Мероприятие
| ДТП, на которые оказывает влияние данное мероприятие
| Эффект, %
| Примечание
|
1. 5. Канализирование на перекрестках (пересечениях)
|
Канализирование на пересечении на дорогах общего пользования или перекрестке городских улиц
| ДТП со смертельным исходом
| -10
| Финляндия
|
Канализирование на примыкании дорог общего пользования или городских улиц
| То же
| -5
| »
|
Строительство зоны обгона на примыканиях дорог общего пользования (городских улиц)
| »
| -5
| »
|
1.6. Круговые развязки
|
Устройство круговой развязки на дорогах общего пользования (городских улицах)
| ДТП со смертельным исходом
| -75
| Финляндия, Норвегия; -11...41 % учетных ДТП
|
Устройство круговой развязки в городе и за его пределами
| Учетные ДТП:
на городских дорогах
на дорогах общего
пользования
| -50
-85
| Дания; 82 круговые развязки
|
Устройство круговой развязки
| Учетные ДТП
Все ДТП
| -70
-50
| Нидерланды; 201 круговая развязка
|
То же
| Учетные ДТП
| -65
| Финляндия; 87 круговых развязок.
Средняя скорость движения на перекрестках стала выше, чем до этого
|
1. 7 - 1. 8 Усовершенствования на перекрестках и пересечениях
|
Улучшение геометрических параметров дороги
| Учетные ДТП на перекрестках
| -20
| Норвегия; изменение угла примыкания на 90°: -50 %, уменьшение уклона на примыкающей дороге: -17 %
|
Замена пересечения на два примыкания
| Учетные ДТП на перекрестках
| Транспорт -28, пешеходы -10
| Финляндия, Норвегия; -20 % учетных ДТП на перекрестке
|
1.9. Развязки в разных уровнях
|
Строительство развязки в двух уровнях вместо перекрестка (пересечения)
| ДТП со смертельным исходом
| -49
| Финляндия, Норвегия; -50 % учетных ДТП на перекрестке
|
Увеличение радиуса на петле въезда на развязку в разных уровнях
| ДТП на съездах
| -23
| Норвегия
|
Продление полос разгона-торможения на развязке до 30 м
| ДТП на переходно-скоростных полосах (полосах торможения)
| -10
| Норвегия; увеличение длины полосы разгона: -11 %, увеличение полосы торможения: -7 %
|
1.11. Усовершенствование поперечного профиля дороги
|
Уполаживание откосов на дорогах общего пользования
| ДТП со смертельным исходом (исключая ДТП с участием легкого транспорта**)
| -15
| Финляндия, Норвегия; уполаживание откосов с 1: 3 до 1: 4: -42 % учетных ДТП, с 1: 4 до 1: 6: -22 %
|
Устранение препятствий в ближайшем окружении проезжей части
| ДТП со смертельным исходом (исключая ДТП с участием легкого транспорта)
| -15
| Финляндия, Норвегия; перенос препятствий с 1 м до 5 м: -22 % всех ДТП, с 5 до 9 м:-22 %
|
1. 12. Улучшение дорожного окружения
|
Строительство протяженного центрального островка на улице с четырехполосным движением
| Учетные ДТП
| -30
| Норвегия; строительство центрального островка на двухполосной улице: -39 %, то же на многополосной улице: -22 %
|
1.13. Улучшение геометрических параметров дороги
|
Улучшение элементов плана и продольного профиля
| ДТП со смертельным исходом с участием транспортных средств
| -15
| Финляндия, Норвегия; несколько отдельных мер: от 0 до 50 %
|
Повышение видимости путем срезки растительности на дорогах общего пользования
| ДТП со смертельным исходом с участием животных
| -10
| Финляндия, Норвегия; ликвидация препятствий в придорожной полосе: -20 % всех ДТП, срезка растительности: -20 % всех ДТП с участием животных
|
1.14. Реконструкция дороги
|
Реконструкция дороги общего пользования
