Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы изучения и оценка организации дорожного движения




 

Для получения фактических данных о движении транспортных и пешеходных потоков проводят исследование характеристик дорожного движения, которое в зависимости от цели исследования может быть проведено различными методами: документальными, натурными и математического моделирования.

Документальные методы основаны на изучении и анализе плановых, отчетных, статистических и проектно-технических материалов.

При документальном методе исследования важное значение имеют накопленные в подразделениях ГИБДД МВД России данные о ДТП, которые позволяют дать обобщенную характеристику причин и условий возникновения ДТП и, самое главное, выделить места их концентрации.

Наличие и анализ проектной документации по дорожной сети позволяет оценить основные геометрические параметры улиц и дорог: ширину, число полос для движения, наличие пешеходных путей, рельеф участка дороги, радиусы закруглений и т. п.

Материалом для документальных исследований могут служить ранее проведенные исследования дорожного движения обследуемого участка дорожной сети, результаты анкетных обследований промышленных предприятий для установления ожидаемого грузооборота, транспортных предприятий об автомобильных перевозках, водителей транспортных средств о недостатках в организации дорожного движения или дорожных условий.

Документальные данные уточняются натурными исследованиями, которые в свою очередь делятся на обследование дорожных условий и исследование транспортных и пешеходных потоков. Натурные исследования являются единственным способом получения достоверной информации.

При обследовании дорожных условий необходимо выявлять участки, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, и предусмотреть мероприятия по ее повышению.

Повышенным числом ДТП и высокой вероятностью появления заторов чаще всего характеризуются следующие участки дорог:

• на которых резко уменьшается скорость движения преимущественно в связи с недостаточной видимостью и устойчивостью движения (при высокой интенсивности и большой скорости движения возможны наезды на впереди идущие транспортные средства и съезды с дороги).

Такие участки, как правило, имеют пониженную пропускную способность;

• у которых какой-либо элемент дороги не соответствует скоростям движения, обеспечиваемым другими элементами (скользкое покрытие на кривой большого радиуса, узкий мост на длинном прямом горизонтальном участке, кривая малого радиуса в конце затяжного спуска, сужение дороги, скользкие обочины и т.д.). На таких участках чаще всего происходит опрокидывание транспортных средств или их съезд с дороги;

• где из-за метеоусловий создается несоответствие между скоростями движения на них и на остальной дороге (заниженное земляное полотно там, где часты туманы, гололед; на дорогах, проходящих по северным склонам гор и холмов или около промышленных предприятий, и т.д.);

• где возможны скорости, которые могут превысить безопасные пределы (длинные затяжные спуски на прямых, прямые участки в открытой степной местности);

• где у водителя исчезает ориентировка в направлении дороги или возникает неправильное представление о нем (поворот в плане непосредственно за выпуклой кривой, неожиданный поворот в сторону с примыканием второстепенной дороги по прямому направлению);

• слияния или пересечения транспортных потоков на пересечениях дорог, съездах, примыканиях, переходно-скоростных полосах;

• проходящие через малые населенные пункты или расположенные напротив пунктов обслуживания, автобусных остановок, площадок отдыха и т.д., где имеется возможность неожиданного появления пешеходов и транспортных средств;

• где однообразный придорожный ландшафт, план и профиль способствуют потере водителем контроля скорости движения или вызывают быстрое утомление и сонливость (длинные прямые участки в степи);

• на обочине и в непосредственной близости от бровки которых расположены деревья или другие препятствия;

• участки многополосных дорог без разделительной полосы при высокой интенсивности движения.

Для выявления опасных участков, в пределах которых необходимо в первую очередь предусматривать мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, могут быть использованы следующие методы: метод, основанный на анализе данных о ДТП; метод коэффициентов аварийности; метод коэффициентов безопасности; метод конфликтных ситуаций.

Возможность применения того или иного метода зависит от стадии разработки мероприятий (обоснование мероприятий для существующей дороги, проектирование реконструкции или нового строительства), а также от наличия и полноты данных о ДТП на существующей дороге.

