Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение восприятия выразительной стороны рисунка




Методика взята из статьи: Репина Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги // Вопросы психологии. - 1960. - № 5.

Подготовка исследования. Подобрать 10-14 репродукций картин, в которых эмоциональное содержание передается путем показа мимики и жестов, позы героев, взаимоотношений персонажей друг с другом или их отношения к окружающим предметам.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-6 лет. Ребенку последовательно показывают картинки и просят рассказать о них. Если он затрудняется в описании, задают наводящие вопросы (приготовить заранее), чтобы выяснить, как он понимает сюжет изображения, эмоциональные состояния героев.

Обработка данных. Подсчитывают число правильных ответов, когда дети верно поняли сюжет и эмоциональное состояние героев. Подсчет проводят по каждой картинке. Результаты оформляют в таблицу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Выясняют, какие эмоциональные состояния, изображенные на рисунках, правильно воспринимают дети и в каком возрасте. Как они воспринимают мимику радости и гнева, выражение грусти и печали, с каким эмоциональным переживанием связывают яркие тона рисунка, как понимают эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов героя.

Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

Методика взята из книги: Эмоциональное разитие дошкольника / Под ред. А. Д. Ко-шелевой. - М., 1985. - С. 100-102.

Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

Приложение 623

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

5. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов. Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4-7 лет. Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки. Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить.

I ситуация - показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.

II ситуация - показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

III ситуация - как мальчик не хочет показать, что он замерз.

IV ситуация - показать обиду девочки.

Vситуация - показать неподдельную радость за другого. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу (табл. 6).

Таблица 6

 

Возраст детей Правильность передачи эмоций   1 Всего
Ситуация    
I II III IV V  
4-5 лет            
5-6 лет            
6-7 лет            

Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений

Методика взята из книги: Эмоциональное разитие дошкольника / Под ред. А. Д. Ко-шелевой. - М., 1985. - С. 100-102.

Приложение

Проведение исследования. При чтении сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» наблюдают, как воспринимают ее дошкольники 5-7 лет. В протоколе фиксируют особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценка событий.

Обработка данных. Выделяют индивидуальные особенности эмоционального поведения детей при прослушивании разных частей сказки:

1. Отмечают, сопровождается ли вхождение в сюжет застыванием в одной позе (замиранием), двигательным беспокойством, неосознанными (положил локоть на плечо товарища и оба не замечают этого) или неожиданными действиями (девочка внезапно громко хлопает в ладоши в неподходящий момент и сама вздрагивает от произведенного звука).

2. Обращают внимание, проявляется ли более определенное сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета: а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий (мальчик делает глоток воображаемой воды точно так же, как гусь Мартин; у девочки, когда Нильс плачет, уголки губ опускаются, глаза наполняются слезами, лицо страдающее; девочка прижимает ладони к лицу, как мать Нильса в момент отчаяния); б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов сказки, связанное с сопереживанием ее персонажам (например, мальчик берет воображаемое «ружье» и тихо «стреляет» из него в момент появления охотников); в) желание избежать сильного сопереживания (некоторые дети ударяют себя, щиплют, закрывают глаза).

3. Фиксируют, сопровождается ли появление эмоциональной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуациям и соседям-зрителям, типа «Зачем, ну зачем гуси туда полетели?»).

О появлении эмоциональной оценки, сочувствии персонажам можно судить по мимике дошкольников: на лицах не отражается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т. е. и слезы, и теплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций; облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т. д. Когда герою грозит опасность, дети пугаются: широко раскрывают глаза, вскакивают, вздрагивают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...