Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод «прямого денежного измерения»




Этот метод заключается в подсчёте суммы затрат на замену отдельных элементов оборудования в денежном выражении, которая бы потребовалась для устранения износа и возвращения актива как бы в "новое" состояние. В большинстве случаев экономически нецелесообразно или физически невозможно устранить весь износ, однако определённая его часть может быть рассчитана с помощью этого метода.

Физический износ в процентном выражении может быть определён через соотношение:

Стоимость ремонта

% Физического износа = ------------------------------------

Стоимость новой машин

3. Функциональный износ и методы его определения

Если физический износ имеет индивидуальный характер и он оценивается для каждой конкретной машины, то функциональ­ный износ - это износ групповой, ему подвергаются сразу все ма­шины одной модели или даже одного вида.

Функциональный износ машин данной модели обнаружива­ется тогда, когда на рынке появляется не просто аналог, а аналог нового семейства или нового поколения с лучшим соотношени­ем «цена — качество».

Процесс появления функционального износа наглядно пока­зан на рис. 3.3.

Показатель качества Рис. 1 Схема появления функционального износа

 

Оцениваемая машина имеет полную стоимость воспроизвод­ства Sncв, оцененную на момент оценки с использованием затрат­ного подхода, и характеризуется показателем качества X. К мо­менту оценки на рынке появились аналогичные машины нового поколения, у которых цена Цан и показатель качества Хан.

Из графика видно, что полная стоимость замеще­ния меньше полной стоимости воспроизводства. В новых усло­виях оцениваемую машину будет невозможно продать по преж­ней стоимости воспроизводства, она обесценилась до полной стоимости замещения.

Коэффициент функционального износа равен отношению стоимости этого износа к полной стоимости воспроизводства. После подстановки значений получаем окон­чательную формулу

 

 

Из приведенной формулы видно, что функциональный износ может проявляться в следующих случаях.

1. Цена аналога ниже при неизменных эксплуатационных ха­рактеристиках качества. В этом случае говорят о технологическом износе, т.е. износе, вызванном тем, что новая конструкция ма­шины более технологична в производстве, а потому и дешевле старой конструкции.

2. Цена аналога неизменна, а эксплуатационные характерис­тики качества лучше (например, выше надежность, КПД, ниже расход топлива и т.д.). В этом случае износ вызван снижением конкурентоспособности, коммерческой привлекательности ста­рой модели машины по сравнению с новой моделью.

3. При сравнении оцениваемой модели с новой моделью ма­шины одновременно действуют технологический (цена выше) и функциональный (качество ниже) факторы.

4. При определении степени функционального износа очень важно правильно выбрать показатель качества. В некоторых слу­чаях целесообразно взять так называемый совокупный показа­тель качества, объединяющий разные признаки качества: надеж­ность, долговечность, дизайн, экономичность эксплуатации и др.

5. Функциональный износ частично может быть устранен толь­ко путем модернизации машины, т.е. внесением в конструкцию машины таких усовершенствований, которые позволяют повы­сить ее качество и приблизить к современным требованиям.

Если оборудованию больше 5 лет, то коэффициент функцио­нального износа рассчитывают по следующим приближенным формулам:

для металлорежущего

• Кфун = 0,1+0,02(Гхр-5);

• для энергетического, термического и гальванического

• Кфун = 0,05 + 0,02(Гхр-5);

• для кузнечно-прессового и литейного

• Кфун = 0,2 + 0,02(7;р-5);

• для компьютеров, вычислительной и офисной техники

• Кфун = 0,3 + 0,02(7;р-5).

• Косвенным признаком того, что оцениваемая машина имеет функциональный износ, является также факт прекращения вы­пуска машин подобной модели предприятием-изготовителем. Это означает, что изготовитель освоил производство новой, более совершенной модели. Если получены сведения от предприятия- изготовителя, что выпуск данной модели прекращен, то можно допустить наличие коэффициента функционального износа около 20%.

