Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Юридическая ответственность на государственной службе




Наряду с поощрением государственных служащих законодательство Российской Федерации предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, т.е. за такие действия (бездействие), которое законодательством признаны запрещенными и вредными. Правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты). Нарушения государственных служащих, особенно наделенными юридическими властными полномочиями, затрагивают непосредственно интересы государства, могут ущемлять права и свободы граждан.

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке[12].

Привлечение к дисциплинарной ответственности существенно затрагивает права государственных служащих и влечет неблагоприятные для них правовое последствия. Поэтому оно строго регламентируется нормативными правовыми актами.

Законом о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарное взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Законом.

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего они выражаются в нарушении государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо их искажении1.

Законом определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

    Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка, что является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в тоже время гарантией защиты прав гражданского служащего. Полностью, объективно и всесторонне должны быть установлены:1)факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;2)его вина;3) причины и условия, способствовавшие совершению им дисциплинарного проступка, мотивы его совершения;4)обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением и т.п.

    Дисциплинарное взыскание налагается представителем нанимателя, т.е. должностным лицом, имеющим право назначить гражданского служащего на соответствующую должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном должностном соответствии и решать вопрос об освобождении от замещаемой должности гражданской службы принадлежит тем органам и руководителям, которые принадлежит право назначения на должность.

    При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства при которых совершен дисциплинарный проступок.

    Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени служебной проверки. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении.

    Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово- хозяйственной деятельности – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка[13]. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд.

    Дисциплинарная ответственность военнослужащих регулируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды дисциплинарных взысканий, права командиров на их применение, так же порядок подачи и рассмотрения предложений, жалоб. Налагать дисциплинарное взыскание на военнослужащих могут только прямые начальники. Вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников правоохранительной службы изложены в Положении о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и других нормативных правовых актах. Дисциплинарные взыскания налагаются на сотрудников их прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

    Материальная ответственность государственного служащего наступает за неправомерные действия (бездействия), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб нанимателю.

    Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причиной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущерб); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполне­нии должностных (служебных) обязанностей.1 Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.

Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.

Специального нормативного правового акта о материальной ответственности государственных гражданских служащих нет. В настоящее время они несут эту ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к государственным гражданским служащим (кроме военнослужащих), в соответствии с Трудовым кодексом РФ (гл. 39).Согласно Трудовому кодексу, под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества нанимателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя (нанимателя) произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Недополученные доходы (упущенная выгода) взысканию с правонарушителя не подлежат.

Материальная ответственность не возникает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему Трудовым кодексом РФ установлено, что правонарушители несут материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, в полном размере причиненного ущерба в случаях и порядке, предусмотренных Трудовым кодексом, либо в пределах, предусмотренных письменным договором о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Трудовым кодексом урегулирован порядок определения размера причиненного ущерба, а также его изыскания с виновных лиц. Взыскание суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению представителя нанимателя,  но не позднее одного месяца со дня окончательного установления представителем нанимателя причиненного ущерба. Если месячный срок истек или государственный служащий не согласен добровольно возместить ущерб, а сумма ущерба, подлежащего взысканию с виновного лица, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих. Они несут материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом[14]. Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении служебных обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Действие Закона распространяется на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ по призыву и по контракту, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба.

Материальная ответственность военнослужащего наступает только при условии, если ущерб, причиненный им имуществу воинской части, является реальным. Имуществом воинской части считаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью. А реальный ущерб — это утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные вешнею частью[15].

Материальная ответственность военнослужащего наступает при условии, что ущерб является результатом виновных, т.е. неправомерных, его действий (бездействия), независимо от того, содержат ли о признаки дисциплинарного проступка или состава преступления. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания, административного или уголовного наказания и может применяться наряду с ними.

Кроме вины правонарушителя в причинении ущерба, реальности ущерба, условием материальной ответственности является причинение ущерба при исполнении обязанностей службы. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей службы, несут материальную ответственность не в административном порядке, а в соответствии с гражданским законодательством.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Условием привлечения военнослужащего к материальной ответственности является также не истечение трехлетнего срока со дня обнаружения ущерба.

Рассматриваемый Закон регулирует два вида материальной ответственности военнослужащих — ограниченную и полную. Различие в размерах материальной ответственности установлено в зависимости от служебно-правового положения военнослужащих, формы вины, размера ущерба и других факторов. Различаются следующие четыре варианта ограниченной материальной ответственности военнослужащих:11)за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие-контрактники и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; 2)военнослужащие – контрактники, виновные в причинении ущерба, вызванного уплатой воинской частью штрафов за простой контейнеров, вагонов, судов, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания; 3)командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества, что повлекло причинение ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания; 4)командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего с военной службы, незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, несут материальную ответственность за ущерб, произведенными в результате незаконного увольнения, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания.

Что касается полной материальной ответственности, то военно-служащие несут ее в случаях, когда ущерб причинен: 1)военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; 2)действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;3) в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения. 4)военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Законом установлен порядок определения размера причиненного ущерба. Для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц командир воинской части обязан, назначит административное расследование1. Оно должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Оно может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки.

