Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с библейскими сказаниями




 

Изучением библейских сказаний занимаются не только ученые (Зенон Косидовский, И.А. Крывелев), но и учителя-педагоги.

Так, С.Н. Таганова в статье, посвященной изучению крылатых слов и выражений с использованием Библии, рассмотрела актуальные проблемы родного языка (см. приложение 1).

Автор статьи считает, что на современном этапе представляется возможным использовать в педагогической работе литературно-художественное богатство текстов Библии. Обращение к богатейшему художественному миру одной из самых древних книг, по её мнению, привела демократизация общества в целом, и в образовании в частности. Учитель считает, что, имея возможность в своей работе обращаться к текстам Библии, любой учитель-словесник может открыть для себя и своих учеников глубочайший мир философско-нравственных ценностей истинных человеческих отношений [28, 86].

К уроку литературного чтения предъявляются определенные цели, которые достигаются в ходе урока, а также тема выносится на рассмотрение при выполнении домашнего задания. Урок начат с постановки вопросов: «Какие выражения делают речь более красочной, эмоциональной?», «Что такое пословицы, поговорки, крылатые выражения? Чем они различаются?» Дети иллюстрируют свои ответы конкретными примерами. На следующем этапе детям дается проблемное задание – записать и попытаться письменно самостоятельно объяснить выражение нести свой крест. Учитель обращает внимание на неправильное понимание данного выражения. Уточнение понимания выражения протекает в беседе, наполненной вопросами проблемного характера, что приводит к активности детей в ходе размышления над материалом. Постепенно дети вместе с учителем приходят к мысли о том, что выражение нести свой крест имеет две смысловые стороны: по Библии, Иисусу тяжело физически, он несет свой крест на Голгофу; но стократ тяжелее ему духовно – он с самого рождения несет крест людского непонимания, делается вывод: нести свой крест –знать, какие трудности и удары судьбы тебя ожидают, принимать их мужественно, уметь их выдерживать [28, 87].

В дальнейшем проводится межпредметная связь с историей России, примеры из жизни народа, когда люди достойно несли свой крест, не согнувшись под тяжестью испытаний.

В конце урока производится запись изученного крылатого выражения, указывая при этом источник, из которого это выражение взято. Вновь задается вопрос, что же означает выражение нести свой крест, дети дают письменный ответ.

На дом дети получают задание: найти в адаптированном тексте Библии «Неся свой крест» еще одно крылатое выражение (умывать руки) и попытаться объяснить его смысл, а также подумать над второй частью темы урока – почему Библия не только источник, но и «копилка» крылатых выражений [Там же, 88].

Учитель другой школы, М. Чепайтите, на первом уроке под названием «Знакомство с Библией» приносит в класс разнообразные издания Библии (см. приложение 2). При показе их детям она говорит, что все эти книги – это одна книга. Дети совместно с учителем проводят сравнение первых страниц всех книг, ведется беседа о разнообразных изданиях Библии, о содержании книги, показываются иллюстрации к Библии. На примере райского сада объясняется, что каждый художник рисует этот сад по-разному, так как и люди все разные. Предлагается изготовить свою Библию каждому из учеников. Для этого раздаются обложки из цветного картона, на которых делается надпись – «БИБЛИЯ», делается рамочка. Объясняется, что в Библиях дети сумеют нарисовать картинки к первой главе «Бытия», в которой рассказывается о том, как был сотворен мир [30, 16].

Второй урок «Первый и второй дни творения» М. Чепайтите начинает со чтения ученикам Библии. Она раздает листки, объясняет, что листков будет семь, так как в Библии написано, что дней творения было семь. Семь дней, за которые Бог сотворил все, что есть на земле. Возникает спор о том, что землю сотворил не Бог.

Внизу листка оставляется место для текста, а наверху делается надпись ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Читается текст про первый день творения и тут же пересказывается своими словами. Задается вопрос: «Что тут можно нарисовать?» Дается подсказка: свет и тьму, день и вечер. Рисуется круг, который делится пополам, одна половинка желтая, другая – черная. Под рисунком приклеивается надпись – Быт 1:1-5.

Затем читается текст про день второй. На втором листке рисуется небо, отделенное от воды. Выясняется, в каком цвете выполнять рисунок. На небе рисуются облака. На воде – волны. Наклеивается текст – Быт 1:6-8.

