Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения нового системного подхода




По повышению безопасности дорожного движения в европейских странах

 

Положение нового системного подхода Содержание положения
1. Интеграция Системный подход:
всех слагаемых безопасности дорожного движения в рамках системного подхода рассматривает все компоненты динамической дорожно-транспортной системы и все факторы, вызывающие ДТП во взаимодействии; помогает выявлять проблемы взаимодействия и взаимного влияния, невидимые при раздельном рассмотрении компонентов; позволяет более точно формулировать цели, принципы, стратегии; позволяет осуществлять более качественный контроль
2. Объявление национальных ценностей, лежащих в основе устройства общества При объявлении наивысшей ценностью человеческую жизнь общество перестает мириться с гибелью и увечьями в результате ДТП. Поручением общества становится создание системы, безопасной для всех участников дорожного движения, на создание такой системы выделяются общественные ресурсы. Налогоплательщики поддерживают такой подход. Подход принципиально отличается от применявшегося ранее социально-экономического подхода, ставящего безопасность, а, следовательно, здоровье и жизнь человека в зависимость от решения экономических задач
3. Человек - мерило всех вещей, т.е. в основу стандартов дорожной безопасности должна быть положена устойчивость организма человека к механическому воздействию Составляющая нового взгляда на дорожную безопасность - использование законов физики и психики человека для предупреждения ДТП, поэтому область безопасности дорожного движения определяется устойчивостью человеческого организма к механическому и психологическому воздействию. Следовательно, все компоненты дорожно-транспортной системы, включая дорожную инфраструктуру, транспортные средства или правила дорожного движения, должны быть взаимоувязаны в целях минимизации фатальных ошибок участников дорожного движения. Количество разрушающей кинетической энергии в системе должно поддерживаться ниже критического уровня (ограничение скорости, поскольку повышенная скорость - основная причина ДТП со смертельным исходом)
4. Программирование дорожно-транспортных систем на предупреждение возможных ошибок дорожных пользователей Практика показывает, что, несмотря на подготовку и опыт, все люди совершают ошибки. Ошибок человека избежать полностью невозможно, поэтому ошибки должны программироваться и минимизироваться. Эта задача должна решаться средствами дорожной инфраструктуры. В ответственных производственных системах, например в энергетике, вероятные ошибки операторов всегда программируются и предусматриваются механизмы предупреждения ошибок и сведения к минимуму их последствий, если они все-таки допускаются
5. Принятие коллективной ответственности за безопасность дорожного движения Признание того, что ошибки участников дорожного движения будут случаться, а их вероятность программируема, переносит ответственность за ДТП с участников дорожного движения на планировщиков, проектировщиков, дорожные администрации и другие службы, ответственные за качество и функционирование дорожной инфраструктуры. Пользователь несет ответственность только за соблюдение требований и правил, в то время как автомобилестроительная и дорожная отрасли ответственны за качество и функционирование транспортной системы. Ответственность за безопасность дорожного движения распространяется на средства массовой информации, на специалистов различных областей: транспорта, медицины, охраны окружающей среды, образования, юстиции, а также гражданское общество, объединяющее заинтересованные группы
6. Ориентация на эталонную модель безопасной дорожно-транспортной системы Подход «ориентации на эталонную модель» отличается от традиционного подхода, когда исторические данные являются исходной точкой для прогнозирования будущей системы. Новый подход имеет следующий порядок: 1) определяется эталонная модель дорожно-транспортной системы, которая отражает желаемые критерии безопасности; 2) эталонная модель сравнивается с исходным существующим состоянием системы для определения отличий реальности от идеала; 3) ставятся цели и определяются пути продвижения от существующего к эталонному состоянию системы. Важен процесс. Пример - Концепция нулевой смертности (Vision Zero Concept); 4) планируется методология мониторинга достижения поставленных целей

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Модель динамической системы водитель – автомобиль - дорога - среда.

Матрица Хэддона

 

Примерно 30 лет назад в США Уильям Хэддон-младший вдохновил специалистов по безопасности дорожного движения, назвав дорожный транспорт плохо спланированной системой человек - машина, нуждающейся во всестороннем системном подходе. Он дал определение трех временных фаз ДТП, следующих одна за другой: до ДТП; во время ДТП; после ДТП, а также описание взаимодействия системы человек – автомобиль - дорожная инфраструктура в каждой фазе ДТП.

Получающаяся в результате девятиклеточная матрица Хэддона моделирует динамическую систему, каждый элемент которой позволяет влиять на сокращение дорожно-транспортного травматизма. Эта работа привела к значительному прогрессу в понимании факторов, связанных с поведением человека, дорогой и транспортным средством, которые отражаются на количестве и тяжести несчастных случаев на дорожном транспорте. При системном подходе ставится цель выявить и исправить основные источники ошибки или дефекты проектирования, способствующие летальным и тяжким телесным повреждениям в ДТП, а также снизить тяжесть травм и нейтрализовать их последствия.

