Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размножение пчелиных семей.




Отводки

Отводок – это отделенная часть одной пчелиной семьи (инди­видуальный отводок) или нескольких семей (сборный отводок) для временного или постоянного использования (способ искусственного роения). Отводок формируют для размножения пчелиных семей, дополнительного наращивания пчел к медосбору, временного хра­нения маток, получения пакетов пчел, предупреждения роения пчел и т. п. В зависимости от количества пчел и расплода, времени и цели формирования отводки имеют разную силу. Чем раньше создан отводок и чем он сильнее, тем быстрее наращивает пчел и превращается в полноценную семью.

Отводок, т. е. новую семью пчел, формируемую искусственным путем, создают, отделяя от полноценной пчелиной семьи часть пчел, сотов с расплодом и кормом, а также подсаживая к ним мо­лодую пчелиную матку. Отводки формируют только от сильных семей, имеющих не менее 10 улочек пчел и семь-восемь полных рамок расплода (в нормальной пропорции запечатанного и откры­того). В противном случае значительное ослабление и без того не­достаточно сильных семей не позволит им вырастить необходимое количество расплода и молодых пчел к началу главного медосбора. Чем раньше с весны и чем сильнее будет сформирован отводок, тем скорее он превратится в полноценную семью пчел и тем больше соберет меда до конца сезона. Семья, от которой сформировали отводок, в этом случае также успеет нарастить к началу главного медосбора достаточную для его эффективного использования силу. Поэтому важнейшим условием для раннего формирования боль­шого числа полноценных отводков является безусловная гарантия полной сохранности силы и жизнеспособности пчелиных семей в зимний период.

Несомненно, что отводки используют не только для прироста численности пчелиных семей, но и для дополнительного наращи­вания пчел к началу главного медосбора. Известно также, что в зависимости от сроков формирования, численности и силы форми­руемых отводков они могут повысить производство меда на пасеке на 50, а то и на 100%. В Приморском и Хабаровском краях принято еще в первой половине мая формировать до 60-80% отводков от числа основных семей для дополнительного наращивания пчел к началу главного медосбора.

В ряде стран пчеловоды-промышленники (в США, например) в конце сезона полностью выбраковывают 50-70% пчелиных семей, превращая весь собранный ими мед в товарный, а на зиму оставляют только самые сильные и жизнеспособные семьи. Весной они быстро восстанавливают численность семей на пасеке, формируя на самых ранних плодных матках соответствующее количество полноценных отводков от перезимовавших пчелиных семей, а также приобретая пакеты у пчелоразведенческих фирм. В Японии в конце сезона вы­браковывают около половины пчелиных семей, а в самом начале следующего сезона полностью восстанавливают их численность за счет ранних отводков.

Отводки, формируемые для получения новых семей, размещают в отдельных ульях, что упрощает уход за ними. Если же отводок предназначается для дополнительного наращивания пчел к глав­ному медосбору, то его лучше всего размещать в одном улье с той семьей, к которой он должен быть потом присоединен (во втором корпусе двухкорпусного улья над глухой горизонтальной диафраг­мой, либо в боковом отделении улья-лежака со своим собственным летком, на задней стороне улья в обоих случаях).

Если для формирования отводка берут пчел и расплод от одной семьи, то его называют индивидуальным, а если от двух-трех, то сборным. Формируют отводки в хороший погожий день, когда основная масса летных пчел находится в поле, а в гнезде преобла­дают молодые нелетные. Вначале в той семье, у которой будут брать соты с расплодом и пчелами для формирования отводка, находят матку и накрывают колпачком (чтобы случайно не перенести ее в отводок вместе с пчелами). Для формирования отводков из гнезда этой семьи отбирают соты преимущественно со зрелым печатным расплодом, из которого уже начали выходить молодые пчелы, и помещают их в переносный ящик.

Чем плотнее отбираемые соты обсиживаются пчелами, тем лучше. Если в семье имеется много корма, то у нее отбирают также и один хороший кормовой сот, покрытый пчелами, а если корма недостаточно, то используют в этих целях запасные кормовые соты, хранящиеся на складе. Если отводок формируют на зрелый маточник или неплодную матку, то ему дают при этом 1-2 сота с печатным расплодом и один кормовой, а если отводок формируют на плодную матку, то 4-5 с расплодом, рамку суши и одну-две кор­мовых. При формировании отводку дают столько корма, чтобы на улочку пчел его приходилось не менее 1 кг. Соты для формирования отводков подбирают таким образом, чтобы в них было достаточное количество свежей перги. Кормовые соты размещают по бокам со­тов с расплодом.

