Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)




 

Тема I. Основные тенденции развития образования в мире и модернизация системы образования в России.

1. Международная интеграция образовательных систем. Болонский процесс.

2. Основные направления модернизации российского образования.

3. Реализация инновационной политики в сфере высшего профессионального образования.

 

1. При подготовке по первому вопросу необходимо изучить основные документы, отражающие процесс международной интеграции образовательных систем и складывание единого образовательного пространства. Особое внимание следует уделить анализу Болонского процесса, в котором Россия принимает активное и заинтересованное участие, выявив цели, содержание, основные этапы и направления реализации Болонских соглашений.

2. При изучении основных направлений модернизации российского образования следует обратить внимание на программные положения приоритетного национального проекта «Образование». Отдельного обращения требуют принципы и задачи модернизации современного среднего общего и высшего профессионального образования. Характеризуя государственную политику в области высшего профессионального образования изучите новый «Закон об образовании», последнюю редакцию «Типового положения о высшем учебном заведении», закона «О высшем и послевузовском образовании» и другие нормативные документы. Дайте оценку действующим государственным целевым программам в сфере образования и подготовки кадров.

3. Подготовку по данному вопросу с учетом анализа новой модели образования для экономики, основанной на знаниях. Следует изучить действующую в настоящее время систему управления образовательными инновациями в высших учебных заведениях, формы реализации инновационной образовательной программы в инновационных вузах. Отдельного внимания заслуживает изучение качественных характеристик и ожидаемых результатов реализации инновационных образовательных программ. Определите основные формы реализации инновационных образовательных программ. в федеральных и национально-исследовательских университетах.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Акофф Р., Гринберг Д. Преобразование образования / Пер. с англ. Томск: Изд. ТГУ, 2009.

2. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., 2001.

3. Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. №3 - 4. С. 117-142.

4. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: проблемы качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5 – С. 32-34.

5. Кузнецов А.А. Новый образовательный стандарт: структура, назначение и функции нового стандарта // Преподавание истории и обществознания. 2009. № 4.

6. Образование, которое мы можем потерять: сборник / Под общей ред. ректора МГУ акад. В.А. Садовничего, изд. 2-ое, доп. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.

7. Обсуждение концепций школьного исторического образования // Преподавание истории и обществознания. 2009. № 7.

8. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.

9. Проблемы вхождения России в европейское образовательное пространство/Материалы зонального совещания. Екатеринбург, 18-20 октября 2004 г. - Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2005.

10. Сосновский В.Т, Шаповалов А.И., Панарин А.А., Галустов Р.А. Болонский процесс: история, сущность, проблемы. Армавир: РИЦ АГПУ, 2006.

 

Тема II. Формирование в российских вузах многоуровневой системы подготовки и систем менеджмента качества.

 

Концептуальные основы федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

1. 2 Сущность многоуровневой подготовки и задачи вузов по реализации программ бакалавриата и магистратуры.

3.Система менеджмента качества на международном, всероссийском и вузовском уровнях.

1. При подготовке по первому вопросу раскройте основное содержание федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Дайте характеристику структуре и основным требованиям стандартов по реализации образовательного процесса в вузах. При анализе стандартов обратите внимание на заложенные в них новые подходы: функционально-знаниевый, личностно-ориентированный и компетентностный. Прежде всего, определите роль компетентностного подхода, изменяющего стратегию и целевые установки образовательного процесса.

При подготовке по второму вопросу раскройте сущность и задачи многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров. Основной для этого должно стать изучение концептуальных основ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по уровням бакалавриата и магистратуры. Определите перечень задач решаемых вузами и обучающимися на данных уровнях. Раскройте взаимосвязанный характер многоуровневой системы образования и ее преимущества по сравнению с линейной системой обучения.

Дайте характеристику действующим моделям гарантий качества в высшем образовании. Изучите программный документ ЮНЕСКО «Реформа развития высшего образования» (1995 г.), Декларацию европейской ассоциации университетов (2003 г.), решения европейского форума гарантии качества (2007 г.), систему менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 и другие документы, связанные с разработкой системы качества образования. Главное внимание уделите анализу общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Раскройте основные принципы менеджмента качества. Изучите типовую модель системы менеджмента качества вуза и дайте оценку результатам ее реализации в настоящее время. Рассмотрите основные средства и формы информационного обеспечение системы менеджмента качества.