• Определение функционального износа как обязательной оце­ночной операции для корректировки ранее полученной стоимос­ти имеет место при оценке на основе затратного подхода. Приве­денный выше вывод формулы (3.17) для коэффициента функци­онального износа убедительно это доказывает.

• Если оценка выполняется на основе сравнительного подхода, то самостоятельного определения функционального износа не требуется, так как функциональное обесценение уже отражено через корректируемые цены аналогов. При этом не имеет значе­ния, с какой машиной ведется сравнение — с более совершенной или с идентичной, так как обесценению подвергается и идентич­ная машина тоже.

• Стоимость пользования, получаемая при использовании до­ходного подхода, рассчитывается на основе прогноза будущего чистого операционного дохода (ЧОД), обеспечиваемого функци­онированием оцениваемой машины при всех известных на мо­мент оценки реальных обстоятельствах. Крайне ненадежно и сомнительно пытаться при этом предсказывать какое-то сниже­ние ЧОД от возможного появления в будущем более совершен­ных аналогов. Поэтому корректировка результатов оценки стои­мости пользования с целью учета функционального износа прак­тически не применяется. Кроме того, полная стоимость пользо­вания, получаемая методом равноэффективного аналога, уже включает функциональный износ через механизм сравнения с ценой базисного функционального аналога.

• Изложенные выше замечания важны с точки зрения того, чтобы не допустить двойного зачета функционального износа при оценке и не получить тем самым искаженных результатов.

4. Внешний (экономический) износ и методы его определения

Внешний (экономический) износ — обесценение машины в силу то­го, что внешняя среда, в которой она эксплуатируется, наклады­вает ограничения на использование полезностного потенциала данной машины. В современных условиях бизнеса машина не может раскрыть все свои функциональные возможности, зало­женные в ее конструкции при проектировании и создании.

Внешнему износу в основном подвержены специальные и специализированные машины, имеющие очень узкое назначение по производству только одного наименования продукции или по выполнению только одной операции в услуге. Работа таких ма­шин в значительной степени зависит от состояния конкретного производства.

Сворачивание производства конкретной продукции, где за­няты данные машины, особенно не подлежащие переналадке, обесценивает машины и делает их бесполезными. Таким обра­зом, внешний износ является косвенным износом. Сначала по каким-то причинам отпадает потребность в продукции или услу­ге, а затем отпадает потребность в машинах, на которых эта про­дукция или услуга производится.

Одной из причин внешнего износа является нарушение принципа сбалансированности в организации производственно­го процесса, когда машинный комплекс, в составе которого функционирует оцениваемая машина, сдерживает производи­тельность и другие ее возможности. В этом случае машинный комплекс, его свойства, структура и принципы функционирова­ния выполняют роль внешней среды по отношению к машине.

Любой машинный комплекс представляет собой совокуп­ность машин, связанных единым технологическим потоком по производству определенной продукции или услуги. В составе технологического потока имеется так называемая лими­тирующая машина (или группа дублирующих друг друга машин), которая обладает наименьшей производственной мощностью и определяет тем самым производственную мощность всего комп­лекса.

Положим, что требуется оценить стоимость машины по месту использования, т.е. стоимость ее как элемента в машинном комплексе. С помощью доходного подхода можно определить стои­мость пользования всего машинного комплекса исходя из его производственной мощности. Если производственная мощность оцениваемой машины больше производственной мощности комплекса, то, естественно, ее стоимость в составе комплекса бу­дет ниже по сравнению со стоимостью, получаемой в предполо­жении, что машина эксплуатируется самостоятельно. Эта разни­ца равна стоимости внешнего износа. Таким образом, если нуж­но оценить стоимость машины в пользовании в составе машин­ного комплекса и для этого применяют сравнительный или зат­ратный подход, где машина рассматривается как самостоятельно функционирующий объект, то получаемая стоимость замещения или воспроизводства должна быть скорректирована коэффици­ентом внешнего износа:

 

Кв=Ммк/М

где Мм к и М — производственная мощность машинного комплекса и маши­ны соответственно.

При этом предполагают, что машинный комплекс без данной машины функционировать не может.