Дополнительно в гнездо формируемого отводка (и того, и дру­гого) стряхивают молодых пчел с сотов с открытым расплодом из той же самой семьи (или тех же самых семей) до полной обсиживаемости пчелами сотов отводка. Соты, с которых стряхнули пчел, возвращают в семью, вместо отобранных для отводка сотов под­ставляют рамки хорошей суши, маломедные соты, а при наличии поддерживающего медосбора – и рамки вощины; матку выпускают из под колпачка, гнездо и улей закрывают.

В отводке гнездо собирают у южной стенки улья, ограничивают его от свободного пространства вставной доской, тщательно уте­пляют сверху и сбоку, улей и верхний леток закрывают, а нижний сокращают до прохода одной-двух пчел. Через 3-4 часа к отводку подсаживают, в зависимости от его силы, зрелый маточник либо неплодную матку или плодную молодую матку. Матку в клеточке (как плодную, так и неплодную) или маточник помещают в середи­ну гнезда между сотами с расплодом, а через сутки выпускают на сот (в случае с маточником проверяют выход матки из него).

Можно подсадить матку и с помощью колпачка, подпустив к ней несколько штук молодых пчел. Обычно такие отводки, сфор­мированные из молодых пчел, маток принимают хорошо. Однако еще через сутки-двое проверяют отводки на прием маток (в том числе и вышедших из зрелых маточников). Отводки, принявшие плодных маток, тут же подсиливают 1-2 рамками печатного рас­плода, чтобы они как можно скорее повысили откладку яиц до наивысшего уровня и нарастили к началу главного медосбора как можно больше пчел. В связи с этим, чем ближе начало главного медосбора, тем сильнее должен быть формируемый отводок. Мно­гие пчеловоды-фермеры, имеющие крупные пчелофермы, сразу формируют отводки (на плодную матку), равные по силе основным семьям пчел. Это не только способствует более интенсивному вы­ращиванию расплода, но и создает необходимые предпосылки для одновременного выполнения одних и тех же работ по уходу как за семьями, так и за отводками. Уход за пчелами в таком случае ста­новится групповым. Что же касается отводков, сформированных на неплодных матках (или на зрелые маточники), то, как только матки станут плодными, их сразу же (или в два-три приема) подсиливают зрелым, «на выходе», печатным расплодом (или расплодом и пчелами), стремясь, по возможности скорее довести их кондиции до уровня основных пчелиных семей.

Кстати, в связи с отсутствием в России специализированных пчелоразведенческих хозяйств, климатические условия которых позволили бы производить и реализовать по заказам пчеловодов самых ранних плодных маток, этот способ формирования отвод­ков (на зрелый маточник или неплодную матку с подсиливанием после ее оплодотворения) является наиболее перспективным, что убедительно доказывает опыт дальневосточных пчеловодов. Отбирать пчел и расплод от основных семей для формирования отводков и их подсиливания надо таким образом, чтобы после это­го все они стали примерно равны друг другу по своим основным кондициям (силе, количеству расплода и корма), т. е. от более сильных отобрать больше, а от менее сильных – меньше, что создает необходимые условия для внедрения группового ухода за ними. Групповой уход за пчелиными семьями заключается в том, что при выравненности их силы и других кондиций оказывается возможным очередную работу по уходу за ними выполнять одно­временно на всех семьях (точках пасеки, пчелофермы), не тратя времени на изучение состояния каждой из них в отдельности, а осмотрев всего лишь десяток-другой.

Групповой уход за пчелиными семьями в сочетании с массовым формированием отводков, полностью исключающим возможность их роения, открывает широкие перспективы для значительного повышения количества пчелиных семей, обслуживаемых одним пчеловодом и, соответственно, производительности его труда, что особенно важно для организации пчеловодства на промышленной основе.

