Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние скорости движения на остановочный путь транспортного средства




 

Скорость, км/ч Расстояние, необходимое для полной остановки, м
на сухом дорожном покрытии на влажном дорожном покрытии
  26,5  
  71,5  
     
     

 

Примечание. При расчетах время реакции водителя на неожиданное событие принималось в пределах 1...2 сек.

 

дистанции увеличение скорости движения с 130 до 150 км/ч позволяет сэкономить всего 6 минут;

• с увеличением скорости движения повышается риск ошибки и быстрее наступает усталость водителя;

• скоростное движение требует особой бдительности водителя в ночное время: фары ближнего света освещают участок протяженностью всего 30 м, и на скорости свыше 70 км/ч столкновение с внезапно возникшим в освещенной зоне препятствием становится неизбежным;

• с увеличением скорости движения ухудшается зрительное восприятие: поле зрения водителя на скорости 40 км/ч составляет 100°, на скорости 130 км/ч - снижается до 30°;

• от скорости движения зависит качество жизни, особенно в городских зонах. Повышение скорости движения сопровождается существенным увеличением уровня шума транспортного потока;

• с увеличением скорости движения ухудшается сцепление дорожного покрытия с шиной колес.

На выбор скорости водителем влияет ряд факторов:

• дорога, роль которой определяют следующие критерии:

тип (автомобильная магистраль, дорога с раздельными проезжими частями, проселочная дорога, городская дорога);

ширина проезжей части; число полос движения; профиль дороги в плане;

линейные сооружения (тоннели, мосты); уклон; дорожная разметка; состояние дорожного покрытия и т.д.;

• транспортное средство, роль которого определяют следующие критерии: тип; соотношение между массой и мощностью; комфортабельность; уровень шума и т.д.;

дорожное движение, роль которого определяют следующие критерии: плотность; общий уровень скорости; состав транспортного потока;

• дорожная обстановка, роль которой определяют следующие критерии:

климатические условия; время суток (день/ночь);

ландшафт (равнина, гористая местность, туристические места и т.д.);

дорожное освещение; дорожные знаки и сигналы; ограничения скорости; наличие радаров и т.д.;

• водитель, роль которого определяют следующие критерии: возраст; пол; время реакции; личностные установки;

• обстоятельства, с которыми связано нахождение в пути, - цель поездки (транзитные перевозки, местные перевозки и т.д.);

• возможное содержание алкоголя в крови водителя; присутствие пассажиров в транспортном средстве;

• способность водителя к восприятию опасности;

• поиск острых ощущений и т.д.

Вместе с тем выбор адекватной скорости движения, если не брать во внимание возможные психологические и субъективные факторы (личные проблемы, боязнь опоздать и т.д.), в основном зависит от ее восприятия водителем: чтобы правильно выбрать необходимую скорость движения, он должен быть в состоянии ее оценивать.

Исследования показали, что в восприятии скорости движения решающую роль играют:

слуховая информация - ее отсутствие приводит к недооценке скорости движения;

периферийное зрение - широкие трассы, не имеющие визуальных ориентиров, также приводят к заниженному восприятию скорости движения.

Кроме того, восприятие скорости движения ухудшается по мере нахождения в пути, и водители в момент, когда им нужно снизить или увеличить скорость, всегда делают это в меньшей степени, чем необходимо.

При изучении факторов, влияющих на восприятие скорости движения, было установлено, что наиболее опасными и сложными являются:

участки, где скорость движения остается постоянной в течение длительных периодов;

переходные участки, где необходимо существенно изменить скорость движения в связи с изменением дорожной обстановки или в силу установленных ограничений;

участки, условия которых ухудшают периферийное зрение, в частности из-за отсутствия ориентиров.

Наилучших результатов в решении вопросов, касающихся скорости движения, можно добиться, создав условия, при которых:

снижается вероятность ошибки водителя;

трудно и даже физически невозможно нарушить ограничения скорости движения;

ошибки и нарушения ограничений скорости движения необязательно приводят к ДТП;

в случае неизбежности ДТП обустройство обочины не усугубляет ситуацию, а наоборот помогает сгладить ошибки водителя либо смягчить их последствия.

Эффективность таких мер, обеспечивающих безопасность дорожной обстановки, зависит от конкретных условий. Например, в городах чаще всего применяются следующие меры:

• снижение скорости движения в жилых зонах до 30 км/ч и менее;

• обустройство островков безопасности;

• создание перекрестков с кольцевым движением;

• использование искусственных неровностей для ограничения скорости движения;

• применение схем обустройства обочин, обеспечивающих безопасность дорожного движения и смягчение возможных последствий ошибки водителя при сходе с трассы.