Выявление опасных участков на основе анализа данных о ДТП выполняют в следующем порядке:

1) проведение предварительных исследований, в состав которых входят нанесение на схему автомобильной дороги ДТП, зафиксированных ГИБДД МВД России; выделение на этой схеме участков, отличающихся повышенной аварийностью;

2) проведение детальных исследований на выявленных участках с повышенной аварийностью, целями которых является выяснение основных причин ДТП на каждом из участков и разработка мероприятий по их предотвращению.

Детальные исследования включают в себя:

• составление крупномасштабной схемы участка, на который с помощью условных обозначений наносят все ДТП с разбивкой по типам. Анализ полученной диаграммы позволяет выделить однотипные ДТП и определить их причины;

• сбор информации о дорожных условиях и организации движения на исследуемом участке: ширина проезжей части, обочин, разделительных полос; ровность и коэффициент сцепления покрытия; продольные и поперечные уклоны; радиусы кривых в плане; видимость; крутизна откосов насыпи; планировочные решения пересечений; наличие и характеристика застройки; дорожная разметка; знаки; ограждения;

• исследование условий движения: подсчет интенсивности движения; измерение скоростей движения транспортных средств; траекторий движения; фиксирование конфликтных ситуаций;

• разработку мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Участки концентрации ДТП выявляют на основе метода последовательных приближений, обеспечивающего наиболее высокую точность определения таких участков при наличии полной (с точностью до метров) информации о местоположении ДТП и сведений о среднегодовой суточной интенсивности движения.

Учитывая, что рассматриваемый метод требует большого объема вычислений, для его применения рекомендуется использовать специальные компьютерные программы.

Метод коэффициентов аварийности основан на определении итогового коэффициента аварийности k aв:

где k i - частные коэффициенты аварийности, основанные на результатах анализа статистических данных о ДТП и характеризующие влияние на безопасность дорожного движения параметров дорог в плане, поперечном и продольном профилях, элементов обустройства, интенсивности движения, состояния покрытия; п - число частных коэффициентов аварийности, учитываемых при оценке безопасности движения на дорогах разных категорий.

Для оценки безопасности движения на обследуемых дорогах также можно использовать коэффициенты безопасности k б. Коэффициентами безопасности называют отношение максимальной скорости движения на участке к максимальной скорости въезда на этот участок (начальная скорость движения).

Метод коэффициентов безопасности учитывает движение одиночного автомобиля, что характерно для условий движения на дорогах с малой интенсивностью или часов спада движения на более загруженных дорогах. Это не препятствует использованию данного метода для дорог всех типов, поскольку при высокой интенсивности движения обгоны практически исключаются, а расчет для одиночного автомобиля направлен на повышение безопасности дорожного движения.

Метод конфликтных ситуаций используется при разработке проектов реконструкции сложных участков дорог. Под конфликтной понимается дорожно-транспортная ситуация, возникающая между участниками дорожного движения или движущимся транспортным средством и обстановкой дороги, при которой существует опасность ДТП, но в действиях участников движения не происходит изменений и они могут продолжать движение. Для использования метода конфликтных ситуаций необходимы данные о режимах движения, получаемые с помощью автомобилей-лабораторий.

Показателем наличия конфликтной ситуации является изменение скорости или траектории движения транспортного средства. Степень опасности этой ситуации характеризуется отрицательными продольными и поперечными ускорениями, возникающими при маневрах транспортных средств. Конфликтные ситуации по степени опасности подразделяют на три типа: легкие, средние, критические (табл. 2.5).

Число конфликтных ситуаций каждого типа определяется при реконструкции дорог с использованием метода наблюдений, а при новом строительстве - метода математического моделирования.

Число конфликтных ситуаций разной опасности приводят к критическим по формуле:

k пр.крит = 0,44 k1 + 0,83 k2 + k3,

где k пр.крит - число конфликтных ситуаций, приведенных к критическим; k1, k2, k3 - число соответственно легких, средних и критических конфликтных ситуаций за время t.

 

Таблица 2.5

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...