Метод отводков-резервов П.П. Корженевского рекомендуется для местностей с раннелетним медосбором, после которого среди лета следует второй главный медосбор (обычно это бывает на гра­нице леса и степи). С весны стимулируют выращивание распло­да, выравнивают силу семей и стараются как можно меньше их беспокоить. Перед началом первого главного медосбора от всех семей пчел, занявших к этому времени в ульях-лежаках около 18 рамок, формируют отводки-резервы со старыми матками, по­мещая их за глухими перегородками в отделениях, находящихся в противоположной стороне улья у запасных летков. В отводок пере­ставляют сот с расплодом, пчелами и маткой, добавляют хороший кормовой сот и две рамки суши, а также дополнительно стряхивают туда пчел с четырех сотов из новой семьи. Через 8 дней в основной семье срывают все свищевые маточники и дают ей хороший ма­точник, полученный искусственным путем от племенной семьи. Семья с оплодотворившейся маткой энергично использует ранний главный медосбор, а отводок-резерв за это время хорошо усилива­ется. За 7-10 дней перед вторым главным медосбором (чаще всего это медосбор с гречихи поздних сроков высева) из отводка-резерва в основную семью передают часть сотов с расплодом, подставляя ему взамен рамки суши. Перед началом второго медосбора семью и отводок объединяют, уничтожая старую матку.

 

Вывод маток

Семьи, отличающиеся более высокой продуктивностью, на­зываются семьями-рекордистками, а матки в них – матками-рекордистками. Большие сборы меда, которых добились многие передовые пчеловоды, объясняются, во-первых, тем, что они в совершенстве овладели техникой пчеловодства, а во-вторых, тем, что они систематически, из года в год, занимались племенной ра­ботой. Эти передовики-пчеловоды выводят на пасеке маток только от маток-рекордисток, семьи которых дают наибольшие выходы продукции.

Однако не всякая матка-рекордистка может улучшить качество потомства. Случается, что потомство некоторых из них не только не выделяется высокой продуктивностью, но даже отстает от рядовых семей на пасеке. Это означает, что высокие показатели такой семьи явились следствием не врожденных (наследственных) особенностей, которые передаются потомству, а какой-то случайности, которую не учел пчеловод (например, налет пчел из соседних ульев). При про­ведении племенной работы среди выявленных маток-рекордисток нужно найти маток-улучшательниц. Маткой-улучшательницей (племенной) является такая матка, дочери которой дают пчел, отличающихся более высокой продуктивностью, по сравнению со среднепасечной продуктивностью. Племенная матка – это уже проверенная матка-рекордистка, потомство которой достоверно отличается более высокой продуктивностью.

Выявление маток-рекордисток. Племенную работу на пасеке начинают с выявления маток-рекордисток, для чего налаживают на пасеке учет продуктивности каждой семьи. Известно, что даже самые лучшие матки в семьях с неутепленным гнездом, плохими сотами, без достаточных весенних запасов кормов и так далее не будут откладывать большого количества яиц, а следовательно, в семье не накопится большого количества пчел. Поэтому матки в таких семьях не могут в полной мере проявить свои качества и, тем самым, дать высокопродуктивную семью. Чтобы правильно оценить свойства маток разных семей, необходимо наладить правильный уход за всеми семьями.

Пасеки, расположенные в разных местах (точках), использу­ют неодинаковую кормовую базу и вообще находятся в разных условиях; поэтому выявлять и сравнивать маток-рекордисток не­обходимо отдельно на каждой пасеке. Если пасека размещается в летний период в нескольких местах (точках), то на каждой точке матки-рекордистки выявляются самостоятельно.

В пчеловодстве ценятся семьи, дающие большие выходы меда и отличающиеся восковитостью; поэтому отбор на племя маток-рекордисток обычно ведется по двум основным показателям: по высокому выходу меда и воска. Однако, кроме этих показателей, при отборе принимаются во внимание здоровье самих пчел и их расплода, зимостойкость пчел и их незлобивость.

Медопродуктивность семьи определяется по количеству вало­вого сбора меда, который составляется из: 1) меда, отобранного от семьи; 2) кормовых запасов, оставленных для прокорма семьи (в том числе и страховой фонд).

Кормовые запасы, остающиеся в улье, учитывают путем опре­деления занимаемой медом площади, считая, что рамка Дадана-Блатта, целиком заполненная печатным медом, содержит до 4 кг меда. При учете магазинных рамок сначала взвешивают 15-20 за­полненных медом рамок и по ним определяют средний вес полной рамки. Из него вычитают средний вес пустой рамки. Количество отбираемых магазинных рамок от каждой семьи умножают на вес меда в одной рамке. При наличии в магазине частично заполнен­ных медом рамок делают их пересчет на количество полных. Чтобы учесть откачанный мед более точно, взвешивают отобранные из ульев рамки до откачки из них меда и после нее. Разница в весе показывает вес отобранного меда.

