.

Феминистское движение XIX – нач. XX в., направленное на осуществление права женщин на участие в выборах и избрание в законодательные органы власти. Яркими представительницами считают суфражисток (от англ. suffrage – голосование). Это движение активно развивается в середине XIX в. в Англии. Суфражистки верили, что, имея легальную возможность голосовать на выборах, женщины вскоре освободятся от всех других форм дискриминации. В 1860-х гг. в Англии существовало и другое направление — аболиционизм, борьба за равные права в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской проституцией. И он, в самом деле, был отменен – в конце XIX в., хотя аболиционистов и обвиняли в призыве к разврату. Активистка движения – Сара Гримке.

Вторая волна(Со второй половины 1960-х гг. )

 Создание в 1966 г. Национальной организации женщин США, президентом которой стала Бетти Фридан. К 1970 г. «женское освобождение» стало одной из центральных тем общественной жизни.

Третья волна (1990-х гг. )

связано с деятельностью чернокожих феминисток- Белл Хукс и Одри Лорд. Они работали над включением вопросов, связанных с расой, в поле деятельности феминизма. Феминистки третьей волны считают, что необходимы дальнейшие изменения в стереотипах, изображении в медиа и обозначении женщин в языке.

 Направления развития:

Либеральная концепция феминизма: провозглашает равенство полов, которого можно достигнуть посредством реформ. Либеральный путь решения проблемы заключался в повышении уровня образования женщин, вовлечении их в общественную сферу, создании условий для совмещения женщинами семейных и профессиональных ролей. Б. Фридан.

Радикальная концепция феминизма: Радикальные феминистки стремятся не к реформам, а к уничтожению существующего общества революционным путем, при чем эта революция, по представлениям многих из них, должна носить даже не социальный, а биологический характер. Радикальные феминистки исповедуют принцип «безлидерства». Их организации – маленькие группы женщин, регулярно встречающихся по месту жительства или работы, чтобы что-то обсудить или сделать. Политические методы борьбы «радикалок» отличаются от традиционных (лоббизм, подача петиций, демонстрации, пропаганда через печать). Исходя из революционной доктрины радикальные феминистки 1960-х гг. часто устраивали насильственные акции.

Радикальный феминизм базируется на следующих утверждениях: 1) женщины обладают абсолютной позитивной ценностью сами по себе — это утверждение выдвигается в качестве противопоставления обесцениванию роли женщин; 2) женщин подавляет система патриархата.

Марксистская и социалистическая концепция феминизма.

Главные положения марксистского и социалистического феминизма опираются на взаимосвязи гендерного и классового неравенств с институтами частной собственности. Различие направлений: что первые полагали классовое неравенство основной и первичной формой социальных иерархий в обществе, а вторые рассматривали класс и пол как относительно автономные системы, каждая из которых создает свою иерархию.

Психоаналитический феминизм: В 1960-е гг. некоторые феминистские теоретики левого направления обратились к психоанализу, обнаружив, что классовые аналогии недостаточны для объяснения иерархии соотношения полов в обществе, и что необходимо включить в анализ более глубинные структуры человеческой психики. Феминистская теория использовала психоанализ в поисках ответа на вопрос о глубинных причинах гендерного неравенства в обществе, пытаясь выявить те пласты бессознательного, которые существуют у всех людей.

Феминистское движение во второй половине 1980-х гг. начинает характеризоваться множественностью ветвей. Главным для осмысления проблем взаимоотношений полов в обществе явилось движение цветных феминисток. Основанием для нового подхода явилось понимание того, что женские опыты различаются в разных культурах и социальных группах. «Культурное» течение в радикальном феминизме стало основой для нового течения в феминизме – экологического феминизма. Если либеральный феминизм строится на идее полного равенства мужчин и женщин, а радикальный – на идее их абсолютного несходства, то экофеминизм мужественность и женственность в экофеминизме понимаются не как нечто, что должно быть преодолено (как в классическом либерализме), и не в духе уничтожения одного из принципов во имя другого (как в радикальном феминизме).