Рекомендуемая литература:

1.Акофф Р., Гринберг Д. Преобразование образования / Пер. с англ. Томск: Изд. ТГУ, 2009.

2. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., 2001.

3. Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. №3 - 4. С. 117-142.

4. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: проблемы качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5 – С. 32-34.

5. Кузнецов А.А. Новый образовательный стандарт: структура, назначение и функции нового стандарта // Преподавание истории и обществознания. 2009. № 4.

6. Образование, которое мы можем потерять: сборник / Под общей ред. ректора МГУ акад. В.А. Садовничего, изд. 2-ое, доп. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.

7. Обсуждение концепций школьного исторического образования // Преподавание истории и обществознания. 2009. № 7.

8. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.

9. Проблемы вхождения России в европейское образовательное пространство/Материалы зонального совещания. Екатеринбург, 18-20 октября 2004 г. - Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2005.

10. Сосновский В.Т, Шаповалов А.И., Панарин А.А., Галустов Р.А. Болонский процесс: история, сущность, проблемы. Армавир: РИЦ АГПУ, 2006.

 

 

Тема III. Модель открытого образования и ее реализация.

1. Принципы и формы открытого образования.

2. Образовательные информационные технологии и ресурсы, возможности их реализации.

 

1. При характеристике принципов и форм открытого образования главное внимание уделите современному состоянию дистанционного обучения. Покажите положительные и отрицательные стороны данной формы образования в отличие от традиционной. Дайте собственную оценку перспективам дальнейшего развития открытого образования с обеспечением его непрерывности на различных уровнях образовательного процесса.

2. Дайте определение основным информационным и коммуникационным технологиям, действующим в системе открытого образования. Раскройте сущность процесса информатизации открытого образования путем объединения разрозненных средств информационных и коммуникационных технологий и ресурсов в единые среды. Определите образовательные возможности сети Интернет: теледоступ, телеприсутствие, телеконсультирование, электронные публикации, телесотрудничество. Дайте оценку информационным образовательным ресурсам в организации взаимодействия и коммуникации в образовательном процессе, профессиональном самообразовании. Определите основные виды мировых и федеральных информационных образовательных ресурсов.

 

Рекомендуемая литература:

1. Акофф Р., Гринберг Д. Преобразование образования / Пер. с англ. Томск: Изд. ТГУ, 2009.

2. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., 2001.

3. Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. №3 - 4. С. 117-142.

4. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: проблемы качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5 – С. 32-34.

5. Кузнецов А.А. Новый образовательный стандарт: структура, назначение и функции нового стандарта // Преподавание истории и обществознания. 2009. № 4.

6. Образование, которое мы можем потерять: сборник / Под общей ред. ректора МГУ акад. В.А. Садовничего, изд. 2-ое, доп. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.

7. Обсуждение концепций школьного исторического образования // Преподавание истории и обществознания. 2009. № 7.

8. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.

9. Проблемы вхождения России в европейское образовательное пространство/Материалы зонального совещания. Екатеринбург, 18-20 октября 2004 г. - Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2005.

10. Сосновский В.Т, Шаповалов А.И., Панарин А.А., Галустов Р.А. Болонский процесс: история, сущность, проблемы. Армавир: РИЦ АГПУ, 2006.

 

Тема IV. Методологические основы в современном научном познании.

1.Категория «методологический подход» в современном научном познании.

2. Проблема применения культурологического подхода в современной педагогике и образовании.

 

1.Дайте определение категории «методологический подход» в современном научном познании. Объясните причины обострения в современном познании интереса к изучению понятия «методологический подход». Охарактеризуйте различные уровни методологии науки. Многообразие методологических подходов в социогуманитарной области познания. Определите возможные требования к описанию методологических подходов. Дайте собственную оценку решению проблемы «перевода» методологических подходов, общих для всех областей социокультурного познания, в плоскость конкретной предметной области.

2.Определите значение применения культурологического подхода в современной педагогике и образовании, а также уровень методологии, на котором он функционирует. Обоснуйте важность применения данного подхода в процессе гуманизации образовательного процесса, расширении представлений обучающихся о мировой культуре, созидательной роли человека в развитии производительных сил и общественных отношений. Обоснуйте актуальность культурологического подхода в современной педагогике и образовании. Определите, в чем заключается современная ситуация смены педагогических парадигм.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие. М., 2009.

2. Канке В.А. Общая философии науки: учебник. М., 2009.