Восковитостъ семьи определяется подсчетом количества от­строенных рамок и взвешиванием воска, собранного со строитель­ных рамок. При отстройке гнездовой рамки Дадана-Блатта, наво­щенной целым листом искусственной вощины, пчелы добавляют в среднем около 70 г своего воска, а при отстройке магазинной – около 35 г. Если рамки отстраивают без искусственной вощины, то на их отстройку пчелы выделяют воска вдвое больше. Семьи, в которых обнаружены заразные болезни, не должны использо­ваться как рекордистки даже в том случае, если они дали высокие показатели продуктивности.

Зимостойкость семей с матками-рекордистками учитывают по следующим показателям:

- количеству съеденного за зиму меда (для этого из количества оставленного на зиму меда вычитают количество меда, обнаружен­ного весной);

- количеству подмора (подмор в семьях измеряют стаканом);

- наличию или отсутствию следов поноса.

Из равных по продуктивности семей-рекордисток предпочтение отдают тем семьям, которые имели весной меньше подмора и из­расходовали за зиму меньше меда.

Чтобы точно выявить продуктивность семей на пасеке, ведут производственные записи. По данным этих записей в конце сезона определяют продуктивность каждой семьи на пасеке, в том числе и семей, давших наиболее высокий выход меда, воска, пчел, отводков и т. д. Семьи, получившие в течение сезона пчел или расплод от других семей или новую матку, исключаются из оценки. Семьи, давшие наивысшую продуктивность, берут на учет как рекордисток и используют для получения от них маток и трутней.

Использование маток-рекордисток. Маток-рекордис-ток делят на две группы: от одной группы берут личинок для вывода моло­дых маток-дочерей, другую группу предназначают для вывода трутней.

Во вторую группу семей весной ставят в середину гнезда по одной-две рамки с трутневыми сотами; во всех же остальных семьях на пасеке стараются не допустить вывода трутней, для чего соты с трутневыми ячейками выбраковывают и широко применяют ис­кусственную вощину во весь просвет рамок.

Для вывода маток-дочерей выделяют не одну, а несколько маток-рекордисток. Выведенных от них маток используют для об­разования новых семей и замены старых маток в основных семьях пасеки.

Чтобы испытать потомство нескольких лучших маток-рекордисток, от каждой из них выводят не меньше чем по 20-25 маток и размещают в семьи на пасеке. При этом следует вести точные записи о том, в какую семью и от какой матки-рекордистки посажена матка-дочь. На следующий год пчелы в каждой семье уже являются прямым потомством дочерей испытываемых маток-рекордисток. Продуктивность их сравнивают со средним медос­бором семей на пасеке и с медосбором семей с дочерьми разных маток-рекордисток. Так устанавливают, какая матка-рекордистка дает наиболее продуктивное потомство. И уже потом эту матку и ее потомство используют для вывода новых маток и трутней.

Выявление и отбор лучших маток, и размножение их должна вести каждая пасека непрерывно, из года в год. Каждый такой отбор даст дальнейшее улучшение качества пчел. Надо помнить, что отбор лучших маток на протяжении нескольких лет в пределах только одной пасеки может привести к нежелательному близкород­ственному скрещиванию. Чтобы этого не случилось, нужно время от времени производить обновление крови путем обмена неплодных маток, выведенных от маток-рекордисток, между двумя пасеками, расположенными не ближе 10 км одна от другой.

Техника вывода маток. Чтобы получить хороших, доброка­чественных маток, необходим хотя бы небольшой взяток в при­роде. Если взятка нет и погода неблагоприятна, то пчелы хотя и закладывают немного маточников, но качество выращиваемых маток бывает невысоким. Поэтому начинать вывод маток с весны можно лишь тогда, когда установится теплая погода и в природе появится взяток. Вторым условием, необходимым для вывода маток, является наличие трутней на пасеке. Поэтому весной до появления в семьях печатного трутневого расплода начинать вы­вод маток нельзя.

Многие передовые пчеловоды считают, что наиболее ценные плодовитые матки выводятся в роевую пору, перед главным взятком или же в первой половине главного взятка.

Подготовка семьи-воспитательницы. В выводе маток долж­ны участвовать две семьи: одна (племенная) поставляет молодых пчелиных личинок для маточного воспитания, другая (семья-воспитательница) на этих личинках закладывает маточники и выращивает маток. За сутки перед дачей личинок у семьи-воспитательницы отбирают матку и весь открытый расплод. Тогда у нее не остается никакой возможности вывести матку собственны­ми силами. И если затем в семью-воспитательницу дать молодых личинок от матки-рекордистки, то пчелы закладывают на этих личинках большое количество маточников и обильно снабжают их маточным кормом.

