Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библейские сказания: понятия, сущность




СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П.Выкатной

 

Л.А. Милованова

М.В. Кокотеева

 

 

Ознакомление младших школьников с библейскими сказаниями

 

 

Учебно-методическое пособие

Проект

Выкатной 2010 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……..4

Библейские сказания: понятие, сущность………………..…………..….5

Психологические аспекты ознакомления младших школьников с библейскими сказаниями…………………………..……………..……..11

Ознакомление младших школьников с библейскими сказаниями как педагогическая проблема………………………………………………..16

Методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с библейскими сказаниями……………….……………………………..21

Заключение……………………………………………………………….28

Библиографический список……………………………………………..29


Введение

Ознакомление с библейскими сказаниями является одной из труднейших тем литературного чтения в начальных классах. Связанно это с тем, что до недавнего времени к Библии и библеистике в целом преобладал идеологический подход, а, следовательно, сосредотачивалось основное внимание на роли Библии в идеологической борьбе.

Данная проблема была и остается актуальной по причине её малоизученности. Многие учителя-практики отказываются от работы над библейскими сказаниями, так как толкование библейских текстов вызывает у них массу затруднений. Если же работа над темой ведётся без определенной подготовки, то это приводит к поверхностному знакомству детей с Библией.

Изучением библейских сказаний занимались такие ученые, как Е.В. Квятковский, З. Косидовский, И.А. Крывелев, Б.А. Ожигов и другие.

В начальной школе тема рассмотрена немногими учителями-практиками, среди них А.В. Антипова, Н.Н. Любимова, С.Н. Таганова, М. Чепайтите, И.А. Шкаруба.


Библейские сказания: понятия, сущность

 

В Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия Библия истолковывается как собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве священного писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому «завет» (мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключенный уже со всеми народами [5, 104].

В Большой советской энциклопедии слово «Библия» – это сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (VIII в. до н.э. – II в. н.э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признается ими священным [4, 313].

В учебнике по литературному чтению Л.Л. Ефросининой для четвертого класса дано следующее определение: «Слово «Библия» греческое – это целая библиотека, собрание произведений разных жанров, где используется фольклор многих древних народов – сказания, легенды. Библия – главная священная книга для христиан, верующих в Богочеловека и сына Божьего Христа, и людей иудейской религии в своей первой части (Ветхий Древний Завет). Библия переведена на все языки мира» [18, 67].

В своей статье Б.А. Ожигов пишет следующее о Библии. «Библия» в переводе с древнегреческого означает «книги». В её составе – 77 книг. Библия – книга, которую верующие христианской и иудейской религии считают Священным писанием. Большая часть книг в одинаковой мере принимается представителями обеих религий. По своему составу Библия поделена на две неравные части: Ветхий Завет и Новый завет. Ветхий Завет иногда называют еврейской Библией. Книги, объединенные в Новом Завете, считаются исключительно христианскими [22, 63].

Крывелев Иосиф Аронович в «Книге о Библии» указывает: «Слово «Библия» – древнегреческого происхождения. На языке древних греков оно означало «книги». В наше время мы обозначаем этим словом не всякие книги, а одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений. Слово «Библия» мы потому и пишем с прописной буквы, что оно является собственным именем, названием одной определенной книги. Это – книга, которую верующие люди христианской и иудейской религии считают своим Священным писанием» [16, 5].

Поскольку еврейская Библия рассказывает о союзе бога и человека, то ее называют заветом (завет – союз, договор). Христиане поделили Библию следующим образом: книги, написанные под знаком союза бога с Авраамом и Моисеем, называются Ветхим Заветом, а книги о союзе с Иисусом Христом – Новым Заветом. Православная церковь насчитывает в Ветхом Завете 50 книг, а в Новом 27 [22, 63].

Обратимся к истории переводов этой великой книги.

Начиная с VI в. до н.э. евреи расселились во многих странах за пределами Палестины. Постепенно они перестали понимать язык Библии. Первым значительным переводом на греческий язык является Септуагинта, что означает перевод семидесяти толковников. Согласно религиозной традиции, по повелению правителя Египта Птолемея II 72 переводчика поселились на о. Фарос, где за 72 дня каждый из них сделал свой перевод. Считается, что все переводы совпадали, поскольку трудились толковники, вдохновленные духом святым.

Очередной этап связан с деятельностью монаха Иеронима Блаженного, осуществившего общепринятый перевод на позднелатинский язык, получивший название Вульгата.

Великие просветители Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык в IX в. В конце XIX в. по распоряжению Синода был сделан русский перевод Библии на современный русский язык.

Существенным изменениям подвергался и внешний вид текстов. Так, лишь в XIII в. кардинал Стефан Ленгтон ввел деление на главы, а в 1551 г. парижский типограф Робер Стефан на стихи.

