Психологические аспекты ознакомления младших школьников
С библейскими сказаниями Многочисленные наблюдения педагогов и психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в решении учебных задач. Среди школьников редко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно послушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но также быстро его и забывают. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученное. У таких учеников прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя [26, 127]. Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. В настоящее время таких детей большинство. И связано это, прежде всего с состоянием здоровья детей, как физическим, так и психическим. Как правило, у таких детей слабо развита словесно-логическая память, вербальная память, мышление, имеются задержки речевого развития. Этих учащихся надо терпеливо обучать приемам рационального запоминания. Память младших школьников уже достаточно организована и сознательна, однако у нее имеются существенные недостатки. У младших школьников больше развита память наглядно-образная, чем смысловая. Поэтому при изучении библейских сказаний, носящих притчевый характер, психологи и педагоги советуют иллюстрировать те или иные эпизоды сказаний. Ученики лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события. Это связано с преобладанием у них первой сигнальной системы.
Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Как уже говорилось, мы часто сталкиваемся с проблемой снижения успеваемости при переходе учащихся в среднее звено. Одну из причин этого психологи видят в том, что у младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи и словесно-логической памяти [20, 70]. Поскольку объем запоминаемого материала в начальной школе невелик, то ученику посильно запомнить его дословно. В среднем звене объем запоминаемого существенно возрастает, а у ребенка не сформирована способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Учащиеся не умеют ставить цели для запоминания, а ведь именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Вторая причина в том, что запоминание ограничивается бездумным повторением, формальным заучиванием материала путем его многократного механического повторения. В результате ученик может воспроизвести текст лишь в том порядке и в тех словесных формулировках, в которых он был им заучен. Если какое-то звено в закрепившейся цепочке выпало, забылось, вся цепь слов рассыпается. При изучении библейских сказаний запоминание затрудняется наличием иносказательного смысла. Обратимся к «Притче о Сеятеле»: «Вот вышел Сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и птицы поклевали его. Иное же упало на место каменистое, где мало было земли, и вскоре взошло, но скоро и засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать да слышит» [3, 184]. При формальном заучивании иносказательный смысл притчи уходит на второй план, а ведь именно в иносказании заложена идея нравственности. Поэтому для лучшего запоминания каждая поэтическая история адаптирована с учетом житейского и читательского опыта младших школьников и становится предметом нравоучения.
Забывание материала понятого, осмысленного идет значительно медленнее, чем бессмысленного. При бездумном восприятии материала забываются как существенные, так и второстепенные части заученного. В итоге ученик воспроизводит какие-то случайные фрагменты воспринятого. Так как ребенку с каждым годом приходится запоминать все больше и больше, необходимо формировать его логическую память [20, 73]. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». [29, 326] При усвоении библейских сказаний необходимо преднамеренное или произвольное запоминание и воспроизведение. В отличие от непроизвольного, такое запоминание является целенаправленным, подчиненным задаче запомнить или воспроизвести. Приступая к обучению библейских сказаний, детей нужно подготовить к восприятию. Немаловажно подчеркнуть, Библия – бессмертная книга, потому что способна обогащению, выразительности бытового и литературного языка. Сферу речевой культуры человека невозможно представить без знаний библейских сказаний. На протяжении всего младшего школьного возраста ученики нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию учебного материала направлялась учителем. Учебная деятельность стимулирует развитие произвольной памяти, ставя ученика в условия необходимости произвольного запоминания и воспроизведения программного материала [19, 50]. Продуктивность произвольного запоминания зависит от степени интеллектуальной активности школьников в этой деятельности. Условием же, содействующим интеллектуальной активности, является овладение средствами запоминания. К числу этих средств относятся, прежде всего, дифференцировка школьниками мнемических задач, т.е. целей, которые ставятся перед запоминанием в каждом конкретном случае, использование рациональных приемов в процессе запоминания и самоконтроля. В большой мере произвольное запоминание связанно и с общей организованностью школьника в учебной работе.