23. Мужские движения.

Мужские движения делятся на несколько направлений, часто друг с другом не сопрекасающихся и друг от друга далёких: консервативные, мифопоэтическая, отцовские организации и либеральная.

1. Консервативная ветвь самая молодая и сумевшая стать за считанные годы самой привлекательной и многочисленной. Возникшее в начале 1990-х годов по инициативе бывшего футбольного тренера Колорадского университета Билла Мак-Картни движение «Верных слову» (Promise Keepers) воинственно выступает против «феминизации» и «гомосексуализации» общества. Мужскую агрессивность, которую либеральные теоретики хотели бы искоренить, «Верные слову» считают естественной и неизбежной – все дело в том, как и куда ее направить. Хотя в их идеологии нет явного женоненавистничества, они утверждают, что коль скоро именно мужчина создан по образу и подобию Бога, он тем самым раз и навсегда поставлен выше женщины. Принцип женского равноправия подрывает традиционные семейные ценности и дезорганизует общество. Мужчина всюду и везде должен быть главой, ведущим, его сущность и призвание – быть ответственным лидером.

Сторонники этого движения осуждают пьянство, наркоманию и сексуальное насилие, призывают мужчин «вернуться домой», быть верными мужьями, способными работниками, надежными кормильцами, заботливыми отцами и «христианскими джентльменами»: «Держи свое слово, данное жене и детям, будь человеком слова! » Защитой семейных ценностей это консервативное движение привлекает к себе симпатии не только мужчин, но и многих женщин. В его первом митинге в 1990 г участвовали лишь 72 человека, а в 1995 г. его приверженцами считали себя уже свыше 600 тысяч мужчин в тринадцати городах США! Однако главный лозунг движения – полный назад! – совершенно утопичен. Уже в конце 1990-х годов число его сторонников резко уменьшилось.

2. Мифопоэтическое направление. Своеобразным манифестом этих мужчин стала разошедшаяся огромным тиражом (свыше 500 тысяч экземпляров, в твердом переплете) книга поэта Роберта Блая «Железный Джон» (Bly, 1990). По мнению Блая, главная задача современности – направить мужчин на путь духовного поиска, чтобы помочь им восстановить утерянные базовые мужские ценности. Во всех древних обществах существовали особые ритуалы и инициации, посредством которых взрослые мужчины помогали мальчикам-подросткам утвердиться в их глубинной, естественной маскулинности. Городское индустриальное общество разорвало связи между разными поколениями мужчин, заменив их отчужденными, соревновательными, бюрократическими отношениями, и тем самым оторвало мужчин друг от друга и от их собственной мужской сущности. (Сходные идеи развивали некоторые немецкие мыслители в начале XX в., а романтики – в начале XIX в. ). Место здоровых мужских ритуалов занимает, с одной стороны, разрушительная, агрессивная гипермаскулинность уличных банд, а с другой – размягчающая и убивающая мужской потенциал женственность.

Блай и его последователи красочно описывают эмоциональную бедность и ущербность современных мужских взаимоотношений, будь то отношения сыновей с отцами или отношения между мужчинами на работе и в быту, и мечтают восстановить традиции древнего мужского братства и межпоколенного наставничества. Хотя многие из этих людей политически отнюдь не реакционны, для них характерны иррационализм и антиинтеллектуализм, а их положительный идеал «нового мужчины» весьма расплывчат. Говоря о реально существующих и всем знакомых вещах, мифопоэтическая идеология обладает большой эмоциональной притягательностью. Однако она произвольно истолковывает данные мифологии и антропологии, не видит конкретных социальных причин описываемых ею процессов, рассуждает о мужчинах вообще, как о едином типе, и абсолютизирует различия между мужчинами и женщинами. Ее главная философская база – учение К. Г. Юнга, в частности – разграничение мужского духа (анимус) и женской души (анима).

