34.Модели маскулинности и фемининности.
34. Модели маскулинности и фемининности.
биполярная модель: взгляд на «совершенно маскулинные» и «совершенно фемининные» как на два крайних полюса в непрерывном спектре. Предположение в основе модели - чем больше женского, тем меньше мужского. Ортогональная модель : полная независимость маскулинности и фемининности,. считается, что некоторые люди с высокой частотой проявляют как маскулинное, так и фемининное поведение. Мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а личность может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами (психологическая андрогинность). Н еортогональная модель: маскулинность и фемининность как полузависимые черты. люди могут иметь различную степень выраженности маскулинности и фемининности. мультиполярная модель: предполагается, что психологический пол личности кроме маскулинных и фемининных свойств включает в себя также и другие характеристики гендерной направленности: гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения. Гендерная идентичность при этом предстает как многоуровневая, сложноорганизованная структура.
35. Понятие и характеристика гендерных стереотипов. Гендерный стереотип - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины. Гендерные стереотипы: в основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как жестокий, сильный, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина - хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как вежливая, скромная, следящая за своей внешностью. В семье она - воспитательница и кухарка.
Основные характеристики гендерных стереотипов: 1. Эмоционально-оценочный характер. Гендерные стереотипы имеют эмоционально-оценочный характер. «Мужское» представляется как позитивное и доминирующее; «женское» - как неполноценное и подчиненное. «Подлинно человеческими считаются качества, ассоциируемые с мужским началом; «женщину характеризуют при помощи тех свойств, от которых человек в своей эволюции якобы отталкивается». Подобные оценки (слабость, пассивность, эмоциональность и иррациональность женщин; сила, активность, ум и самообладание мужчин) определяют статусы полов, и являются фактором, приводящим к дискредитации женственности и возвышении мужественности. 2. Устойчивость и стабильность. Гендерные стереотипы относительно устойчивы и стабильны. Исследователи полагают, что гендерные стереотипы в их современном варианте появились лишь в эпоху во второй половине XVIII века. Многие представления о мужском и женском началах изменились за три столетия не столь значительно. 3. Нормативность. Гендерные стереотипы - нормативны. Они являются социально разделяемыми представлениями о том, какой должен быть «настоящий мужчина», как должна вести себя в той или иной ситуации «настоящая женщина», и даже как им одеваться.
36. Типология гендерных стереотипов. Причины возникновения и механизм формирования гендерных стереотипов. Гендерные стереотипы очень устойчивы. М. Джекмен и М. Сентер выявили, что гендерные стереотипы намного с нее расовых. Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. 1 группа гендерных стереотипов – это стереотипы маскулинности–фемининности. Мужчинам и женщинам приписывают конкретные социально-психологические качества и свойства личности, стиль поведения. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.
2 группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. Для женщины наиболее значимой социальной ролью считается роль домохозяйки, матери. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни, а мужчинам – включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. 3 группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности. Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности. Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, И конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Женщины работают и в то же время несут большую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. Но и на мужчину гендерные стереотипы также оказывают негативное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам не достижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т. д. Осознание гендерных стереотипов предоставляет человеку выбор. В каждой жизненной ситуации субъект свободно выбирает способы поведения независимо от того, насколько они соответствуют его гендерным стереотипам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|