Основные направления развития рыбохозяйственного комплекса
Логика интегрированного проектирования рыбохозяйственных комплексов, в которых предполагается сбалансированное развитие биоресурсов, средств производства, социальных структур в условиях рыночных отношений, предполагает системное планирование разработок от концепций продукта до его реализации. Коммерческое рыболовство и рыбоводство повсеместно основной мотивацией своего развития принимает жесткую рыночную конкуренцию. В наших условиях экономическая мотивировка внедрения совершенных методов и средств еще не сложилась как инструмент регулирования активности из-за отсутствия а России условий, стимулирующих производство, положений о рыболовстве и рыбоводстве, условий разделения (сегментации) рынка по запросам потребителей. Поэтому большинство рыбодобывающих предприятий свою «борьбу за выживание» связывают с получением квот вылова по валютоемких объектам, как единственным условием сохранения производства. К известным путям повышения кункурентноспособности отечественного рыболовства на международном рынке следует отнести: умение реализовать в рыбохозяйственном комплексе как можно большее количество его свойств (разнообразие объектов лова и культивирования, применение комбинированной техники лова, технологий, снижающих затраты и потребительскую стоимость и т.д.); выбор более энергичной позиции поведения в достижении всех преимуществ совершенствования существующего и приобретаемого флота (материально- и энергосберегающие технологии лова, технологии глубокой переработки, хранения и транспортировки с удовлетворением требований международного рынка и т.д.), чего не достигали раньше конкуренты.
Эти два пути «выживания» в конкурентной среде, видимо, приоритетны: первый – в прибрежном рыболовстве, второй – для крупных предприятий в океаническом рыболовстве. Они жизнестойки, если промысел и производство обеспечены гибкой системой реагирования на изменчивые показатели состояния ресурсов, на технический прогресс и возможности адексатного изменения параметров лова и культивирования, на жесткую рыночную конкуренцию. В этой управляемой (кибернетической) системе наиболее тррудно навести концептуальные мосты между сырьевым ресурсом, подверженным влиянию природных законов самоорганизации и антропогенного воздействия (промысел, загрязнения, санитарная и товарная аквакультура и т.п.), техникой и организацией рыболовства и рыбоводства, развитие которых зависит от экономических законов в стране, и конъюнктурных рынков. Ключевой проблемой развития экономики на биоресурсах Японского моря являются, в первую очередь, создание новой материально-технической базы промысла, адексатной структуре промысловых запасов и их пространственному распределению, что исходно предъявляет требования к необходимости формирования сбалансированного прибрежного рыбохозяйственного комплекса Приморья и обеспечения его финансированием. Для решения проблемы развития экономики на биоресурсах Японского моря разработана «Концепция развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса Приморья» и «Программа развития прибрежного рыболовства Приморского края на период до 2010 г.». В структуризации Программы применен принцип системной организации функций, который позволяет рассматривать в одном ключе изменчивую живую среду с ее приспособительными свойствми и консервативный организационно-технический блок рыболовства. Перспективы устойчивого развития экономики на биоресурсах Приморья базируются на следующих основных сложившихся внутренних факторах.
Широкий видовой состав гидробионов с большим ресурсным потенциалом сырьевой базы. Наличие достаточного потенциала местных судостроительных мощностей, их готовность выполнять программу строительства судов, наличие разработанных проектов перспективных судов для освоения местных биоресурсов. Достаточность потенциала трудовых ресурсов специалистов, рыбаков, обладающих большим опытом рыбохозяйственной практики. Широкая сеть учебных заведений по повышению квалификации и подготовки новых кадров. Необходимость развития культурного морепользования как фактора, противодействующего имеющемуся промысловому прессу и загрязнению прибрежных вод промышленными и бытовыми стоками, и как средства сохранения среды обитания человека. Потребность сохранения и возражения потенциала потребительского спроса на продукцию из сырца биоресурсов Японского моря, сегментация внутренних и зарубежных рынков. Актуальность многофакторного развития социально-экономического уклада края, изначально основанного на специализированной отрасли. Своевременная разработка и реализация практически значимых пргграммных мероприятий развития в целом комплекса в сложившихся негативных условиях закладывает основу экономического существования большинства береговых предприятий. Приоритетным и первоочередным направлением развития экономики освоения и использования биоресурсов Приморья является правильный выбор структуры флота и строительство добывающих судов, обеспечивающих достаточную эффективность промысла в условиях рыночной экономики. На осовение намеченных на ближайшую перспективу объемов возможных уловов 150,4 тыс. тонн гидробионтов потребуется 561 единица добывающего флота: средних судов – 6 единиц, малых 61 единица, маломерных – 146 единиц, промысловых ботов – 348 единиц. Общая потребность капитальных вложений определена в объеме 173,7 млн. дол. США. Финансирование программы строительства нового флота в условиях сложившейся экономики приобретает проблемный характер. Как было подчеркнуто выше, финансовое положение предприятий, работающих на биоресурсах Японского моря, сугубо кризисное. Инвестиционный потенциал за счет собственных средств не формируется. Большинство малых судов с нулевой балансовой стоимостью и амортизация не производсится. Убыточность у одних предприятий, низкая рентабельность прибрежного рыболовтсва – у других в своей массовости исключают рассмотрение прибыли как реального источника собственных инвестиций.