За ущерб, причиненный государственному органу, в котором служит сотрудник правоохранительной службы, он несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Что касается уголовной и гражданско-правовой ответственности гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы, то они несут ее в соответствии суголовным и гражданским законодательством РФ.

Административная ответственность – это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания в физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении неблагоприятных для них последствий, а также в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности – воспитание правонарушителей и предупреждение правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки.

1.Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). Здесь сосредоточены общие принципы, основы законодательства об административных правонарушениях, и составы конкретных правонарушений, за которое установлена ответственность на федеральном уровне, и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, и их подсудность, и порядок исполнения постановлений о наложении административного наказания. Это создает для всех государственных служащих удобство пользования данным правовым актом.

2.Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Административным правонарушением, согласно КоАП, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность[16].

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, т.е совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие правонарушения от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера. Эти специфические признаки касаются объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны правонарушения. Под объектом правонарушения, в том числе непосредственным, понимаются охраняемые законодательством РФ общественные отношения, которые оно затрагивает и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда.[17] От сходных с ними преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью общественной опасности. Кроме противоправности и общественной опасности, обязательными признаками административных правонарушений являются виновность и наказуемость деяния.

3. Административная ответственность отличается от других видов ответственности и по ее субъектам. К ним относятся не только физические, но и юридические лица.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее моменту совершения административного правонарушения 16-летнего  возраста. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут ответственность на общих основаниях наравне с остальными гражданами. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Этот порядок распространяется на военнослужащих и призванных на военные сборы граждан (ст. 2.5 КоАП). Сотрудники органов внутренних дел,  органов уголовно-исполнительной системы, органов наркоконтроля и таможенных органон несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах1.

В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры дисциплинарного взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные наказания применяются судьями, органами, должностными лицами, специально уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (разд. III КоАП).

6. Имеются также особенности наложения и действия административных наказаний. К таким особенностям относятся: порядок привлечения к ответственности юридических лиц при их слиянии, присоединении, разделении и преобразовании; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность физических и юридических лиц; давность привлечения к административной ответственности и др. Административное наказание, налагаемое на физическое или юридическое лицо, — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.[18] Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица, По своей правовой природе административные правонарушения не наносят такого вреда, как преступные деяния, поэтому и наказания за них установлены менее суровые. Статья 3.2 КоАП предусматривает следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Как видим, система («лестница») административных наказаний включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим судьям, органам, должностным липам избрать вид наказания с учетом конкретных обстоятельств дела. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Различаются основные и дополнительные административные наказания. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных наказаний. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания. Лишение специального права конфискация и возмездное изъятие орудий и предметов, оказавшихся непосредственными объектами правонарушения, дисквалификация административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности могут назначаться только судьей.

Государственные служащие могут назначаться в качестве представителей государств; которые осуществляют свою деятельность в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности[19]. Следовательно, и к этим служащим может применяться та кой вид административного наказания, как дисквалификация, предусмотренный ст. 3.11 КоАП.

Кодекс содержит ряд правил, касающихся условии и порядка назначения административных наказаний. Прежде всего, следует учитывать, что не является правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный (ст. 2.7).Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8). При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные разрешить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9).

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение. Назначение наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено. Никто не может нести ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение (ст. 4.1). Лицо, которому назначено наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Статьей 4.7 определен порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба, а также о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства1.

Уголовная ответственность - государственные служащие несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлений. В уголовном законодательстве содержатся составы этих преступлений: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог и др.

    Таким образом, дисциплина на государственной службе – обязательное для государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа, должностного регламента, уставов о дисциплине и иных актов. Чтобы государственные служащие могли соблюдать требования служебной (воинской) дисциплины нужно хорошо знать и строго соблюдать на практике установленный порядок ответственности государственных служащих.


Заключение

Проведенный в работе анализ практик юридической ответственности заключается в том, что государственная служба – один из ключевых конституционных институтов. Это многоаспектное, многогранное правое явление, имеющие соответствующие грани и точки соприкосновения, а точнее – органически взаимосвязи, в первую очередь с тремя фундаментальными правовыми отраслями – конституционным (государственным) правом, административным правом; трудовым правом, а также с рядом других отраслей, ветвей российского права.

Государственная служба - сложный, комплексный и многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы и устои. Это неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности и один из ведущих институтов административного права.

В Конституции России, с точки зрения государственной службы, выделяются два принципиальных положения: первое – это принцип равнодоступности граждан к государственной службе, втрое – отнесение к ведению Российской Федерации вопросов федеральной государственной службы. Это исходные, концептуальные догмы для всей концепции государственной службы.

Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции. Правовое регулирование этих и других специализированных видов государственной службы в органах всех уровней или системностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом.

