Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1 . Сущность  и принципы государственной службы




Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Раздел 1. Сущность и  принципы государственной службы………………....6

Раздел 2. Основы административно-правового статуса государственных служащих ……………………………………………………………………... 14

Раздел 3. Юридическая ответственность на государственной службе……..24

Заключение …………………………………………………………………….37

Список литературы…………………………………………………………….41


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что происходящие в России поистине революционные преобразования в экономической, политической, правовой и иных сферах протекают с неизбежной для них ожесточенной борьбой за власть, а практически - за овладение государственным аппаратом, системой государственного управления. Как и всегда в переломные периоды общественного и государственного развития, коренным стал вопрос о политических, профессиональных и других качествах лиц, участвующих в государственном управлении. Отсюда огромное значение кадровой проблемы. Давний принцип «Кадры решают все!» и сейчас остается в силе, имея в виду, прежде всего кадровый состав государственных органов. Государственную политику призваны реализовывать кадры управления, административный аппарат, государственные служащие, олицетворяющие государственную власть. Аппарат формирует политическая власть, которой он служит. Занятые в аппарате государственные служащие выполняют свои профессиональные обязанности в соответствии с положением, занимаемой должностью. Сотрудники аппарата должны понимать свое назначение, чувствовать причастность к решению текущих и перспективных задач, честно трудиться на благо работодателя, то есть государство, народа, что означает: точно и своевременно исполнять законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения судов, добиваться соблюдения исполнительской дисциплины повсюду, где затрагиваются интересы государства, права граждан.

Накопленный за предыдущие десятилетия опыт работы с кадрами государственного аппарата и правового регулирования государственной службы, по сути, нового строя имеет не только положительную, но и отрицательную составляющую: к 2001г. еще не была создана эффективная государственная служба, качественно управляющая государством. Поэтому для устранения имевшихся недостатков в регулировании государственно-служебных отношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом 15 августа 2001 г. Целью реформирования государственной службы, прежде всего, является повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы в целях улучшения кадрового состава государственных служащих.

Объектом исследования выступает государственная служба как форма деятельности.

Предмет исследования – юридическая ответственность на государственной службе.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников, использованных в данной работе.

Цель работы заключается в том, чтобы дать характеристику государственной службе и определить основные направления развития.

Задачи курсовой работы состоят: во-первых, выявить сущность и принципы государственной службы, во-вторых, определить характеристику административно - правового статуса государственных служащих и, в-третьих, оценить степень юридической ответственности на государственной службе.

К данной теме обращаются многие отечественные политики, мыслители и общественные деятели, такие как, Бахрах Д.Н, Алехин А.П., Конин Н.М., Макарейко Н.В., Манохин В.М., Корнеев Н.М., Попова Л.Л. в своих трудах по административному праву, Гусева А.С., Чиркин В.Е, Овсянко Д.М., Назаренко Н.Ю. в работах, посвященных государственной службе.

Основная проблема данной работы состоит в юридической ответственности государственной службе. Какова бы ни была сущность общественного строя, эффективность государства зависит, прежде всего, от работы государственного аппарата. Поэтому к государственным служащим повсюду предъявляются высокие требования со стороны общества, принимаются специальные кодексы поведения государственных служащих

Таким образом, государственная служба в России имеет богатую историю своего развития и становления. Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоящее время особое внимание, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. Государственная служба тесно связана с государством. Эта деятельность осуществляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий, возложенных на органы государства.

Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

При написании курсовой работы было использовано 20 литературных источников.

 


Раздел 1. Сущность  и принципы государственной службы

К числу важнейших правовых и организационных основ системы государственной службы Российской Федерации относятся понятия государственной службы и ее видов, принципы ее построения и функционирования, классификация должностей государственной службы и государственных служащих, квалификационные требования к государственным служащим, а также правовое положение (статус) государственных служащих. Неотъемлемой составной частью этой системы является система управления государственной службой на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

В Федеральном законе от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ определены единые, правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила государственной службы России, которые должны применяться при правовом регулировании всех видов и уровней государственной службы и применении их на практике соответствующими государственными органами  и должностными лицами. При этом следует учитывать, что в названном Законе и федеральных законах о видах государственной службы содержится много новых административно-правовых категорий и понятий, правильное понимание и  толкование которых имеет как теоретическое, так большое практическое значение[1].

    В статье 1 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» дано определение понятия государственной службы. Государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Федерации; органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации (лица, замещающие государственные должности субъектов Федерации).

