Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Четвертый и пятый этапы формирования гендерной психологии (1950-е гг. по настоящее время).




10. Четвертый и пятый этапы формирования гендерной психологии (1950-е гг. по настоящее время).

Начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий.

Мартина Хорнер, которая предложила простое объяснение малой успешности женщин по сравнению с мужчинами – отсутствие у женщин мотивации – «боязнь успеха». Элеонор Маккоби - книга «Психология половых различий» (1974).

Сандра Бем - автор трех теорий – теории психологической андрогинии, гендерных схем и линз культуры. Работы С. Бем послужили мощным толчком к изучению психологической андрогинии.

Н. Чодороу (концепцию материнства) считает, что причина половой дифференциации кроется в особенностях процесса половой идентификации в детском возрасте.

Кэрол Гиллиган, которая в книге «Другим голосом» (1982) рассматривает содержательные последствия, оказывающие влияние на особенности женского мировосприятия.

Благодаря основополагающим и обобщающим работам Б. Г. Ананьев, И. С. Кон были определены приоритетные направления исследований в области психологии пола.

В конце 70-х годов в общей и педагогической психологии складывается тенденция преодоления подхода к личности взрослого и ребёнка как абстрактно-бесполого существа. Вводится представление о половых супружеских и родительских ролях, связанных с различными аспектами взаимодополнительных характеристик маскулинности и фемининности как личностных измерений (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон).

Пятый период (с 1990-х гг. по настоящее время) характеризуется бурным развитием гендерной психологии. Начиная с 1990-х гг. увеличилось количество научных работ, в которых представлены результаты эмпирического изучения психологических различий между людьми разного пола. Большинство последних работ посвящено изучению половых различий в более глубоких и сложных психологических структурах, таких как Я-концепция, морально-этические установки, идентичность.

Признаки расцвета периода – новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросскультурных исследований во всем мире, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик.

 


11. Особенности формирования мужественности и женственности в теории З. Фрейда.
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда считается самой ранней психологической теорией о половых различиях. З. Фрейд был первым, который задался вопросом, как мужское и женское трансформируется в маскулинное и феминное. Поэтому практически все источники по психологии развития, психологии пола начинаются с обсуждения проблемы полотипизации в психоаналитической теории. З. Фрейд пытается определить особенности гендерного различия в структуре детской идентичности. Он устанавливает, что гендерные различия не являются данными от рождения, а формируются только на стадии так называемого Эдипова комплекса. Обретение одного типа идентификации связано с подавлением другого. Традиционный психоанализ признаёт, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам. У девочки зависть к пенису приводит к нормальной феминности, точно так же как и у мальчика страх кастрации приводит к нормальной маскулинности. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности стремление женщин к власти называлось фаллическим, а отвержение традиционной роли жены и матери, стремление заниматься интеллектуальной деятельностью – называлось комплексом маскулинности.
Поскольку взгляды З. Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, постольку на долгие годы многие женщины отказывались от определенных видов деятельности и ролей, только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно также и мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу – проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой феминности.


12. Анализ межполовых отношений в индивидуальной психологии А. Адлера.

Альфред Адлер также обращался к вопросу гендера. По мнению А. Адлера, важность мужского начала в современной культуре всячески подчеркивается. В настоящее время имеет место постоянное стремление мужчин к господству над женщинами и, соответственно, неудовлетворенность господством мужчин со стороны женщин. Мужчины с детства уверены: им предстоит играть более важную роль. Они толкуют эту уверенность как свою безусловную обязанность.

Преимущества, которые мужчины получают по праву рождения, при нынешнем положении вещей очень заманчивы. Поэтому многие девочки выбирают для себя мужской стиль поведения либо как недостижимый идеал, либо как критерий собственного поведения. Этот идеал может проявляться в качестве социальной установки в отношении как поведения, так и внешности. Мужчины обыкновенно оправдывают свое господствующее положение не только тем, что оно якобы является естественным, но и тем, что их главенство с неизбежностью вытекает из неполноценности женщины. Девочкам каждый день объясняют, что они менее способны, нежели мальчики, и могут заниматься лишь самой простой работой. Неудивительно, что рано или поздно их удается убедить.

Очевидные преимущества, данные мужчинам, привели к таким нарушениям в психическом развитии женщин, что в настоящее время наличествует почти всеобщая неудовлетворенность женской ролью, которую А. Адлер назвал «мужским протестом». В борьбе против женской доли женщины выбирают самые различные стили поведения. А. Адлер различает три типа женщин.

Первый тип женщин развивается в «мужском» направлении. Эти женщины чрезвычайно энергичны и честолюбивы, борются за достижение успеха, стараются превзойти своих братьев и товарищей-мужчин, занимаются деятельностью, которой обычно занимаются мужчины, отвергают брак или стремятся в нем к главенству. Женщин этого типа называют «сорванцом», «бой-бабой» и т. п. Этот протест, согласно А. Адлеру, идет в рамках единственной альтернативы: мужское или женское. Это и создает трудности развития такого рода женщин, т. к., подавляя в себе естественное женское начало, они навязчиво стремятся компенсировать его мужскими чертами характера.

Второй тип женщин демонстрируют покорность, смирение и невероятную приспособляемость, послушание и безропотность. На первый взгляд такая женщина со всем соглашается и исполняет все, что ей велят, однако при этом выглядит такой неуклюжей и беспомощной, что ей ничего никогда не удается сделать как следует. У нее могут наблюдаться нервные симптомы, которые демонстрируют миру, насколько она слаба и как нуждается в защите. И поскольку она «больна», постольку ей оказывается не под силу удовлетворительно решить ни одной жизненной проблемы. Готовность этой женщины подчиниться, ее покорность, ее самоотречение коренятся в том же бунтарском духе, что и у женщин описанного выше типа.

Третий тип женщин, который отвергает женскую роль как таковую, несут в себе мучительное сознание того, что они обречены всю жизнь быть существом низшего порядка и подчиняться другим. Они твердо убеждены в неполноценности женщин, а также в том, что сделать в жизни что-либо достойное — это судьба одних мужчин. Вследствие этого они соглашаются с привилегированным положением мужчин и так откровенно это демонстрируют, считают себя слабыми, словно стремятся вознаградить себя за это дополнительной поддержкой. Но это тоже запланированное сопротивление: только мужчина в силах справиться с житейскими обязанностями.

Заблуждения относительно неполноценности женщин и, соответственно, превосходстве мужчин постоянно разрушают гармонию между полами. Из-за этого во все сексуальные отношения привносится в высшей степени нежелательный элемент конфликта, угрожающий любой возможности счастья между полами и даже подрывающий ее. Этим объясняется, почему гармоничные браки так редки.

Трудности, возникшие первоначально из-за этого конфликта между полами, сегодня приняли поистине гигантские масштабы. Чем меньше склонны женщины играть роль послушной самки и чем больше стремятся мужчины сохранить свое привилегированное положение, тем ожесточеннее становится этот конфликт.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...