Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика компонентов системы заданий, направленных на развитие связной речи дошкольников




Моделирование является эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка. Благодаря моделированию дети учатся обобщению представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Поэтому целесообразным является проектирование системы заданий, направленной на развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создать предположительные результаты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результат. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму рождения и протекания тех или иных действий, процессов, систем.

В качестве формы проектирования выбрана система.

В настоящее время существует достаточно большое количество определений «система».

 

В Большой Советской энциклопедии под системой понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. По Л. Фон Берталанфи, «система – комплекс элементов, находящихся во взаимодействии», по А.Холлу «система представляет собой множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами». А. И. Уемов под системой понимает множество объектов, на которых реализуется заранее определенное отношение с фиксированными свойствами. В соответствии с понятием В. Н. Садовского и Э.Г. Юдина система – не только некоторое целое, составленное из определенных взаимодействующих элементов, это совокупность элементов, обладающая определенным поведением в составе другой, более сложной системы – окружающей среды.

Из приведенных определений можно выявить общие моменты присущие понятию «система» и рассматривать ее как целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы и отношений между ними. Обязательное существование целей определяет общие для всех элементов целенаправленные правила взаимосвязей, обуславливающие целенаправленность системы в целом.

В учебной и научной педагогической литературе до настоящего времени не сформулировано чёткое понятие «педагогическая система», не дано ясное представление о её структуре и функции. Это обстоятельство привело к тому, что термин «педагогическая система» употребляется в различных контекстах и смыслах.

В словаре терминов по общей и социальной педагогике под педагогической системой понимается взаимосвязанные структурные и функциональные компоненты, подчиненные целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. В Педагогическом словаре педагогическая система определяется как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Педагогическая система, по мнению Ф.Ф. Королёва, относится к большим и сложным системам, в этой связи автор определяет свойственные им признаки, к которым можно отнести целостность, проявляющуюся в том, что её части, компоненты служат общей системной цели, и её взаимосвязи с внешней средой.

Таким образом, педагогическая система представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.

Прежде чем дать определение понятию «задание» попытаемся рассмотреть его трактовку с точки зрения психологов дидактов и методистов. В исследованиях Рубинштейна С. Л., посвященных учебным заданиям, рассматриваются категории: мотив, отношение, цель, условия. Развивая эту мысль, ученый продолжает: «Сознательная деятельность человека состоит в выполнении заданий. В зависимости от данных в задании отношений, цели, условий задание принимается, решается».

Леонтьев А. Н. характеризует понятие задание следующим образом: «Задание – задача, сформулированная обучающим и предписанная для выполнения обучаемому в процессе обучения». Таким образом, Леонтьев А. Н. внес в теорию учебных заданий новое направление – он обосновал идею о необходимости выделения действия (поведения) в человеческой деятельности.

Однако, взгляды Леонтьева А. Н. развил в своих исследованиях Пономарев Я. А. Пономарев Я. А., обосновал категорию «заданная ситуация». Он определил исполнителя задания как субъекта в заданной ситуации. Субъект (исполнитель) и объект (данное задание) в заданной ситуации взаимовлияют друг на друга, что приводит к удовлетворению потребности, и таким образом «разрешается» данная ситуация.

Изучив педагогическую, методическую литературу, интернет - ресурсы по вопросу развития связной речи у дошкольников, пришли к выводу, что разработанная система будет состоять из следующих частей:

1. Титульный лист

2. Аннотация

3. Оглавление

4. Пояснительная записка

5. Система заданий, направленных на развитие связной речи дошкольников

5.1. Задания, направленные на обучение рассказу по картинке или серии картинок и по предмету

5.2. Задания, направленные на обучение пересказу

5.3. Задания, направленные на обучение составлению описательных рассказов

5.4.Задания, направленные на обучение детей творческому рассказу

6. Список литературы

7. Приложения

Охарактеризуем данные части:

На титульном листе указывается название системы, год издания, место издания.

Аннотация содержит краткое описание предназначения данной системы, указывается адресат, составитель, место издания.

