Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идея бессмертия, воплощенная в символических картиных и образах романа

 

Полюбив Одинцову, Базаров обнаруживает в себе "романтика". Это открытие нанесло его самолюбию болезненный удар. "Я чувствую только скуку и злость", - признается он Аркадию. "Злость" эту он объясняет любовной неудачей, но, думается, что Базаров имеет в виду и то, на что у него открылись глаза после этой любовной неудачи.

Тоска Базарова – это, по словам И.И.Гончарова, "грусть души, вопрошающей жизнь о ее тайне". Что же следует понимать под этими словами: "тайна жизни"? Очевидно, это те самые вечные вопросы, которые волновали людей во все века, во все времена: сущность человека и его место в мире, цель и смысл жизни, тайна любви, тайна смерти.

Тоска Базарова становится закономерным итогом всей системы идей, которые определяли его жизнь. Он постигает ничтожество человека во вселенной. Об этом он говорит в знаменитой "сцене под стогом": "…узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где до меня дела нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!"

Можно ли яснее и точнее выразить идею бессмысленности бытия?

Обессмысливает в сознании героя и идеал социальной активности. Вот что об этом Базаров говорит другу: "…А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?"

Мысль о лопухе как о единственном итоге земного бытия, неизбежна для всякого разумного существа с атеистическим типом мышления, если его носитель отыщет в себе мужество довести свое миропонимание до логического конца.

Итак, "лопух" становится в романе страшным символом бессмысленности человеческой жизни, символом смерти.

Ф.М.Достоевский утверждал: "Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные "высшие" идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают". Идея бессмертия души – идея, без сомнения, религиозная. Вне Бога бессмертия быть не может.

"Удивительно умирает русский мужик!" – пишет Тургенев в рассказе "Смерть". "Состояние его перед кончиной нельзя назвать ни равнодушием, ни тупостью, он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто". Этот взгляд русского человека на смерть как на продолжение жизни в мире ином основывается на словах Евангелия: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у него все живы".

С чем же ушел Базаров из земной жизни в жизнь вечную?

Важнейший эпизод романа – сцена соборования героя. Тургенев совершил великое художественное открытие: на дне души каждого человека таится ужас пред тем неведомым и грозным, что было им отвергнуто. Базаров обладал мощным разумом, и пока его мозг мог владеть ситуацией, он помогал достойно и мужественно противостоять надвигающемуся концу. Но стоило рассудку отступить – и проявилось то, что он так упорно подавлял в своем обладателе. Ужас душевный проявил себя в момент совершения таинства, когда душа помимо своей воли оказывается ближе к тому неведомому, чего в обыденной жизни она может и не ощущать. В таинстве, находясь у черты, которая отделяет жизнь от смерти, душа соприкоснулась с тем, чему бессознательно ужаснулась. И кто сможет сказать определенно, чего больше было в этом "содрогании ужаса" – бунта или покаяния?

Современник И.С.Тургенева архимандрит Феодор (Бухарев) вот что пишет о смерти Базарова: "…сама Высшая Творческая Любовь умеет настигать самые далекие, кажется, от нее создания. Спасибо художнику, что по силе и глубине своего творческого таланта прозрел он нечто истинно живое в смерти человека, проходившего в жизни своей страшный путь мертвящего отрицания… И пошел он в другую жизнь не с одними семенами смерти своей".

Глубоко символична картина сельского кладбища, на котором покоится Базаров. На могиле атеиста, отрицавшего Бога и вечную жизнь, стоит крест, утверждающий победу жизни над смертью. Скорбные фигуры старичков, родителей Базарова – живое олицетворение вечной любви и памяти. Поэтому не только печалью, но и надеждой проникнуты заключительные строки романа: "Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О, нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы, они говорят также о вечном примирении и жизни бесконечной".


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РОЛЬ СИМВОЛОВ В РАСКРЫТИИ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И ПРОБЛЕМ РОМАНА И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"

 

На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что роль символа в художественной структуре романа весьма значительна. Прежде всего следует отметить необычайное богатство и разнообразие символических художественных средств романа: это библейские и мифологические сюжеты, играющие роль ключевых текстов и основных лейтмотивов романа, христианские мотивы и символика, растительные и зоологические параллели, предметные символы. Использование такого широкого спектра разновидностей символики обеспечивает широкий охват все сфер жизни, изображенных писателем.

Анализ мифологического и метафорического контекста позволяет сделать следующие выводы:

1. Роман "Отцы и дети" строится как цепь испытаний героя и его философии жизнью, причем принципы Базарова терпят крушение на пути разгадывания жизненной тайны, а осмеиваемые нигилистом предания, в которых спрессован опыт предков, обнаруживают все большую универсальность и значимость для объяснения мира. Другими словами, базаровская концепция мира, представляющая собой позитивистскую модель бытия, оказывается неадекватной этому миру. Мир и человек являют свою сущность на каком-то ином уровне, ключом к которому оказываются не научные опыты, а древний миф и предание.

2. Используя предметные символы, растительные и зоологические параллели, писатель раскрывает самую суть явления, не прибегая к многословным описаниям, следовательно, и читатель не нуждается в авторских разъяснениях: ему достаточно намека, указания, переводящего приметы обыденной жизни в торжественный и тайный знак судьбы. Таким образом, благодаря символам, достигается необычайная емкость и значимость художественного образа в сочетании с предельным лаконизмом повествования.

3. Основное свойство ключевых текстов и лейтмотивов – обобщение, создающее бесконечную смысловую перспективу – играет важную роль в понимании вечного, общечеловеческого значения проблем романа, в раскрытии его основной идеи – идеи цикличности жизни и преемственности поколений. Поэтому роман "Отцы и дети", созданный на современном писателю конкретно-историческом материале, актуален и по сей день.

Прав был В.Г.Короленко, называя произведения И.С.Тургенева "учительными книгами", а их автора "одним из великих писателей, умевших спускаться в самые недра обыденности, чтобы подымать их за собою".


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Словарь энциклопедических терминов. М., Просвещение, 1974.

2. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1982.

3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., Политическая литература, 1991.

4. Полтавец Е.Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. Мифологический и метафорический контекст романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Литература в школе, №№1,6, 1996

5. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. III, М., Христианская литература, 1997.

6. Архимандрит Феодор (Бухарев). Русские духовные писатели. М., 1992.


[1] Словарь литературоведческих терминов.

[2] Энциклопедический словарь.

[3] (Еф.,3,14-15)

[4] Антология по истории русской критики второй половины XIX века. Сост. М.Рев. – Будапешт, 1993.

[5] Там же.

[6] Тиме Г.А. К вопросу о вере и религиозности в творчестве И.С.Тургенева. – Мюнхен, 1995.

[7] Цит. По изд.: Алексеев М.П. Русская литература и ее мировое значение. - Л., Наука, 1989.

[8] Страхов Н.Н. Литературная критика. – Современник, 1984.

[9] Деян., 22, 4-7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...