На третьем уроке «Третий, четвертый и пятый дни творения» дети рисуют странички своей Библии, после прочтения текста Библии учителем. Рисуется шестой рисунок, на котором изображены все звери в райском саду с деревьями, наверху светит солнце. На листке оставляется место для иллюстрации шестого дня [Там же, 20].

На четвертом уроке «Шестой день творения» читается текст о шестом дне творения. На пустом месте рисуются люди – мужчина и женщина, они сотворены в один день со зверями и дают им всем имена. Обсуждение странных названий животных. Наклеивается текст под картинкой – Быт 1:24-31.

На заключительном, пятом уроке, «Седьмой день творения» проводится беседа о выходном дне, читается текст Библии. Выдается последний листок. Каждый ребенок рисует то, что считает нужным. Приклеивается текст – Быт 2:1-3 [Там же, 23].

В своей статье Б.А. Ожигов «Обращаясь к Библии» предложил два занятия о происхождении и составе Библии, а также представил материал об изучении наиболее актуальных проблем Ветхого Завета (см. приложение 3).

На первом занятии предлагается ознакомить учащихся с общей характеристикой Библии. Ведется беседа об истории переводов Библии. На следующем этапе Б.А. Ожигов беседует с учениками о том, как ориентироваться в текстах Библии и о составе этой книги. В дальнейшем знания углубляются, предлагается обратить внимание на соотношение в Библии исторического и фантастического [22, 62].

Весь ход занятия построен в виде беседы с учащимися.

На втором занятии «Изучение наиболее актуальных проблем Ветхого Завета» затрагиваются такие вопросы, как библейская космогония и космология и представления о боге, человеке, обществе в Ветхом Завете [Там же, 65].

Учитель А.В. Антипова в статье «Библейские сказания. Школа «Ренессанс» предлагает вести внеклассную работу по изучению библейских сказаний, в форме кружковой деятельности (см. приложение 4).

В работе кружка поставлена следующая цель: формирование духовно развитой личности ребенка в процессе приобщения к художественной культуре с использованием библейских сказаний.

Задачи, поставленные данным кружком:

· формирование морально-этических представлений учащихся;

· формирование информационной культуры школьников

· приобщение учащихся к мировым духовным ценностям;

· формирование представления о целостности и многообразии мира;

· формирование понятия о непреходящем характере этических и эстетических ценностей [1, 13].

Формирование представлений о Ветхом завете потребовало интеграции учебных курсов истории, литературы и искусства. Занятия по теме были спланированы и проведены так, чтобы учащиеся получили максимально эмоциональную и доступную информацию. Параллельно на уроках литературного чтения и искусства были заложены основы понимания композиции Библии, основных сюжетов Ветхого Завета, преемственности библейских книг. Значительное внимание уделялось этическим и нравственным аспектам темы, эмоционально-ценностной ориентации учебных курсов в целях создания целостного представления об изучаемом явлении.

Также в статье рассмотрены первые три занятия кружка.

Первое занятие посвящено первоначальному знакомству с Библией. Рассказывается о едином для всех Боге, учитель передает краткое содержания первых страниц Библии и делает вывод, что Библия – это речь Бога, обращенная к людям. Затем учитель показывает Библию синодального издания, выделяя при этом объем Ветхого и Нового Заветов. Также дается толкование слова «заветы».

Затем подготовленный заранее ученик пересказывает сказание о сотворении мира. Выясняется значение слова «семисвечник» (менора). Учитель кратко рассказывает о жизни в раю, создании женщины, о договоре Бога с Адамом, рассказ сопровождается показом различных картин данной тематики. Продолжая свой рассказ, учитель описывает первый грех и дальнейшую безнравственность людей и к чему это все привело. Подготовленный ученик рассказывает сказание о всемирном потопе. Учитель обращает внимание детей на образы голубя и радуги, дети зарисовывают их в тетради [Там же, 14].

Второе занятие называется «Избранный народ».

Занятие начинается с повторения раннее пройденных сказаний, предлагаются иллюстрации к этим сказаниям. Затем подготовленными учениками пересказываются сказания о Вавилонском столпотворении и о завете Бога и Авраама. После чего демонстрируется видеоряд из фильма об Аврааме. Затем учитель показывает несколько иллюстраций, посвященных этому сказанию. Учитель продолжает пересказ сказаний. Просматривается отрывок мультипликационного фильма «Принц Египта». После просмотра подготовленный ученик пересказывает сказания «Моисей» и «Выход из Египта». Вводится понятие слова «скрижали». Ученики делают вывод: в Библии сосредоточены религиозные законы, правила поведения и знания, накопленные людьми. Затем разговор ведется о Давиде и Соломоне. На дом дается творческое задание нарисовать символы Ветхого завета [Там же, 16].