Чтобы семья-воспитательница выкормила большое количество доброкачественных маток, она должна:

- быть достаточно сильной, продуктивной, содержать 7-8 ра­мок с расплодом;

- иметь большое количество пчел-кормилиц;

- совершенно не иметь открытого расплода и, наоборот, иметь в гнезде несколько рамок с печатным расплодом;

- иметь обильные запасы меда (не меньше 5-8 кг) и пергу на двух рамках.

Изъятые рамки с открытым расплодом можно подставить другим семьям на пасеке или использовать (вместе с маткой) для образования новой семьи (см. цв. вкл.).

В период вывода маток в семьях почти никогда не бывает рамок, занятых только печатным расплодом; все такие рамки обычно имеют наряду с печатным и открытый расплод. Оставлять в семье-воспитательнице соты, имеющие хотя бы несколько яче­ек с открытым расплодом, нельзя, так как пчелы в таком случае заложат маточники на оставленных в улье молодых личинках и не станут закладывать их на даваемых им личинках. Изъять все рамки с расплодом тоже нельзя, так как в этом случае в гнезде не будет поддерживаться нужная температура и снизится качество выращиваемых маток. Замечено также, что много маточников закладывают пчелы лишь при наличии в гнезде печатного рас­плода. Поэтому следует заранее позаботиться о том, чтобы ко времени вывода маток в семье-воспитательнице имелось бы две-три рамки исключительно печатного расплода.

Для этого за 10 дней до намеченного срока дачи личинок гнездо семьи-воспитательницы разделяют на две части вставной доской с разделительной решеткой. По одну сторону решетки (где находится матка) ставят 2-3 рамки, по возможности с яичками и самым мо­лодым расплодом, по другую – все остальные рамки с расплодом. Через 10 дней в той части гнезда, куда матка не имела доступа, все ячейки с расплодом будут запечатаны, и их можно без всякого риска оставить в семье-воспитательнице. Позволительно также по­добрать для семьи-воспитательницы рамки с печатным расплодом в других семьях на пасеке.

В тех случаях, когда рамки с печатным расплодом не подго­товлены, из улья отбирают весь расплод, оставляя лишь рамки с кормовыми запасами. Через сутки после постановки личинок в такую семью на маточное воспитание ей возвращают две рамки, содержащие наибольшее количество печатного расплода. Гнездо семьи-воспитательницы необходимо сократить, отгородив двумя вставными досками от свободного пространства по бокам улья и хорошо утеплить с обеих сторон и сверху. Семья-воспитательница через некоторое время после отбора матки и открытого расплода начнет проявлять признаки беспокойства. На другой день ей дают личинок для выращивания маток.

Получение личинок для вывода маток. Качество выведенных маток в большой степени зависит от возраста личинок, взятых на ма­точное воспитание. Из личинок старше 2 дней нельзя получить доброкачественных маток. Поэтому личинки надо брать в возрасте только 1-2 дней. Определить возраст личинки можно по следующим признакам. Только что выклюнувшаяся из яйца личинка имеет слегка выгнутую форму. Ее, плавающую на капельке молочка, трудно различить, так как она едва достигает 1,5 мм в длину. Спу­стя 12 часов личинка становится несколько длиннее, а ко второму дню своей жизни делается толще и изгибается в виде полумесяца. Через 36 часов она достигает немного больше 2 мм в длину и чуть менее 1 мм в поперечнике.

Определение возраста личинки визуальным путем требует из­вестного навыка. При таком определении возможны ошибки, так как размеры личинок даже одного возраста не всегда одинаковы: личинки, находящиеся по краям или внизу сота, в местах, менее обогреваемых, иногда могут отставать в росте от личинок, располо­женных в центре сота.

Чтобы получить личинок нужного возраста, в середину гнезда семьи-рекордистки ставят рамку с хорошо отстроенным светлым сотом. Пчеловод должен проследить время начала кладки яиц на этом соте. Через 5 дней самым старшим личинкам в этом соте бу­дет 2 дня, и все личинки будут пригодны для вывода маток. При выводе большого количества маток, когда нужно получить много личинок точно определенного возраста, применяют так называе­мый изолятор.

