Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование и подготовка кадров




2.1. Борьба за попышение грамотности. Обучение грамотности рассматривалось как часть общей культурно-просветительная работы в СССР. В 1928 г. был объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью (численность культармии составляла около 1млн. человек). Лозунгом кампании стали слова: Грамотный, обучи неграмотного!. Учителя-добровольцы бесплатно обучили грамоте более 34 млн. человек. Всего к 1940г. грамоте было обучено 50-60 млн. человек. К 1939 г. процент грамотности среди городского населения достиг около 90%. В то же время в сельской местности оставались еще много неграмотных (23%).

Борьба за грамотность велась и в национальных районах. За 15-20 лет в СССР более 40 народов впервые получили свою письменность.

2.2. Начальное и среднее образование. Политику в области просвещения и образования в 30-е гг. проводил новый нарком просвещения А.С. Бубнов.

В течение 1932-1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. школ (число учителей при этом составило 1230 тыс. против 260 тыс. в дореволюционной России). С 1930 г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование. В годы второй и третьей пятилетки было введено всеобщее семилетнее (неполное среднее) образование. В 1939 г. была поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке).

С 1938 г. во всех национальных школах было введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г. - преподавание иностранных языков в средних школах.

2.3. Высшая школа. В годы первых пятилеток происходил бурный рост количества вузов. Их деятельность направлялась Комитетом по высшей технической школе (1932). Однако в дальнейшем руководство техническими вузами было передано промышленным наркоматам, сельскохозяйственными - Наркомзему.

В 1934 г. в целях повышения роли преподавателей и научных работников вновь были введены ученые степени и звания. В 1939 г. было утверждено положение об аспирантуре, которое стало основной формой подготовки профессорско-преподавательских и научных кадров.

С начала первой пятилетки численность вузов возросла с 94 до 498 (т.е. в пять раз). Расширилась георгафия высшей школы (более 100 городов СССР имели свои университеты и институты). В высшей школе были сняты классовые ограничения при поступлении, что позволило расширить базу поступавших. В 1933 - 1937 гг. вузы выпускали 74 тыс. специалистов ежегодно (в 1918-1928 - 31 тыс.). Накануне войны в СССР студентов было больше, чем в 22 странах Европы вместе взятых (в 1940-1941 гг. - 812 тыс. человек, из них - более 50% женщины).

2.4. Подготовка кадров. Начавшийся процесс индустриализации потребовал ускоренной подготовки кадров. В 30-е гг. И.В. Сталиным была выдвинута идея обновления экономических кадров на всех уровнях. Это повлекло за собой создание по стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулировавших трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов без отрыва от производства. Одновременно на местах создавались кружки, курсы, школы для преодоления технической неграмотности среди рабочих.

В течение 1930-1932 гг. старшие классы общеобразовательных школ были преобразованы в техникумы. Разивалась система школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школ крестьянской молодежи. В целях подготовки в сжатые сроки специалистов узкого профиля происходило активное социальное продвижение рабочей и крестьянской молодежи.

В 1939 г. умственным трудом занималось 11 млн. человек (в 1926 г. - 3 млн.), но лишь 2 млн. из них имели высшее и среднее специальное образование.

2.5. Внешкольное просвещение в условиях социалистического строительства решало задачу повышения культурного и образовательного уровня рабочих и крестьян, воспитания трудящихся в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

2.5.1.Культурно-просветительная работа. Эта работа осуществлялась при помощи системы культурно-просветительных учреждений (клубов, Домов культуры, библиотек, музеев), а также печати, радио, кино, театра. В начале 30-х гг. появился еще один вид городских политпросветучреждений парки культуры и отдыха (Сокольники, Измайлово). Накануне войны получили распространение университеты культуры ( с факультетами науки и техники, искусства и литературы и т. д.). Система партийных знаний распространялась через сеть партийных школ и университетов марксизма-ленинизма. Для подготовки и переподготовки партийных кадров осенью 1939 г. была создана Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б). Важное место занимала атеистическая пропаганда (одна из форм громкие читки научно-атеистической и художественной литературы). Под руководством Союза воинствующих безбожников работало свыше 50 антирелигиозных музеев и выставок.