О.Д. Полонская разработала ряд внеклассных занятий, посвященных библейским сказаниям. В основном занятия проходят в форме внеклассного чтения. В своей статье она рассмотрела работу над такими сказаниями, как «Сказание об Иосифе», «Сказание о Самсоне», «Книга Руфь», «Давид и Голиаф».

В начале изучения «Сказания об Иосифе» О.Д. Полонская предлагает познакомить ребят с мнениями исследователей Библии, которые высказывались о данном сказании (см. приложение 5).

Затем дети читают сказание, выясняются непонятные для них моменты. Беседа начинается с вопроса: «Кому из героев сказания вы больше всего сочувствуете и почему?» Приводятся ответы детей. После чего предлагается дополнительное чтение оригинала текста, при чтении которого ребята лучше начинают понимать глубину нравственного падения братьев и их жестокосердие [25, 35].

Анализ ответов показывает, что эмоциональное впечатление часто приводит к искажению смысла текста и требует дальнейшего уточнения понимания содержания. Его углублению и осмыслению может способствовать составление плана сказания и выполнение творческого задания: «Подумайте над составлением иллюстраций к истории, приводятся варианты исполнения данной работы».

Проведена работа по толкованию первых двух снов Иосифа. Предлагается охарактеризовать образ Иосифа. Дальнейшие размышления над тем, почему Иосиф не открылся братьям сразу, в их первый приезд, ведут учащихся к осмыслению отношения Иосифа к братьям. Далее беседа ведется о раскаяние братьев. В конце занятия детям предлагается рассмотреть две гравюры, посвященные данной теме.

Изучение «Сказания о Самсоне» начинается с установки на чтение по средствам следующих вопросов: «Имена каких легендарных героев вы можете вспомнить из истории Древней Греции и русского фольклора?», «Что общего между Самсоном и этими героями и в чем отличие?» После этого следует небольшой рассказ учителя о Самсоне и его силе. Затем следует чтение сказания детьми. После чего ведется обсуждение, предлагается выделить более запоминающиеся эпизоды. Ведется анализ данных эпизодов. Учитель демонстрирует репродукцию скульптуры М.И. Козловского и попросить их ответить на вопрос: «Физической силе или Духу Господню обязан победой изображенный здесь герой?» Приводится ряд проблемных вопросов, для ответа на которые ученики должны ещё раз обратиться к тексту. Затем ведется беседа, из которой дети делают вывод, что Самсону не надо было просить Господа о помощи, она приходила к нему сама, когда нужно было исполнить свое предназначение – избавить народ Израиля от его врагов. В конце занятия детям задается вопрос для размышления: «Что объединяет таких разных героев, как Иосиф и Самсон?» [Там же, 37].

При работе над «Книгой Руфь», учитель использует прием беседы, что бы познакомить детей с данным сказанием. Предлагается прочтение текста, если же нет адаптированного текста, берутся фрагменты данного сказания и комментируются учителем. Приводится проблемный вопрос темы: «Почему книга Руфь оказалась включенной в Библию?». После чего ведется беседа, в которой выясняется понимание учащимися данного текста. Ведется анализ образа Руфь. Подводя итоги, ребята отмечают, что Книга Руфи отличается от всех других историй: она повествует о судьбе простой женщины, а не легендарного героя. Вопрос учителя: «Чем привлекала Руфь людей?» – дает возможность определить, насколько глубоко ребята могут проникнуть в суть вечных нравственных ценностей, которые олицетворяет собой этот образ.

Также в статье рассмотрено занятие, посвященное изучению сказания «Давид и Голиаф». Для чтения предлагается один из эпизодов бурной и противоречивой жизни будущего царя, который стал неотъемлемой частью мировой художественной культуры, источником вдохновения живописных (Караваджо «Давид с головой Голиафа»), скульптурных (Донателло, Микеланджело) и музыкальных образов (Ф. Гендель, К. Сен-Санс) [Там же, 42].