Изолятор – это ящик, вмещающий одну рамку, две стен­ки которого имеют разделительную (ганемановскую) решетку. В изолятор опускают хорошо отстроенную рамку светлой суши с пчелиными ячейками. В него же переносят и матку той семьи, от которой хотят получить засев. Сверху изолятор закрывают двумя деревянными планками. Подготовленный таким образом изо­лятор ставят в середину гнезда этой же семьи и оставляют там на 3 суток. Матка, лишенная возможности уйти из изолятора, за этот срок засевает сот яичками. По истечении 3 суток изолятор выни­мают из улья, матку выпускают на рамки гнезда, а сот с яичками вновь ставят в семью еще на 2 суток (без изолятора). Через 2 дня в соте этой рамки будет много молодых личинок, самой старшей из которых будет не больше 2 дней. Когда требуется немного личи­нок, то вместо 3 суток сот можно продержать в изоляторе только 2 суток. После этого сот вынимают из изолятора и ставят в гнездо семьи еще на 3 суток.

Если при выводе маток используют личинок только с одной стороны сота, то, чтобы не тратить непроизводительно время матки на засев такого сота с двух сторон, а также не уничтожать лишних личинок, одну сторону сота прикрывают фанерной дощечкой или же сот ставят вплотную к одной стороне изолятора, оставляя матке для засева только вторую сторону сота.

Подготовка личинок для вывода маток. Когда рамка с молоды­ми личинками подготовлена, ее (без пчел) переносят в помещение при температуре не ниже 20°, но и не выше 30°. При чрезмерной жаре, и особенно при сухом воздухе, быстро высыхает личиночный корм, отчего личинки гибнут. В очень сухом и жарком помещении для увлажнения воздуха необходимо пол обливать водой и раз­вешивать в нескольких местах полотнища, смоченные водой. Сот с личинками не должен оставаться вне улья более часа. Нужно учитывать, что личинки нуждаются в постоянном уходе за ними пчел-кормилиц, и долгое пребывание их вне гнезда может повести к гибели личинок.

 
 

Рис. 34. Нарезка полосок сотов  

С рамкой, в которой содержатся личинки для вывода маток, нужно обращаться осторожно: находящихся на ней пчел удалять щеткой или гусиным крылом, но отнюдь не стряхиванием, так как ударами и толчками можно повредить личинки. Полученных личинок можно подготовить для дачи в семью-воспитательницу двумя способами:

Личинок дают в семьи на маточное воспитание в тех же ячей­ках, в которых они находятся. При этом способе сот разрезают на кусочки с одной личинкой в ячейке, которую пчелы переделывают в маточник. Этот способ как наиболее простой и доступный пчело­водам можно применять на личных и фермерских пасеках.

Личинок сначала переносят из ячеек в специально изготов­ленные из воска искусственные мисочки и в них же подставляют в семью-воспитательницу. Этот способ применяется, главным об­разом, в специальных матковыводных питомниках, где выводят одновременно большие партии маток; основное его преимущество заключается в том, что при его при­менении используются для вывода маток почти все личинки, тогда как при первом способе до 75% личинок приходится уничтожать.

Вывод маток без переноса ли­чинок. Некоторые пчеловоды про­сто подрезают часть сота в таком месте, где много личинок одного- и двухдневного возраста. После этого в крайних подрезанных ячейках из каждых трех личинок две уничто­жают, а затем рамку с сотом ставят в семью-воспитательницу. Пчелы заложат маточники на вставленных личинках. Этот способ довольно широко применяется в тех случаях, когда требуется немного маток.

Более удобный способ вывода маток – на патронах или клиныш­ках. При этом способе вынутую из улья рамку с личинками кладут на стол плашмя той стороной кверху, где больше подходящих личинок. Острым и тонким, слегка подогретым ножом отрезают от нее полоски сота вдоль рамки. Каждая отрезанная полоска сота посредине должна иметь нетронутый ряд ячеек, а по бокам с одной и другой стороны, где проходит нож, только половинки ячеек. При нарезке полос нужно учитывать, что в нижней части сота часто бывают личинки худшего качества (внизу меньше тепла), и иногда там находятся не личинки, а яйца. Поэтому иной раз приходится несколько рядов нижних ячеек просто обрезать и вырезать полоски для использования личинок с расположенных выше рядов ячеек. В нарезанных полосках сотов (с одной стороны) срезают ножом половину стенок ячеек. Полученные полоски разрезают затем на отдельные кусочки с таким расчетом, чтобы каждый кусочек сота имел одну ячейку с нетронутой личинкой. Затем круглой палоч­кой (5 мм в диаметре) несколько расширяют верхние края ячеек с оставленными личинками, не дотрагиваясь до них.