| Учетные ДТП
| -20
| Норвегия
|
Реконструкция дороги, проходящей по густонаселенному району
| Учетные ДТП
| -7
| Норвегия
|
1.15. Барьерные ограждения и усовершенствование дорожного окружения
|
Строительство барьерного ограждения
| ДТП со смертельным исходом (исключая ДТП с участием легкого транспорта)
| -23,5
| Финляндия, Норвегия; установка нового барьерного ограждения по краям проезжей части: -44 % ДТП со смертельным исходом, установка барьера перед препятствием: -69 % ДТП со смертельным исходом в результате наезда на препятствие, барьерное ограждение на центральном разделительном островке дороги с несколькими проезжими частями: -43 %ДТП со смертельным исходом
|
Устройство дополнительной полосы и центрального барьера
| ДТП со смертельным исходом с участием:
транспортных средств
легкого транспорта
животных
| -45
-64
+15
| Финляндия
|
1.16. Предупреждение ДТП с участием животных
|
Строительство заграждений, предохраняющих от выхода животных на проезжую часть
| ДТП со смертельным исходом с участием животных
| -15
| Финляндия, Норвегия; заграждение от выхода животных на проезжую часть: -25 % ДТП с участием животных
|
1.17. Улучшения на кривых в плане
|
Обозначение кривой малого радиуса
| ДТП со смертельным исходом с участием только транспортных средств
| -20
| Финляндия, Норвегия; предупреждающий знак на кривой в плане:
-30 %, рекомендации по ограничению скорости на кривой: -13 %,
знак, показывающий траекторию поворота: -39 %, дорожная разметка и фоновые знаки (шевроны) на кривой: -19 %
|
1.18. Дорожное освещение
|
Устройство нового освещения дороги
| ДТП со смертельным исходом с участием:
транспортных средств
легкого транспорта
животных
| -25
-32
-10
| Финляндия, Норвегия; -64 % ДТП со смертельным исходом в темное время суток
|
Замена жестких опор на гибкие опоры (демпфирующие удар)
| ДТП со смертельным исходом (исключен легкий транспорт) и с участием животных
| -20
| Финляндия, Норвегия; -50 % ДТП с наездом на опору
|
Увеличение интенсивности освещения в 2 раза
| ДТП со смертельным исходом в темное время суток
| -8
| Норвегия
|
2. Содержание дорог
|
2.6. Зимнее содержание дорог
|
Повышение класса содержания дороги на один класс (с 1В на 1) на дорогах с интенсивностью движения тяжелого транспорта более 250 авт./сут.
| ДТП со смертельным исходом
| -2
| Норвегия; повышение класса содержания дороги на один класс: -12 % учетных ДТП в зимний период
|
Повышенная готовность к выполнению работ по зимнему содержанию
| Учетные ДТП в зимний период
| -8
| Норвегия
|
2.8. Установка отсутствующих или неверно установленных дорожных знаков
|
Установка нового (если отсутствует) или замена существующего (неверно установленного, изношенного) дорожного знака
| ДТП со смертельным исходом
| -3
| Финляндия
|
2.9. Организация дорожного движения в период дорожных работ
|
Улучшение (дублирование) средств предупреждения о производстве дорожных работ на участке
| Учетные ДТП на участке производства дорожных работ
| -40
| Норвегия
|
3. Управление дорожным движением
|
3.5. Регулирование числа примыканий (подъездов)
|
Организация подъездов к частным владениям
| ДТП со смертельным исходом с участием транспортных средств
| -10
| Финляндия, Норвегия; -25...31 % учетных ДТП
|
3.7. Правила проезда перекрестков
|
Физическое обозначение правил проезда на перекрестке (знаки и т. д.)