В пояснительной записке указываются важность и актуальность развития связной речи у дошкольников, новизна и практическая значимость методической разработки, определение понятий «моделирование», «связная речь», «система», «педагогическая система», «задание», особенность развития связной речи у дошкольников, цель, формы, методы и приемы, направленные на развитие связной речи дошкольников, рекомендации по использованию.

В основной части системы расписаны задания, применяемые для развития у детей дошкольного возраста связной речи, которые распределены на разделы. Указывается цель задания и правила выполнения.

Список литературы содержит источники, с помощью которых составлялась система заданий, указывается номер, автор, название книг, место и год издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности.

Разработанный методический продукт призван помочь педагогам, воспитателям и студентам, при работе с дошкольниками в развитии связной речи.

Система заданий как средство развития связной речи у дошкольников построена на основании следующих принципов:

1) Принцип научности – содержание заданий не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук.

2) Принцип систематичности и последовательности – логического построение содержание системы заданий выражается в соблюдении ряда правил. Предлагаемый материал планируется, делится на логические разделы, темы, устанавливая порядок и методику работы с ним.

3) Принцип доступности – учитывает особенности развития связной речи у дошкольников.

4) Принцип педагогической поддержки – педагог помогает ребенку в решение этих заданий.

Таким образом, представленная система заданий, направленная на развитие связной речи дошкольников, имеет четкую структуру- по разделам, прост в использовании, весь дидактический материал красочный. Так же к системе заданий прилагается пояснительная записка

Приложения

 

Таблица 1 Этапы развития связной речи

Группа, возраст детей Характеристика умений связной речи
Младшая группа  (2 года) - В лексиконе детей начинают появляться первые слова со смыслом, которые они используют для выражения потребностей. - К концу второго года в речи малыша слова приобретают правильную грамматическую форму.
Вторая младшая группа (3-4 года) - Дети начинают не только активно разговаривать – они лучше понимают взрослых, пополняют собственный словарный запас за счет услышанных у них слов. В этом возрасте ведущей является форма диалога, которая необходима детям для установления социальных контактов и развития общей предметной деятельности. - Детей можно учить пересказывать, а также придумывать небольшие рассказы, используя картины, игрушки, явления. У дошкольника к этому времени уже достаточно богатый словарный запас, тем не менее большая часть из них, придумывая рассказы, стараются скопировать манеру изложения взрослого человека.
Средняя группа (4-5 лет) - В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.
Старшая группа (5-7 лет) - Дети воспроизводят монолог достаточно грамотно и уверенно. Они пересказывают, составляют разного типа рассказы на заданную тему, при этом по-прежнему нуждаются в поддержке – по большей мере из-за неумения проявлять эмоции при описании явлений или отдельных предметов.

 

 

Составление описательных рассказов с использованием схем Т. А. Ткаченко

 

Схема описания «овощи и фрукты»

 

 

Схема описания «Обувь»

 

 

Список литературы

 

1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М.: Логос, 2004

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений/Алексеева, В.И. Яшина.-М.: Просвещение. – 2000

3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2002.

4. Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста на занятиях "В мире сказки" Методические рекомендации // URL: https://intolimp.org/publication/mietodichieskiie-riekomiendatsii-ispol-zovaniie-mietoda-naghliadnogho-modielirov.html

5. Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников https://открытыйурок.рф/статьи/630994/

6. Нищеева, Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева.– М.: «Детство–Пресс», 2009.

7. Панфиленко Г. И., Кудрина Л. В.,Кислинская Н. П., Лагоша Г. Е. //Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей

8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы" (под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А. Васильевой).Под ред. М.;Мозаика-Синтез,2012. 336 с.

9. Психолого-педагогические основы развития связной речи в дошкольном возрасте//URL: https://studwood.ru/1067007/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_problemy_razvitiya_svyaznoy_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta(дата обращения 21.11.18)

10. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста//https://rebenkoved.ru/rech-detej/razvitie/rabota-nad-razvitiem-svyaznoj-rechi-u-doshkolnikov.html

11. Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники// URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/03/17/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez

12.Развитие содержательности и связной речи дошкольников в условиях введения ФГОС ДО // URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/10/15/razvitie

13. Ушакова О.С. Посмотри и расскажи. Рассказы по сюжетным картинам. М., 2002.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...