Система взаимоотношений и совместимость
Еще одним фактором, влияющим на социально-психологический климат группы, выступают межличностные отношения. Эмоционально-межличностные взаимоотношения типа симпатий и антипатий, привлекательности и непривлекательности и ряд других, внешних по отношению к содержанию деятельности, форм взаимоотношений и взаимодействий в группе, по-разному влияют на эффективность работы, самочувствие в коллективе, в зависимости от уровня социально-психологического развития группы как коллектива. При сравнительно простых задачах, привычных для участников и не требующих значительных совместных усилий, не порождающих повышенную напряженность труда, личные взаимоотношения обычно мало сказываются на успешности совместной работы. При сложных и непривычных задачах, требующих значительных совместных усилий, лучше, как правило, работают более развитые в социально-психологическом отношении группы и коллективы с развитой структурой дружеских межличностных отношений. Эмоции одного члена группы определённым образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий. Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения, которые выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата. К субъективным условиям формирования социально-психологического климата относятся степень морально-политической зрелости членов коллектива, их профессиональная компетентность, опыт работы, способности, особенности характера. «Адаптация личности в коллективе обусловливает его устойчивость и стабильность, повышает его сплочённость, что способствует улучшению морально-психологического климата, нормальному функционированию и развитию коллектива». Люди, входящие в группу, находятся под влиянием коллективной психологии. При этом одни из них слепо следуют ей, другие сознательно разделяют общие установки, решения и действия. Воздействие конкретной личности на коллективную психологию, на социально-психологический климат составляет один из важнейших аспектов проблемы отношений личности и коллектива.
Трудоспособность совместно работающих людей и производительность их труда зависят от: ) психологического климата на производстве, т.е. взаимоотношений, согласованности, сотрудничества, взаимопомощи и общего настроения; ) внешней среды на производстве, материальных условий и обстановки работы; ) режима труда, т.е. продолжительности, интенсивности, ритмичности и чередования труда и отдыха. Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового и учебного коллектива, которые определяют его основное настроение. Формированием нужного психологического климата занимается не только психология труда, но и учение социальной психологии о группах и коллективах. Психологический климат во многом зависит также от совместимости членов коллектива. Психологический климат, сложившийся в коллективе, оказывает влияние на фоновый уровень конфликтности в нём, на то, как люди переживают напряжённые стрессовые ситуации. Взаимоотношения участников малой группы имеют преимущественно эмоциональный характер и подчиняются закономерностям психологической совместимости и конфликтности. В создании положительного психологического климата большое значение имеет также общественное настроение. Ведущим фактором, вызывающим настроения, выступают межличностные отношения в данной группе. Сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения. Через взаимоотношения человек осознаёт свою общественную ценность. Переживание взаимоотношений отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у неё доминирует в результате длительного пребывания в данной группе. Психологический климат существенно характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.
Кроме общих явлений, связанных с психологическим климатом, группу интегрально описывает то влияние, которое она, как целое, оказывает на индивида. С его стороны это влияние, прежде всего, выступает в форме эмоционального и морального настроя (самочувствия, настроения и т.п.). Социально-психологический климат показывает целостно условия жизни и деятельности, самочувствие её членов, которое отражается на сплочённости, устойчивости и успешности деятельности группы. Положительные морально-психологические отношения между членами группы являются основой здорового, оптимистического климата, полно выражающегося в энтузиазме. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве социально-психологического климата в коллективе. Самооценка, самочувствие и настроение - это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Особенности личности могут определённым образом влиять на климат коллектива. Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том числе на социально-психологический климат. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. Отрицательное влияние на самочувствие людей и коллектива в целом оказывают лица невоспитанные, с низкой культурой поведения. Нередко такие люди склонны к эгоизму, карьеризму, они завистливы, недоброжелательны, в обращении бестактны, грубы. Общение с подобными людьми портит настроение.