| Учетные ДТП на перекрестке
| -3
| Норвегия
|
3.8. Знак «STOP» на перекрестке (пересечении)
|
Введение знака «STOP» на перекрестке (пересечении)
| ДТП со смертельным исходом на перекрестке
| -10
| Финляндия, Норвегия; один знак
«STOP» на перекрестке (пересечении): -19 %, два знака «STOP» на перекрестке (пересечении): -35 %, четыре знака «STOP» на перекрестке (пересечении): -45 % учетных ДТП
|
3.9. Светофорные объекты
|
Введение новых светофоров на перекрестке (пересечении)
| ДТП со смертельным исходом на перекрестке
| -37
| Финляндия, Норвегия;
на примыкании: -15 %,
на перекрестке: -30 % учетных ДТП
|
Улучшение светофорного регулирования на перекрестке (пересечении)
| То же
| -10
| Финляндия
|
Мероприятие
| ДТП, на которые оказывает влияние данное мероприятие
| Эффект, %
| Примечание
|
Введение пешеходных светофоров и центрального островка безопасности на пешеходном переходе
| ДТП со смертельным исходом на перекрестке с участием:
легкого транспорта
транспортных средств
| -32,5
-10
| Финляндия, Норвегия;-12 %
для легкого транспорта, -7 %
для учетных ДТП с участием транспортных средств
|
3.11. Ограничение скорости
|
Введение режима ограничения скорости движения 70 км/ч вместо 80 км/ч
| ДТП со смертельным исходом на данных участках
| -10
| Финляндия, Норвегия; при снижении ограничения скорости с 70 до 60 км/ч или с 60 до 50 км/ч средняя скорость транспортного потока снижается на 3 км/ч, при этом численность погибших в ДТП снижается на 23 %
|
Введение переменного ограничения скорости движения (знаки переменных сообщений)
| ДТП со смертельным исходом на данных участках
| -10
| Финляндия
|
Введение ограничения скорости со 100 до 80 км/ч
| То же
| -40
| Норвегия
|
Введение ограничения скорости 40 км/ч в районе действия знака «Густонаселенный район»
| ДТП со смертельным исходом с участием:
транспортных средств
легкого транспорта
животных
| -22
-58
-44
| Норвегия
|
Введение снижения скорости на 10 км/ч в зонах с ограничением 40...80 км/ч
| Все ДТП
| -9
| Финляндия
|
Введение ограничения скорости с 80 до 60 км/ч
| То же
| -17
| »
|
Введение ограничения скорости со 100 до 80 км/ч
| »
| -13
| »
|
Введение ограничения скорости с 80 до 50 км/ч
| »
| -24
| »
|
Зональное введение ограничения скорости с 60 до 50 км/ч
| Учетные ДТП
| -10
| Швейцария; 1980 г., пять городов
|
Зональное введение ограничения скорости с 60 до 50 км/ч
| Учетные ДТП
ДТП со смертельным исходом
| -9
-24
| Дания; 1986 г., все города
|
Зональное введение ограничения скорости с 50 до 40 км/ч
| То же
| -48
| Финляндия; 1993г., г. Йоэнсуу
|
Введение ограничения скорости в центре города с 50 до 40 км/ч
| »
| -30
| Финляндия; 1990 г., г. Хельсинки, скорость потока снизилась в среднем на 1...2 км/ч, 60 % жителей положительно отзывались о решении ограничить скорость до 40 км/ч, время сообщения не увеличилось, стало меньше остановок и простоев транспорта, плавность потока возросла, величина выбросов практически не изменилась, расход топлива снизился
|
Введение ограничения скорости в центре города с 50 до 40 км/ч
| Риск получения травмы в ДТП
| -(10...15)
| Финляндия; 1990 г., г. Тампере, скорость потока снизилась в среднем на 3...6 км/ч, 70...75 % жителей положительно отзывались о решении ограничить скорость (протестовали только таксисты), 60 % жителей стали чувствовать себя в безопасности, число случаев превышения скорости возросло на 27...40 %
|
| ДТП со смертельным исходом
| -(30...40)
| |
3.12. Меры физического сдерживания скоростей движения
|
Устройство искусственных дорожных неровностей (ИДН) на проезжей части улиц («лежачие полицейские»)
| Смертельные исходы:
с участием легкого
транспорта
во всех остальных ДТП
| -20
-15
| Финляндия, Норвегия;
-48 % на рассматриваемой улице,
-6 % на соседних улицах
|
Введение в зонах жилой застройки ограничения скорости 30 км/ч и устройство ИДН
| Смертельные исходы:
с участием легкого
транспорта
во всех остальных ДТП
| -47,5
-44
| Финляндия
|
Устройство виброполос (шумовых полос) на подъездах к перекрестку
| ДТП со смертельным исходом на данном перекрестке