Приготовленные кусочки сотов с личинками опускают обратной стороной в расплавленный воск и укрепляют на патронах или же на клинышках. Так как при большом погружении в воск кусочков сота можно обжечь личинку, необходимо погружать в растопленный воск патрон или клинышек, а затем к нему приклеивать ячейку с личинкой, не обмакивая ее в воск.

 
 

Рис. 35. Рамка с патронами

Патроны – это деревянные брусочки, выпиленные из гладко остроганных длинных реек. Они имеют скошенные по длине сторо­ны. Толщина патрона 5 мм, ширина в верхней части 10 мм и в нижней 20-22 мм. Кусочки сотов с личинка­ми наклеивают на патроны в центре более узкой плоскости патрона. Раз­мещают патроны в особой маточной рамке (прививочной). Это обычная рамка Дадана-Блатта, внутри ко­торой прибивают долевые планки. Планки прибиваются в рамке только одним гвоздиком с каждой стороны, благодаря чему их можно вращать. В планках делают 12-14 вы­резов со скошенными сторонами глубиною 2-3 мм, в которые свободно могут входить патроны. Вставленные в планку патроны на 2-3 мм выступают наружу; они легко выдвигаются из планки и вновь задвигаются в нее. Можно не делать вырезов в планках, а приклеивать к ним патроны, опуская их одной стороной в рас­плавленный воск.

Рис. 36. Перемещение маточника в клеточку

Многие пчеловоды с большим успехом применяют способ выво­да маток на клинышках. Клинышки имеют форму удлиненных тре­угольников, две стороны которых равны 35 мм, а третья – 15 мм. Делают их из спичечных коробок или же из очень тонких дощечек. Кусочки сота с личинками приклеивают к клинышку недалеко от края основания треугольника. Клинышки с личинками укрепляют на обычной рамке с сушью, лучше с запасом меда в верхней части, но без перги. Их рядами втыкают острым концом в средостение сота с обеих сторон его. На каждой стороне сота размещают три-четыре ряда, а в каждом ряду 12-15 клинышков.

Рамку с патронами или клинышками ставят в середину гнезда семьи-воспитательницы между двумя рамками с печатным рас­плодом. Количество личинок, которое следует дать одной семье-воспитательнице на маточное вскармливание, зависит от породы пчел. Много маточников, до сотни и больше, закладывают кавказ­ские пчелы. Пчелы средней полосы России и более северных районов воспитывают маток в значительно меньших количествах – 2-4 де­сятка, редко больше. Поэтому в средней и северной полосах следует давать семье-воспитательнице для вывода маток 40-50 личинок. Для южных пчел эту норму можно повысить до 60-80.

Следует помнить, что не все принятые на воспи­тание маточники могут быть использованы. Часть их будет выбракована по разным причинам, часть маток затеряется при полетах для спаривания и т. д. Принято считать, что маточников должно быть получено примерно вдвое больше, чем требуется плодных маток. Если окажется, что большинство личинок приняты пчелами и семья-воспитательница Помещение перегружена, следует уничтожить (выбраковать) маточника часть личинок. При наличии на пасеке нескольких в клеточку семей-воспитательниц маточники можно перераспределить, оставив в каждой семье равное их количество или со­всем отобрать маточники у части семей и передать другим семьям. Лучше уменьшить количество заложенных маточников (при первом осмотре семей), чем восполнять их недостаток дополнительной по­становкой новой партии личинок.

Рис. 37. Рамка-питомник

Уход за семьей-воспитатель-ницей. После постановки личинок для вывода маток в семью-воспитательницу ее гнездо как можно лучше утепляют с боков и сверху. Через сутки выясняют, как много личинок принято на маточное вскармливание. Ячейки принятых личинок пчелы сразу же переделы­вают в маточники и дают личинкам обильный корм. Если в период вы­кармливания маточных личинок из­менится погода и прекратится взяток в природе, то семьи-воспитательницы надо подкармливать медом или са­харным сиропом до запечатывания маточников. Лучшие результаты дает подкормка семей-воспитательниц смесью меда и чистой перги, извлеченной из ячеек. На 100 г меда берут 50 г перги, тщательно растирают и намазывают на пустые соты. Может случиться так, что сразу же после постановки личинок в семью-воспитательницу наступит резкое похолодание, вследствие чего в семью будет при­нято небольшое количество личинок.