Предлагается предварить историю битвы Давида и Голиафа кратким введением, в котором нужно рассказать о том, как Бог предназначил Давида на царство и послал своего пророка найти его, сказав только, что он сын Иессея. Затем читаются выбранные учителем эпизоды. После чего ставится проблемный вопрос «Какое же испытание ожидало Давида?» Часто ребята называют таким испытанием бой с Голиафом, что верно лишь отчасти и указывает на неполноту понимания сути сказания. Необходима система дополнительных вопросов и заданий, которые позволят прояснить подлинную историю. Затем проводится анализ образа Давида.

Далее работа организуется по группам, и каждая группа предлагает свой вариант сценария битвы. Ребята разбивают содержание главы 17 на эпизоды, отмечая ее сценичный характер. Затем школьники получают задание написать по группам три варианта эпизода битвы: глазами Давида, глазами Голиафа и постороннего наблюдателя. После ребятам рассказывается краткая история создания скульптуры Давида. Ведется беседа, используя прием вопрос-ответ [Там же, 49].


Заключение

Ознакомление с библейскими сказаниями на уроках литературного чтения одна из трудных тем в начальной школе. Данный вопрос глубоко рассматривается учеными, но опыт изучения Библии как памятника литературы и культуры в общеобразовательной школе достаточно скуден. Методические рекомендации для учителей начальных классов по данной теме отсутствуют. Методика ознакомления с библейскими сказаниями представлена только в педагогической периодике.

В ходе работы нами изучена педагогическая, психологическая, энциклопедическая и методическая литература. Рассмотрена специфика понятия «библейские сказания». За основу нами взято определение: Библия – это целая библиотека, собрание произведений разных жанров, где используется фольклор многих древних народов – сказания, легенды. Оно в полном объеме раскрывает сущность содержания этой книги, а также доступно для детей младшего школьного возраста.

Также нами выявлен ряд психологических процессов младших школьников, развивающихся при ознакомлении с библейскими сказаниями. Это память, мышление, воображение. Библия ориентирована на формирование интеллекта, эстетических представлений, теоретического мышления, а также на устную и письменную речь.

Проанализировав педагогический опыт учителей, мы пришли к выводу, что при знакомстве с библейскими сказаниями могут быть использованы различные педагогические методы и приемы работы.

Учителя предлагают на уроках и внеурочных занятиях изучения Библии, использовать отрывки радиоспектаклей, диапозитивы, фрагменты видеофильмов.


Библиографический список

 

1. Антипова, В.А. Библейские сказания. Школа "Ренессанс". // Духовное воспитание в школе. – 2007. – №11. – С. 13-16.

2. Библейская энциклопедия Брокгауза. – изд. Christliche Verlagsbuchhandluny Paderborn, 1999. – 902с.

3. Библейские легенды: [для среднего возраста] / пересказ М. Письменного. – М.: Дет. лит.: Фонд помощи развития культуры. – 1992. – 285с.

4.  Большая советская энциклопедия. [В 30 томах]. Т.3. – Гл. ред. А.М. Прохоров. изд. 3-е. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1969. – 640с.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: Аванта – 2001. – 688с.

6. Бушуева, Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников. / Л.С. Бушуева // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – №4. – C.32-36.

7.  Бушуева, Л.С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников. / Л.С. Бушуева, Л.П. Блощицина // Начальная школа плюс до и после. – 2003. – №8. – C.50-54.

8.  Воробьева, Т.А. Вера от слышания / О словах и выражениях в русском языке, взятых из Библии // Москва. – 1994. – №11. – С.24-30.

9.  Гвоздарев, Ю.А. Строки библейской мудрости // Русская речь. – 1994. – №3. – С. 113-118.

10. Грановская, Л.М. Библейские фразеологизмы. Опыт словаря // Русская речь. – 1998. – №1. – С. 73-79.

11.  Гуменюк, А.А. «Читаем ли мы Библию в школе?»// Библиотека. – 2003. – №11. – С.46-58.

12. Дронов, М.О Библии и библейском учении // Литература в школе. – 1990. – №2. – С.57-62.

13. Иванов, С.Ф. Библия в русской словесности // Русская словесность. – 1993. – №2. – С. 48-60.

14. Квятковский, Е.В. Духовно-нравственные идеалы библейских сказаний. // Дошкольное воспитание. – 1997. – №2. – С.71-74.

15. Косидовский, З. Библейские сказания; Сказание евангелистов: [Перевод с польского]. – М.: Политиздат, 1991. – 478 с.

16. Крывелев, И.А. Книга о Библии: научно-популярные очерки.- М.: изд. Социально-экономической литературы, 1958. – 360с.

