Влияние скорости движения на остановочный путь транспортного средства
Примечание. При расчетах время реакции водителя на неожиданное событие принималось в пределах 1...2 сек.
дистанции увеличение скорости движения с 130 до 150 км/ч позволяет сэкономить всего 6 минут; • с увеличением скорости движения повышается риск ошибки и быстрее наступает усталость водителя; • скоростное движение требует особой бдительности водителя в ночное время: фары ближнего света освещают участок протяженностью всего 30 м, и на скорости свыше 70 км/ч столкновение с внезапно возникшим в освещенной зоне препятствием становится неизбежным; • с увеличением скорости движения ухудшается зрительное восприятие: поле зрения водителя на скорости 40 км/ч составляет 100°, на скорости 130 км/ч - снижается до 30°; • от скорости движения зависит качество жизни, особенно в городских зонах. Повышение скорости движения сопровождается существенным увеличением уровня шума транспортного потока; • с увеличением скорости движения ухудшается сцепление дорожного покрытия с шиной колес. На выбор скорости водителем влияет ряд факторов: • дорога, роль которой определяют следующие критерии: тип (автомобильная магистраль, дорога с раздельными проезжими частями, проселочная дорога, городская дорога); ширина проезжей части; число полос движения; профиль дороги в плане; линейные сооружения (тоннели, мосты); уклон; дорожная разметка; состояние дорожного покрытия и т.д.; • транспортное средство, роль которого определяют следующие критерии: тип; соотношение между массой и мощностью; комфортабельность; уровень шума и т.д.;
• дорожное движение, роль которого определяют следующие критерии: плотность; общий уровень скорости; состав транспортного потока; • дорожная обстановка, роль которой определяют следующие критерии: климатические условия; время суток (день/ночь); ландшафт (равнина, гористая местность, туристические места и т.д.); дорожное освещение; дорожные знаки и сигналы; ограничения скорости; наличие радаров и т.д.; • водитель, роль которого определяют следующие критерии: возраст; пол; время реакции; личностные установки; • обстоятельства, с которыми связано нахождение в пути, - цель поездки (транзитные перевозки, местные перевозки и т.д.); • возможное содержание алкоголя в крови водителя; присутствие пассажиров в транспортном средстве; • способность водителя к восприятию опасности; • поиск острых ощущений и т.д. Вместе с тем выбор адекватной скорости движения, если не брать во внимание возможные психологические и субъективные факторы (личные проблемы, боязнь опоздать и т.д.), в основном зависит от ее восприятия водителем: чтобы правильно выбрать необходимую скорость движения, он должен быть в состоянии ее оценивать. Исследования показали, что в восприятии скорости движения решающую роль играют: слуховая информация - ее отсутствие приводит к недооценке скорости движения; периферийное зрение - широкие трассы, не имеющие визуальных ориентиров, также приводят к заниженному восприятию скорости движения. Кроме того, восприятие скорости движения ухудшается по мере нахождения в пути, и водители в момент, когда им нужно снизить или увеличить скорость, всегда делают это в меньшей степени, чем необходимо. При изучении факторов, влияющих на восприятие скорости движения, было установлено, что наиболее опасными и сложными являются: участки, где скорость движения остается постоянной в течение длительных периодов;
переходные участки, где необходимо существенно изменить скорость движения в связи с изменением дорожной обстановки или в силу установленных ограничений; участки, условия которых ухудшают периферийное зрение, в частности из-за отсутствия ориентиров. Наилучших результатов в решении вопросов, касающихся скорости движения, можно добиться, создав условия, при которых: снижается вероятность ошибки водителя; трудно и даже физически невозможно нарушить ограничения скорости движения; ошибки и нарушения ограничений скорости движения необязательно приводят к ДТП; в случае неизбежности ДТП обустройство обочины не усугубляет ситуацию, а наоборот помогает сгладить ошибки водителя либо смягчить их последствия. Эффективность таких мер, обеспечивающих безопасность дорожной обстановки, зависит от конкретных условий. Например, в городах чаще всего применяются следующие меры: • снижение скорости движения в жилых зонах до 30 км/ч и менее; • обустройство островков безопасности; • создание перекрестков с кольцевым движением; • использование искусственных неровностей для ограничения скорости движения; • применение схем обустройства обочин, обеспечивающих безопасность дорожного движения и смягчение возможных последствий ошибки водителя при сходе с трассы. Для эффективности вводимых ограничений скорости движения необходимо использовать контроль скорости в качестве одного из основных средств обеспечения соблюдения установленных ограничений, создавая у водителей уверенность в наличии постоянного контроля движения. Освещение дорог и улиц. Залогом оптимальности скоростного режима движения служит надежное освещение автомобильных дорог и улиц в темное время суток. В темноте водитель значительно хуже воспринимает обстановку, с меньшей точностью оценивает скорость движения своего транспортного средства. Освещение следует предусматривать в первую очередь на наиболее опасных участках автомобильных дорог, где возникают частые конфликты между участниками дорожного движения: на пересечениях дорог, транспортных развязках, при прохождении дороги в черте населенного пункта.