3. Отцовские организации. Одно из старейших мужских движений. Группы примыкающие к этому движению интересуются только темами связанными с реформами бракоразводных процессов и игнорируют темы, связанные с насилием по отношению к мужчинам, правами гомосексуальности или наборы в армии. Основные направления их деятельности включают: обеспечение поддержки и консультация мужчин, сталкивабщимися с разбирательствами в суде по семейным делам, а так же предоставление информации по вопросам алиментов.

4. Либеральная ветвь мужского движения. Его организационным центром в 1970—80-х годах была «Национальная организация меняющихся мужчин», которую в 1991 г. сменила «Национальная организация мужчин против сексизма». Главный источником всех мужских проблем и трудностей идеологи этого течения считали ограниченность мужской половой роли и соответствующей ей психологии, доказывая, что от сексистских стереотипов страдают не только женщины, но и сами мужчины. Мужское освобождение стремится помочь разрушить полоролевые стереотипы, рассматривающие «мужское бытие» и «женское бытие» как статусы, которые должны быть достигнуты с помощью соответствующего поведения.

Неформальным идеологом либеральной части мужского движения можно считать Уоррена Фаррелла.

24. Женские исследования: стадии и направления развития.

Женские и гендерные исследования за рубежом. Первые курсы женских исследований в высшей школе были организованы под влиянием женских движений 1960-1970-х гг., когда женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за гражданские и экономические права. Историю развития женских и гендерных исследований за рубежом можно условно разделить на четыре периода.

Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960-х - 1970-е гг. ) характеризовалась усилиями по созданию новой академической области. Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин (литература, история, философия, социология и психология). Труды женщин были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе, а ученые стали связывать темы своих исследований с проблемами женщин и гендера. Необходимость целенаправленного развития самостоятельных женских исследований была осознана многими университетскими. Организация в 1977 г. Национальной ассоциации женских исследований способствовала распространению новых программ, выпускала журнал, организовывала ежегодные конференции, проводила мониторинг программ и рассылку информации по университетам США.

Вторую стадию развития женских исследований можно отсчитывать с начала 1980-х годов. В этот период происходила интеграция женских исследований в высшее образование США, или развитие «гендерно-сбалансированных учебных планов» посредством введения новых знаний о женщинах в традиционные дисциплины. Этот период можно назвать «мэйнстримингом» женских исследований, поскольку усилия были направлены на приведение к общему знаменателю идеологии высшего образования. Этот общенациональный проект был поддержан государственными и частными фондами. Например, фонд Форда спонсировал перестройку образовательных программ (специальностей) в университете Аризоны. И хотя многие университеты не получили достаточного финансирования, именно во второй фазе своего развития женские исследования были институциализированы. Наиболее богатые программы открыли исследовательские институты и центры, издавали собственные книги и журналы, а некоторые даже приобрели статус отдельных факультетов. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин, явлений дискриминации в публичной сфере и частной жизни, гендерных предрассудков, существующих в социуме, литературе и образовании. Были опубликованы антологии и хрестоматии по женским исследованиям.

Третья стадия развития женских исследований относится к середине 1980-х гг. и связана с включением в учебные программы опыта меньшинств и чувствительности к различиям учащихся. Чернокожие женщины требовали включить в концептуализацию женственности расовые и классовые различия. Женские исследования подверглись также критике за гетеросексизм. В этот период учреждаются новые журналы, финансируются проекты и сетевые программы для " цветных" женщин в высшей школе, проводятся конференции и летние школы. Феминистская мысль теперь отрицала эссенциализм, характерный для определения категории женщина, и концептуализировала множественные идентичности женщин, учитывая, в том числе и в образовании, опыт рас, этнических групп, социальных слоев и сексуальных ориентаций.

