Этапы поиска, подбора и отбора персонала на основе компетенций
Процесс поиска, подбора и отбора персонала в компании на основе компетенций состоит из нескольких этапов. Этап первый — предварительный Руководитель подразделения, в которое требуется новый сотрудник, подает в департамент по работе с персоналом заявку на подбор. В заявке фиксируется информация о вакантной позиции: название должности и структурного подразделения; уровень подчиненности должности; требования к соискателю (образование, опыт работы, знание иностранных языков, уровень владения ПК); характеристика места работы и условий труда. Менеджер по подбору знакомится с должностной инструкцией будущего сотрудника, обсуждает с руководителем перечень компетенций, необходимых на данной должности, а также возможные пути поиска и привлечения кандидатов. Этап второй — привлечение и первичный отбор кандидатов Здесь объединены несколько операций: составление и размещение объявления об открытии вакансии; рассмотрение резюме откликнувшихся кандидатов; проведение предварительной телефонной беседы с целью первичного отбора кандидатов. Это очень важный этап, поскольку из нескольких десятков присланных резюме необходимо отобрать те, которые максимально соответствуют требованиям к должности: образование (квалификационный уровень), опыт работы. Во время проведения телефонного интервью менеджер по работе с персоналом уточняет мотив поиска работы и дополнительные требования к должности (например, знание специализированных программ, иностранных языков). «Заочно» можно оценить наличие у кандидата также таких качеств, как коммуникабельность, навыки делового общения, умение убеждать, владение техникой ведения телефонных переговоров.
Этап третий — интервью по компетенциям До прохождения собеседования с менеджером по подбору персонала все кандидаты заполняют внутреннюю анкету и при необходимости проходят тестирование своего профессионального уровня. Совместно с руководителями и ведущими специалистами подразделений необходимо разработать тесты для ряда должностей. Тестовые задания подобраны на основе квалификационных требований к должностям именно рассматриваемой организации. Таким образом, в компании разработаны и применяются тесты для проверки уровня знаний: бухгалтера, экономиста, внутреннего аудитора, юриста, специалиста информационных технологий, маркетолога и многих других. Пример. ТЕСТ для кандидатов на вакансию «Экономист» Ф.И.О. кандидата ________________________________________________ Количество правильных ответов ______, % правильных ответов __________ Внимательно прочитайте каждый вопрос. Выберите ответ, который Вы считаете наиболее верным. Отметьте, пожалуйста, в таблице только один ответ. 1Управленческий анализ ориентируется на: А дирекцию, бухгалтерию, плановый отдел предприятия Б акционеров и инвесторов предприятия В поставщиков предприятия Г различные государственные службы 2 Большое количество показателей финансовых результатов деятельности предприятия: А создает методические трудности для их системного рассмотрения Б упрощает выбор пользователя в получении нужной информации В ускоряет получение всеохватывающей информации Г содействует стандартизации учетных данных 3Администрацию предприятия в первую очередь интересует: А отдача (доходность) всех производственных активов Б отдача на инвестируемый капитал В доходность акций Г доходность оборотных средств 4Основными признаками платежеспособности предприятия являются: А уменьшение суммы просроченной кредиторской задолженности
Б увеличение итогов раздела V пассива баланса В увеличение итогов раздела II актива баланса Г наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете предприятия 5Сводная таблица, в которой дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования: А позволяет выявить просроченную задолженность Б не позволяет провести инвентаризацию состояния расчетов с дебиторами В не дает четкой картины состояния расчетов с покупателями 6Разность текущих активов и краткосрочных обязательств представляет собой: А заемный капитал Б кредиторская задолженность В дебиторская задолженность Г собственный оборотный капитал 7Бухгалтерская отчетность — это: А «конечный продукт» труда бухгалтеров Б преимущественно констатация фактов В информационная основа последующих аналитических расчетов Г выдача зарплаты и покупка оборудования 8Бухгалтерский баланс — это: А форма № 2 бухгалтерской отчетности Б пакет документов учетных, статистических, отчетных В структурная таблица отчетности хозяйственных средств и их источников Г форма № 4 бухгалтерской отчетности 9Валюта баланса — это сумма: А хозяйственных средств по предприятию Б средств в валюте, отражаемых