Глава 1. Этапы развития финансов организаций (предприятий)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Финансы организаций» Тема: «Роль и место финансов предприятий в общей системе финансов и в экономике страны»
Хабаровск - 2011 Введение
Основой всей финансовой системы страны являются финансы организаций. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно - финансовые отношения в той сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов организаций зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны. Вследствие всего этого тему данной курсовой работы можно считать актуальной. Целью данной курсовой работы является определение роли финансов организаций в общей системе финансов и в экономике страны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть развитие финансов предприятий в историческом аспекте, определить способы и направления воздействия государства на финансовую деятельность предприятия, а также выявить состояние и проблемы финансов организаций (предприятий) на современном этапе. В качестве теоретической и методологической основы исследования были использованы труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области теории финансов, финансового менеджмента, предпринимательства, связанные с различными аспектами исследуемой проблемы, законодательные и нормативные акты РФ, статистические данные в области финансов организаций.
Для более наглядного отображения современного состояния и проблем финансов организаций на примере малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае были использованы материалы аналитического отчета, подготовленного Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края. Глава 1. Этапы развития финансов организаций (предприятий)
Финансы способствуют решению общеэкономических задач, и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе. В первые годы социалистического строительства финансовая системе была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников. НЭП и реформация 30-х годов. Широко распространенным в первые годы НЭПа был взгляд на финансовую науку Ф.А. Менькова, заключавшийся в том, что «ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствует: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы». Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от капиталистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства». Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г. Она ставила целью изменение системы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов, До реформы насчитывалось около 70 налоговых и неналоговых платежей в бюджет. Это способствовало централизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расширению перераспределительных процессов, ограничению хозрасчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.
Реформа отменила принцип твердого процента. Размер отчислений в бюджет стал устанавливаться дифференцированно в зависимости от потребностей предприятий в финансовых ресурсах, учтенных в централизованных планах. Определялась лишь граница платежей на минимальной отметке в 10% и максимальной в 81% от балансовой прибыли. С 1930 по 1936 гг. действовала децентрализованная система расчетов с бюджетом предприятий по отчислениям от прибыли. С 1936 г. введена централизованная система, которая позволила главкам покрывать убытки одних предприятий за счет прибыли других. С 1955 г. вновь осуществлен переход на децентрализованную систему расчетов, что обеспечило восстановление контроля со стороны местных финансовых органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, активного воздействия финансовой системы на процесс производства и реализации товаров. В этот период нарастали неоправданные встречные потоки выдвижении денежных ресурсов между бюджетом и предприятиями, что ослабило воздействие прибыли на эффективность хозяйствования и снизило стимулы предприятий к ее увеличению. Отношение к прибыли в этот период было весьма осторожным, поскольку применялся жесткий контроль за ценами, ассортиментом выпускаемых изделий, использованием материально-технических ресурсов. Возросло внимание к хозрасчету, предприятия. Если до реформы 1930 г. первичным объектом финансового управления был трест, в который входило несколько предприятий одной отрасли, то в ходе реформы ставилась задача доведения хозрасчета до отдельных предприятий и даже цехов. Главной задачей управления финансовой деятельностью треста было создание условий для безубыточной работы. Хозрасчет предприятий усложнил задачу. В тот же период происходило становление другой финансовой концепции, согласно которой финансовые отношения возникают в производственной сфере. То есть реформа 1930 г. закрепила права на существование наряду с общегосударственными финансами и финансов предприятий, что и явилось причиной дуалистичности финансовых концепций.
Само по себе появление финансов предприятий как самостоятельной науки вызвано признанием и развитием хозрасчета. В дальнейшем финансы предприятий исследовались в рамках хозрасчетной деятельности предприятий. Характерным для концепции финансов в этот период было рассмотрение процесса создания доходов у государства в целом и государственных предприятий как единого целого. Исследование обособленного денежного оборота предприятий считалось недопустимым даже финансистами, признававшими наличие самостоятельных отраслевых финансов. Реформа 60-х годов. Значительным шагом в развитии финансов стала реформа 60-х гг., направленная на дальнейшее развитие хозрасчета, которое включало реализацию крупных мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. Большие изменения произошли в механизме распределения прибыли. Об этом свидетельствует тот факт, что с 1965 по 1975 гг. платежи в бюджет из прибыли предприятий сократились с 71 до 58%. В этот период взаимно активизировалась роль прибыли как источника расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. Усиление воздействия прибыли на производство обеспечивалось следующими финансовыми методами: созданием трех фондов экономического стимулирования в предприятиях: фонда развития производства, фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий; использованием прибыли в качестве источника финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат; введением нормативных первоочередных платежей в бюджет: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, взносов свободного остатка прибыли. Применялся так называемый остаточный принцип распределения прибыли, который был основан на жесткой системе финансового планирования.