17.  Кубасова, О.В. Любимые страницы: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс (программа "Гармония"). –М.: 2006. – 179с.

18. Литературное чтение: В 2-х частях. Учебник для 4 класса (1-4)/ Л.Л. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф. – 2003. – 140с.

19.  Мальцева, К.П. Особенности памяти младшего школьника./ К.П. Мальцева // Психология младшего школьника. – М.: АПН, 1960. – 336с.

20.  Матвеева, Н.Б. Развитие словесно-логической памяти младших школьников на уроках русского языка и литературы. / Н.Б. Матвеева // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – №7. – С.72-73.

21. Мережковский, Д. С.О новом религиозном действии // Больная Россия. – Л.: 1991. – С. 93.

22.  Ожигов, Б.А. Обращаясь к Библии… / Б.А. Ожигов // Вечерняя средняя школа. – 1991. – №4. – С.63-65.

23.  Ожигов, Б.А. Обращаясь к Библии… / Б.А. Ожигов // Вечерняя средняя школа. – 1991. – №5. – С.36-39.

24.  Песьяков, С. Урок литературного чтения с использованием Библии. // Библиотека – 2004. – №4. – С.12-19.

25.  Полонская, О.Д. Изучение библейских тем в 5-6 классах общеобразовательных школ. // Литература в школе – 2006. – №7. – С. 35-49.

26. Рубинштейн, С.Л. Проблема учителя: Уч. пособие для студентов. – М.: Академия, 2004. – 176с.

27.  Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966. – 423с.

28. Таганова, С.Н. Изучение крылатых слов и выражений на уроках чтения в III классе с использованием Библии / С.Н. Таганова // Начальная школа. – 1997. – №12. – C.86-88.

29. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., Учпедгиз, 1953. – с.444.

30. Чепайтите, М. Как знакомить детей с библейскими историями. / М. Чепайтите //Русская словесность. – 2006. – №1. – С.15-23.

31.  Чернова, Е.И. Изучение произведений с библейскими мотивами // Литература в школе – 2007. – №6. – С.26-34.

32.  Чуковской, К.И. Вавилонская башня и другие библейские предания. – М.: Новое время. – 1990. – 160 с.


Приложение 1

 

«Изучение крылатых слов и выражений на уроках чтения в III классе с использованием Библии», автор С.Н. Таганова.

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает – роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Человеческая речь – одно из проявлений языка. Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова и выражения. Они дают возможность заменить пространственное объяснение кратким, выразительным предложением или сочетанием. К метким образным суждениям принадлежат пословицы и поговорки, представляющие собой один из самых древних видов народного творчества Разнообразная работа с этим материалом проводится большинством учителей, так как она предусмотрена содержанием программ обучения, учебников по чтению и русскому языку.

На современном этапе представляется возможным учителю использовать в своей работе литературно-художественное богатство текстов Библии. Демократизация общества в целом, и образования в частности, способствует тому, что в настоящее время стало реальным и, главное, востребованным явлением – обращение к богатейшему художественному миру одной из самых древних книг. Это потребность самой жизни, потребность, которую слишком долго просто не замечали, однако хорошо известно, что действительность остается таковой, даже если ее существование отрицается. Сегодня, имея возможность в своей работе обращаться к текстам Библии, любой учитель-словесник может открыть для себя и своих учеников глубочайший мир философско-нравственных ценностей истинных человеческих отношений. Дети, а особенно учащиеся младших классов, способны к очень глубокому прочувствованию этих текстов. А чем раньше ребенок научится прислушиваться к себе, к своим чувствам, понимать себя и окружающих тем увереннее будет его продвижение по жизненному пути, тем легче он найдет свое место в современном обществе [39, 86].

В качестве конкретного примера приводится урок по теме «Библия – источник крылатых выражений и их «копилка» (урок чтения, III класс). В работе используются тексты детской адаптированной Библии.

Цели урока:

1) закрепить знания детей о крылатых выражениях, пословицах, поговорках, их источниках;

2) дать понятие о Библии как источнике крылатых выражений;

3) раскрыть смысл конкретного крылатого выражения в ходе работы с текстом Библии;

4) продолжить работу по развитию речи детей, закрепить навыки пересказа; расширить представление о богатстве русского языка;

5) воспитывать в детях внимательное отношение к слову;

6) продолжить работу в области духовно-нравственного воспитания (пробуждать в детях отзывчивость, внимательное отношение к людям).