| -5
| Финляндия, Норвегия; -33 % учетных ДТП
|
3.13. Дорожная разметка
|
Нанесение отсутствующей краевой линии разметки
| ДТП со смертельным исходом на данном участке дороги
| -5
| Финляндия, Норвегия; -3 % учетных ДТП
|
Нанесение краевой линии разметки с эффектом вибрации
| То же
| -3
| Финляндия, Норвегия; -31 % учетных ДТП в результате съезда с дороги
|
Нанесение осевой линии разметки с эффектом вибрации
| »
| -3
| Финляндия
|
Устройство светоотражающих «кошачьих глазок» в дорожном покрытии
| Учетные ДТП в темное время суток
| -8
| Норвегия
|
Устройство светоотражающих придорожных столбиков на дорогах с ограничением скорости 100 км/ч
| ДТП со смертельным исходом
| -5
| Финляндия; согласно исследованиям, проведенным в Норвегии и Финляндии, на дорогах с ограничением скорости 80 км/ч данная мера приводит к росту числа ДТП
|
Нанесение отсутствующей краевой и осевой линий разметки
| То же
| -10
| Финляндия, Норвегия; -24 % учетных ДТП
|
3.14. Организация легкого движения
|
Устройство отсутствующего пешеходного перехода
| Смертельные исходы:
с участием легкого
транспорта
во всех остальных ДТП
| -10
-5
| Финляндия, Норвегия; -39 % на приподнятом пешеходном переходе, -13 % при устройстве центрального островка безопасности на пешеходном переходе, -21 % при устройстве направляющего ограждения на пешеходном переходе
|
3.15. Организация парковок
|
Запрет на парковку вдоль проезжей части
| Учетные ДТП
| -20
| Норвегия
|
Переход от свободной стоянки к регулируемой стоянке транспортных средств
| То же
| -6
| »
|
Переход от свободной стоянки к регулируемой по времени стоянке транспортных средств
| Все ДТП
| -11
| »
|
Переход от парковки по типу «елочка» к парковке параллельно бордюрному камню
| То же
| -35
| »
|
3.16. Улицы с односторонним движением
|
Переход улицы с двусторонним движением к улице с односторонним движением
| Учетные ДТП
| -1
| »
|
3.18. Трамвайные остановки
|
Перенос трамвайной остановки с середины улицы к краю
| То же
| -55
| »
|
3.20. Переносные дорожные знаки
|
Щиты, информирующие водителей об их фактической скорости движения
| Все ДТП
| -5
| Финляндия
|
|
Переход от переезда в одном уровне к переезду в разных уровнях
| ДТП со смертельным исходом
| -64
| »
|
Устройство полушлагбаумов на переезде в одном уровне
| ДТП со смертельным исходом с участием:
транспортных средств
легкого транспорта
| -55
-19
| Финляндия, Норвегия; устройство полушлагбаумов на переезде, где ранее было установлено предупреждающее звуковое и световое оборудование: -45 % общего числа ДТП,
устройство полушлагбаумов на переезде, где ранее были установлены только предупреждающие знаки:
-67 % общего числа ДТП
|
Улучшения на переезде в одном уровне
| ДТП со смертельным исходом
| -5
| Финляндия, Норвегия; установка предупреждающих знаков на переезде: -25 % общего числа ДТП,
установка светового и звукового оборудования предупреждения на переезде, где ранее были установлены только предупреждающие знаки: -50 %, улучшение видимости на переезде: -44 %
|
4. Оборудование безопасности (средства зашиты)
|
4.1 - 4.2. Шины
|
Замена шин с глубиной рисунка протектора менее 2 мм на 2...3 мм
| Все ДТП с участием транспортных средств, оборудованных данными шинами
| -19
| Норвегия
|
Замена шин с глубиной рисунка протектора
2...3 мм на 3...5 мм
| То же
| -9
| Норвегия
|
4.8 - 4.11. Светоотражатели и шлемы
|
Применение светоотражателей
| ДТП с участием пешеходов в темное время суток
| -85
| »
|
Использование велосипедных шлемов
| ДТП с травмами головы велосипедистов
| -50
| »
|
Использование мотоциклетных шлемов на мопедах
| ДТП со смертельными травмами головы мопедистов
| -44
| »
|
4.12 - 4.13. Ремень безопасности и детские автомобильные сиденья
|
Использование ремней безопасности
| Все ДТП со смертельным исходом
| Водители: -50,
пассажиры на переднем сиденье:
-45,
пассажиры на заднем сиденье: -25
| »
|
Использование детских автомобильных сидений (кресел)
| ДТП с ранениями детей
| См. примечание
