Методика экспериментально-психологического исследования эмоциональных состояний больных с локальными поражениями мозга
Методика разработана Д. В. Ольшанским (1979). В ее основе лежит вынесение обследуемым оценки эмоционального состояния, выражаемого изображенным на предъявляемой фотографии человеческим лицом, а также подбор одной или нескольких фотографий таких лиц одному или нескольким персонажам - героям эмоциогенных картинок-ситуаций. Предполагается, что для оценки и подбора наиболее подходящих фотографий необходимо актуализировать свой опыт эмоционального реагирования и свое знание значений разных выражений лица, знание «алфавита» невербальных коммуникаций. Вместе с тем на принятие решений могут оказать влияниеособенно-сти эмоционального состояния испытуемого. Экспериментальный материал 1. Набор из 12 черно-белых фотографий 6 мужских и 6 женских лиц. Каждые две фотографии (1 мужская и 1 женская) выражают одно из 6 эмоциональных состояний, признанных базовыми: страх, гнев, спокойствие (безразличие), удивление, удовольствие, радость. Они составляют три основных класса эмоций: отрицательные, нейтральные и положительные. Каждый класс представлен двумя эмоциями: одна более активна в своем выражении, а другая - более пассивна. 2. Набор из 7 цветных картинок с изображением каких-либо сюжетов (картинки отличаются различной степенью проективности сюжета и количеством героев: 1 мужчина, мужчина и женщина, 2 мужчин). Лица всех персонажей заклеены черной бумагой. 3. Цветная фотография операционного стола и хирургической бригады вокруг него во время операции. Лица 6 членов бригады закрыты марлевыми повязками. Экспериментальная процедура 1-я серия. Обследуемому предлагается список из 6 эмоциональных состояний и дается инструкция: «Сейчас я буду показывать вам фотографии человеческих лиц. Вы должны сказать, какую эмоцию (из указанных в списке) испытывают соответствующие им люди». Здоровым испытуемым, после того как они назовутодно состояние, предлагается вопрос: «А какое-нибудь еще состояние из указанных в спискеис-пытывает человек на этой фотографии?» Если испытуемый называет еще одно состояние, оно фиксируется как второе по выбору.
2-я серия. После окончания 1-й серии перед испытуемым выкладываются 12 тестовых картинок и дается инструкция: «А сейчас я буду показывать вам картинки, на которых изображеныразличные ситуации. Лица их участников заклеены. Ваша задача - из этих 12 картинок подобрать лица, подходящие для персонажей на картинках. Для каждого героя следует подобрать лишь одно лицо по тем эмоциям, которые оно выражает. Для мужчин подбирайте мужские лица, для женщин - женские. В очередных картинках вы можете использовать фотографии, которые уже подбиралик предыдущим». После подбора фотографии к каждой картинке задается вопрос: «Почему вы подобрали именно эту фотографию?» Обследуемого просят рассказать, что именно происходит на данной картинке, какие эмоции испытывают изображенные на ней люди. Это способствует установлению степени адекватности понимания сю- Приложение 641 жетов картинок. Выясняется также, какое, по мнению обследуемого, эмоциональное состояние выражено на подобранном им лице. 3-я серия представляет собой упрощенный 2-й вариант. Предлагается подобрать лица всем членам хирургической бригады. Во избежание эмоционально травмирующей ситуации дополнительные вопросы больным не задаются. Анализ результатов. Анализируются допускаемые ошибки в опознании эмоций в 1-й серии, превалирование положительных, нейтральных или отрицательных эмоций при подборе фотографийво 2-й и 3-й сериях. Методика «Определение изменения эмоционального состояния
Говорящего по голосу с помощью метода Семантического дифференциала» Методика взята из книги: Борисова А. А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. Методика семантического дифференциала - это методика количественного и качественного индексирования значения с помощью двухполюсных шкал, задаваемых парой антонимичных прилагательных. Между антонимичными прилагательными заданы семь делений, служащие для оценки степени выраженности данного признака. Например, в шкале грустный -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 веселый число -3 свидетельствует о том, что признак «грустный» присутствует в оцениваемом речевом сообщении в максимальной степени. Оснащение опыта. Необходимы магнитофонные записи высказываний нейтрального по содержанию характера, но произносимых с интонациями, имитирующими разные эмоциональные состояния: радость, печаль, страх, тревогу. Для оценки каждого из этих четырех эмоциональных состояний говорящего необходимо подготовить для каждого испытуемого по четыре набора бланков с вербальными шкалами в соответствии с четырьмя факторами оценки речи: 1-й речедвигательное возбуждение, 2-й -общая оценка качества голоса, 3-й - страх, тревога в голосе, 4-й - гнев в голосе. В опыте используются два протокола: первичный и итоговый. В качестве первичного протокола служит бланк со шкалами, а итоговый протокол оформляют по форме 1. Форма 1 Протокол анализа голоса Оценка эмоционального состояния говорящего
Приложение Порядок работы. Опыт групповой: бланки со шкалами заполняют все обучающиеся одновременно. После обработки бланков каждый обучающийся должен заполнить также итоговый протокол. Преподаватель объясняет порядок работы со шкалами, а именно: при прослушивании магнитофонной записи высказывания наличие или отсутствие в нем какого-либо признака следует оценить баллами.
Инструкция испытуемому. На бланке вам следует отметить знаком плюс ту цифру, которая точнее всего, с вашей точки зрения, характеризует голос говорящего по данной шкале. Будьте внимательны и не пропустите ни одной шкалы на бланке!» Обработка результатов 1. На бланке подсчитать сумму баллов для каждого фактора. 2. Раздельно для каждого фактора рассчитать среднюю арифметическую величину (М) и среднеквадратичное отклонение (сигму). Для того чтобы можно было вычислить среднюю арифметическую величину и стандартное отклонение оценок для каждого фактора, предварительно необходимо преобразовать шкалу оценок таким образом, чтобы избавиться от отрицательных величин. Для этого оценкам -3 присваивается 1 балл, а оценкам +3-7 баллов. Всем промежуточным оценкам присваивается соответственно от 2 до 6 баллов. 3. Вышеуказанные расчеты произвести для каждого имитируемого состояния говорящего, а именно: имитации радости, печали, страха и тревоги. На основании табличных величин итогового протокола проанализировать результаты, сравнивая показатели имитируемых состояний на основе средних и сигмаль-ных оценок. Примерный список антонимов для 4 факторов Речедвигателъное возбуждение Общая оценка качества голоса 1. Поспешный-неторопливый 1. Плохой-хороший 2. Визгливый - спокойный 2. Хриплый ровный 3. Медленный-быстрый 3. Шершавый-гладкий 4. Спокойный - возбужденный 4. Жидкий-густой 5. Тупой - острый 5. Жесткий - мягкий 6. Безжизненный - оживленный 6. Грубый - нежный 7. Тусклый - яркий 7. Красивый - некрасивый 8. Пассивный - активный 8. Немелодичный - мелодичный 9. Подавленный - приподнятый 9. Довольный - недовольный 10. Монотонный - модулированный 10. Добрый-злой. Страх, тревога Гнев 1. Испуганный-безбоязненный 1. Гневный-спокойный 2. Сдавленный - открытый 2. Злобный - добрый 3. Прерывистый - непрерывный 3. Резкий - мягкий 4. Затрудненный - спокойный 4. Гортанный - открытый 5. Настороженный - свободный 5. Гулкий - сдавленный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|