При выборе типа и способа размещения осветительных устройств требуется обеспечивать необходимый уровень освещения дороги в соответствии с нормативами. Видимость объекта в темноте определяется яркостью дорожного покрытия (поля адаптации) Я д, яркостью объекта наблюдения Я о, контрастом между объектом наблюдения и дорожным покрытием К, устанавливаемым относительной разностью яркостей. Контраст определяется по формуле:
К=(Я о -Я д )/Я д .
Для возможности зрительного обнаружения объекта необходимо обеспечить некоторое минимальное значение контраста, называемого пороговым:
К пор =Я пор /Я д, где Я пор - минимальная разность яркостей объекта и дорожного покрытия (фона), которая может быть надежно воспринята глазом. Показатель Я пор называется пороговой разностью яркостей. Отчетливая видимость обеспечивается при отношении К: К пор = 15: 20. Очень важно выделять и подчеркивать расположение опасных зон (пересечений и примыканий дорог, мест сужений проезжей части, пешеходных переходов) за счет изменения цветности источников света, размещения опор и светильников, повышения яркости проезжей части в опасной зоне. Нельзя допускать резкого снижения уровня освещения перед сложными и опасными участками дорог и чередования освещенных и неосвещенных участков. Необходимо устраивать непрерывное освещение при расположении освещенных зон на расстоянии менее 250 м друг от друга. При проектировании освещения автомобильных дорог необходимо добиваться плавного снижения средней яркости проезжей части на выезде с освещенного участка на неосвещенный, устраивая переходную зону длиной 150...250 м. Мероприятия по «успокоению движения». Наиболее радикальной мерой по оптимизации скоростного режима движения в городских центрах являются мероприятия по «успокоению движения» (traffic calming). Основной целью мероприятий по «успокоению движения» является существенное снижение скоростей движения. Мероприятия по «успокоению движения» включают в себя: планировочные решения, направленные на изменение геометрии проезжей части (сужение проезжей части, изменение геометрии проезжей части с размещением мест для стоянки и озеленением, изменение конфигурации пересечений и примыканий) и изменение типа дорожного покрытия в зонах пешеходных переходов и пересечений;
применение активных средств воздействия на скорость движения транспортных средств - искусственных неровностей. Основными результатами, достигаемыми «успокоением движения» являются следующие: • улучшение условий движения: повышение безопасности дорожного движения; улучшение организации движения; создание условий для остановки и стоянки транспортных средств; • улучшение условий проживания в прилегающей жилой зоне: уменьшение шума и загазованности; увеличение свободных, благоустроенных и озелененных площадей; улучшение эстетического оформления дорог; • улучшение условий работы торговых и других предприятий: создание возможностей для остановки с целью погрузочно-разгрузочных работ; приближение мест остановки и стоянки автомобилей к служебным зданиям. Рекомендуемые места для проведения мероприятий по созданию зон «успокоенного движения»: • улицы районного и местного значения, проходящие по населенным пунктам с близкой к дороге застройкой; • боковые и местные проезды в зоне автомобильных магистралей; • участки дорог местного значения, проходящие в зонах культурно-просветительных центров, детских и молодежных учебно-воспитательных учреждений, больниц, поликлиник, санаториев и т.п. Перспектива оптимизации скоростного режима, особенно на городских магистралях с высоким уровнем загрузки в пиковые периоды, тесно связана с применением многопозиционных управляемых дорожных знаков (со сменным табло), с помощью которых можно изменять предел ограничения в зависимости от загрузки и метеоусловий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|