Как производится ранжирование?
Как расшифровывается аббревиатура СМК? Каковы цели и задачи СМК? Что понимается под результативностью? Что такое «базовый период»? ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ Цель работы: рассмотрение факторов «развития отрасли» для определения направлений её модернизации.
Теоретические основы Трактовки термина «развитие отрасли» с позиций разных учёных представлены в таблица 5.
Таблица 5
Трактовка термина «развитие отрасли»
В работе предлагается рассматривать развитие отрасль как долговременную совокупность процессов количественных и качественных изменений в деятельности предприятия, которые приводят к улучшению его состояния путем увеличения потенциала, адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, что способствует повышению способности предприятия противодействовать негативным воздействиям внешней среды и его жизнедеятельности. Исходя из выше приведенного определения развития отрасли, можно выделить следующие его элементы или составляющие, которые позволят уточнить и конкретизировать понятие (рисунок 7).
Рисунок 7. Составляющие определения развития отрасли
Поскольку категория развития является достаточно сложной, причем как на общенаучном уровне, так и в области экономики, представляется целесообразным рассмотреть критерии систематизации развития и его различные типы. Одним из важных этапов анализа и разработки действий по повышению эффективности деятельности субъектов хозяйствования является определение резервов и факторов повышения эффективности их деятельности. Одним из факторов увеличения прибыли является расширение производства товаров и услуг. Нарастить производство можно двумя путями:
1) путем увеличения количества вовлеченных в производство факторов (экстенсивный путь) (рисунок 8); 2) за счет улучшения технологий (интенсивный путь) (рисунок 8). Для общего развития отрасли необходимо установить его ресурсные возможности, осуществить выбор их использования, что обеспечит повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования в условиях их ограниченности. Важной составляющей обеспечения развития отрасли является обоснование выбора использования ресурсных возможностей с помощью методических инструментов.
Рисунок 8. Факторы экстенсивного развития отрасли Сущность процесса развития, с точки зрения функционирования отрасли, составляет рост уровня его организации, когда по мере накопления информации уменьшается неопределенность. Развитие должно осуществляться таким образом, чтобы все изменения, происходящие на предприятии, позволяли в динамичных рыночных условиях сохранить и улучшить рентабельность и стабильность. Особенности среды и необходимость постоянных изменений требуют также изменений подходов, в рамках которых происходит управление организациями. Проведенное исследование различных методологических подходов позволило сделать вывод, что требуется разработка интегрированной научной концепции, определяющей ключевые параметры развития отрасли позволяющей обоснованно выбирать направление и принципы совершенствования управления производственно-экономическими системами. Поэтому для построения непротиворечивого методологического подхода к стратегическому управлению развитием отрасли необходимо осуществлять объединение отдельных составляющих различных теоретических концепций. Предпосылкой стратегического развития отрасли в условиях рынка является сбалансированное развитие и правильное использование его потенциала. Достижение максимального роста потенциала при минимальных затратах возможно только при условии правильного отбора управленческих решений для его наращивания. От умения правильно использовать имеющиеся возможности в решающей степени зависит эффективность функционирования предприятия, темпы и качество развития его бизнеса. В связи с этим большое значение приобретают выявление и количественная оценка потенциала предприятия, его реализованной и нереализованной частей.
Одним из современных инструментов автоматизированной оценки и управления потенциалом является графоаналитический метод анализа, названный «ВSC». Описание метода Базовая идея концепции — в сжатой, структурированной форме, в виде системы показателей представить менеджменту самую важную для него информацию. Эта информация, с одной стороны, должна быть компактной, а с другой стороны, должна отражать все основные стороны деятельности компании. В классическом варианте этой концепции вся информация, необходимая руководителю для принятия решений, разбивается на четыре взаимосвязанных блока (так называемые «перспективы») — «Финансы \ Экономика», «Рынок \ Клиенты», «Бизнес-процессы» и «Инфраструктура \ Сотрудники» (рисунок 9). Рисунок 9. Базовая схема системы Balanced Scorecard Одна из базовых идей, положенных в основу системы Balanced Scorecard — это идея измеримости. Все факторы, важные для управления предприятием, должны быть так или иначе измерены и представлены в виде показателей (индикаторов). В рамках модели Balanced Scorecard четыре упомянутых блока связываются между собой стратегической причинно-следственной цепочкой — квалифицированные, мотивированные, сплоченные в единую команду сотрудники, использую развитую инфраструктуру (информационные системы, оборудование, технологии), обеспечивают необходимое системе качество бизнес-процессов. Отлаженные бизнес-процессы (низкий процент брака, быстрая обработка и выполнение заказа клиента, качественная сервисная поддержка) обеспечивают удовлетворенность клиентов, достижение конкурентных преимуществ и успех компании на рынке. Маркетинговые успехи компании, в свою очередь, служат залогом ее финансовых успехов. Обратная цепочка модели Balanced Scorecard раскручивается в обратную сторону следующим образом: причины неудовлетворительных значений финансово-экономических показателей следует искать в блоке «Рынок \ Клиенты», неудовлетворенность клиентов означает наличие проблем в блоке «Бизнес-процессы», а корни проблем с бизнес-процессами находятся в блоке «Инфраструктура \ Сотрудники» (рисунок 10).