2.5.2.Оборонно-массовая и физкультурная работа. В условиях постоянного ожидания внешней опасности в стране развернулась работа по распространению оборонных знаний и овладению техникой военного дела. Этим занимались Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР, Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) СССР. В стране проводились военизированные игры, организовывались занятия в аэроклубах и на планерных станциях, велась подготовка к противовоздушной (ПВО), противохимической (ПХО), санитарной обороне (СО). Были утверждены нормативы комплексов Готов к труду и обороне, Готов к ПВХО, ГСО. После овладения вонным делом вручался значок вороршиловский стрелок, ворошиловский всадник, ворошиловский снайпер и т.д.

Наука

3.1. Наука и государство. Наука находилась в этот период под строгим контролем партии и государства. Важнейшей задачей признавалось выдвижение членов партии в научных учреждениях, о чем в 1929 г. было принято специальное постановление. Одновременно развивалась борьба с консерватизмом, аполитичностью и даже реакционностью старой научной интеллигенции. В 1927 г. для этого была создана Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству. С 1929 г. усилилось давление на Академию наук, куда в качестве ученых был избран ряд партийных идеологов. К 1933 г. Академия была подчинена Совнаркому, значительно изменился ее состав, оказались репрессированы ряд ее членов - видных ученых. Это была уже новая, социалистическая академия, которая внедряла в науку социалистическое соревнование и марксистско-ленинскую методологию.

При этом руководство страны осознавало огромное значение науки. Сохранившимся старым и новым представителям научной интеллигенции создавались условия для работы. В 1934 г. была восстановлена с некоторыми изменениями система ученых степеней и званий. В развитие науки вкладывлись значительные средства. Создавались новые научные учреждения, которых к началу 40-х гг. в СССР насчитывалось более 1800.

3.2. Естественные и технические науки. Главной особенностью развития науки в рассматриваемый период стала ее ориентация на практические, иногда утилитарно-производственные нужды страны. Фундаментальные исследования почти не развивались, но прикладная наука имела серьезные достижения.

Действовали научные школы академиков С.В. Лебедева (производство синтетического каучука), И.М. Губкина (геологическая разведка нефти). Значительными были научные разработки В.И. Вернадского, физиолога И.П. Павлова; физиков А.Ф. Иоффе и Д.С. Рождественского, математиков Н.Н. Лузина и А.Н. Колмогорова, биологов И.В. Мичурина и Н.И. Вавилова, исследования Арктики О.Ю. Шмидта. Велись исследования в области ядерной физики. В 1933 г. был создан Реактивный научно-исследовательский институт (в 1936 г. пущен самый крупный в Европе циклотрон). В 1928 г. возникла Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую возглавлял Н.И. Вавилов.

При этом ряд научных направлений были закрыты как ложные, в том числе прекратились исследования в области молекулярной биологии, кибернетики, гелиобиологии. В биологической науке борьбу против лженауки генетики под лозунгом защиты дарвинизма и мичуринской биологии вели Т.Д. Лысенко и И.И. Презент.

3.3. Гуманитарные науки должны были освобождаться от буржуазной идеологии. Единственно правильной идеологией провозглашался марксизм-ленинизм.

3.3.1. Серьезно пострадала экономическая наука, особенно после репрессий против выдающихся советских ученых Кондратьева, Чаянова и др. Она превратилась в догматическую схоластику. Философия также фактически стала дисциплиной, трактующей произведения классиков марксизма.

3.3.2. Историческую науку Сталин назвал грозным оружием в борьбе за социализм. С середины 30-х гг. начался пересмотр отечественой истории. СССР провозглашался преемником Российского государства, ранее считавшегося лишь тюрьмой народов. Госудаственная власть воспринималась уже как позитивный фактор исторического развития. В 1936 г. в системе Академии наук был учрежден Институт истории, в 1937 г. - Институт философии и Институт материальной культуры. С 1934 г. в школах было восстановлено преподавание гражданской истории и географии, снова открыты исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах.