В начале урока сообщается тема. Затем учитель задает вопросы: «Какие выражения делают речь более красочной, эмоциональной?», «Что такое пословицы, поговорки, крылатые выражения? Чем они различаются?» Дети иллюстрируют свои ответы конкретными примерами. Большее внимание уделяется понятию "крылатые выражения", их источникам.

Завершив эту работу, учитель дает детям проблемное задание – записать и попытаться письменно самостоятельно объяснить выражение нести свой крест. При выполнении этого задания учащиеся испытывают определенные затруднения и либо вовсе не пытаются ответить, либо дают неверные или неточные ответы, не отражающие смыслового содержания выражения ("умирать", "нести смерть", "переносить болезнь, какую-то трудность" и т.п.).

Дальнейшая работа построена как беседа, наполненная вопросами проблемного характера, заставляющая детей активно размышлять над материалом и направленная на выяснение смысла предложенного крылатого выражения. Постепенно через эмоциональное восприятие и логические рассуждения дети вместе с учителем приходят к мысли о том, что выражение нести свой крест имеет две смысловые стороны: по Библии, Иисусу тяжело физически, он несет свой крест на Голгофу; но стократ тяжелее ему духовно - он с самого рождения несет крест людского непонимания. С помощью учителя дети делают вывод: нести свой крест –знать, какие трудности и удары судьбы тебя ожидают, принимать их мужественно, уметь их выдерживать [39, 87].

Ученикам предлагается решить, когда же это крылатое выражение может быть использовано в речи. Учитель проводит связь с историей России, помогает детям привести в качестве примера знакомые им страницы из жизни народа, когда люди достойно несли свой крест, не согнувшись под тяжестью испытаний.

В конце урока учащиеся записывают изученное крылатое выражение в определенный раздел тетради для работ по чтению, указывают источник этого крылатого выражения. Учитель вновь возвращается к вопросу о том, что же означает выражение нести свой крест. Дети получают задание: дать письменный ответ. Выполнение задания трудностей не вызывает, ответы детей осмыслены и раскрывают смысл предложенного крылатого выражения («нести большую тяжесть в душе, но быть мужественным», «знать, что очень долго будет тяжело, но держаться изо всех сил», «знать о возможных страданиях, чувствовать их и не сдаваться» и т.п.).

Дети получают домашнее задание: найти в адаптированном тексте Библии «Неся свой крест» еще одно крылатое выражение (умывать руки) и попытаться объяснить его смысл, а также подумать над второй частью темы урока – почему Библия не только источник, но и «копилка» крылатых выражений. (Учителю-практику в этих размышлениях может оказать существенную помощь материал «Фразеологического словаря русского языка».)

В заключение хочется вспомнить слова Д. Мережковского, писавшего об одной из библейских книг (Евангелие): «Странная книга, ее нельзя прочесть; сколько ни читай, все, кажется, не дочитал или что-то забыл, чего-то недопонял; а перечитаешь – опять то же; и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд...». Хотелось бы, чтобы дети и взрослые чаще смотрели на это бездонное «ночное небо» – читали и перечитывали Библию, находя в ней все новые и новые глубины [39, 88].


Приложение 2

 

«Как знакомить детей с библейскими историями», автор М. Чепайтите.

УРОК 1. «Знакомство с Библией»

Я начинаю с того, что приношу в класс как можно больше Библий в разных изданиях, в том числе и детские издания, – от иллюстрированных Доре до последних, с мускулистыми комиксообразными евреями. Объясняю детям, что все эти книги – это одна книга, а если они мне не верят, то могут посмотреть сами. Шум, гам, не верят, я показываю первые страницы разных изданий синодального перевода, открываю Бытие 1:1 и показываю, что всюду написано то же самое: «В начале сотворил Бог небо и землю...». Когда все удостоверятся, что и в большой синей, и в средней коричневой, и в маленькой вишневой Библиях те же слова, объясняю, что эту книгу издают много-много раз и много-много лет на всех языках, которые только есть в мире. И что все люди на свете обязательно если даже не читали, то слышали об этой книге. Что в этой книге много интересных историй про добрых и злых людей, про Бога и вообще, про жизнь. Показываю детские Библии и рассказываю, что очень много людей пересказывали эту книгу детям и рисовали к ней картинки. Ученики смотрят картинки, удивляются, какие они разные, а я на примере разных картинок райского сада объясняю, что каждый художник рисует по-разному, потому что все люди разные. И они, мои ученики, тоже разные. Каждый из них может нарисовать свои картинки к Библии, и для этого надо послушать, как я им читаю. А сначала надо сделать обложку, где будет написано большими буквами: БИБЛИЯ [40, 16].