Четвертая стадия развития женских исследований началась в 1990-х годах и была связана с развитием глобальной инфраструктуры и повышением внимания к международным проблемам женщин. Распространение образовательных программ и исследовательских проектов по проблемам женщин и гендера в странах Западной Европы, Африки, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки привело к интенсивному обмену информацией, опытом и ресурсами между учеными и преподавателями. Были основаны регулярные международные летние институты, конференции и конгрессы, проводимые при поддержке многочисленных женских организаций. Образовательные программы приобретали международную, глобальную ориентацию, в частности, в связи с растущим числом публикаций, вышедших в постколониальных государствах и странах третьего мира. Эти программы делают акцент на вопросах политики, социально-экономического развития, проблемах милитаризма, репродуктивных прав, беженцев, работы и семьи.

В 1980-1990-х гг. появляются программы женских и гендерных исследований в Европе. Особо выделяются проекты на следующие темы: идентичность и репрезентации, конструкции маскулинности и фемининности в международном масштабе; семья, право и меняющиеся дискурсы гендера; гендер и пространство; сексуальности; теории инаковости; работа и образование; насилие и нарушение прав; феминистское движение и феминистская теория. В тот же период открываются самостоятельные кафедры и программы, учреждаются исследовательские ассоциации, в названии которых присутствует гендер. Международная сеть гендерных исследований, образованная в 1996 г. при Гендерном институте Лондонской школы экономики, в число своих задач включает следующие: поддерживать проекты гендерных исследований; развивать теории этики, справедливости и демократии; расширять перспективы социальной политики посредством исследований, международного сотрудничества ученых, неправительственных организаций, средств массовой информации, бизнеса и политиков. Проекты разрабатываются в направлениях: гендер и социальная философия; культурные конфликты, коллективные идентичности; гражданство, мобильность и сотрудничество; равные возможности и образование в течение всей жизни; перспективы трансграничных форм демократии. Основной принцип - сочетание этики, теории и прагматики.

Первым шагом социальной активности российских женщин стало появление таких личностей, которые были готовы участвовать в общественной жизни. В 1774 г. Екатерина II открыла Смольный институт (первое в истории России женское привилегированное среднеобразовательное учебное заведение), основала Императорскую Публичную библиотеку. Е. Р. Дашкова была назначена директором Академии наук и президентом Российской Академии. Первое женское движение в России появилось в 1812 г. – Женское Патриотическое Общество. Членами Женского Патриотического Общества были М. А. Нарышкина, Н. Ф. Плещеева, Т. В. Голицына, С. Г. Волконская, З. А. Волконская, С. П. Свечина, Е. И. Трубецкая.

Деятельность первых российских женских организаций была в основном направлена на благотворительность, оказание помощи в получении образования и трудоустройство. В отличие от благотворительной деятельности западных организаций, обучавших женщин искусству быть хорошими матерями, женами, домохозяйками, в России благотворительные общества помогали женщинам приобретать профессиональные навыки и предоставляли им оплачиваемую работу, другими словами учили женщин рассчитывать только на собственные силы, воспитывая в них, таким образом, самостоятельность и независимость. В отличие от Запада первое российское женское движение не носило массового характера и не имело четко обозначенных этапов.


 

25. Гендерные исследования: предмет и направления развития гендерных исследований в сфере научного психологического знания.

Предмет гендерных исследований гендерные отношения, различия и сходство полов.

В целом гендерные исследования в психологии затронули практически все основные области интереса психологической науки: когнитивную, эмоциональную сферы, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений.

В отличие от психологии пола, в гендерной психологии изучаются не просто психологические особенности мужчин и женщин; в фокусе внимания тут, прежде всего, находятся те особенности развития личности, которые вызваны явлениями половой дифференциации и стратификации. Этот подход придает большое значение также анализу психологических механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам нивелировать влияние дифференцирующих и стратифицирующих факторов на процессы самореализации (Клецина, 2003).
В психологии пола женские и мужские роли декларативно признаются равнозначными, хотя и отличными по содержанию. Исходным основанием тут является признание биологического детерминизма ролей, врожденного характера мужского или женского начала. При анализе детерминант половых различий тут рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, однако роль вторых сводится к оформлению черт и характеристик, предопределенных природой.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...