Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация самостоятельной работы студентов.




 

На подготовительном этапе студенты посещают установочную конференцию, где знакомятся с целями и задачами практики, ее продолжительностью, режимом учебы, распределением по базам практик, а также знакомятся с содержанием практики.

В школе, будучи закрепленными за каким-то ученическим коллективом в качестве классного руководителя, студенты приступают к наблюдению и изучению возрастной субкультуры. Предварительно студентам необходимо тщательно ознакомится с материалом и заданиями практики, прочитать информацию о психологической сущности возрастных субкультур.

Рекомендуется прочитать главу «Культура и субкультура» учебном пособии: Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.

Изучение возрастной субкультуры положительно отражается при планировании и проведении воспитательной работы студентами.

Педагоги в своей работе так или иначе сталкиваются с возрастной субкультурой. Осуществляя процесс воспитания, им необходимо иметь представления о характерных чертах детской и подростково - юношеской субкультуры для того, чтобы, организуя жизнедеятельность воспитанников принимать в расчет позитивные и негативные особенности субкультуры, иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.

В возрастном развитии ребёнка всегда проявляются элементы культа и игры, которые в своей совокупности являются основой возрастной субкультуры. Ребёнок, погружённый в присущую его возрасту субкультуру, формируется, развивается и реализует собственные стремления посредством определённых социально – психологических механизмов.

На исследовательском этапе практики студенты должны изучить возрастную субкультуру, используя метод наблюдения и анкетирование. Ниже, после теоретической информации о структуре субкультуры, прилагаются задания с анкетой и таблицей наблюдения.

Приступая к наблюдению, студенты должны изучить структуру субкультуры конкретного возраста (зависит от возраста учащихся).

Для каждого возраста характерна особая, отличная от другой субкультура. В ней проявляются и формируются типичные виды отношений: к себе; к другим людям и жизни; к миру вещей, предметов и результатов собственной деятельности.

Субкультура – это жизнь, в которой своеобразно сочетаются элементы культа (моды, жаргона, идей) и разного рода игр.

Структуру возрастной субкультуры можно представить в следующем виде:

1. Ценностные ориентации.

2. Игровое начало.

3. Обычаи, ритуалы, традиции, фольклор.

4. Психологические механизмы воздействия.

Составляющие возрастной субкультуры:

Ценностные ориентации.

В системе ценностных ориентаций выделяется три категории ценностей:

-ценности существования;

-ценности взаимодействия;

-ценности организации жизнедеятельности.

Ценности существования - это наиболее общие ориентиры, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. К ним относятся следующие пары ценностей:

рациональное – иррациональное;

созидающая активность - разрушающая активность;

эмоционально положительное – эмоционально отрицательное.

Ориентация человека на рациональное проявляется в преобладании логического, дискурсивного мышления, последовательности и целесообразности поведения, упорядоченности жизненного уклада, предусмотрительности, поиски закономерностей и естественного хода жизни, ориентации на простые и очевидные чувства и переживания.

Ориентация человека на иррациональное проявляется в направленности на целостное и образное познание действительности, на интуицию и озарение, случай и везение, воображение и мистическое постижение сути вещей и явлений. Иррациональное в поведении – это поиск случайных встреч и событий, погружений в суету. Человек ищет особые чувства и переживания, ему нужна острота и запредельность эмоций, что то потустороннее.

Ориентация на созидающую активность связана с проявлением творчества, изобретательности, созданием нового решения проблем. В поведении данная ориентация характеризуется установлением отношений, поиском друзей, разработкой особых правил и уклада, особым обустройством жизни, разработкой своей системы воспитания, оздоровления. Эмоциональная жизнь направлена на интересное и радостное общение, чувство причастности к гармонии мира, вдохновения, гордость за созданное, веру в себя.

Ориентация на разрушающую активность связана с критикой чужих точек зрения, взглядов, теорий, повторение ранее известного, отказом от нового, инертностью и шаблонностью мышления, подверженностью стереотипам познания и поведения. В поведении проявляется конфликтность, злорадство зависть, ложь, вражда, стремление наказать другого. Преобладают чувства гнева, страдания, отвращения, презрения, страха, стыда.

В ориентации на эмоционально-положительное в познании проявляются удивление и радость от открытия нового, интерес к неизвестному, любопытство в исследовании, вдохновение, приподнятость, творческое волнение, чувство причастности к возвышенному и прекрасному. В поведении с людьми преобладают хорошее настроение, жизнерадостность. Человек стремиться к комфорту, радостям жизни, счастью, любви, почету и уважению, славе. Эта ориентация направлена на то, чтобы испытать как можно больше положительных переживаний, эйфории, кайфа и всяких удовольствий.

Ориентация на эмоционально отрицательное характеризуется в познании на избегание критики, насмешек, страха от невозможности решить проблему. Часто блокируется сам процесс познания. В поведении с людьми преобладают плохое настроение, скука, злость, конфликтные отношения, избегание доверительного общения. Постоянными спутниками является беспокойство и тревога, мысли о безысходности и бессмысленности жизни.

Ценности взаимодействия ориентируют человека в его общении, взаимодействии с другими людьми. К ним относятся качества и свойства личности: практичность, доверчивость, альтруизм, эгоизм, ответственность, жизнерадостность, эмпатийность, сострадание, открытость, эрудированность, дружелюбие, непримиримость и др.