Рисунок 10. Причинно-следственная системы Balanced Scorecard
Перспектива «Рынок \ Клиенты» содержит информацию об отношении клиентов к компании, а также о динамике рынка (изменение спроса на продукты, рост рынка, конкурентная ситуация). Типовыми показателями, используемыми для измерения перспективы «Рынок \ Клиенты» можно считать долю рынка, число новых клиентов, число постоянных клиентов, индекс удовлетворенности клиентов (на основе опроса), объем повторных продаж, соотношение выручки и затрат на маркетинг, обеспеченность заказами в днях, конкурентоспособность фирмы (в баллах). Перспектива «Бизнес-процессы» призвана измерить эффективность выполняемых в компании бизнес-процессов и характеризуется, как правило, ярко выраженной отраслевой спецификой (специфика организации бизнес-процессов крупного машиностроительного предприятия значительно отличается от специфики организации бизнес-процессов небольшой торговой компании). К числу типовых индикаторов по этой перспективе можно отнести средний срок обработки и выполнения заказа, долю брака, число рекламаций, отклонение план\факт по затратам, долю своевременных поставок, среднее время и стоимость выполнения отдельных процессов, производительность труда, показатели оборачиваемости (склада, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности). Перспектива «Инфраструктура \ Сотрудники» предназначена для оценки обеспеченности компании необходимой инфраструктурой (оборудование, здания, программное обеспечение, базы данных и информации) и человеческим капиталом. К числу типовых показателей можно отнести степень изношенности мощностей (как инфраструктуры, так и человеческого капитала), степень автоматизации отдельных процессов, текучесть кадров, число рационализаторских предложений, затраты на персонал (заработная плата и повышение квалификации), индекс удовлетворенности персонала. Пример системы показателей на основе методологии Balanced Scorecard представлен на рисунке 11. Рисунок 11. Пример системы показателей Balanced Scorecard
Причинно-следственная цепочка системы Balanced Scorecard реализуется при разработке стратегии компании. В рамках модели Balanced Scorecard разработка стратегии начинается с ответа на вопрос: «Какие параметры финансового состояния будут приемлемыми для нас и наших учредителей (перспектива «Финансы \ Экономика»)?». Второй вопрос звучит так: «Как мы должны выглядеть в глазах наших клиентов (по сравнению с конкурентами), чтобы достичь тех финансово-экономических целей, которые мы перед собой поставили?». Третий вопрос — «Как должны выглядеть наши процессы, чтобы мы смогли достичь тех целей, которые мы перед собой поставили по перспективе «Рынок \ Клиенты»? И, наконец, четвертый вопрос звучит так: «Какие инфраструктура и сотрудники нам необходимы для достижения целей по перспективе «Бизнес-процессы»?
Типовая последовательность разработки стратегии компании при использовании модели Balanced Scorecard состоит из следующих этапов: 1. Разработка базовой стратегической ориентации компании (миссия, система ценностей компании, принципиальные направления развития); 2. Определение стратегических целей, индикаторов и целевых значений индикаторов по перспективе «Финансы \ Экономика»; 3. Определение стратегических целей, индикаторов и целевых значений индикаторов по перспективе «Рынок \ Клиенты»; 4. Определение стратегических целей, индикаторов и целевых значений индикаторов по перспективе «Бизнес-процессы»; 5. Определение стратегических целей, индикаторов и целевых значений индикаторов по перспективе «Инфраструктура \ Сотрудники»; 6. Построение причинно-следственной цепочки стратегических целей компании; 7. Разработка мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей, определение бюджетов, сроков и ответственных за реализацию мероприятий. Общая схема разработки стратегии компании на основе модели Balanced Scorecard представлена на рисунок 12. Рисунок 12. Общая схема разработки стратегии компании на основе модели Balanced Scorecard
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|