в балансе В средств в валюте в кассе предприятия Г имущества предприятия в валюте 10Деятельность предприятия оценивается следующим обобщающим показателем: А фондоотдача Б прибыль В доход Г выручка от реализации 11Анализ рентабельности предприятия проводится путем расчета: А отношения чистой прибыли к затратам предприятия Б абсолютного отклонения рентабельности за отчетный период по сравнению с плановым В прибыли от реализации продукции, себестоимости продукции готношения валовой прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств 12Экономия или перерасход по себестоимости продукции зависят от: А объема реализованной продукции Б цены за единицу выпускаемой продукции В объема выпуска продукции Г от остатков готовой продукции на складе 13Ускорение оборачиваемости средств ведет к: А уменьшению числа оборотов капитала в течение отчетного периода Б повышению прибыльности предприятия В уменьшению продолжительности оборота активов
Г уменьшению общей выручки от реализации 14От технического уровня производства в большей степени зависят экономические показатели: А фонд заработной платы Б производительность труда В численность работников Г выполнение договорных обязательств 15Прямые затраты — это: А затраты на содержание основных средств Б коммерческие расходы В имплицитные издержки Г зарплата производственных рабочих 16 Постоянные расходы — это: А сырье и материалы Б дополнительная зарплата рабочих В затраты на электроэнергию Г зарплата административно-хозяйственного аппарата 17Сигнальным показатель, который отражает общее финансовое состояние предприятия, является: А платежеспособность Б ликвидность В величина акционерного капитала Г объем кредитов 18Степень прибыльности предприятия связывают с: А ликвидностью Б платежеспособностью В надежностью Г рентабельностью 19Деловая активность предприятия проявляется прежде всего в: А переоценке основных средств и других фондов Б повышении коэффициента заемного капитала к собственному капиталу В скорости оборота его средств Г наличии убытков 20Маржинальный анализ позволяет определить оптимальное соотношение между: А себестоимостью и прибылью Б переменными и постоянными затратами В переменными затратами, ценой и объемом реализации Г фондом оплаты труда и численностью рабочих
Ключ к тесту
Интерпретация полученных результатов: Более 80% правильных ответов — кандидат обладает достаточным объемом знаний по специальности. 50–80% правильных ответов — кандидат, скорее всего, является «узким специалистом»; ему требуется дополнительное обучение. Менее 50% правильных ответов — кандидату недостает требуемых знаний; следует провести дополнительное тестирование.
Успешно справившиеся с тестами кандидаты, приглашаются для прохождения интервью по компетенциям.
Пример Интервью по компетенциям на должность менеджера по продажам (оптовая торговля) (фрагмент)
Для определения уровня развития компетенций у кандидатов менеджеры департамента по работе с персоналом разрабатывают серию вопросов и ситуационных кейсов, которые были взяты из реальной жизни, из практического опыта сотрудников компании. Все эти вопросы и кейсы проходят пробное «тестирование» внутри компании и утвержддаются для использования при проведении интервью. Это позволяет уже на первом собеседовании «примерить» личные качества, модели поведения и опыт кандидата к компетенциям конкретной должности в нашей компании. Интервью по компетенциям — это ряд вопросов, предназначенных для получения информации о кандидате по конкретным критериям, связанным с содержанием работы. Таким образом, интервью по компетенциям позволяет выяснить, сформированы ли у человека требуемые компетенции. Случается, что кандидат претендует на одну должность, а получает в итоге предложение занять другую, более подходящую ему по компетенциям. Собеседование по компетенциям позволяет более точно выявить соответствие кандидата той или иной должности, а «сомневающимся» помочь определиться со своей дальнейшей профессиональной реализацией.
После завершения интервью менеджер по персоналу оценивает уровень развития необходимых компетенций, используя специально разработанную форму (пример 3) и шкалу оценок (пример 4). По результатам комплексной оценки кандидата менеджер по подбору принимает решение о направлении его на интервью с руководителем подразделения. Пример 3 Форма оценки уровня компетенций и профессионально-технических знаний менеджера по продажам (оптовая торговля)
Бланк заполняет руководитель. Пожалуйста, внимательно изучите предложенный перечень профессиональных и личностных качеств, а также шкалу оценки (прилагается к форме). Используя перечень, постарайтесь максимально объективно оценить кандидата.
