Понятие символа. Разновидности символов. Значение символа в художественном произведении
Проводя исследование по теме "Символы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"", в первую очередь необходимо определить, что такое "символ", каковы его разновидности, роль и значение в художественном произведении. Символ (от греч. Symbolon – условный знак) – предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа. Символами могут служить предметы, животные, явления, признаки предметов, действия и т.п. В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении символ – это троп. В символе наличествует всегда переносное значение, скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями. В искусстве символ всегда имел (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категорией искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. В художественной литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже подчас эпитаже. Олицетворение в баснях, аллегоричность сказок, аллегория вообще – это в сущности разновидности символики[1]. Символ – характеристика художественного образа с точки зрения осмысленности, выражения или некоей художественной идеи. Символ неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания[2]. Всякий символ указывает на некоторый предмет, выходящий за пределы его непосредственного содержания. Он всегда содержит в себе некоторого рода смысл, но не просто смысл самих вещей, отражающих друг друга. Символ вещи – обобщение, зовущее за пределы этой вещи, создающее бесконечную смысловую перспективу. Символ содержит в себе всегда какую-то идею, которая оказывается законом всего ее построения.
В символе смысл некоего предмета переносится на совсем другой предмет, и только в таком случае этот последний может оказаться символом первичного предмета. Символ в самом широком смысле слова… есть такая конструкция, которая функционирует не изолированно, не дискретно, а всегда обязательно как указатель на нечто иное, чем она сама. В искусстве мы должны исходить не просто из чувственного представления, в котором нет ничего обобщенного, но именно из таких образов, которые наделены большой обобщающей силой, так что художественный образ обязательно всегда есть одновременно и такое единичное, которое мы могли бы воспринимать внешними органами чувств, и такое обобщенное, которое заставляет нас мыслить и делать всякого рода выводы и для единичных явлений реально человеческой жизни. Вот почему художественный образ, лишенный этой обобщающей силы и мощи символической картины этой жизни, всегда есть только бессильная натуралистическая копия жизни, никуда не зовущая и никак не взывающая о необходимости творческих переделываний действительности. 2. СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ РОМАНА
В чем же заключается символический смысл названия романа "Отцы и дети"? Прежде всего, не антитеза романа и не конфликт в нем отражены в названии, а неразрывность этих понятий. Отцы и дети – это цикл. Дети становятся отцами, и все повторяется, ибо таков закон жизни. Но вспомним, что самый главный закон – рождения и смерти всего живого – дан природе самым главным Отцом – Богом. В свете православной традиции смысл названия романа обогащается. В разборе "Отцов и детей" архимандритом Феодором (Бухаревым) говорится, что для преодоления взаимного непонимания поколений необходимо, "чтобы "отцы" сознательно сообразовывались с высочайшим первообразным для всякого отчества Отцом, все благоволение Которого в Сыне, а "дети" – с верховно первородным для всякого сыновства Сыном, в Котором вполне успокаивается дух Отеческий".
Проблема "отцов" и "детей", так ясно и смело обозначенная писателем в названии романа, есть проблема на все времена – потому что, прежде всего, она связана с важнейшим вопросом всего земного бытия: с вопросом о смысле жизни человека. Это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения предшествующего поколением, приходящим ему на смену, проблема ломки устоявшихся понятий и стереотипов. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой. Но стоит возникнуть сомнению в некоторых глубинных принципиальных основах – и проблема "отцов" и "детей" предстает перед обществом, принимая то более, то менее серьезный облик, иной раз оборачиваясь и трагической своей стороной, приводя к противостоянию поколений. Идейный конфликт, возникающий в те редкий моменты, когда "дети" вырабатывают для себя четкую сознательную программу, намечают определенную серьезную цель на жизненном пути, такой конфликт, такое столкновение поколений примирением разрешиться не может. Идейное противостояние ведет к полному разрыву, к нарушению связи времен. Трагическую природу такого конфликта раскрыл Тургенев в своем романе и отразил в его названии. Такой конфликт всегда трагичен, ибо, прежде всего, в нем явно или неявно происходит отвержение отечества, а "всякое отечество на небесах и на земле именуется от Отца Господа нашего Иисуса Христа"[3]. В сознании русского человека понятия "Отечество", "отец", "сын" теснейшим образом связаны с основами христианского вероучения. Отсюда следует, что проблема взаимоотношения поколений, обозначенная в названии романа, нуждается в религиозном осмыслении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|