3. Кузнецова Н. И. Философия науки и история науки: эволюция взаимоотношений на фоне XX столетия. // http://ru.philosophy.kiev.ua/iphras/library/phnauk4/KUZ.htm

4. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., 2009.

5. Воробьёв Р.И. Эволюционное учение вчера, сегодня и… М.: Просвещение, 1995.

6. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., 2002.

7. Ивин А.А. Введение в философию истории. М.:ВЛАДОС, 1997.

8. Коваль Б.И. К вопросу о методологии цивилизационного анализа // Цивилизационные исследования. М., 1996.

9. Лекторский В.А. Классическая и неклассическая. М. 2008.

10. Месяц Г. А. Спасите науку / Г. А. Месяц. М.: Наука, 2001.

11. Методологический синтез: прошлое, настоящие, возможные перспективы / Под ред. Б. Г. Могильницкого, И. Ю. Николаевой. М.: Логос, 2005.

12. Проблема знания в истории науки и культуры. СПб, 2008.

13. Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М.: Наука, 2003.

14. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2010.

15. Шевченко В.Н. Теория модернизации с социально-философской точки зрения // Модернизация и национальная культура. М., 1995. С.70-77.

16. Шубин А. В. Ритмы истории. Периодическая теория общественного развития / А. В. Шубин. М., 1996.

17. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. изд. 2-ое. / К. Ясперс. М.: Республика, 1994.

 

 

Тема V. Зарождение и развитие отечественной исторической науки в XVII – XIX вв.

1. Древние исторические памятники. Новые тенденции в объяснении прошлого и настоящего на рубеже XVII-XVIII веков.

2. Зарождение и развитие российской исторической науки в XVIII веке.

3. Основные направления российской историографии в XIX веке.

 

1. Дайте определение историографии как отрасли исторической науки. Охарактеризуйте процесс накопления исторических знаний в Древней Руси. Раскройте сущность изменений в характере и форме исторических сочинений в XVII веке. Проанализируйте новые тенденции в объяснении прошлого и настоящего на рубеже XVII-XVIII веков. Изучите труды и историческую концепцию В.Н. Татищева.

2. Определите основные признаки превращения исторических знаний в науку. Оцените вклад М.В. Ломоносова в изучение русской истории. Познакомьтесь с историческими взглядами М.М. Щербатова, И.Н. Болтина, Н.И. Новикова. Раскройте сущность радикально-просветительской идеологии в творчестве А.Н. Радищева.

3. Охарактеризуйте характер историко-научной жизни в России в первой трети XIX века. Дайте оценку эволюции философских и политических взглядов Н.М. Карамзина. Определите характер противоборства сентиментализма и рационализма в исторических исследованиях. Раскройте сущность официально-охранительного направления российской историографии (М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов). Оцените вклад российских историков С.М. Соловьева, Б.Н. Чичерина. В.О. Ключевского в процесс накопления и систематизации исторических знаний. Дайте оценку консервативно-монархическим взглядам Д.И. Иловайского, Н.К. Шильдера, К.Н. Бестужева-Рюмина, С.С. Татищева. Раскройте суть теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Проанализируйте применение Г.В. Плехановым марксистской теории к анализу истории России.

 

Рекомендуемая литература:

1. Историография истории России до 1917 года. В 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003.

2. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года. Л., 1993.

3. Ланглуа Ш.-В. Введение в изучение истории: пер. с фр. / Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. - 2-е изд. - М.: ГПИБ, 2004.

4. Семеникова Л.Н. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

5. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

6. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории М-СПб, 1996.

7. Тойнби А.Д. Исследование истории. В 3 т.: пер. с англ. - СПб.: СПбГУ: Изд-во Олега Абышко. Т.1. - 2006; Т.2. - 2006; Т.3. - 2006.

8. Шубин А. В. Ритмы истории. Периодическая теория общественного развития. М., 1996.

 

Тема VI. Эволюция исторической науки в России в ХХ – начале ХХI вв.

1. Историческая наука в России на рубеже XIX-ХХ веков.

2. Становление и основные этапы развития советской историографии.

3. Необходимость модернизации и поиски новой концепции российского исторического образования на рубеже 1980-1990-х гг..