Ф.И.О. кандидата ______________________________ Подразделение _______________________________ Вакансия _____________________ Дата «____»___________ 20___ год
Шкала оценки компетенций: прилагается к форме оценки №Основные компетенции Оценка Комментарии Менеджерские/ управленческие качества 1Умение управлять (людьми/ процессами) 2Умение и стремление обучать Индивидуальные качества 3Высокая обучаемость 4Стрессоустойчивость 5Коммуникабельность 6Умение работать в команде 7Нацеленность на результат 8Коммерческое мышление 9Системное мышление Качество обслуживания клиентов 10Клиентоориентированность 11Оперативность 12Развитие партнеров/клиентов Отношение к работе 13Лояльность 14Ответственность 15Инициативность 16Стремление к саморазвитию Профессионально-технические знания 17Технические знания и навыки 18Знание ПК 19Знание техник продаж Подпись и Ф.И.О. руководителя _________/___________________/
Пример 4 Шкала оценки компетенций менеджера департамента продаж (прилагается к форме оценки) (фрагмент)
Этап четвертый — момент принятия решения Этот этап наступает после успешного завершения тестирования, оценочных процедур и интервью. Менеджер департамента по работе с персоналом совместно с руководителем структурного подразделения, куда требуется сотрудник, еще раз анализируют результаты интервью всех кандидатов, обсуждают их сильные и слабые стороны, оценивают потенциал каждого. Далее руководитель подразделения принимает решение, кого из кандидатов пригласить на вакантную должность в компанию. Менеджер по подбору персонала собирает рекомендации с предыдущих мест работы отобранного кандидата. После проведения всех формальных процедур и заполнения необходимых документов, кандидат оформляется на работу. С этого момента он становится сотрудником компании. Этап пятый — заключительный: прохождение новичком испытательного срока Успешное прохождение новичком испытательного срока завершает процесс подбора сотрудника на вакантную должность. После окончания испытательного срока каждый новый сотрудник проходит аттестацию по компетенциям, в ходе которой проверяется уровень развития требуемых компетенций и профессионально-технических знаний. При необходимости после прохождения аттестации для сотрудника составляется план индивидуального профессионального развития сроком на три-шесть месяцев. Главная задача — сформировать у него требуемые компетенции, знания и навыки на должном уровне в наиболее короткие сроки (в зависимости от должности). В конце установленного периода работник проходит повторную аттестацию. С введением единой системы управления персоналом в компании и для подбора, и для аттестации используется одна и та же форму оценки, с помощью которой оценивается уровень развития компетенций у всех: и кандидатов, и новичков, и давно работающих сотрудников. Разработанные компетенции в компании помогают менеджеру по персоналу отобрать квалифицированных специалистов, которые, успешно пройдя период адаптации, легко вольются в коллектив компании.
Информация к размышлению. 25 самых популярных вопросов на интервью по компетенциям. Арлин С. Хирш, консультант по карьерному росту, автор книг о секретах успешной карьеры, в книге "101 проверенный рецепт для организации и планирования вашей карьеры" приводит список наиболее вероятных вопросов. Расскажите мне о том, как вы: 1. Эффективно выполнили работу под прессингом. 2. Разрешили конфликтную ситуацию с сотрудником. 3. Использовали свои творческие способности для решения проблемы. 4. Пропустили очевидное решение проблемы. 5. Убедили членов команды работать по вашей схеме. 6. Не смогли вовремя завершить проект. 7. Сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы. 8. Отчитались о хорошо сделанной работе. 9. Должны были принять ответственное решение при нехватке информации. 10. Были вынуждены принять непопулярное решение. 11. Должны были приспособиться к сложной обстановке. 12. Согласились с мнением, которое отличалось от вашей точки зрения. 13. Чувствовали неудовлетворение от собственного поведения. 14. Использовали свои личностные качества для достижения цели. 15. Общались с разгневанным клиентом. 16. Представили успешное решение или проект. 17. Преодолели сложное препятствие. 18. Переоценили или недооценили важность чего-либо. 19. Устанавливали порядок срочности в работе над комплексным проектом. 20. Выиграли или потеряли важный контракт. 21. Были вынуждены уволить кого-либо по веским основаниям. 22. Выбрали неправильное решение. 23. Ошиблись в выборе кандидатуры при приеме на работу. 24. Отвергли хорошую работу. 25. Были отстранены от работы. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие существуют источники и проблемы найма персонала; 2. Раскройте значение деловой оценки при отборе персонала; 3. Охарактеризуйте процесс организации отбора претендентов на вакантную должность; 4. Раскройте сущность подбора и расстановки персонала; 5. Раскройте сущность интервью – гайд по компетенциям - список специальных вопросов для оценки компетенций и поведенческих индикаторов к ним; 6. Каково применение тестов знаний и кейсов при отборе кандидатов на вакантную должность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|