Использование заемных средств банков с их уровнем процентных ставок, как показывают расчеты, исключается, поскольку в этих условиях платежи по кредитам возможны лишь при окупаемости судна в 2-3 года, что даже для сверхперспективного судна не реально. Можно подчеркнуть также и отсутствие в финансово-кредитной системе потенциала долгосрочного кредита. Освоение биоресурсов Японского моря в перспективе намечают все существующие в крае добывающие предприятия. Проблема финансирования строительства эффективных судов становится общей для всех. Отсюда и выход на источник финансирования должен создаваться общими усилиями и работать в интересах всех. Основным источником инвестирования судостроения в сложившихся условиях могут стать средства от продажи рыбы иностранным рыбакам за счет квот приморских рыбаков. К примеру в 2000 году объем вылова минтая рыбаками Приморья составил 1065,7 тыс. тонн. Ежегодное резервирование и продажа 62 тыс. тонн минтая неикряного по цене 280 дол. США за тонну и передача вырученных средств непосредственно судостроительным верфям обеспечивает выполнение программы судостроения за 7 лет. Суда на основе предварительного договора передаются добывающим предприятиям на условиях лизинга с выкупом. Поступающие лизинговые платежи обращаются на постройку судов. Другой путь инвестирования – открытие кредитных линий на строительство судов нового поколения. Гарантии, которыми могут быть удовлетворены иностранные инвесторы, предоставляются в виде имущества и высоколиквидных биоресурсов. Механизм возврата кредитов при этом должен опираться на инвестиционно-лизинговые проекты развития прибрежных рыбохозяйственных комплексов.
Система предлагаемых программынх мероприятий по организации эффективной экономики рыболовства, а также по использованию действующих береговых мощностей с выпоском ликвидной продукции характеризуется высокими величинами показателей экономической, бюджетной эффективности: отдача от реализации мероприятий – 18,5%, еорма прибыли – 17,9%, удельный эффект – 28,4%, интегрированная эффективность – 39,7%, степень участия господдержки по бюджетным ассигнациям – 1,4. На долгосрочную перспективу остаются, по уже известным данным исследований, недоиспользуемый сырьевой запас в 470 тыс. тонн гидробионтов. Стоимость этого ресурса в сырце, по экспертной оценке, составляет 290 млн. дол. США (информационно отметим, что объем вылова предприятиями Приморского края на Океаническом промысле в 2010 г. прогнозируется на уровне 1590 тыс. тонн). Малый и средний бизнес на плечи которого ляжет основная финансовая нагрузка развития Прибрежного рыбоххозяйственного комплекса Приморья, должен опираться на достаточно обоснованные и опробированные проекты, допускающие минимальную степень коммерческого риска. Это обязывает на первом этапе развитие комплексов государственную поддержку направить на создание материальной базы рыбохозяйственной науки, обеспечивающей индустрию прибрежного рыболовства. Создание морского рыбохозяйственного полигона, отряда научно-промысловых судов, опытных хозяйств, разработку базы данных для системы автоматизированного проектировния (САПР) и автоматизированные системы управления техническим процессом (АСУТП) промысла, марикультуры и глубокой переработки, технологическую подготовку и их авторское сопровождение проектов на производстве. Совершенно очевидно. что вовлечение малого предпринимательства в рыболовство позволит его реструкторизировать, создать маломерный флот с комбинацией технических средств лова, сократить численность судовых экипажей и создать условия экономически выгодного освоения недоиспользуемых, малоизученных и труднодоступных (для традиционной техники) объектов лова. От решения этой программной задачи ожидается не только существенная прибавка к объемам производства, но и поправки к общедопустимому улову в сторону увеличения, как это было со многими объектами промысла при освоении нетрадиционной техники лова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|