Таким образом, государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе. Ключевым здесь является слово «исполнение», которое означает не просто работу, измеряемую либо временем, отведенным на нее (по правилам трудового распорядка), либо количеством прочитанных, подготовленных или подписанных документов, а формирование властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом, государственным органом и подлежащими его ведению управляемыми объектами. Схематически в системе нижеследующих элементов: «государство- система государственных органов – государственный орган – государственная должность – государственный служащий – гражданин – общество – государство» государственная служба связывает государственную должность (относящуюся к организационной структуре государственного управления – в данном случае), государственного служащего (принадлежащего к персоналу государственного управления) и гражданина (обслуживать которого призвано государство).1 Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве демократических государств.

Везде цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управления, а также соединение ответственности за исполнение государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы. Важно, чтобы в организационно-правовом смысле была четкость, ясность и определенность в отношениях: между лицом, исполняющим государственную должность, и государством; между лицом, исполняющим государственную должность и гражданином государства.

Государственная служба в государстве, в том числе в федеративном, должна быть целостной, основанной на общих подходах и принципах. Это – не сумма служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единая государственная служба одному государству, ее создавшему, с соответствующими объемом и структурой.  Она может быть, по уровням: федеральной государственной службой, государственной службой субъектов Российской Федерации, муниципальной службой. Может делиться, условно говоря, на гражданскую (управленческую) государственную службу: в органах представительной, исполнительной и судебной власти; военную государственную службу в армии и приравненных к ней структурах; специализированную (правоохранительную) государственную службу: в так называемых административных органах. Различие между ними проводится по функциональным признакам должностей, а не по государственным органам, так как в соответствии с п.3 ст. 8 Закона в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов службы (например, в составе МВД России – должности федеральной государственной гражданской, военной и правоохранительной служб)1. Но в любом случае – это служба государству Российскому. Государственная гражданская служба подразделяется на два уровня – на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. И военная, и правоохранительная служба наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной службы. Современная система государственной службы с ее видовой классификацией учитывает не только федеративное устройство страны, но и различия в функционально-целевой направленности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы, а также их правовом положении.

Законом о системе государственной службе в Российской Федерации установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования.

Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.[2] Согласно п. «3» ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба.

Учитывая наличие в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области) только одного вида государственной службы, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 2) установлено, что правовое регулирование и организации федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а ее организации – в ведении субъекта Федерации.

Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службы. Принцип законности отражает требования ст.4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты Федерации отдают предпочтение своим правовым актам, в том числе по вопросам государственной гражданской службы, по сравнению с актами федеральными. Понимание и применение всех правовых актов должно быть единообразным. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность виновных лиц1.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть характерным, когда права личности действительно являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от «усмотрений» органов государства и его работников2. Отсюда вытекает необходимость совершенствования национального законодательства, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России и стандартами, в том числе по вопросам государственной службы.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком Российской Федерации, возрастом и другими требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы. Иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Конечно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и кадров и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Однако при этом должны использоваться общероссийская система государственных должностей, классных чинов, единый порядок прохождения государственной гражданской службы. Без этого государственная гражданская служба ни в одном из субъектов Федерации не станет профессиональная и эффективной, способной решать сложнейшие задачи регионального развития в условиях федерального государства. Залог успеха – следование Закону о системе государственной службы Российской Федерации и нормативным правовым актам РФ о государственной гражданской службе1.

Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.

Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективности функционирования государственной службы.

Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Открытость – это не только право человека на достоверную, своевременную и полную информацию, но и его право на участие в решении вопросов, касающихся его законных интересов1. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля, систематического освещения деятельности органов государственной власти средствами массовой информации. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Именно по этому критерии, прежде всего, оцениваются достоинства кандидатов. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил, процедур, владение навыками практическими навыками в определенной сфере деятельности. Для этого государственный служащий должен иметь соответствующую профессиональную подготовку. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника. Профессионализм стимулирует расширение и повышение уровня знаний, накапливание опыта работы. Значение профессионализма и компетентности государственных служащих особо возрастает в период проведения глубоких экономических и политических реформ.

Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходимо для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

Реализация перечисленных принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Этими законами могут, предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Таким образом, государственная служба основывается, создается и функционирует на общих началах для всех ее видов, хотя каждый из них имеет отличительные особенности, касающиеся вопросов не только организации, но и правого регулирования. Главная цель государственной службы состоит в обеспечении реализации всего объема полномочий государственного аппарата. Поэтому различные подразделения государственной службы не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Иначе говоря, государственная служба – важный социальный институт, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...