Ценности организации жизнедеятельности выступают для человека в качестве указателей направленности жизни, поведения, тем самым задают общие ориентиры для ее организации. Организующие ценности включают в себя: здоровье, материальные блага, личностный рост, друзей, семью, любовь, общение, творчество, изобретательность, познание и т.д.

Игровое начало проявляется в различных сферах деятельности представителей субкультуры: в общении, танцах, следовании моде, в использовании определенного жаргона. Кроме того, в подростковой и юношеской субкультуре имеют место разного рода игры.

Обычаи, ритуалы, традиции, фольклор также находят свое отражение в субкультуре.

Обычай – унаследованная стереотипная форма социальной регуляции поведения; выполняет функцию приобщения к социальному опыту, формирует необходимые навыки и умения. Например, встреча гостя, приветствие, преподношение определенных подарков и т.д.

Ритуал – форма символического действия, выражающая взаимосвязь человека с определенной системой социальных отношений, ценностей, смыслов. Структура ритуала строго регламентирована, соблюдается в обязательном порядке: читаются обязательные тексты, поются песни, говорятся определенные слова, используются конкретные ритуальные предметы.

Традиция – передача наследия от одного поколения к другому. Традиции имеют широкий спектр проявления, но, как правило, повторяются во времени. Например, традиция отмечать определенные праздники. Фольклор. В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор – комплекс словесных, музыкальных, изобразительных видов творчества.

Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре – считалки, дразнилки, страшилки.

Музыкальный фольклор – песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающим, чувства, стремления, особенности стиля жизни, отражающие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о реальных или мифических событиях в жизни ее носителей.

Изобразительные виды фольклорного творчества – выделяются граффити (надписи, знаки, сделанные любым способом – ручкой, мелом, маркером, краской, выцарапанные) на стенах домов, заборов, в транспорте на лифтах, партах и т.д. Содержат разнообразные сообщения, изречения, рисунки, символы.

В любой субкультуре функционируют психологические механизмы воздействия.

К основным психологическим механизмам воздействия относят « заражение», внушение, подражание, убеждение.

«Заражение» характеризует во многом бессознательную невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно осуществляется через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал страстей. При заражении происходит принятие очевидных внешних образцов поведения.

Внушение – один из способов влияния одних лиц на других, может происходить как намеренно, так и не намеренно со стороны внушающего лица. Внушение направленно на непосредственное прививание определенного психического состояния: идеи, чувств, образов для того, чтобы получить инструкции, распоряжения к действиям.

Подражание – включает в свое содержание элементы сознательных и несознательных действий. Подражание направленно на воспроизведение человеком определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются и сопровождаются определенной эмоциональной и рациональной направленностью.

Убеждение - способ сознательного и организованного социально-психологического воздействия на человека. Убеждение направленно на то, чтобы превратить сообщаемую информацию в систему ценностных ориентаций личности.

Для написания характеристики возрастной субкультуры необходимо пользоваться такими методами как анкетирование и наблюдение.

Студентам предлагается провести анкету в свободное от уроков время.

Анкета для учащихся

1. Считаете ли Вы, что к жизни надо подходить рационально (планировать и обдумывать свою жизнь, дела и поступки; анализировать себя и свое поведение; упорядоченно строить свои отношения с людьми)?

А) да;

Б) нет.

2. Часто ли вам приходится в жизни полагаться на интуицию, чувства (просто чувствовать свои желания, стремления; полагаться на волю случая; интуитивно строить отношения с людьми)?

А) да;

Б) нет.

3. Вам присуще стремление преодолевать жизненные трудности, чтобы реализовать себя, достигнуть поставленные цели?

А) да;

Б) нет.

4. Стремитесь ли вы в жизни избегать трудностей и получать только удовольствия, даже если это может вредить вам и другим?

А) да;

Б) нет.

5. Чувствуете ли вы подъем, радость от того, что жизнь, люди прекрасны и удивительны?

А) да;

Б) нет.

6. Относитесь ли вы к людям и жизни пессимистически, с недоверием?

А) да;

Б) нет.

7. Поставьте на первое место то качество, которое у Вас проявляется наиболее ярко, на второе место – проявляется в меньшей степени и т.д.

Практичность;

Доверчивость;

Альтруизм;

Эгоизм;

Ответственность;

Жизнерадостность;

Открытость;

Эрудированность;

Дружелюбие;

Непримиримость.

8. Поставьте на первое место то, что Вы считаете наиболее важным (ценным в жизни), на второе место менее важным и т.д.

Здоровье;

материальные блага;

личностный рост;

друзья;

семья;

любовь;

общение;

творчество;

познание.

9. Поставьте на первое место игры, которые занимают большую часть Вашего свободного времени, на второе место менее значимые и т.д.

Интеллектуальные;

Спортивные;

Компьютерные;

Ролевые;

Азартные (карты, игровые автоматы).

10. Какие обычаи и традиции существуют в Вашей учебной группе? ( Проведение праздников, походов, конкурсов, поздравления, приветствия и т.д.)

11. Есть ли в Вашей жизни человек (реальный либо кино - литературный герой) на которого Вы хотели бы быть похожим? Что Вас привлекает в нем?

12. Считаете ли Вы себя представителем «неформалов»? Если да, то, какого направления?

Ниже приводятся рекомендации по обработке и интерпретации полученных анкетных данных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...