Перейдем к рассмотрению этих средств. Произвольное запоминание всегда подчинено какой-то конкретной задаче. В одном случае ученик должен запоминать точнее или даже совсем точно, как в учебнике, в другом случае – запомнить так, чтобы рассказать своими словами. В иных случаях необходимо запомнить последовательность материала и т.д. Наблюдения и специальные исследования ученых показывают, что младшие школьники ещё не могут дифференцировать мнемические задачи. Если же побуждать их к этому, т.е., давая задание запомнить материал, указывать им конкретную задачу, они могут запоминать в соответствии с этими указаниями. Организованное таким образом запоминание у младших школьников оказывается более продуктивным [Там же, 51]. Немаловажное значение имеет отчетливое понимание школьниками задач запомнить дословно или запомнить содержание, чтобы потом рассказать своими словами. Дословность запоминания, часто наблюдаемая у детей начальной школы, по утверждению А.А. Смирнова, объясняется не возрастными особенностями, а рядом фактов жизненного опыта учащихся данного возраста [27, 257]. Буквальность запоминания у младших школьников иногда объясняется тем, что в младших классах ученики часто имеют дело с очень компактным и насыщенным материалом. При запоминании такого материала у школьника ограниченна возможность передачи его своими словами в силу этого ученик невольно становится на путь дословного запоминания [19, 52]. Дословное воспроизведение у младших школьников находит свое объяснение и в том, что дети этого возраста не владеют еще в достаточной мере речью, чтобы свободно передавать содержание запоминаемого материала своими словами. Боясь искажения при воспроизведении, маленькие школьники стремятся запомнить все дословно.
При правильной организации процесса запоминания школьник не будет запоминать дословно, если эта дословность не определяется характером учебной задачи. Положительное влияние задач, которые ставятся перед школьником при запоминании, объясняется тем, что они соответствующим образом направляют его внимание,побуждают его активно запоминать, лучше вникать в смысл запоминаемого, иначе повторять (в зависимости от характера задачи), усиливать самоконтроль. В ориентировке учащихся на выполнение конкретных мнемических задач при запоминании ими учебного материала заключается один из важных путей развития целенаправленного произвольного запоминания и воспроизведения у младших школьников [Там же, 53]. Библейские сказания в полной степени развивают творческое воображение младших школьников. Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания. Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций таких, как мышление и воображение. Воображение в широком смысле слова – это любой процесс, протекающий в образах. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или явления [26, 148]. Например, ребенок может представить Ноев ковчег, на котором находятся различные животные, у ребенка складывается образ этого ковчега, куда он и помещает тех животных, каких хочет видеть на корабле. В психологии эту способность называют фантазией. Никто сегодня не спорит с тем, что фантазия играет огромную роль в любой творческой деятельности. До недавнего времени одним из наиболее доступных методов тренировки фантазии было искусство. Талантливая музыка, живопись, поэзия всегда будят фантазию, однако есть вид искусства, который сам основан на развитом воображении и, более того, служит его развитию, – научно-фантастическая литература. Поэтому с целью развития творческого воображения младшим школьникам рекомендуется читать как можно больше научно-фантастической литературы [7, 35]. Фантазия младшего школьника очень ограничена. Ребенок мыслит слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку рассказать притчу о блудном сыне, который уходит из дома и пасет свиней, ребенок легко с этим соглашается. Однако ребенок начинает активно возражать, если поменять свиней и пастуха местами. Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Нужно, чтобы она способствовала лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастала в пассивную мечтательность, не заменяла реальную жизнь грезами.
Все, что нас окружает, создано природой и фантазией человека, это четко прослеживается и в библейских текстах. Фантазия – способность к творческому воображению. Воображение – способность человека мысленно представить себе объекты и процессы, не воспринимаемые им в данный момент или не существующие [6, 53].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|