Я раздаю всему классу обложки из цветного картона, каждый выбирает тот цвет, который ему нравится. Затем раздаю прямоугольные бумажки, а на доске пишу слово БИБЛИЯ, чтобы они могли списать его без ошибок. Дети рисуют буквы цветными фломастерами, потом мы вместе обсуждаем, как сделать рамочку к этому слову – можно из узоров, можно из цветов, из рыбок, из котов, из волн, из солнышек и т.п. Когда все сделано, я приклеиваю листки к обложкам, а снизу подклеиваю заранее размноженные на ксероксе надписи: «Первая книга Моисеева. Бытие. Глава 1» и объясняю, что в наших Библиях мы сумеем нарисовать картинки только к первой главе, в которой рассказывается о том, как был сотворен мир. На этом первый урок заканчиваю, с обещанием на следующем обязательно начать читать эту интереснейшую книгу.

УРОК 2. «Первый и второй дни творения»

На втором уроке я начинаю читать ученикам обещанную Библию. Показываю, что я прочитаю только две страницы – один лист книги, но на нем написано, как Бог сотворил все – от тьмы и света до мужчины и женщины. Раздаю листки, объясняю, что этих листков будет семь, потому что в Библии написано, что дней творения было семь. Семь дней, за которые Бог сотворил все, что есть на земле.

Несколько детей сразу говорят, что совсем не Бог все сотворил, они это точно знают от родителей. Отвечаю им, что на самом деле не все люди верят в то, что написано в Библии. Но я их учу не верить, а знать, что там написано, а чтобы знать, надо самому прочитать или хотя бы послушать. Обязательно подчеркиваю, что все, что им говорят родители, очень важно, у родителей можно многому полезному научиться, потому что, опять же, все люди разные, работы у всех разные, я вот знаю Библию, а их родители знают то, чего не знаю я [40, 18].

Показываю на листочке, что внизу надо оставить место для текста, а наверху написать ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Читаю про первый день творения и тут же пересказываю своими словами. Спрашиваю: «Что тут можно нарисовать?» И подсказываю: свет и тьму, день и вечер. Рисуем на листке круг, делим его напополам, одна половинка желтая, другая – черная. Вот и все. Под рисунком приклеиваю всем ксерокс Быт 1:1-5, наверху все пишут «День первый». Затем читаю про день второй, тут уже больше обсуждений – на втором листке надо нарисовать небо, отделенное от воды. Небо, какое? Голубое. А вода тоже голубая. Что на небе? Нет, солнце еще не сотворено. Нет, звезд еще нет. А откуда дождь – это же вода? Правильно – облака! А что в воде? Нет, рыб еще нет. Корабли? Еще нет людей, чтобы их построить. А что бывает на воде от ветра? Да – волны! Теперь пишем над картинкой ДЕНЬ ВТОРОЙ. И я наклеиваю всем текст Быт 1:6-8 [40, 20].

УРОК 3. «Третий, четвертый и пятый дни творения»

И так третий, четвертый и пятый дни. Страничек в «своей» Библии становится все больше, наконец, доходим до шестого дня, на него берем целый согнутый лист – очень много надо нарисовать. Все звери уже в саду с деревьями, наверху уже светит солнце, и надо еще оставить место для того, что я расскажу на следующем уроке.

УРОК 4. «Шестой день творения»

На пустом месте рисуем людей – мужчину и женщину, они сотворены в один день со зверями и дают им всем имена. Обсуждаем, как странно называются звери: но ведь надо было каждой породе дать свое имя – это очень трудно. Наклеиваем текст под картинкой – Быт 1:24-31.

УРОК 5. «Седьмой день творения»

Выдаю последний листок. А что было на седьмой день? Подумайте, чего еще нет? Называют машины, дома, все, что сделано человеком. А что с вами бывает, когда вы шесть дней работаете? Устаете? Вот и Бог устал и на седьмой день отдыхал. Тут уже можно рисовать, как ты это себе представляешь.

Седьмой день у моих учеников был самый разный: у одних Бог читал газету, у других – смотрел телевизор, у третьих – спал в роскошном дворце. Приклеиваю Быт 2:1-3 и сшиваю каждому его Библию. Один шестилетний ученик заметил, получив в руки свою книжку: «Ух, как я устал, пока творил эту Библию! Как Бог на седьмой день» [40, 23].