На самочувствие людей и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей. Воздействие членов коллектива друг на друга осуществляется различными способами: путём передачи информации, которая может выступать в форме сообщения о событиях, человек может влиять на окружающих силой убеждения и, наконец, внушения, а также личным примером. Тот или иной эмоциональный акцент в сообщении оказывает влияние на воспринимающего информацию, что в конечном итоге отражается на эмоциональном состоянии коллектива или более узкого круга людей. Она волнует их, и это состояние взволнованности быстро передаётся от одного человека к другому, оказывая влияние на общее состояние климата в коллективе. Основным способом воздействия на человека является убеждение - целенаправленное психолого-педагогическое воздействие личности на коллектив или отдельных его членов. Убеждение существенно сказывается не только на взглядах убеждаемого, но и на его самочувствии, настроении. Даже при самых неблагоприятных условиях, трудностях в жизни коллектива можно убеждением вызвать оптимистическое состояние, показав, что трудности имеют временный характер, что их можно и нужно преодолеть, самим подготавливая завтрашние радости. Человек воздействует на другого человека или группу лиц не только своим поведением и деятельностью, но и речью, её содержанием и вокальной её стороной, сопровождая её жестами и т.д. Руководитель с целью успешного влияния на коллектив, в частности на его психологический климат, должен овладеть техникой вокализации речи. Большой ум, находчивость, изобретательность человека в сочетании с коллективизмом способствуют повышению производительности труда в коллективе, оптимизации решений производственных вопросов, что благоприятно сказывается и на общем психическом состоянии членов коллектива.
Однако насмешливый, иронический тон резко отрицательно действует на самочувствие людей. Постоянные колебания, нерешительность и неуверенность в себе могут вызвать у людей возмущение и негодование, что косвенно сказывается на самочувствии всего коллектива. Положительное воздействие на коллектив оказывает личность, обладающая сильной волей, решительная и мужественная, которая является официальным или неофициальным лидером коллектива. Волевой человек, создавая настроение уверенности и боевитости, может вести за собой массы, влиять на них. Однако если такой человек имеет эгоистические наклонности, то он эмоционально подавляет других, сковывает их инициативу, свободу их мыслей и волеизъявления. В отражении эмоциональных состояний люди проявляют различную чувствительность или способность к эмпатии. В дружном коллективе, отличающемся общностью интересов, высокой моральной культурой его членов, эмоциональное состояние одного быстро захватывает всех. Итак, вокальная сторона речи и выразительность эмоций оказывают огромное влияние на настроение коллектива, а тем самым и на социально-психологический климат в нём, т.к. настроение не только отражает установившийся климат, но и воздействует на него. Люди эмоциональные, оптимистично настроенные благотворно влияют на окружающих, способствуя установлению, как говорил А.С. Макаренко, мажорного климата в коллективе. Особенно ценны для климата в коллективе такие черты характера личности, как жизнерадостность, весёлый нрав, оптимизм, т.е. умение видеть хорошее и стремление к достижению положительных результатов; уравновешенность и самообладание, способствующие предотвращению конфликтных отношений с товарищами по работе. Эти черты являются важным фактором формирования положительного социально-психологического климата коллектива. Сказываются на общении, самочувствии людей и их темпераменты. Холерик, как правило, - колоритная личность, могущая увлечь людей, вызвать душевный подъём или, наоборот, при взрыве гнева породить состояние угнетённости, подавленности у членов коллектива и т.п. Несколько иначе влияет на настроение коллектива сангвиник. Как правило, сангвиники отличаются живостью, весёлым нравом, большой общительностью - эти черты положительно сказываются на самочувствии людей. Одним своим присутствием он вызывает потепление психологического климата. Флегматик редко бывает возмутителем климата в коллективе. Своим отношением к людям и поведением он создаёт атмосферу спокойствия и стабильности. Меланхолик - представитель слабого типа нервной деятельности.
