Перечень вопросов для подготовки к занятию.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Кафедра факультетской педиатрии С курсом пропедевтики детских болезней «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ КЛЕТЧАТКИ У ДЕТЕЙ» Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета Оренбург - 2009
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА
Кафедра факультетской педиатрии С курсом пропедевтики детских болезней «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ КЛЕТЧАТКИ У ДЕТЕЙ» Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета Оренбург - 2009 УДК:[611.77: 612.79: 616.5 – 053.2 – 071] (075.8) Авторы: Л.С. Зыкова, О.В. Мотыженкова О.К. Любимова. «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ ЖИРОВОЙ КЛЕТЧАТКИ У ДЕТЕЙ» Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для самостоятельной работы студентов III – IV курсов педиатрического факультета. – 2009 г. – 29 с.
Аннотация: в пособии представлены особенности анамнеза, методики исследования и семиотики поражений кожи и подкожной жировой клетчатки у детей. Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.
Рецензенты: - зав. кафедрой детских болезней лечебного факультета ОрГМА докт. мед.наук, профессор М.Н. Воляник; - докт.мед.наук, профессор кафедры педиатрии ФПП и ПС ОрГМА О.Е.Челпаченко
Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и РИС ОрГМА. Оренбургская государственная медицинская академия
2009 г. СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕМА: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ КЛЕТЧАТКИ У ДЕТЕЙ» (4 часа) 2. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ: 2.1. Изучить на уровне воспроизведения по памяти:
- возрастные морфологические и функциональные особенности кожи и подкожной клетчатки у детей; - элементы сыпи; - основные симптомы поражения кожи и подкожной клетчатки; - особенности проведения гигиенических мероприятий по уходу за кожей ребенка раннего возраста и особенности выполнения ряда лечебных процедур (применение мазей, грелки) у детей с учетом анатомо-физиологических особенностей кожи.
2.2. Овладеть умениями:
- целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии кожи и подкожной жировой клетчатки; - провести осмотр, пальпацию кожи и подкожной клетчатки у детей разного возраста и описать результаты исследования в рабочих тетрадях; - провести и оценить эндотелиальные пробы (проба «щипка», «жгута», молоточковая, проба Кожевниковой); - распознать основные признаки поражения кожи и подкожной клетчатки
2.3. Иметь представление о дополнительных методах исследования кожи и подкожной клетчатки:
- тепловидении;
- пункционной, чаще хирургической биопсии кожи; - мазках-отпечатках и соскобах; - кожных аллергических пробах; - «кожном окне» - слежении за клеточной реакцией с участка микротравмирования кожи с помощью отпечатков; - калиперометрии.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Кожа представляет собой своеобразную систему, которая играет огромную роль в жизни организма, в его физиологических и патологических процессах. Защитная, нервнорецепторная, теплорегулирующая, дыхательная, экскреторная, всасывательная и другие функции кожи чрезвычайно важны для осуществления нормальной жизнедеятельности здорового взрослого человека и особенно ребенка. Очень отчетливо выявляются на кожном покрове патологические состояния. При аллергических и токсических процессах на коже возникают сыпи, которые имеют решающее значение для установления сущности патологического явления. Своеобразны кожные изменения при инфекционных и эндокринных заболеваниях. Демонстративно изменяется состояние кожи при гипо- и авитаминозных состояниях, заболеваниях нервной системы, на различных этапах общих болезненных процессов, в стадии декомпенсации и в периоде репарации. Своеобразную чувствительность и реактивность кожи ребенка нужно выявлять, описывать и учитывать при самых разнообразных заболеваниях. Таким образом, многочисленные функции кожи, ее теснейшая физиологическая связь с различными органами и системами делают ее своеобразным экраном, отражающим многие патологические процессы в организме. Поэтому правильная оценка состояния кожи имеет большое практическое значение в постановке диагноза.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.
1. Особенности морфологического строения кожи детей раннего возраста. 2. Особенности придатков кожи у детей. 3. Особенности функционирования железистого аппарата кожи детей раннего возраста. 4. Функции кожи у детей по сравнению со взрослыми. 5. Особенности тактильной, температурной, болевой чувствительности. 6. Особенности подкожной жировой клетчатки у детей: - морфологические (наличие бурой, жировой ткани); - отношение п/к жирового слоя к массе тела; - распределение клетчатки в зависимости от возраста и пола. 7. Методика исследования кожи и подкожной жировой клетчатки: - расспрос; - осмотр (окраска кожи и видимых слизистых, элементы сыпи, выраженность и распределение п/к жировой клетчатки), состояние волос и ногтей; - пальпация: температура кожи, влажность, эластичность, эндотелиальные пробы («щипка», «жгута», молоточковая, проба Кожевниковой), толщина п/к жировой клетчатки в разных точках тела, консистенция жировой клетчатки, тургор мягких тканей, дермографизм, отеки; - дополнительные методы исследования кожи: · тепловидение · пункционная, хирургическая биопсия кожи или кожно-мышечного препарата · мазки-отпечатки или соскобы · «кожное окно» - слежение за клеточной реакцией с участка микротравмирования кожи с помощью отпечатков · кожные аллергопробы (скарификационные, внутрикожные, аппликационные). 8. Семиотика поражения кожи и подкожно-жировой клетчатки: - изменение цвета кожи; - семиотика сыпей; - изменение волос и ногтей; - ограниченное уплотнение подкожно-жирового слоя (склерема). 9. Особенности ухода за кожей ребенка раннего возраста.
4.2. ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|