В таких случаях можно в семью-воспитательницу дать до­полнительную партию подготовленных личинок, не вынимая из нее принятых ранее личинок. Вторично осматривают семью-воспитательницу уже после запечатывания всех маточников.

Зрелые маточники (за 1-2 дня до выхода маток) отбирают от семьи-воспитательницы и помещают в маточные клеточки, так как иначе первая вышедшая матка уничтожит с помощью пчел всех остальных маток, находящихся еще в маточниках.

Для питания маток в клеточки помещают корм. Лучше всего изготовить специальный корм-канди. Жидкий мед дают вместе с небольшим кусочком сота и так, чтобы матка не могла в нем изма­заться (матки, сильно запачканные медом, погибают). Одновремен­но выбраковывают все плохо отстроенные маточники: маленькие, кривые, сильно удлиненные, очень тонкие и т. п. Нет надобности их оставлять, из них все равно выйдут недоразвитые, порочные матки.

Накануне вылупления матки, а иногда за два дня до этого, пчелы удаляют слой воска с конца маточника, оголяя его до самого кокона и облегчая таким образом выход матки из маточника.

Клеточки с маточниками помещают в рамки-питом-ники и воз­вращают обратно в семью-воспитательницу, в которой и оставляют до выхода маток из маточников. Если на пасеке имеется необходи­мость в дальнейшем получении маток, то семью-воспитательницу можно использовать для вывода новой партии маток. При этом новую партию подготовленных личинок дают такой семье не раньше 3-6 часов после того, как отнимут у нее все маточники. Одновременно с постановкой личинок в семью-воспитательницу надо обязательно прибавить не менее двух заранее приготовлен­ных рамок со зрелым печатным расплодом от других семей. С прекращением вывода маток в семью-воспитательницу под­саживают плодную матку или оставляют один, а еще лучше два печатных маточника или же одну из молодых маток. При заметном ослаблении семьи ее подсиливают зрелым печатным расплодом от здоровых семей.

Вывод маток с переносом личинок. Для этой цели с по­мощью деревянного шаблона предварительно изготовляют искусственные мисочки для маточных личинок. Сначала делают деревянные палочки из мелкослойного дерева (яблони, груши, клена и т. п.) длиной 100 мм и толщиной (в попереч­нике) 8-10 мм. Концы палочек закругляют и хорошо шлифуют. Затем три-пять палочек вставляют наподобие грабельных зубьев в деревянный брусок. Концы этих зубьев должны находиться на одной линии, иначе мисочки будут иметь равную высоту стенок. Концы палочек шаблона сначала по­гружают в холодную воду, потом стряхивают (чтобы на концах не осталось капель воды) и окунают в растопленный (слегка остывший) воск на глубину в 6-8 мм.

Когда воск на палочках застынет, шаблон вновь погружают в воск, но уже на меньшую глубину – 5-7 мм. Погружение повто­ряют два-три раза, уменьшая глубину погружения. После этого шаблон опускают в холодную воду, чтобы воск совершенно остыл. Полученные на концах шаблона мисочки снимают и складывают в коробку, а шаблон вновь погружают в воду и затем в воск. Для уско­рения работы можно пользоваться двумя шаблонами поочередно.

Приготовленные мисочки укрепляют на патронах или на клинышках. Для этого каждую мисочку осторожно обмакивают выпуклым концом в растопленный воск и быстро прикладывают к патрону или клинышку. Перенесение нежных личинок из пче­линых ячеек в мисочки требует некоторого навыка. Личинки не должны оказаться поврежденными, так как измятых личинок пчелы не примут на воспитание и выбросят из мисочек.

Переносят личинок шпателем, то есть металлической прово­лочкой, один конец которой сплюснут и сужен, чтобы удобно было подхватывать личинку снизу. Шпатель можно также сделать из гусиного пера, придав ему вид зубочистки. Для того, чтобы личи­нок хорошо видеть и удобнее было извлекать их шпателем, надо острым и слегка подогретым ножом срезать стенки ячеек с сота. Заостренный конец шпателя опускают в ячейку, погружают в молочко и подводят под личинку из-под спинки. Личинку захва­тывают вместе с частью корма и приподнимают таким образом, чтобы середина личинки лежала на шпателе, а концы ее с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...