Ни отрицательного, ни положительного влияния в целом на климат коллектива, как правило, не оказывает, чаще всего стремится быть в тени. На разных этапах развития трудового коллектива наблюдается динамика модальности эмоциональности отношений. На первом этапе становления коллектива эмоциональный фактор играет главную роль (идёт интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных взаимоотношений). На этапе же коллективообразования всё большее значение приобретают когнитивные процессы, и каждая личность выступает не только как объект эмоционального общения, но и как носитель определённых личностных качеств, социальных норм и установок. Среди факторов, влияющих на социально-психологический климат трудового коллектива, выделяют такой социально-психологический феномен, как «климатическое возмущение». «Климатическое возмущение» возникает в результате изменения условий жизнедеятельности коллектива или условий взаимодействия людей и сказывается на самочувствии коллектива в целом или отдельных его представителей. Содержание, форма, длительность, эмоциональный тон «климатических возмущений» служат характеристиками его социально-психологического климата, уровня морального развития членов коллектива, уровня стрессоустойчивости людей в совместной трудовой деятельности. Особенности личности, несомненно, влияют на климат коллектива, но и социально-психологический климат, в свою очередь, также воздействует на личность. От установившегося социально-психологического климата в коллективе зависят самочувствие личности, её работоспособность и жизнеспособность. Индивид, оказавшийся в группе людей, охваченных радостным возбуждением, невольно заражается им, даже если до этого испытывал состояние грусти. И наоборот, будучи в радостном настроении и попадая в среду людей, испытывающих горе или скуку, он начинает испытывать те же самые чувства. Социально-психологический климат воздействует на личность посредством установившихся в коллективе норм отношений между людьми. Там, где господствуют отношения сотрудничества и взаимопомощи, уважения друг друга, человек испытывает удовлетворённость трудом, радость при встрече с коллегами по работе, удовольствие от совместного труда. И наоборот, в коллективе, где господствуют формальные, равнодушные, а тем более неприязненные отношения, личность испытывает эмоциональную ущербность - отчуждённость или тоску по теплоте человеческих взаимоотношений и даже стрессовое состояние, если имеют место скрытые или явные конфликты. При таком социально-психологическом климате личность теряет интерес к коллективу, что невольно снижает её общественно-трудовую активность. Социально-психологический климат складывается в процессе межличностных отношений в коллективе и действует на каждую личность через эти отношения. Вот почему уважительное отношение всего коллектива и руководителя к личности является основным проявлением позитивного социально-психологического климата коллектива. Каждый человек испытывает потребность в общественном признании своей личности, в уважительном отношении к себе. Искусство создавать позитивный психологический климат в коллективе состоит в умении проявлять в отношениях к человеку требовательность и уважение. Там, где это есть, устанавливается положительный климат, идёт дружная, продуктивная работа. Воздействия партнёра по общению отражаются в сознании человека. Отражение влияний происходит в различной форме. Подражание раскрывает процесс непосредственного заимствования личностью мыслей, эмоций или в целом образа жизни других людей. Подражательная деятельность индивидов неодинакова. Некоторые люди непосредственно отражают эмоциональное состояние другого. Они отличаются способностью к сопереживанию. Взрослые люди анализируют поступки, поведение окружающих людей, определяют их социальную и личную ценность и значимость. Сознательное усвоение не ограничивается идеями, понятиями, определяющими поведение индивида, оно предполагает восприятие и эмоциональных состояний других людей. При этом личность не автоматически уподобляется эмоциональному состоянию, как при подражании, а разделяет с другими членами коллектива настроение как осознанный акт социального действия. Поэтому управлять настроением, климатом коллектива можно посредством формирования общественного мнения. Многие физиологи и психологи за рубежом исследовали возможности адекватного восприятия эмоциональных состояний по выразительным движениям (мимике и пантомимике). В большинстве случаев люди безошибочно определяют характер переживания человека, поскольку мимика воспринимается в конкретной социальной ситуации, которая помогает понять состояние человека. Мимика часто воспринимается на фоне речи и её эмоциональной выразительности в виде интонации. Ещё одним важным способом отражения главным образом эмоциональных состояний является эмпатия, т.е. интуитивное восприятие психических состояний другого или даже группы лиц. Для эмпатии характерно быстрое определение эмоциональных состояний и даже мыслей, намерений воспринимаемой личности. Итак, социально-психологический климат оказывает разностороннее влияние на личность, на интеллектуальную, эмоциональную и волевую её стороны. Если климат положительный, то он активизирует личность, повышая её работо- и жизнеспособность. При отрицательном климате, наоборот, наблюдается снижение тонуса активности. Важнейшей областью пространства социальных отношений являются взаимодействия внутри трудового коллектива. От социально-психологической атмосферы в коллективе, специфики организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной деятельности, которая выражается в экономических показателях, но и отношение сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой и, в конечном итоге, удовлетворенность работой. Социально-психологический климат играет существенную роль в создании корпоративной культуры и повышении эффективности существования коллектива, объединенного общей целью. Однако на многих предприятиях не уделяют должного внимания оценки социально-психологического климата, отсутствует планирование и выстраивание модели управления им с учетом миссии организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|