Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень вопросов для подготовки к занятию.




Кафедра факультетской педиатрии

С курсом пропедевтики детских болезней

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ

КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ КЛЕТЧАТКИ У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета

Оренбург - 2009

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА

 

Кафедра факультетской педиатрии

С курсом пропедевтики детских болезней

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ

КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ КЛЕТЧАТКИ У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета

Оренбург - 2009

УДК:[611.77: 612.79: 616.5 – 053.2 – 071] (075.8)

Авторы: Л.С. Зыкова, О.В. Мотыженкова

О.К. Любимова.

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ ЖИРОВОЙ КЛЕТЧАТКИ У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для самостоятельной работы студентов III – IV курсов педиатрического факультета. – 2009 г. – 29 с.

 

Аннотация: в пособии представлены особенности анамнеза, методики исследования и семиотики поражений кожи и подкожной жировой клетчатки у детей.

Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.

 

Рецензенты:

- зав. кафедрой детских болезней лечебного факультета ОрГМА докт. мед.наук, профессор М.Н. Воляник;

- докт.мед.наук, профессор кафедры педиатрии ФПП и ПС ОрГМА О.Е.Челпаченко

 

 

Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и РИС ОрГМА.

Оренбургская государственная медицинская академия

 

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема занятия ………………………………………………………..  
2. Целевые установки …………………………………………………  
3. Теоретическая справка ………………………………………….….  
4. Самостоятельная работа во внеучебное время. 4.1.Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию по теме: «Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и семиотика поражений кожи и подкожной клетчатки у детей»...…………………………...……..  
4.2. Письменное задание …………………………………………...  
4.3. Темы микрорефератов и список литературы ………………..  
4.4. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов …………………………………..  
5. Формы самостоятельной аудиторной работы на I занятии ……...  
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1  
Исследование кожи, слизистых оболочек и подкожной клетчатки……………………………………………. …………...…  
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 7.1. Материальное обеспечение занятия …………………………  
7.2. Интеграция темы «Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и семиотика поражений кожи и подкожной клетчатки у детей» ……………………………………  

 

1. ТЕМА:

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ КЛЕТЧАТКИ У ДЕТЕЙ» (4 часа)

2. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ:

2.1. Изучить на уровне воспроизведения по памяти:

 

- возрастные морфологические и функциональные особенности кожи и подкожной клетчатки у детей;

- элементы сыпи;

- основные симптомы поражения кожи и подкожной клетчатки;

- особенности проведения гигиенических мероприятий по уходу за кожей ребенка раннего возраста и особенности выполнения ряда лечебных процедур (применение мазей, грелки) у детей с учетом анатомо-физиологических особенностей кожи.

 

2.2. Овладеть умениями:

 

- целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии кожи и подкожной жировой клетчатки;

- провести осмотр, пальпацию кожи и подкожной клетчатки у детей разного возраста и описать результаты исследования в рабочих тетрадях;

- провести и оценить эндотелиальные пробы (проба «щипка», «жгута», молоточковая, проба Кожевниковой);

- распознать основные признаки поражения кожи и подкожной клетчатки

 

2.3. Иметь представление о дополнительных методах исследования кожи и подкожной клетчатки:

 

- тепловидении;

 

- пункционной, чаще хирургической биопсии кожи;

- мазках-отпечатках и соскобах;

- кожных аллергических пробах;

- «кожном окне» - слежении за клеточной реакцией с участка микротравмирования кожи с помощью отпечатков;

- калиперометрии.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Кожа представляет собой своеобразную систему, которая играет огромную роль в жизни организма, в его физиологических и патологических процессах. Защитная, нервнорецепторная, теплорегулирующая, дыхательная, экскреторная, всасывательная и другие функции кожи чрезвычайно важны для осуществления нормальной жизнедеятельности здорового взрослого человека и особенно ребенка. Очень отчетливо выявляются на кожном покрове патологические состояния.

При аллергических и токсических процессах на коже возникают сыпи, которые имеют решающее значение для установления сущности патологического явления.

Своеобразны кожные изменения при инфекционных и эндокринных заболеваниях.

Демонстративно изменяется состояние кожи при гипо- и авитаминозных состояниях, заболеваниях нервной системы, на различных этапах общих болезненных процессов, в стадии декомпенсации и в периоде репарации.

Своеобразную чувствительность и реактивность кожи ребенка нужно выявлять, описывать и учитывать при самых разнообразных заболеваниях.

Таким образом, многочисленные функции кожи, ее теснейшая физиологическая связь с различными органами и системами делают ее своеобразным экраном, отражающим многие патологические процессы в организме. Поэтому правильная оценка состояния кожи имеет большое практическое значение в постановке диагноза.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

 

1. Особенности морфологического строения кожи детей раннего возраста.

2. Особенности придатков кожи у детей.

3. Особенности функционирования железистого аппарата кожи детей раннего возраста.

4. Функции кожи у детей по сравнению со взрослыми.

5. Особенности тактильной, температурной, болевой чувствительности.

6. Особенности подкожной жировой клетчатки у детей:

- морфологические (наличие бурой, жировой ткани);

- отношение п/к жирового слоя к массе тела;

- распределение клетчатки в зависимости от возраста и пола.

7. Методика исследования кожи и подкожной жировой клетчатки:

- расспрос;

- осмотр (окраска кожи и видимых слизистых, элементы

сыпи, выраженность и распределение п/к жировой

клетчатки), состояние волос и ногтей;

- пальпация: температура кожи, влажность, эластичность,

эндотелиальные пробы («щипка», «жгута», молоточковая,

проба Кожевниковой), толщина п/к жировой клетчатки в

разных точках тела, консистенция жировой клетчатки,

тургор мягких тканей, дермографизм, отеки;

- дополнительные методы исследования кожи:

· тепловидение

· пункционная, хирургическая биопсия кожи или кожно-мышечного препарата

· мазки-отпечатки или соскобы

· «кожное окно» - слежение за клеточной реакцией с участка микротравмирования кожи с помощью отпечатков

· кожные аллергопробы (скарификационные, внутрикожные, аппликационные).

8. Семиотика поражения кожи и подкожно-жировой клетчатки:

- изменение цвета кожи;

- семиотика сыпей;

- изменение волос и ногтей;

- ограниченное уплотнение подкожно-жирового слоя

(склерема).

9. Особенности ухода за кожей ребенка раннего возраста.

 

4.2. ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...