Внешний износ, вызванный несоответствием между про­изводственными мощностями машины и машинного комплек­са, является индивидуальным и относится только к данной ма­шине.

Внешний износ, вызванный внешними причинами, подобно функциональному (моральному) износу, имеет групповой харак­тер и распространяется на весь машинный комплекс, предназна­ченный для производства потерявшей спрос продукции. Внеш­ний износ, вызванный сокращением потребности в продукции, может быть рассчитан через коэффициент использования произ­водственной мощности. Однако фактический коэффициент ис­пользования производственной мощности, полученный по дан­ным предприятия, где эксплуатируется оцениваемая машина, не является убедительным аргументом возникновения данного из­носа. Недоиспользование производственной мощности может быть связано с плохим операционным менеджментом, слабой ор­ганизацией маркетинга, неудовлетворительной ассортиментной и ценовой политикой предприятия или временно складываю­щейся неблагоприятной конъюнктурой на рынке. Поэтому будет большой ошибкой все упущения в менеджменте, отразившиеся на низком использовании мощностей, списать на внешний износ машин. От оценщика потребуется проведение обстоятельного анализа, чтобы доказать, что сокращение потребности в опреде­ленной продукции является объективным фактором, не зависит от усилий предприятия и имеет системный характер в данной от­расли. Только на основе такого анализа оценщик сможет обосно­вать соблюдение принципа наиболее полного использования объекта оценки.

 

5. Определение совокупного износа

Совокупный износ — общее обесценение оцениваемой машины, вызванное износом всех видов, которым подверглась машина к моменту оценки.

Физический износ развивается непрерывно на протяжении жизни машины; в отдельные периоды его интенсивность то уси­ливается, то ослабевает. Физическому износу подвергаются все машины. Функциональный и внешний виды износа не обладают такой регулярностью, как физический износ. Они возникают в отдельные периоды по разным причинам: инновационный про­рыв в технологии, изменение структуры потребностей в общест­ве и структуры рынка, ужесточение экологических требований и т.д. Функциональный и внешний виды износа обладают опреде­ленной избирательностью: какие-то виды машин им подвергают­ся, а какие-то нет.

Как функциональный, так и внешний износ с их проявлени­ем как бы «накладывается» на ранее имевшийся износ машины. Другими словами, базой для добавляемого износа служит стои­мость, оцененная с учетом ранее накопленного износа. Такому порядку формирования совокупного износа отвечает следующая математическая модель для расчета коэффициента совокупного износа:

Ксов = 1 — (1 — Кфиз) (1 - Кфун) (1 - Квн)

где Кфиз, Кфун, Квн — коэффициенты физического, функционального и внешнего износа соответственно.

Приведенная выше формула определения совокупного изно­са исходит из того, что все частные виды износа развиваются у машины независимо друг от друга.

В практике оценки физический износ определяется и учиты­вается всегда. Что касается функционального и внешнего видов износа, то в каждом конкретном случае необходимо выявлять их наличие и давать объяснение в отчете об оценке: почему учтен или, наоборот, не учтен тот или иной износ

Необходимость прямого определения и последующего учета при оценке функционального и внешнего видов износа зависит от характера оцениваемой машины (универсальная или специ­альная, переналаживаемая или непереналаживаемая, однофункциональная или многофункциональная) и применяемого при оценке подхода (сравнительного, затратного, доходного). Имеют значение также результаты анализа современной ситуации на со­ответствующем отраслевом рынке.

 
Подход в оценке Прямое определение степени износа
физического функционального внешнего
Сравнительный Затратный Доходный   Обязательно всегда   Обязательно всегда   Обязательно всегда Не требуется Обязательно при обнаружении Не требуется Не требуется* Обязательно при обнаружении Не требуется
* Возможно при применении «прямого» метода.

О том, как учитывается каждый вид износа при применении того или иного оценочного подхода, было рассказано в предыду­щих параграфах. В обобщенном виде соображения о необходи­мости прямого определения коэффициента износа

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...