 

1. При подготовке на первый вопрос обратите внимание на углубление размежевания историков разных направлений на рубеже XIX-ХХ веков. Проанализируйте связь политических позиций и исторических построений историка. В связи с этим, познакомьтесь с историческими сочинениями П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, «экономическим материализмом» М.Н. Покровского, историческими и социологическими работами Н.А. Рожкова. Оцените роль С.Ф. Платонова в российской историографии.

2. При рассмотрении истоков становления советской исторической науки определите степень влияния внутрипартийной борьбы и идеологического нажима на деятельность историков. Определите роль М.Н. Покровского в абсолютизации марксистской концепции постижения истории. Дайте оценку профессиональной деятельности русских историков в эмиграции. Раскройте роль «Краткого курса истории ВКП(б)» и сталинской идеологии в насаждении догматизма и единомыслия в советской исторической науке. Определите значение «оттепели» в частичном обновлении содержания исторических исследований. Определите противоречивый характер исследований советскуих историков в 1960-первую половину 1980-х гг.

3. Определите влияние «перестройки» на деятельность советских историков, роль научных дискуссий по актуальным вопросам исторической науки. Раскройте процесс формирования различных школ и направлений в исследовании исторического прошлого, применение разнообразных методологических подходов к его изучению. Оцените вклад российских историков в постсоветский период в исследование «белых пятен» истории, формирование объективного отношения к сложным проблемам прошлого страны. Выразите собственное отношение к процессу модернизации российской исторической науки.

 

Рекомендуемая литература:

1. Афанасьев Ю.Н. Историография в ХХ в.: учебное пособие. М., 1995.

2. Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг.: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2002.

3. Бессмертный Ю.Л. Тенденции переосмысления прошлого в современной зарубежной историографии // Вопросы истории. - М., 2000. - N 9. - C.152-158.

4. Искандеров А. А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1996. № 7. С. 3-31.

5. Исторические исследования в России. Тенденции последних лет / Под ред. Г. А. Бордюгова. М.: Политиздат, 1996.

6. Историческая наука России в ХХ веке. М.: Наука,1997. М., 2002.

7. Советская историография / Под общей ред. академика Ю.Н. Афанасьева. М., 1996.

8. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М., 1997.

9. Могильницкий Б. Г. История исторической мысли ХХ века. Томск: Изд. ТГУ, 2001. Вып. №1. Поляков Ю.А. Историческая наука: люди и проблемы. Книга № 3. М.: РОССПЭН, 2009.

10. Семеникова Л.Н. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

11. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг школы «Анналов». М., 1993.

12. Согрин В.В. 1985-2005: Перипетии историографического плюрализма // Общественные науки и современность. 2005. № 1.

13. Турчин П.В. Историческая динамика: на пути к теоретической истории: пер с англ. - 2-е изд. - М.: URSS, 2010.

14. Шевченко В.Н. Теория модернизации с социально-философской точки зрения // Модернизация и национальная культура. М., 1995. С.70-77.

15. Шубин А. В. Ритмы истории. Периодическая теория общественного развития / А. В. Шубин. М., 1996.

 

Тема VII. Генезис исторического образования в России в ХХ веке.

1. Государственная политика по развитию исторического образования в России в конце XIX - начале XX вв.

2. Процесс идеологизации исторического образования в советский период и его результаты.

3. Реформы и контрреформы в области исторического образования в 1965 – 1990-е гг.

 

1. При рассмотрении первого вопроса проанализируйте основные направления политики царского правительства в области исторического образования в конце XIX - начале XX вв. Охарактеризуйте содержание и структуру исторического образования в российских гимназиях. Раскройте сущность изменений правительственного курса в области высшего исторического образования в 1870 - 1880 гг., реорганизация учебного процесса на историко-филологических факультетах. Дайте оценку попыткам реформирования системы исторического образования на рубеже веков. Познакомьтесь с основными методами и средствами преподавания истории в российских гимназиях и университетах.

2. Дайте характеристику процессу изучения истории и подготовки историков в 1917 – 1934 гг. Определите степень влияния монополизации власти в руках большевистской партии и усиления «культа личности» на трансформацию отечественного исторического образования. Раскройте последствия процесса идеологизации исторического образования. Покажите основные направления процесса формирования нового содержания и методики преподавания истории в школе и вузе. Раскройте положительные и отрицательные стороны реформирования исторических факультетов и кафедр в 1935 – 1945 гг. Охарактеризуйте результаты подготовки научно-педагогических кадров историков в довоенный и военный периоды. Определите характер изменений в структуре и содержании подготовки историков в период «оттепели».