| Норвегия; не пристегнутые ремнями безопасности и не сидящие в детском автомобильном кресле дети сидят на заднем сиденье, а не на переднем: -24 %, пристегнутые ремнями безопасности или сидящие в детском автомобильном кресле дети сидят на заднем сиденье, а не на переднем: -15 %, дети сидят в детском автомобильном кресле:
-25%, использование детского кресла для детей в возрасте 0 - 4 года лицом по ходу движения: -50 %, использование детского кресла для детей в возрасте 0 - 4 года лицом в сторону, противоположную ходу
движения: -80%, использование ремня безопасности без детского автомобильного кресла детьми в возрасте 0 - 4 года: -32 %, использование ремня безопасности детьми в возрасте 5 - 9 лет: -52 %, использование ремня безопасности без детского автомобильного кресла детьми в возрасте 5 - 9 лет: -19 %
|
5. Проверка транспортных средств на дорогах
|
5.3. Проверка в придорожной полосе
|
Увеличение интенсивности проверок легковых транспортных средств на дороге на 50 %
| Все ДТП с участием легковых автомобилей
| -0,7
| Норвегия
|
Увеличение интенсивности проверок грузовых транспортных средств на дороге на 50 %
| Все ДТП с участием тяжелых грузовых автомобилей
| -2
| »
|
6. Обучение водителей
|
6.1. Водительское удостоверение
|
Повышение возрастного ценза на получение водительского удостоверения с 18 до 19 лет
| ДТП в первый год управления транспортным средством
| -6
| »
|
6.9. Двухступенчатая система получения водительского удостоверения
|
Водителям-новичкам разрешается управлять транспортным средством только в период с 6 часов до 22 часов
| Учетные ДТП с участием водителей-новичков
| -6
| »
|
7. Обучение общественности
|
7.2. Обучение в школах
|
Обучение детей в возрасте 6 - 12 лет правильно переходить дорогу
| Учетные ДТП при переходе через дорогу
| -13
| »
|
Обучение детей в возрасте 6 - 16 лет правилам езды на велосипеде
| Учетные ДТП при езде на велосипеде
| -6
| »
|
7.3. Информационные кампании
|
Кампании, направленные на предупреждение съездов с дороги
| Съезды с дороги
| -3
| »
|
Кампании, пропагандирующие соблюдение дистанции
| Столкновения сзади (несоблюдение дистанции)
| -9
| »
|
Кампании, направленные против управления транспортными средствами в состоянии опьянения
| ДТП с участием водителя в состоянии алкогольного опьянения
| -2
| »
|
8. Меры принуждения (полиция)
|
8.1 - 8.2. Постоянный контроль скорости движения
|
В 3 раза более частое использование радаров для измерения скорости
| ДТП со смертельным исходом
| -7
| Финляндия
|
В 3 раза более частое патрулирование дорог полицией
| То же
| -4
| Норвегия
|
8.3 - 8.4. Управление транспортным средством в состоянии опьянения
|
Снижение допустимого уровня алкоголя в крови с 0,5 до 0,2 %о
| ДТП со смертельным исходом с участием водителя, содержание алкоголя в крови которого составляет 0,2...0,5 %о
| -8
| Финляндия
Норвегия
|
В 3 раза более частые проверки водителей на состояние алкогольного опьянения
| ДТП со смертельным исходом
| -3
| Норвегия
|
8.6 - 8.7. Камеры видеонаблюдения за скоростью движения
|
Установка и управление автоматической камерой видеонаблюдения за скоростью на дороге
| ДТП со смертельным исходом
| -30
| Финляндия, Норвегия; -17 % учетных ДТП
|
Установка и управление камерами контроля на светофорах (проезд на красный свет)
| Учетные ДТП
| -12
| Норвегия
|
8.10. Средства предупреждения
|
Система учета правонарушений, определенное количество штрафных баллов ведет к лишению прав на управление транспортным средством
| ДТП со смертельным исходом
| -17
| »
|
Прочие мероприятия
|
Установка алкозамка на год вместо лишения прав на управление транспортным средством
за однократное вождение в состоянии алкогольного опьянения
| ДТП с участием нетрезвого водителя, уже имевшего прецедент
| -25
| Норвегия
|
Установка и управление камерами видеонаблюдения за скоростью на улицах городов с населением свыше 50000 жителей
| ДТП со смертельным исходом
| -47
| Великобритания
|
Обновление парка транспортных средств
| ДТП со смертельным исходом с участием устаревших транспортных средств
| -30
| Норвегия
|
Примечание. «-» - уменьшение показателя; «+» - увеличение показателя.