Как ориентироваться в текстах Библии? Главы и стихи в современных изданиях Библии нумерованы, и, цитируя какое-нибудь место из Библии, принято указывать не номер страницы, как обычно, а название книги в сокращении, номер главы и номер стиха, например: Быт., 17:24, что означает: Бытие, глава 17, стих 24. Впрочем, так цитируются обычно и другие древние источники, например поэмы Гомера или сочинения Цицерона. Удобство такого метода состоит в том, что он позволяет легко найти нужное место в любом издании данной книги, независимо от количества страниц в нем [22, 64].

Теперь поговорим о составе Библии.

Традиционно книги Ветхого Завета подразделяют на три «разряда»: «Закон» (в иудаизме «Тора»: «учение» или «закон»), «Пророки» и «Писания».

Установлено, что Ветхий завет является собранием исторических документов, народных легенд,законов, ритуальных предписаний и мифов, источники которых относятся к различным эпохам и различным социальным слоям [2, 82].

В «Закон» входят 5 первых книг Библии, так называемое Пятикнижие Моисеево; в раздел «Пророков» 16 книг, авторами которых считаются 16 древних пророков, в том числе 4 «великих» (Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и 12 «малых». В этот же раздел включают и так называемые «исторические» книги (Книгу Судей, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон, книги Ездры и Неемии). Остальные книги Ветхого Завета входят в раздел «Писаний». Они разного содержания и могут быть отнесены к разряду литературно-назидательных [23, 37].

В состав Нового Завета входят 27 книг, которые следуют в таком порядке: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна (греческое слово «евангелие» в переводе на русский язык означает «благая весть» или «благовествование»).

За евангелиями следует небольшое сочинение Деяния Апостолов. Затем Послания апостолов, их 21, из них первые 7 называются соборными, потому что адресованы всем общинам христианским от имени одного из апостолов (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды). Остальные 14 посланий носят названия Посланий апостола Павла и адресованы какому-то отдельному лицу (например, Послание к Тимофею). Последняя книга Нового Завета называется Откровение святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис (греч. «откровение»).

Рассмотрим заключительную книгу Нового Завета «Откровение Иоанна» как связующее звено между Ветхим и Новым Заветами. Эта книга тесно связана с книгами пророков Ветхого Завета (особенно с откровениями Иезекииля и Даниила).

Апокалипсические произведения были призваны поднять завесу над будущим и рассказать о нем в откровениях пророков. Перед чтением текстов из «Откровения» важно рассказать ученикам о времени их создания: о состоянии христианства на раннем этапе его становления, гонениях на христиан в период правления Нерона или Диоклетиана, об убеждении автора «Откровения», что гонения закончатся, христианство победит и возвысится над своими гонителями (на чем оно основывалось) [22, 64].

Проведем краткий анализ Пятикнижия. Такой анализ нужен еще и потому, что Пятикнижие (в иудаистской традиции Тора «Учение») является важнейшим и наиболее авторитетным с религиозно-догматической точки зрения компонентом Ветхого Завета. Автором его иудейское и христианское историческое предание называет Моисея, легендарного пророка, предводителя; израильтян во время их бегства из «дома рабства» в Египте. Оно состоит из пяти книг, объединенных общим сюжетом. В Пятикнижии представлена легендарная история израильтян и их мифических предков-патриархов от сотворения мира и появления первых людей до исхода из Египта и прихода к границам «земли обетованной», т.е. Палестины. Содержанием исторического процесса Пятикнижие считает возникновение, развитие и углубление союза между Яхве и избранным им народом.

В состав Пятикнижия входят книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Бытие – книга, содержащая мифы о миросотворении, о договорах (заветах) между богом и людьми, о нарушениях этих договоров людьми и последствиях (потоп, разрушение городов Содома и Гоморры и т.п.). Исход излагает миф о том, как древние евреи попали в рабство к египетскому фараону, как их бог Яхве открылся Моисею и помог ему избавить евреев от рабства, о вручении богом Моисею на горе Синай «закона» (включая заповеди), о распоряжениях касательно жертвоприношений и богослужения. Левит представляет собой подробнейшие наставления о культе, наградах и карах, связанных с выполнением и невыполнением «закона». Книга Числа посвящена описаниям странствий древних евреев по пустыне после их мифического исхода из Египта. Второзаконие – своего рода сводка материалов первых четырех книг, в центре которой находятся Моисей, его речи и предписания [12, 59].