3. Проанализируйте противоречивый характер развития исторического образования в 1960-первую половину 1980-х гг. Проследите рост количественных и качественных показателей в подготовке научно-педагогических кадров историков, расширение сети исторических факультетов и укрепление материальной базы исторического образования. Покажите негативные последствия процесса «десталинизации» исторического прошлого, усиления догматизма и схематизма в изучении и преподавании истории.

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Репина А. П. История исторического знания: пособие для вузов. 2 - е издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2006.

2. Репина Л.П. История исторического познания. М., 2004.

3. Акофф Р., Гринберг Д. Преобразование образования / Пер. с англ. Томск: Изд. ТГУ, 2009.

4. Искандеров А. А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1996. № 7. С. 3-31.

5. Каменский А.Б. Историческое образование в России: состояние и перспективы. //http://auditorium.ru/aud/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_thesis=2513

6. Могильницкий Б. Г. История исторической мысли ХХ века. Томск: Изд. ТГУ, 2001. Вып. №1.

7. Ортега-и-Гассет. История как система//Вопросы философии, 1996, № 6. С.79-103.

8. Поляков Ю.А. Историческая наука: люди и проблемы. Книга № 3. М.: РОССПЭН, 2009.

9. Соколов А.В. Историческое образование: современные вызовы и стратегия развития // Преподавание истории и обществознания в школе. 2010. № 2.

10. Тартаковский М.С. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка. М.: Прометей, 1993.

11. Турчин П.В. Историческая динамика: на пути к теоретической истории: пер с англ. - 2-е изд. - М.: URSS, 2010.

12. Шубин А. В. Ритмы истории. Периодическая теория общественного развития. М., 1996.

 

Тема VIII. Сущность и основные направления модернизации исторического образования на современном этапе.

1. Влияние новых социально-исторических условий на развитие отечественного исторического образования.

2. Формирование новой концепции исторического образования.

3. Применение новейших информационных технологий в организации учебного процесса.

 

1. При подготовке по первому вопросу определите влияние новых социально-исторических условий на развитие отечественного исторического образования. Прежде всего, проанализируйте сущность перехода от моноидеологического освещения истории к плюралистической модели исторического образования. Осветите влияние политических пристрастий авторов учебников и преподавателей истории в освещении прошлого страны, особенно ее советского периода. Определите роль новых исторических школ и направлений в деидеологизация и гуманизация исторического образования.

2. Определите основные факторы формирования новой концепции исторического образования. Отразите собственное мнение по поводу степени участия в разработке концепции политической элиты, ученых-историков, представителей других общественных наук, широкой педагогической общественности. Отметьте значение освещения проблем специфики исторического развития России, ее места в мировом сообществе цивилизаций, исторической правды и воспитательных функций исторического образования. Проанализируйте использование концепции «модернизации» и других современных подходов в преподавании истории в вузе и школе.

3. Дайте характеристику основным формам и средствам информатизации исторического образования. Дайте оценку постсоветским учебникам по отечественной истории, их роли в формировании исторических знаний у обучающихся. Выразите собственное мнение по поводу использования в преподавании отечественной истории учебных пособий зарубежных авторов. Определите роль исторического краеведения в процессе преподавания отечественной истории. Раскройте значение применения новейших информационных технологий, в том числе методов дистанционного обучения в организации исторического образования.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие. М., 2009.

2. Бессмертный Ю.Л. Тенденции переосмысления прошлого в современной зарубежной историографии // Вопросы истории. - М., 2000. - N 9. - C.152-158.

3. Василенко И.А. Диалог цивилизаций. М., 1999.

4. Вильчек В. М. Алгоритм истории / В. М. Вильчек. М.: Наука, 2007.

5. Воробьёв Р.И. Эволюционное учение вчера, сегодня и… М.: Просвещение, 1995.

6. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: проблемы качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5 – С. 32-34.

7. Джин Т. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Весь мир, 2000.

8. Искандеров А. А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1996. № 7. С. 3-31.

9. Историческая наука России в ХХ веке. М.: Наука,1997. М., 2002.

10. Каменский А.Б. Историческое образование в России: состояние и перспективы.//http://auditorium.ru/aud/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_thesis=2513

11. Кан А.С. Первый опыт глобальной истории исторической науки // Новая и новейшая история. - 2009. - N 2. - С.115-121.