Значение государственной службы определяется том, что среди вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кадрах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппарат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законоположения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со стороны некоторой части «аппаратчиков», хуже того – с их коррумпированность. Эффективное использование добротного кадрового потенциала государства – приоритетная общенациональная задача. Различные политики приходят, а машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Правильное понимание сущности государственной службы и ее реформирование на современном этапе должны обеспечить четкую, эффективную и законную деятельность государственного аппарата, предотвратить возможность использования его в партийных или групповых интересах.   Истинная сущность государственной службы заключается в возлагаемой на граждан вечным законом общежития обязанности содействовать органами государственного начала в выполнении ими своего назначения.

Посредством государственной службы реализуется задачи и функции государственных органов. Это вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуются государственными служащими. Все государственные служащие являются субъектами права. Они обладают правами и свободами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами.

Вместе с тем законодательство предусматривает некоторые ограничения служащих, вызванные интересами службы. Служащие государственных органов не вправе: участвовать в забастовках и иных действиях, нарушающих нормальное функционирование государства; заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать услуги и содействие физическим и юридическим лицам, не предусмотренные законом, с использованием своего служебного положения, получать за услуги вознаграждение; выполнять оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); самостоятельно или через посредников принимать участие в управлении акционерными товариществами с ограниченной ответственностью. Нарушение указанных ограничений влечет освобождение от занимаемой должности или иную ответственность, предусмотренную законом.

Кроме общеправового статуса государственные служащие обладают служебным, административно-правовым статусом. Возложение на служащих должностных обязанностей и наделение их соответствующими правами производятся в целях успешного осуществления функций по занимаемой должности.

Служебные обязанности и права государственных служащих подразделяются на: общие, распространяющиеся на всех служащих; специальные, предназначенные для выполнения функций по конкретной должности; личные. На государственного служащего возлагаются следующие обязанности и права государственных служащих исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий; соблюдать нормы служебной этики и установленный в государственном органе служебный распорядок; не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, а также приводящих к подрыву автори­тета государственной службы; хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы; держать в тайне ставшее ему известными в связи с исполнением должностных полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, и др.

Государственный служащий наделен следующими общими служебными правами: требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей государственной должности и создания организационно-технических условий для исполнения;  принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями; запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений информацию, материалы и сведения, необходимые для выполнения должностных обязанностей. Государственный служащий обладает личными правами. Он имеет право: на продвижение по службе; увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы уровня квалификации, на увольнение, выход в отставку.

За неисполнение и недобросовестное исполнение служебных обязанностей, за поведение, которое порочит государственную службу, за правонарушения (проступки, преступления), причинение вреда своей незаконной деятельностью государственный служащий несет ответственность. За нарушения правил государственной службы (должностные проступки), не преследуемые в уголовном порядке, предусмотрена дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в воинском и ли специальном звании, увольнении). Допустивший должностной проступок государственный служащий может быть временно (на срок не более одного месяца) до определения меры взыскания отстранен от выполнения служебных обязанностей с сохранением денежного содержания. За это время должно служебное расследование. Если дело будет передано в суд, он может лишить лицо права на определенное время занимать государственную должность. Материальная ответственность государственных служащих заключается в возмещении вреда, исправлении причиненного ущерба в соответствии с гражданским кодексом, административная ответственность в соответствии с кодексом об административных правонарушениях и другими актами, уголовная – за совершение преступлений.

Государственная служба – важнейший инструмент государства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована специалистами высшей квалификации.


 

Список источников

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М: Элит, 2004. - 224 с.

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». - М.: Ось - 89, 2004 – 64 с.

3. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации / А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М.Козлов. - М.: Зерцало, 1997. - 672 с.

4. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В.Атаманчук. - М.: Омега - Л, 2005. - 584 с.

5. Бахрах, Д.Н. Административное право России / Д.Н.Бахрах. - М.: НОРМА, 2000. – 640 с.

6. Гапоненко, А.Л. Теория управления / А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. - М, РАГС, 2003. – 256 с.

7. Гусева, А.С. Служебная карьера / А.С.Гусева, В.А.Иглин, Б.В.Лытов. - М.: Экономика, 1998. - 302 с.

8. Игнатов, В.Г. История государственного управления России / В.Г.Игнатов. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2002. - 608 с.

9. Кибанов, А.Я. Управление персоналом / А.Я.Кибанов. - М.: Инфа - М, 2006. - 304 с.

10. Конин, Н.М. Административное право / Н.М.Конин, М.П.Петров. - М.: Норма, 2005. – 368 с.

11.  Конин, Н.М. Административное право / Н.М.Конин. - М.: Из-во Проспект, 2006. – 448 с.

12.  Корнеев, А.П. Административное право России / А.П. Корнеев. - М.: МЮИ МВД России, 1996. – 268 с.

13.  Макарейко, Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзамена / Н.В. Макарейко. - М.: Юрайт - Издат, 2006. – 233 с.

14.  Манохин, В.М. Российское административное право / В.М.Манохин, Ю.С.Адушкин, З.А.Багишаев. - М.: Юристъ, 1996. – 472 с.

15.  Назаренко, Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации / Н.Ю.Назаренко. - М: Из-во Экзамен, 2007. – 187 с.

16.  Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба / А.Ф.Ноздрачев. - М: Статус, 2000. – 269 с.

17.  Овсянко, Д.М. Государственная служба РФ / Д.М.Овсянко. - М.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...