Особое внимание уделялось истории партии. Сталин и представители его ближайшего окружения создали новую концепцию истории ВКП(б). Была сформулирована теория двух вождей партии и революции, послужившая исходным пунктом пропаганды идеи о равновеликом вкладе Ленина и Сталина в создание партии и руководство революцией. Это нашло свое отражение в Кратком курсе истории ВКП(б)(1938).

В то же время, несмотря на догматизм, внедрявшийся в общественных науках, многие конкретные исследования советских историков (Б.Д. Грекова, А.М. Панкратовой, В.В. Струве и многих других), фиологов и представителей других гуманитарных наук содержали значительные достижения, основанные на новых источниках и новых методах исследования.

Художественная культура

4.1. Централизация и бюрократизация партийно-государственного управления художественной культурой. Советские литератураи искусствобыли подчиненызадачам социалистического строительства в СССР.В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. " О перестройке литературно-художественных организаций " все существовавшие прежде литературные объединения (Пролеткульт, РАПП и др.) ликвидировались, творческая интеллигенция объединялась в Союзы советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934).

4.2. Метод социалистического реализма. В литературе окончательно утвердился новый художественный метод, призванный отражать действительность в ее революционном развитии в сочетании с задачей воспитания трудящихся в духе социализма (определение Сталина: писатели - инженеры человеческих душ). Его главными идеологическими принципами были провозглашены народность, партийность и социалистический гуманизм, предполагавший лишь выборочный гуманизм - любовь к людям труда и ненависть к врагам трудового народа. Фактически речь шла не о социалистическом реализме, а о социалистическом оптимизме. Приветствовались лишь произведения, восхвалявшие строительство нового общества и борьбу с его врагами. Авторы, пытавшиеся описывать негативные стороны советского бытия, обвинялись в очернительстве и уходе от действительности.

4.3. Литература. Созданный в 1934 г. Союз советских писателей стал органом проведения политики партии в литературе. Формально он возглавлялся М. Горьким, но практическую работу вело правление во главе с первым секретарем А.С. Щербаковым, кадровым партийным работником.

4.3.1. Тематика советской литературы приобрела некоторое однообразие. Большинство произведений писателей различного ранга были посвящены революции, Гражданской войне или социалистическому строительству. Обращение к этим темам привело к созданию ряда значительных произведений, в частности, вернувшегося в 1928 г. из эмиграции М. Горького, М. Шолохова (Тихий Дон), Н. Островского (Как закалялась сталь) и др. Проблемы производства с различной степенью таланта раскрывали М. Шагинян, В. Катаев, Ф. Гладков.

Развитие международной ситуации, приближение новой войны, стремление Сталина поставить советскую государственность на исторический фундамент, тезис о необходимости формирования социалистического патриотизма привели во второй половине 30-х гг. к повышению значения исторического романа, в котором работали - А.Н. Толстой (Петр Первый), М.А. Булгаков (Кабала святош), Ю. Тынянов (Смерть Вазир-Мухтара), В. Шишков (Емельян Пугачев), В. Ян (Чингиз-хан).

Выдающиеся литераторы того времени М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров работали вжанре сатиры; С. Маршак, А. Гайдар, К. Чуковский, С. Михалков создавали произведения для детей.

При этом даже в условиях всеобщей идеологизации ряд писателей и особенно поэтов находились вне революционного пафоса и производственного энтузиазма. Это были прежде всего М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.

4.4. Живопись и скульптура. В изобразительном искусстве также происходил процесс объединения и унификации под партийным контролем.В 1934 г. был создан Союз советских художников. В живописи в годы первых пятилетокглавной оставалась революционная тематика: К.С. Петров-Водкин Смерть комиссара, А. Дейнека Оборона Петрограда, Б. Иогансон Допрос коммуниста и др. В этих работах, так же как в произведениях И. Грабаря, И. Грекова, П. Корина пафос эпохи, историко-патриотические мотивы реализовались в высокохудожественной форме.