12. Кузнецов А.А. Новый образовательный стандарт: структура, назначение и функции нового стандарта // Преподавание истории и обществознания. 2009. № 4.

13. Ланглуа Ш.-В. Введение в изучение истории: пер. с фр. / Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. - 2-е изд. - М.: ГПИБ, 2004.

14. Методологический синтез: прошлое, настоящие, возможные перспективы / Под ред. Б. Г. Могильницкого, И. Ю. Николаевой. М.: Логос, 2005.

15. Образование, которое мы можем потерять: сборник / Под общей ред. ректора МГУ акад. В.А. Садовничего, изд. 2-ое, доп. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.

16. Обсуждение концепций школьного исторического образования // Преподавание истории и обществознания. 2009. № 7.

17. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.

18. Проблема знания в истории науки и культуры. СПб, 2008.

19. Репина А. П. История исторического знания: пособие для вузов. 2 - е издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2006.

20. Репина Л.П. История исторического познания. М., 2004.

21. Соколов А.В. Историческое образование: современные вызовы и стратегия развития // Преподавание истории и обществознания в школе. 2010. № 2.

22. Шевченко В.Н. Теория модернизации с социально-философской точки зрения // Модернизация и национальная культура. М., 1995. С.70-77.

23. Шубин А. В. Ритмы истории. Периодическая теория общественного развития. М., 1996.

 

Тема IX. Актуальные задачи преподавания истории в вузе и школе.

1.Изменение структуры и содержания исторического образования.

2.Роль государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в систематизации исторического образования в стране.

3.Значение компетентностного подхода в преподавании истории.

 

1. Отразите основные изменения структуры и содержания исторического образования в постсоветский период. Покажите преимущества перехода от линейной к концентрической системе изучения истории в средней школе. Раскройте основные задачи пропедевтического курса в начальных классах, курсов истории при неполном среднем и полном среднем образовании. Определите значение проблемного изложения истории в более глубоком осмыслении обучающимися сущности и особенностей исторического процесса.

2. Раскройте роль государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в систематизации исторического образования в стране. Покажите соотношение федерального и регионального компонентов в ГОС ВПО третьего поколения. Определите роль и задачи многоуровневой системы подготовки в модернизации исторического образования. Охарактеризуйте основные задачи образовательного процесса на уровнях бакалавриата и магистратуры, логику построения многоуровневой системы от базового исторического образования до научно-ориентированной подготовки квалифицированных кадров историков.

3. Определите роль компетентностного подхода в преподавании истории. Оцените современные методики преподавания истории, направленные на повышение роли самостоятельной работы студентов и школьников. Дайте характеристику основным формам и средствам активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях по истории. Раскройте значение новейших информационных технологий в расширении возможностей образовательного процесса. Проанализируйте использование систем менеджмента качества в историческом образовании.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Акофф Р., Гринберг Д. Преобразование образования / Пер. с англ. Томск: Изд. ТГУ, 2009.

2. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., 2001.

3. Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг.: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2002.

4. Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. №3 - 4. С. 117-142.

5. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: проблемы качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5 – С. 32-34.

6. Джин Т. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Весь мир, 2000.

7. Каменский А.Б. Историческое образование в России: состояние и перспективы.//http://auditorium.ru/aud/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_thesis=2513

8. Кан А.С. Первый опыт глобальной истории исторической науки // Новая и новейшая история. - 2009. - N 2. - С.115-121.

9. Кузнецов А.А. Новый образовательный стандарт: структура, назначение и функции нового стандарта // Преподавание истории и обществознания. 2009. № 4.

10. Ланглуа Ш.-В. Введение в изучение истории: пер. с фр. - 2-е изд. - М.: ГПИБ, 2004.

11. Образование, которое мы можем потерять: сборник / Под общей ред. ректора МГУ акад. В.А. Садовничего, изд. 2-ое, доп. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.

12. Обсуждение концепций школьного исторического образования // Преподавание истории и обществознания. 2009. № 7.

13. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.

14. Проблема знания в истории науки и культуры. СПб, 2008.

15. Репина А. П. История исторического знания: пособие для вузов. 2 - е издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2006.

16. Репина Л.П. История исторического познания. М., 2004.

17. Соколов А.В. Историческое образование: современные вызовы и стратегия развития // Преподавание истории и обществознания в школе. 2010. № 2.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...