Особенности оценки строительных машин
Разнообразные строительные и строительно-дорожные машины образуют парк оборудования монтажно-строительных и ремонтно-строительных организаций, активы которых могут подвергаться оценке. Основной признак для наиболее общей классификации этих машин — их назначение. Исходя из этого строительные машины подразделяются на следующие основные классы: 1) для земляных работ; 2) подъемно-транспортные (транспортные, грузоподъемные, транспортирующие и погрузочно- разгрузочные); 3) для буровых работ; 4) для свайных работ; 5) для бетонных и железобетонных работ (дробления, сортировки и мойки каменных материалов, приготовления, транспортирования бетонов и растворов и уплотнения бетонной смеси); 6) для отделочных работ; 7) машины строительно-дорожные; 8) ручной механизированный инструмент. Классы машин делятся на отдельные группы, типы, типоразмеры в соответствии с технологическим назначением, характером рабочего процесса, конструктивными особенностями и техническими параметрами. Например, машины для земляных работ подразделяют на группы по характеру рабочего процесса: землеройные (экскаваторы), отрывающие и перемещающие грунт на небольшие расстояния; землеройно-транспортные (бульдозеры, скреперы, фейдеры, грейдер-элеваторы), разрабатывающие грунт во время движения и перемещающие его на определенное расстояние; для гидравлической разработки грунта (землесосы, гидромониторы); рыхлители твердых и мерзлых грунтов; грунтоуплот- няющие; буровые; вспомогательные для подготовки площадки — корчеватели, кусторезы, камнеуборочные и др. Многие группы машин делятся на типы, например, экскаваторы одноковшовые - канатные и гидравлические. В свою очередь большинство типов машин подразделяются по главным параметрам на типоразмеры. Главным параметром может служить, например, вместимость ковша (экскаваторы), максимальная грузоподъемность (краны), масса машины (катки), мощность силовой установки и т.п. Например, одноковшовые строительные экскаваторы имеют шесть типоразмеров в зависимости от вместимости ковша: 0,25; 0,4; 0,63; 1,0; 1,6; 2,5 м3.
Кроме деления машин по указанным признакам и параметрам в зависимости от режима рабочего процесса строительные Большинство (около 90%) строительных машин имеют собственное ходовое оборудование. В зависимости от типа этого оборудования они подразделяются на гусеничные, пневмоколес- ные, рельсоколесные и шагающие. Строительные машины бывают также универсальными, способными быстро менять рабочее оборудование и переналаживаться на другие операции, и специальными, предназначенными для выполнения работ только одного вида. По роду используемой энергии силовой установкой строительные машины делятся на электрические и работающие от двигателей внутреннего сгорания. Первые обладают большей готовностью к работе по сравнению со вторыми. Важным преимуществом вторых перед первыми является их автономность от источника энергии. Кроме перечисленных выше признаков в рамках отдельных классов машин существует деление машин на типы по конструктивным особенностям.
Все мобильные строительные машины можно представить как технические системы, включающие следующие основные части: силовое оборудование (привод); трансмиссию; рабочее оборудование, ходовую часть и систему управления. В свою очередь эти части состоят из отдельных агрегатов и узлов. Это создает предпосылки для поагрегатного расчета стоимости, особенно если агрегаты унифицированы. Возрастной износ у строительных машин достаточно заметен, так как большинство этих машин эксплуатируется на открытых строительных площадках и на дорогах. Под воздействием воздуха, влаги, дождя, снега и температурных колебаний в металлических конструкциях развивается коррозия. Таким образом, даже если машина в основном бездействует, она все равно испытывает износ и по истечении предельного срока эксплуатации приходит в полную негодность и подлежит списанию. Эксплуатация машин с большим возрастом (около 25—30 лет) становится небезопасной и может привести к серьезным поломкам и авариям. При этом изменения в деталях значительны и скрытны и не поддаются восстановлению с помощью ремонта. Кроме того, наступление предельного состояния сопровождается моральным и внешним износом. Если принять, что предельный срок жизни строительной машины — около 25—30 лет, то это означает, что возрастной износ развивается со скоростью 3,3—4% в год. Наработочный физический износ развивается независимо от возрастного износа в периоды активной работы машины и характеризуется постепенным изнашиванием деталей, развитием усталости и ползучести металла, нарушением параметров сопряжений, деформацией металлоконструкции от нагрузки, ослаблением соединений и т.п. Наработочный износ зависит, естественно, от объема наработки за срок эксплуатации машины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|