Наглядное моделирование как одно из средств развития связной речи дошкольников
Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более сознательно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Речь - является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой. Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Эффективность использования данного метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста; отражать основные свойства объекта, быть по структуре аналогичной ему и упрощать процесс овладения навыками, умениями и знаниями, а не нагрузить его лишней, бесполезной информацией.
При реализации данной технологии решаются следующие задачи: • обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; • учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения; • развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; • снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы, опорные картинки. Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова. Они относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в качестве средства, облегчающего развитие общения, речи, а также как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в речевом развитии. В работе с детьми можно использовать пиктограммы с изображением: слов предметов. - Назовите предметы, которые будут появляться на экране. - Назовите признаки предметов, которые будут появляться на экране. - Назовите действия предметов, которые появляются на экране. - Назовите предлоги. Вариантов применения пиктограмм очень много. Детям предлагаются задания типа: составить из пиктограмм пару, найти две пиктограммы по предложению, исправить ошибку и произнести правильное предложение, составить из пиктограмм произнесенную фразу. Эти задания дают ожидаемый результат и вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их. Замещение - это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально - условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.
Посмотрите и определите: «Какая это сказка?» (Вспомнить героев сказки. Почему были выбраны прямоугольники для обозначения героев). Почему были выбраны данные геометрические фигуры и цвет, для обозначения героев? Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы дети поднимали соответствующие символы по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию самой сказки. Поговорим о приемах мнемотехники. («Мнезис» в переводе с латинского означает «память»). Данный прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи. Использование их очень эффективно при составлении описательных рассказов, пересказывании текстов, заучивании стихов, скороговорок. Последовательность работы с мнемотаблицами такова: рассматривание таблицы - раскодирование информации с преобразованием предложенного материала из символов в образы - пересказ или заучивание текста. «Весна» - обозначает время года «весну». На экране карточки с характерными особенностями времен года: Найдите карточки, которые не подходят к «весне». Назовите, под какими цифрами они находятся. Проверим, правильно ли Вы выполнили задание. Мнемотаблица какой сказки Вам предложена? Почему Вы так решили? После рассказывания сказки педагогом, рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено. Затем при помощи мнемотаблицы, дети пересказывают сказку. «Заучивание стихотворения». В каждой строчке из стихотворения имеется ключевое слово, изображенное на картинке. Дети быстро запоминают текст и акцентируют внимание на правильное произношение автоматизируемого звука. Продуктивным является использование наглядных моделей и при формировании у детей умения конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом в становлении связной речи. Для того чтобы научить детей запоминать, пересказывать, выработать навыки связного высказывания, важно вводить в обучающий процесс приемы наглядного моделирования. Используются следующие вида моделирования: 1. Сериационный вид. 2. Двигательный. 3. Временно-пространственный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|