I. Вступление. Основные направления изучения данной проблемы. Обоснование темы. Обзор литературы
РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ по теме: «Символы в романе И.С.Тургенева 'Отцы и дети'»
СМОЛЕНСК 2002 г. ПЛАН I. ВСТУПЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ_ 3 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИЗ НЕДР "ОБЫДЕННОСТИ" К "ВЫСШИМ НАЧАЛАМ" /В.Г.КОРОЛЕНКО/ (СИМВОЛЫ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ") 5 1. ПОНЯТИЕ СИМВОЛА. РАЗНОВИДНОСТИ СИМВОЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ_ 5 2. СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ РОМАНА_ 6 3. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ – КЛЮЧЕВОЙ ТЕКСТ И ГЛАВНЫЙ СМЫСЛОВОЙ ЛЕЙТМОТИВ СЮЖЕТА_ 7 4. РОЛЬ АНТИЧНОГО МИФА О ЦАРЕ ЭДИПЕ В РАСКРЫТИИ АРХЕТИПИЧЕСКОГО СМЫСЛА ПОВЕСТВОВАНИЯ_ 9 5. КРУГ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ ЦИКЛИЧНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА_ 11 6. ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ И СИМВОЛЫ В РОМАНЕ_ 12 7. ПРЕДМЕТНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ. ЗООЛОГИЧЕСКИЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ_ 13 8. ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ, ВОПЛОЩЕННАЯ В СИМВОЛИЧЕСКИХ КАРТИНЫХ И ОБРАЗАХ РОМАНА_ 15 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РОЛЬ СИМВОЛОВ В РАСКРЫТИИ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И ПРОБЛЕМ РОМАНА И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"_ 17 ЛИТЕРАТУРА_ 18 I. ВСТУПЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная проза И.С.Тургенева всегда была и остается до сих пор объектом пристального, глубокого и заинтересованного исследования. Этот непреходящий интерес к творчеству великого писателя обусловлен как огромным влиянием на нравственный и умственный уровень общества, который отмечали его современники, так и художественным совершенством его произведений. По красоте и изяществу словесной живописи ему не было равных среди современников. Тургенев не относился к категории писателей, для которых реализм обыденного, правда обнаженного, "раздетого" факта или события была основным принципом художественного творчества, незыблемым эстетическим правилом. За правдой факта и наблюдения в его произведениях всегда присутствует то, без чего немыслимо художественное повествование: воображение, поэтическое одухотворение мира видимого, слышимого и осязаемого. Художественная мысль писателя творит пространство смысла, в котором люди, животные, деревья и предметы вовлечены в бесконечный поток развивающейся жизни.
Отличительным свойством творческой манеры И.С.Тургенева, по мнению многих исследователей, является умение вместить огромный художественный смысл в небольшом пространстве литературного произведения, посредством какой-либо детали – портретной, пейзажной и т.д. – зримо и ярко высветить самый существенный признак явления. Огромную роль в создании художественных образов такой необычайной емкости и обобщающего значения играют ключевые тексты, лейтмотивы, символы. Целью данной работы является попытка систематизации и анализа этих художественных средств в романе Тургенева "Отцы и дети" и определение их роли в раскрытии идейного замысла и проблематики романа. Тема эта представляется важной, прежде всего потому, что символ в искусстве имеет особо важное значение, т.к. по природе своей тесно связан с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями. Отсюда вытекает, что анализ этой категории художественных средств позволяет выйти за рамки конкретно-исторического содержания великого романа об "отцах и детях" и глубже проникнуть в его архетипический, вневременной, религиозный смысл. Одной из основных причин, побудивших меня обратиться к этой теме, является осознание необходимости религиозного осмысления произведений отечественной словесности, которое возможно лишь в свете христианского вероучения, являющегося духовной основой русской культуры. В этом аспекте роман Тургенева в нашем литературоведении в течение многих десятилетий рассматривался явно недостаточно. Восполнить этот существенный пробел помогают работы дореволюционных литературоведов, исследовавших творчество Тургенева.
В частности, в статье архимандрита Феодора (Бухарева) "И.С.Тургенев "Отцы и дети"" дан подробный и всесторонний анализ идейно-художественного содержания романа с точки зрения христианского вероучения. Для нас особое значение имеет вывод Бухарева о том, что основная идея романа в целом, а также образ главного героя, его жизненный путь и особенно финальная сцена смерти содержат глубоко символический, религиозный смысл. Среди современных литературных исследований, послуживших основой для данного реферата, следует отметить книгу Дунаева "Православие и русская литература" и статью Е.Ю.Полтавец "Сфинкс. Рыцарь. Талисман". В книге Дунаева впервые в современном литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности. В разделе, посвященном роману "Отцы и дети", автор большое внимание уделяет христианской идее бессмертия личности, воплощенной в символической образной системе романа. В статье Полтавец Е.Ю. содержится интересная классификация разновидностей символов романа Тургенева по религиозному содержанию (христианские, языческие, оккультные символы) и по соотношению с явлениями действительности (растительные и зоологические параллели). Автор детально исследует мифологический и метафорический контекст произведения, показывает его роль в раскрытии идейного замысла. В работе над темой данного реферата была использована также статья известного русского философа А.Ф.Лосева "О символе". В ней дан глубокий и всесторонний анализ специфики и функций этого художественного средства. Основные положения этой статьи дают возможность определить принципы подхода к изучению этой темы на материале конкретного литературного произведения. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИЗ НЕДР "ОБЫДЕННОСТИ" К "ВЫСШИМ НАЧАЛАМ" /В.Г.КОРОЛЕНКО/ (СИМВОЛЫ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ")
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|