На основе разработок Хэддона в разных странах были опробованы с помощью научных исследований и эмпирических наблюдений разнообразные стратегии и техники снижения частоты несчастных случаев. Среди стратегий мероприятия со следующими целями:

• снижать степень подверженности риску;

• предупреждать случаи ДТП;

• снижать тяжесть травмы в случае ДТП;

• смягчать последствия травмы с помощью усовершенствованного ухода после ДТП.

Такой системный подход к осуществляемым мероприятиям планируется и выполняется в рамках более широкой системы обеспечения безопасности дорожного движения.

Создание потенциала системного управления безопасностью дорожного движения - долговременный процесс, который в странах с высоким уровнем дохода развивался в течение длительного периода автомобилизации, а также роста и реформ учреждений. В странах с низким и средним уровнем дохода системное управление безопасностью дорожного движения обычно слабее и нуждается в подкреплении.

Опыт Северной Америки, Австралии и Европы показывает, что комплексные стратегические программы приводят к резкому снижению смертности и серьезного травматизма на дорогах. В результате недавнего исследования стран с самыми низкими уровнями смертности - Нидерландов, Швеции, Великобритании - было выяснено, что прогресс объясняется непрерывными спланированными системными усовершенствованиями, ведущимися в течение последних десятилетий и касающимися транспортных средств, дорог и участников дорожного движения.

Хотя во многих странах с высоким уровнем автомобилизации наблюдается прогресс, практическая реализация системного подхода остается самой важной проблемой для лиц, формирующих политику, и специалистов, занимающихся дорожной безопасностью.

В то же время есть очень много примеров ошибок, сделанных в странах с высоким уровнем автомобилизации при попытках повысить безопасность дорожного движения.

Если бы страны, только вставшие на путь автомобилизации, могли избежать таких ошибок, значительная часть травм при ДТП могла бы быть предотвращена. Среди этих ошибок:

неспособность принять стратегии или меры, основываясь на фактических данных;

использование неэффективных, но простых вариантов стратегии;

повышенное внимание к мобильности пользователей транспортных средств за счет безопасности уязвимых участников дорожного движения;

недостаточное внимание к проектированию транспортных систем и недостаточная профессиональная проверка деталей политики транспортной безопасности.

Также среди ошибок во многих случаях наблюдалось неиспользование возможностей предотвращения смертности и травматизма на дорогах с помощью таких мероприятий, как проектирование усовершенствованных транспортных средств и менее опасного оборудования придорожной территории и совершенствование системы медицинской помощи в случае травм в результате ДТП.

 


 

Матрица Хэддона «Планирование мероприятий по безопасности дорожного движения»*

 

Фазы ДТП и направленность действий Факторы риска и инструменты для их подавления
Фазы ДТП Цель действий Область деятельности Человек Автомобиль Дорожная инфраструктура
До ДТП Попытка снизить риск ДТП Предупреждение ДТП (инструмент - аудит дорожной безопасности) Информирование Обучение Поведенческие установки Законы и правила Контроль за соблюдением правил Предупреждение управления транспортным средством в опасных состояниях Продвижение использования средств активной и пассивной защиты Продвижение более безопасных транспортных средств Хорошее эксплуатационное состояние транспортного средства Использование активных средств предупреждения ДТП (шины с зимним рисунком протектора или шипами, антиблокировочная система, ближний свет фар) Проектные характеристики дороги Наличие горизонтальной и вертикальной сигнализации (разметка на дорожном покрытии, направляющие столбики, светоотражающие элементы, виброполосы, разделительные барьеры) Наличие информации, предупреждающего дорожного обустройства (щиты, знаки, указатели) Наличие освещения Наличие услуг придорожного сервиса Наличие оборудования для безопасного пешеходного и велосипедного движения
Во время ДТП Попытка снизить тяжесть ДТП Снижение тяжести ДТП, если оно все-таки случилось Использование пассивного защитного оборудования Срабатывание защитных ресурсов транспортного средства (особенности дизайна, масса, бамперы, каркас) Особенности дороги (состояние дорожного покрытия в результате мероприятий по содержанию, состояние полосы отвода, уклоны откосов)
Фазы ДТП Цель действий Область деятельности Человек Автомобиль Дорожная инфраструктура
        Наличие и срабатывание оборудования пассивной защиты (ремни безопасности, подголовники, подушки, детские кресла) Срабатывание дорожного обустройства (барьерные ограждения, противоударные устройства для опор дорожных сооружений)
После ДТП Попытка стабилизировать ситуацию и оказать помощь пострадавшим Минимизация последствий ДТП Способность оказания доврачебной медицинской помощи Анализ действий человека, приведших к ДТП и действия по минимизации риска повторения подобных ошибок Наличие средств по оказанию спасательных действий собственными силами (аптечка, огнетушитель) Минимизация риска возгорания Анализ причин, способствовавших возникновению ДТП, и реализация защитных функций конструкции и оборудования транспортного средства Быстрое информирование о ДТП Наличие служб спасения и их оперативность Наличие препятствий на до- рогах для быстрого прибытия служб спасения Анализ причин, связанных с дорожной инфраструктурой и сопутствовавших внешних условий, способствовавших возникновению ДТП

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...