Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста




Наглядное моделирование как средство развития связной речи

У детей старшего дошкольного возраста

44.02.01 Дошкольное образование

 

 

Исполнители:

Александрова Е.В.,

Полякова С.В.,

студентки 4до группы

Руководитель:

Устьянцева И.Ю.,

преподаватель

 

 

Камышлов, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка 3

Актуальность, цель, задачи курсового исследования 3

Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста 7

Наглядное моделирование как одно из средств развития связной речи дошкольников 11

Общая характеристика компонентов системы заданий, направленных на развитие связной речи дошкольников 14

Приложения 18

 Список литературы20

 

Пояснительная записка

 

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.» (К.Д.Ушинский)

 

Данная тема представляет особую актуальность, так как развитие связной речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одной из важнейших задач выступает развитие у детей речевых навыков. Это связано с тем, что речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Так, во ФГОС ДО в задачах (п. 1.6) отмечается необходимость формирования общей культуры личности ребенка, предпосылок учебной деятельности. Кроме этого, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, дается ориентир для развития: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования (далее ПОП ДО), в области речевого развития, выделяются следующие основные задачи образовательной деятельности: овладение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря,

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,

развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Все это на нормативно-правовом уровне подчеркивает актуальность разработки и создания педагогических условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами встает вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий, поиска средств и методов для полноценного речевого развития детей.

Одним из факторов облегчающим процесс становления речи, по мнению С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина – это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Авторы раскрывают проблему развития речи дошкольников с использованием метода наглядного моделирования.[20]

Модель - это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала.

Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления.

Наглядное моделирование - эффективный и интересный метод развития связной речи у дошкольников. В основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти - вербальный. Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание, увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.

Согласно ФГОС ДО, речевое развитие так же включает и развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

Речь обладает следующими свойствами:

  - содержательность;

  - понятность;

  - выразительность;

    - воздействие. [11]

Однако, основной целью речевого развития будет - доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Формирование речи подрастающего поколения - огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.).

О.С.Ушакова, М.В.Ильяшенко, Е.А.Смирнова, В.П.Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Большую популярность в процессе развития связной речи приобретает наглядное моделирование, оно занимает важное место в жизни дошкольников.

На основе анализа научно-методической литературы и практики современных дошкольных образовательных организаций были сформулированы следующие противоречия:

1) между важностью развития связной речи у детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО и примерных образовательных программ, рекомендованных к применению в дошкольном образовании и недостаточным реальным уровнем развития связной речи у дошкольников;

2) между необходимостью системного применения наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников на занятиях по речевому развитию и недостаточным количеством методических разработок содержащих задания, основанные на методе наглядного моделирования

На основе выявленных противоречий была выявлена проблема реферата: недостаточное количество методических разработок с наглядным моделированием, направленных на развитие связной речи.

Данная проблема определяет тему реферата « Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников»

Моделирование является эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка. Благодаря моделированию дети учатся обобщению представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения.

Цель реферата является: обоснование посредством анализа нормативных документов психолого-педагогической и методической литературы возможностей применения средств наглядного моделирования в процессе развития связной речи дошкольников.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1) рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста, возможности наглядного моделирования как одного из средств развития связной речи дошкольников;

2)проанализировать имеющийся педагогический опыт применения наглядного моделирования, примерные образовательные программы дошкольного образования с позиции выявления возможности применения наглядного моделирования;

3) охарактеризовать компоненты системы заданий с наглядным моделированием, направленных на развитие связной речи дошкольников;

4) обосновать способы оценки качества системы заданий с наглядным моделированием, направленных на развитие связной речи дошкольников, показателей успешности ее реализации;

5) подобрать задания для развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования

Практическая значимость курсового проекта заключается в возможности использования полученных и систематизированных результатов и подобранного наглядного моделирования, направленного на развитие связной речи дошкольников, а также будет представлять интерес для студентов, воспитателей.

Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста

 

"Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя". По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическая последовательность изложения Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Вне зависимости от формы речи (диалог, монолог) основное условие ее коммуникативности - связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков сопоставления связных высказываний.

Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста происходит постепенно. На каждом возрастном этапе обогащается его речевая, а так же мыслительная деятельность. (см. таблицу 1)

На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения с взрослым закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.

Более сложное и разнообразное общение ребенка с взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи: обогащается и ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания).

Для детей трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия - для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.

В диалогической речи дошкольники этого возраста употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывания товарища.

Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако, их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т.е. речи, которая понятна сама по себе.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.

Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.

Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито. [14]

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

Разговорная речь - наиболее простая форма устной речи: она поддерживается собеседниками; ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие воспринимают друг друга, воздействуя с помощью различных выразительных средств: жестов, взглядов, мимики, интонации др. Разговаривающим обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: используются незаконченные предложения, восклицания, междометия; она состоит из вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет стать средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Для ребенка второго и третьего года характерна легкая отвлекаемость от содержания разговора; развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, богатства словаря и грамматического строя. Ребенок четвертого и пятого года постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым. В разговоре дети начинают задавать много вопросов, в том числе и характерные: почему? Зачем? Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор включает вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т.д.

Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.

По содержанию рассказы условно можно разделить на два вида: фактические и творческие (придуманные детьми). Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память, придумывая, пользуется главным образом творческим воображением.

Содержание фактического рассказа должно точно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом виде рассказов могут отражаться ощущения, восприятия ребенка (рассказы по восприятию) или представления (рассказы по памяти). Примеры фактических рассказов: описание рассматриваемого растения, игрушки, какого-либо прошедшего события, например новогоднего праздника в детском саду, дня рождения и т.д. Этот вид детских рассказов очень ценен, так как помогает выявлять детские интересы и воздействовать на них.

При составлении творческих рассказов (рассказов по воображению), основанных на вымышленном материале, дети также используют свой предыдущий опыт, но отдельные сведения ребенок должен объединить теперь новой ситуацией, предположить какое либо событие.

Дети седьмого года жизни постепенно овладевают структурой связного сюжетного рассказа, выделяют в рассказе завязку, кульминацию, развязку, используют прямую речь. Но содержание творческих рассказов в этом возрасте однообразно, не всегда логично.

Развитие самостоятельной практической деятельности детей дошкольного возраста побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи: рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.

Таким образом, функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...