По мнению Зенона Косидовского, в движении человечества немаловажное место занимает Ветхий завет. Тысячами нитей пронизывает он культуру многих народов, под его влиянием формировались представления поколений, язык и обычаи. Также он отмечает тот факт, что содержание Библии нам малоизвестно: «Старшее поколение помнит лишь отдельные, избранные места из Библии, а новое поколение, воспитанное в материалистическом духе, ничего о ней не знает. Переводы Библии, даже современные, архаичностью своего языка отталкивают рядового читателя, а людей неверующих к тому же отпугивает давным-давно установившееся мнение, будто это «священная» книга, полная религиозных мифов и ритуальных предписаний. Между тем современная наука доказала, что Библия это своеобразный документ светского характера, содержащий немало ценных исторических сведений» [15, 6].

Вплоть до середины XIX века в качестве священной, «богодухновенной» книги, Библия пользовалась своеобразным иммунитетом от посягательств науки, иммунитетом, закрепленным строгими правилами церковных учреждений. Попытки критически взглянуть на библейский текст, под лингвистическим или историческим углом зрения, долгое время считались святотатством и покушением на религиозные верования. Глубоко укоренилось убеждение, будто Моисей, Иисус Навин, Давид, Соломон и пророки действительно написали соответствующие части Библии, что Яхве провозгласил десять заповедей на горе Синай, что Илья Пророк вознесся на небо в пылающей колеснице, а Даниил вышел невредимым из львиного рва. Когда библейский текст слишком очевидно расходился с тем, что отвечает понятию святости комментаторы выискивали в нем аллегорический смысл мистического характера. Так, например, Песнь песней любовная лирика, дышащая восточной чувственностью превратилась в их толковании в религиозную поэму, где под символом возлюбленного скрывался Яхве (а в христианскую эру Иисус Христос).

Людям эпохи великих открытий в естествознании трудно понять, что еще так недавно Библия считалась единственным авторитетом в вопросах науки о вселенной. Очаровательные в своей наивности библейские сказания об Адаме, Еве и рае большинство людей воспринимало буквально как окончательную истину о происхождении жизни на земле. Когда Дарвин в 1859 году в книге «О происхождении видов» обнародовал свою теорию эволюции, она вызвала бурю протестов не только среди поклонников Библии, но и в некоторых научных кругах [Там же, 6].

Во второй половине XIX века благодаря ряду выдающихся научных открытий стремительно расширялся горизонт человеческих знаний, и, естественно, должно было измениться и отношение к Библии. Ее проблемами, наконец, заинтересовались настоящие ученые. Постепенно стала развиваться библеистика, первые истоки которой относятся еще к XVII веку. Образовалась новая отрасль науки, со своими с каждым днем углубляющимися исследовательскими методами. Этим переменам благоприятствовала прежде всего общая атмосфера в Европе, постепенно выходившей из своей культурной изоляции. Путешественники и исследователи малоизученных материков пробудили у европейцев живой интерес к великим культурам Ближнего и Дальнего Востока. Тогда-то люди поняли, что Библия больше не может претендовать на звание единственной священной книги. Ведь у индийских браминов есть Ригведа, у последователей нового индуизма Махабхарата и Рамаяна, у буддистов Индии, Японии, Китая и Монголии книги Махаяна, у парсов последних поклонников зороастризма Зендавеста, у мусульман Коран. И список этот отнюдь не исчерпан, так как сюда надо было бы добавить ещё священные книги китайского конфуцианства, даосизма и японского синтоизма. Как ни различны между собой все эти священные книги, но каждая, по мнению ее последователей, содержит единственную, возвещенную свыше истину. Библия занимает в их ряду свое место, причем отнюдь не самое первое, поскольку даже по количеству последователей она уступает многим из них [Там же, 7].

Лишившись ореола исключительности, Библия перестала быть необычайным и неповторимым явлением и оказалась одним из многих выражений человеческой тоски по истине. Как и в других подобных книгах, в Библии отразились социально-психологические процессы, которые свойственны народам всех континентов, безотносительно к расе, языку и культуре. Ученые, занимающиеся исследованием библейского текста, разработали новую область науки, именуемую библейской критикой, которая делится на низшую и высшую. Низшая критика занимается установлением подлинного текста Библии путем обнаружения ошибок переписчиков и комментаторов. Нас скорее интересует высшая критика, так как благодаря ее сенсационным открытиям мы узнали, что действительно представляет собой Ветхий завет. Одними из первых в этой области научного исследования были Ренан и Вельгаузен. Безупречная логика их лингвистических методов, доведенная до виртуозной тонкости, в конце концов, преодолела сопротивление догматиков, и даже католическая церковь вынуждена была с этим считаться [Там же, 8].

Содержание Библии так богато, как богата сама жизнь. Идиллические сцены на ее страницах перемежаются картинами кровавых войн, эксцессами разнузданности и разврата, а также эпизодами, которые потрясают своим трагизмом. Галерея ее образов красочна. Достаточно назвать Самсона, мятущегося, полубезумного, одинокого царя Саула или изысканного и весьма предприимчивого Соломона, который нажил огромное состояние на торговле лошадьми и производстве меди [Там же, 13].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...