Метод социалистического реализма уже не был совместим с авангардистскими исканиями. В 1932 г. прошла последняя выставка художников-авангардистов во главе с Малевичем и Филоновым, в дальнейшем их работы надолго исчезли из экспозиций музеев.

В скульптуре оставался актульным монументализм. В этой области выдающимся произведением стала работа В.Мухиной Рабочий и колхозница, созданная для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. и ставшая своеобразной эмблемой СССР.

4.5. Архитектура и градостроительство. В 1932 г. возник Союз советских архитекторов. Разработанный в 20-е гг. в советской архитектуре новый тип общественного здания - рабочие клубы, стали композиционными и общественными центрами застройки городов. Братья Веснины (Дворец культуры ЗИЛа, Днепрогэс), К.С. Мельников и др. продолжали развивать идеи конструктивизма и функционализма. В практику внедрялись скоростные методы возведения зданий с элементами их стандартизации.

В 1935 г. был разработан Генеральный план реконструкции Москвы (под руководством архитекторов В.Н. Семенова и С.Е. Чернышова). В 1929-1930 гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея (архитектор А.Щусев), возведение железобетонного купола Московского планетария (1928 г., высота пролета 28 м). Были построены Дом Совета Министров СССР, гостиница Москва, канал Москва-Волга, сооружалось московское метро (первая очередь пущена в 1935 г.).

Стандартизация, стремление к революционному переустройству приводили не только к созданию новых городов и зданий, но и к разрушительным последствиям. Так, в Москве была потеряна значительная часть исторической застройки. Были снесены Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Симонов монастырь, Красные ворота и др., разрушены уникальные памятники архитектурного ансамбля Московского Кремля (соборы Вознесения Господня и Чуда Архангела Михаила, церковь Спаса на Бору, Золотая Красная лестница, знаменитое Красное крыльцо) и др. памятники.

4.6. Музыка. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов. Во всех республиках возросло число оперных театров, филармоний, консерваторий. В эти годы советскими композиторами были созданы произведения разных жанров - опера Тихий Дон И. Дзержинского, балеты Пламя Парижа и Бахчисарайский фонтан Б. Астафьева, балет Ромео и Джульетта и кантата Александр Невский С. Прокофьева. В эти годы работали композиторы А. Хачатурян, Д. Шостакович. Среди авторов массовой песни, оперетты и киномузыки - В.Лебедев-Кумач, Т. Хренников, И. Дунаевский и др.

4.7. Театр и театральное искусствов 30-е гг. быстро развивались. К началу 1941 г. в СССР насчитывалось 926 профессиональных театров.

В театре также происходило утверждение принципов социалистического реализма. В соответствии с ними советская драматургия представляла спектакли о революционных событиях, о жизни и буднях советского человека (пьесы Вс. Вишневского Оптимистическая трагедия; А. Корнейчука Платон Кречет; Н. Погодина Человек с ружьем и др.). Редкостью были такие постановки как Дни Турбиных по пьесе М.А. Булгакова. Однако сохранялся и развивался классический репертуар. Произведения А.Н. Островского, А.П. Чехова, В. Шекспира широко ставились в московском Малом театре, МХАТе и др.

В театре работали актеры старшего поколения (И. Москвин, А. Яблочкина, В. Качалов, О. Книппер-Чехова), а также нового, сформировавшегося в послеоктябрьский период (В. Щукин, А. Тарасова, Н. Мордвинов и др.).

4.8. Кинематограф. В 30-е гг. в кинематографе произошли значительные изменения, к числу которых относится появление звукового кино. Несмотря на некоторую однобокость тематики, в советском кинематографе того времени было создано немало выдающихся картин, проникнутых историческим оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне, режиссеров С. Юткевича (Встречный), С. Герасимова (Семеро смелых, Комсомольск), братьев Васильевых (Чапаев), И. Хейфица и Л. Зархи Депутат Балтики). Советские люди по несколько раз смотрели музыкальные комедии Г.Александрова (Волга-Волга, Цирк, Веселые ребята); исторические фильмы С. Эйзенштейна (Александр Невский), В. Петрова (Петр Первый), В. Пудовкина и М. Доллера (Суворов), а также фильмы Г. Козинцева и др.