 


Приложение 3

«Обращаясь к Библии…», автор Б.А. Ожигов.

Организация занятий по изучению Библии сопряжена с немалыми трудностями.

Перед учителем встают вопросы: приглашать или нет на такие беседы церковнослужителей, что должна содержать каждая беседа и весь цикл в целом, какую литературу использовать на занятии? Автор убежден, что изучение Библии в школе могут и должны организовать учителя. Они хорошо знают своих подопечных, особенности их психологии, увлечения, пристрастия, волнующие проблемы, и это знание даст им возможность более доверительно начать серьезный разговор.

Занятие I. План

1. Происхождение и состав Библии. Книги законодательные, пророческие и литературно-назидательные.

2. Историческое и фантастическое в Библии.

3. Позднеиудейская и раннехристианская апокалиптика.

Вводное слово.

Приступая к занятиям, стоит особо отметить возможности разного подхода к изучению библейских книг.

Так в недавнем прошлом преобладал идеологический подход к библеистике. Представители его сосредоточивали основное внимание на роли Библии в идеологической борьбе. Абсолютизация идеологического подхода привела к исключению книги из сферы культурной жизни целых поколений и нанесла огромный ущерб формированию духовного мира многих народов.

Между тем Библия не просто фольклорно-литературный памятник, а вероисповедный и богослужебный документ двух религий – иудаизма и христианства, играющих немалую роль в современном мире. И поскольку многие люди усматривают в Библии непогрешимый источник истины, продукт божественного откровения, руководство к жизни и источник морали, личной и общественной, она, по сути, стала документом огромного культурно-исторического и этического значения.

Вначале следует дать самую общую характеристику Библии.

«Библия» в переводе с древнегреческого означает «книги». В ее составе – 77 книг. Библия - книга, которую верующие христианской и иудейской религий считают Священным писанием. Большая часть книг в одинаковой мере принимается представителями обеих религий. По своему составу Библия поделена на две неравные части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет иногда называют еврейской Библией. Книги, объединенные в Новом Завете, считаются исключительно христианскими.

Поскольку еврейская Библия рассказывает о союзе бога и человека, то ее называют заветом (завет – союз, договор). Христиане поделили Библию следующим образом: книги, написанные под знаком союза бога с Авраамом и Моисеем, называются Ветхим Заветом, а книги о союзе с Иисусом Христом – Новым Заветом. Православная церковь насчитывает в Ветхом Завете 50 книг, а в Новом – 27 [32, 62].

Прежде чем продолжить анализ содержания текстов, учащимся будет интересно узнать об истории переводов этой великой книги.

Начиная с VI в. до н.э. евреи расселились во многих странах за пределами Палестины. Посте пенно они перестали понимать язык Библии. Первым значительным переводом на греческий язык является Септуагинта, что означает перевод семидесяти толковников. Согласно религиозной традиции, по повелению правителя Египта Птолемея II (285-246 гг. до н.э.) 72 переводчика поселились на о. Фарос, где за 72 дня каждый из них сделал свой перевод. Считается, что все переводы совпадали, поскольку трудились толковники, вдохновленные духом святым.

Очередной этап связан с деятельностью монаха Иеронима Блаженного (347-420 гг. н.э.), осуществившего общепринятый перевод на позднелатинский язык, получивший название Вульгата.

Великие просветители Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык в IX в. В конце XIX в. по распоряжению Синода был сделан русский перевод Библии на современный русский язык.

Существенным изменениям подвергался и внешний вид текстов. Так, лишь в XIII в. кардинал Стефан Ленгтон ввел деление на главы, а в 1551 г. парижский типограф Робер Стефан – на стихи.

Как ориентироваться в текстах Библии? Главы и стихи в современных изданиях Библии нумерованы, и, цитируя какое-нибудь место из Библии, принято указывать не номер страницы, как обычно, а название книги в сокращении, номер главы и номер стиха, например: Быт., 17:24, что означает: Бытие, глава 17, стих 24. Впрочем, так цитируются обычно и другие древние источники, например поэмы Гомера или сочинения Цицерона. Удобство такого метода состоит в том, что он позволяет легко найти нужное место в любом издании данной книги, независимо от количества страниц в нем.

Теперь поговорим о составе Библии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...