Для эффективности вводимых ограничений скорости движения необходимо использовать контроль скорости в качестве одного из основных средств обеспечения соблюдения установленных ограничений, создавая у водителей уверенность в наличии постоянного контроля движения.

Освещение дорог и улиц. Залогом оптимальности скоростного режима движения служит надежное освещение автомобильных дорог и улиц в темное время суток. В темноте водитель значительно хуже воспринимает обстановку, с меньшей точностью оценивает скорость движения своего транспортного средства.

Освещение следует предусматривать в первую очередь на наиболее опасных участках автомобильных дорог, где возникают частые конфликты между участниками дорожного движения: на пересечениях дорог, транспортных развязках, при прохождении дороги в черте населенного пункта.

При выборе типа и способа размещения осветительных устройств требуется обеспечивать необходимый уровень освещения дороги в соответствии с нормативами.

Видимость объекта в темноте определяется яркостью дорожного покрытия (поля адаптации) Я д, яркостью объекта наблюдения Я о, контрастом между объектом наблюдения и дорожным покрытием К, устанавливаемым относительной разностью яркостей.

Контраст определяется по формуле:

 

К=(Я о д )/Я д .

 

Для возможности зрительного обнаружения объекта необходимо обеспечить некоторое минимальное значение контраста, называемого пороговым:

 

К пор пор д,

где Я пор - минимальная разность яркостей объекта и дорожного покрытия (фона), которая может быть надежно воспринята глазом.

Показатель Я пор называется пороговой разностью яркостей. Отчетливая видимость обеспечивается при отношении К: К пор = 15: 20.

Очень важно выделять и подчеркивать расположение опасных зон (пересечений и примыканий дорог, мест сужений проезжей части, пешеходных переходов) за счет изменения цветности источников света, размещения опор и светильников, повышения яркости проезжей части в опасной зоне.

Нельзя допускать резкого снижения уровня освещения перед сложными и опасными участками дорог и чередования освещенных и неосвещенных участков. Необходимо устраивать непрерывное освещение при расположении освещенных зон на расстоянии менее 250 м друг от друга.

При проектировании освещения автомобильных дорог необходимо добиваться плавного снижения средней яркости проезжей части на выезде с освещенного участка на неосвещенный, устраивая переходную зону длиной 150...250 м.

Мероприятия по «успокоению движения». Наиболее радикальной мерой по оптимизации скоростного режима движения в городских центрах являются мероприятия по «успокоению движения» (traffic calming).

Основной целью мероприятий по «успокоению движения» является существенное снижение скоростей движения. Мероприятия по «успокоению движения» включают в себя:

планировочные решения, направленные на изменение геометрии проезжей части (сужение проезжей части, изменение геометрии проезжей части с размещением мест для стоянки и озеленением, изменение конфигурации пересечений и примыканий) и изменение типа дорожного покрытия в зонах пешеходных переходов и пересечений;

применение активных средств воздействия на скорость движения транспортных средств - искусственных неровностей.

Основными результатами, достигаемыми «успокоением движения» являются следующие:

• улучшение условий движения: повышение безопасности дорожного движения; улучшение организации движения; создание условий для остановки и стоянки транспортных средств;

• улучшение условий проживания в прилегающей жилой зоне: уменьшение шума и загазованности; увеличение свободных, благоустроенных и озелененных площадей; улучшение эстетического оформления дорог;

• улучшение условий работы торговых и других предприятий: создание возможностей для остановки с целью погрузочно-разгрузочных работ;

приближение мест остановки и стоянки автомобилей к служебным зданиям.

Рекомендуемые места для проведения мероприятий по созданию зон «успокоенного движения»:

• улицы районного и местного значения, проходящие по населенным пунктам с близкой к дороге застройкой;

• боковые и местные проезды в зоне автомобильных магистралей;

• участки дорог местного значения, проходящие в зонах культурно-просветительных центров, детских и молодежных учебно-воспитательных учреждений, больниц, поликлиник, санаториев и т.п.

Перспектива оптимизации скоростного режима, особенно на городских магистралях с высоким уровнем загрузки в пиковые периоды, тесно связана с применением многопозиционных управляемых дорожных знаков (со сменным табло), с помощью которых можно изменять предел ограничения в зависимости от загрузки и метеоусловий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...