Народное творчество. Несмотря на официоз, существовавший в советской культуре параллельно продолжало развивалось песенное и устное народное творчество. Одна из популярных в народе форм песенного творчества частушка, которая в годы Гражданской войны, индустриализации, коллективизации отражала процесс изменения самого народа. Появились и новые внефольклорные формы частушки самодеятельная, литературная, которые призваны были служить целям массовой агитации. В частушках звучал живой голос участника событий. Будни жестокой класовой борьбы превращали частушки в своеобразное социальное оружие. Она переходила из уст в уста, из одного лагеря в другой, фиксировала оттенки социальных настроений. В песенных миниатюрах обыгрывались новомодные словечки, газето-канцелярские выражения. Главными персонажами были коммунисты, председатели колхозов, бригадир, интеллигент.

Не гони, мамаша, в церковь,

Я не богомолочка:

Запишусь я в Ре-Ка-Пе

буду комсомолочка!или

У околицы стою

С молодым студентом.

Страсть люблю поговорить

С таким интеллигентом!или

Выселяете миленка

Выселяйте и меня,

Будем оба выселенцы

Ягодиночка и яили

Самовары закипели,

Чайники забрякали.

Все колхозники запели,

Кулаки заплакали. или

Задушевная моя,

Германия неверная:

Заключила с нами договор

Напала первая.

Борьба с инакомыслием

5.1. Борьба против формализма в искусстве. Идеи классового искусства привели к борьбе против так называемого формализма в творчестве некоторых литераторов, художников, композиторов. Формализмом объявлялось все то, что не укладывалось в узкие рамки соцреализма. Борьба свелась к травле деятелей культуры и искусства, в ходе которой пострадали Д. Шостакович (за оперу Леди Макбет Мценского уезда и балет Светлый ручей), кинорежиссеры С. Эйзенштейн и А. Довженко, литераторы Б. Пастернак, Н. Заболоцкий, Ю. Олеша, Н. Асеев, И. Бабель, академик О.Ю. Шмидт, художники А. Дейнека, В. Фаворский, А. Лентулов. За формализм и натурализм было осуждено творчество В. Мейерхольда (в 1938 г. был закрыт его театр, а режиссер репрессирован) и А. Таирова.

5.2. Репрессии против деятелей науки и культуры. В годы сталинского террора пострадали многие деятели науки, в том числе, ученые Л.Д. Ландау, С.П. Королев, А.Н. Туполев, Н.И. Вавилов, Е.В.Тарле. Среди деятелей художественной культуры - Б. Пильняк, О. Мандельштам, И. Бабель, имена которых были забыты, а произведения укрыты в спецхранах библиотек (точно также, как произведения всех эмигрировавших писателей, философов, ученых).

Вопросы и задания

  1. В чем, на ваш взгляд, проявилось огосударствление культуры в годы советского строительства?
  2. Как изменилось отношение официального руководства к российской истории? Чем было вызвано обращение Сталина и его окружения к идеологии национал-патриотизма?
  3. Какие новые тенденции в жизни советского театра получили распространение в 30-е гг.?
  4. Чем были вызваны репрессии против деятелей советской культуры? Как они повлияли на духовное состояние советского общества 30-х гг?
  5. Как решалась проблема воспитания нового человека социалистического общества? Найдите документальные подтвержденоия в сборниках опубликованных документов и хрестоматии.

Литература

  1. Кино. Энциклопедический словарь. - М., 1991.
  2. Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. Т.2. Ч.1-2 (1928-1941). - М., 1985-1986.
  3. Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. - М., 1991.
  4. Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. - М., 1988.
  5. Лебедянский М. Русская живопись 1920-1930-х годов. Очерки. - М., 1999.
  6. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. 2-е изд. М., 1995.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...