Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наглядное моделирование как одно из средств развития связной речи дошкольников




 

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более сознательно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Речь - является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».

Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой. Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Эффективность использования данного метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста; отражать основные свойства объекта, быть по структуре аналогичной ему и упрощать процесс овладения навыками, умениями и знаниями, а не нагрузить его лишней, бесполезной информацией.

При реализации данной технологии решаются следующие задачи:

• обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

• учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

• развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

• снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы, опорные картинки.

Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова. Они относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в качестве средства, облегчающего развитие общения, речи, а также как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в речевом развитии.

В работе с детьми можно использовать пиктограммы с изображением: слов предметов.

- Назовите предметы, которые будут появляться на экране.

- Назовите признаки предметов, которые будут появляться на экране.

- Назовите действия предметов, которые появляются на экране.

- Назовите предлоги.

Вариантов применения пиктограмм очень много. Детям предлагаются задания типа: составить из пиктограмм пару, найти две пиктограммы по предложению, исправить ошибку и произнести правильное предложение, составить из пиктограмм произнесенную фразу. Эти задания дают ожидаемый результат и вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их.

Замещение - это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально - условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.

Посмотрите и определите: «Какая это сказка?» (Вспомнить героев сказки. Почему были выбраны прямоугольники для обозначения героев). Почему были выбраны данные геометрические фигуры и цвет, для обозначения героев?

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы дети поднимали соответствующие символы по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию самой сказки. Поговорим о приемах мнемотехники. («Мнезис» в переводе с латинского означает «память»).

Данный прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи. Использование их очень эффективно при составлении описательных рассказов, пересказывании текстов, заучивании стихов, скороговорок.

Последовательность работы с мнемотаблицами такова: рассматривание таблицы - раскодирование информации с преобразованием предложенного материала из символов в образы - пересказ или заучивание текста.

«Весна» - обозначает время года «весну». На экране карточки с характерными особенностями времен года: Найдите карточки, которые не подходят к «весне». Назовите, под какими цифрами они находятся. Проверим, правильно ли Вы выполнили задание. Мнемотаблица какой сказки Вам предложена? Почему Вы так решили? После рассказывания сказки педагогом, рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено. Затем при помощи мнемотаблицы, дети пересказывают сказку.

«Заучивание стихотворения». В каждой строчке из стихотворения имеется ключевое слово, изображенное на картинке. Дети быстро запоминают текст и акцентируют внимание на правильное произношение автоматизируемого звука.

Продуктивным является использование наглядных моделей и при формировании у детей умения конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом в становлении связной речи.

Для того чтобы научить детей запоминать, пересказывать, выработать навыки связного высказывания, важно вводить в обучающий процесс приемы наглядного моделирования.

Используются следующие вида моделирования:

1. Сериационный вид.

2. Двигательный.

3. Временно-пространственный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...