Планирование рассматривалось как основа управления социалистической экономикой, неразрывно связанная с системой стимулирования. В этот период ученые-экономисты активно исследовали категорию экономического механизма, состоящую из следующих основных элементов: системы планирования и прогнозирования; организации общественного производства; системы экономического стимулирования; системы ценообразования; финансово-кредитного механизма. Финансово-кредитный механизм основывался на признании общности денежного оборота предприятий и государства. Понятие финансово-кредитного механизма означало взаимосвязь и взаимовлияние всех составляющих его элементов, которые определяли возможность эффективного функционирования для достижения поставленных целей. При этом большое внимание уделялось системности и комплексности финансового управления. Действие финансово-кредитного механизма было направлено, прежде всего, на управление финансами предприятий, в частности, выявление дополнительных резервов развития и расширения производства. Конечная цель такого воздействия - обеспечение нормальных условий функционирования финансов и кредита в общегосударственном масштабе, т. е. формирование бездефицитного бюджета, финансирование и кредитование плановых мероприятий, контроль за выполнением плана, соблюдением установленного порядка и пропорций образования и использования фондов денежных средств. Действенность финансово-кредитного механизма зависела от согласованности принятия решений на разных уровнях управления, а также требовала четкой субординации. Однако субординация зачастую нарушалась по линии вертикальных связей. Финансово-кредитные меры воздействия, использовавшиеся в процессе управления, были основаны на непрерывности и возобновляемости денежного оборота предприятий и его относительной экономической обособленности от денежного оборота централизованных денежных средств. Финансово-кредитный механизм отличался непрерывным совершенствованием без изменения экономического базиса общества. Это проявлялось, в частности, в том, что объект централизованного финансового управления постепенно укрупнялся. То есть закономерно шел процесс централизации в принятии стратегических финансовых решений, управлении фондами денежных средств. Однако последовавший за этим период рыночных преобразований, сопровождавшийся приватизацией и акционированием, не усилил, а, напротив, ослабил принцип централизованного управления, причины которого будут раскрыты ниже.
Финансово-кредитный механизм - это форма организации денежных от ношений в области финансов, кредита, денежного обращения в условиях социалистической экономики. Его основу составляет централизованная система планирования, форм, методов и условий финансирования и кредитования общественного производства. Реформа 70-80-х годов. В 1975-1980 гг. совершенствование управления, планирования и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектов и объектов путем создания производственных объединений как первичного звена общественного производства, а также всесоюзных и республиканских объединений в среднем звене управления, распространения хозрасчета на отрасль в лице министерства, усиления концентрации и специализации производства. В области финансово-кредитного механизма преобразования осуществлялись по следующим направлениям: совершенствование финансового планирования путем усиления роли перспективных финансовых планов; совершенствование системы платежей в бюджет, формирование фондов экономического стимулирования путем применения нормативов распределения прибыли; совершенствование порядка финансирования затрат; стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных объектах с целью осуществления структурных сдвигов в экономике в пользу отраслей промышленности, производящих товары народного потребления. Ведущий советский финансист А.М. Бирман справедливо указывал на то, что «беда последних десятилетий, состояла в том, что система планирования, стимулирования и управления принуждала предприятия скрывать свои резервы, сдерживать инициативу, чтобы иметь возможность выполнять план и получать соответствующее материальное вознаграждение. Дальнейшее совершенствование организации управления экономикой представляет собой то звено, ухватившись за которое, мы быстрее и эффективнее двинем все дело хозяйственной реформы, так как затруднения, ощущаемые в ходе реформы, вызваны, прежде всего, и больше всего нерешенностью ряда проблем, относящихся к управлению. Предложения А.М. Бирмана по совершенствованию управления финансовой деятельностью предприятий сводились к необходимости изменения роли финансов в хозяйственном механизме. Отсутствие единого методического руководства приводит к нарушениям финансовой дисциплины, порядка расчетов, сроков платежей. Эта проблема еще более остро стоит в настоящее время в связи с динамичным процессом формирования рыночного законодательства, включая финансовое. Важным этапом развития финансов предприятий стало распространение хозяйственного расчета (хозрасчета) на отрасль. Ряд экономистов подверг сомнению правомерность постановки вопроса о хозрасчете министерства. Министерство не занималось хозяйственной деятельностью и не могло нести материальной ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Другие экономисты, напротив, видели в нем значительные преимущества. К признакам хозрасчета отрасли можно отнести: расширение прав министерств в планировании и управлении; отказ от бюджетных ассигнований; финансирование капитальных вложений и погашение долгосрочных ссуд за счет централизованной прибыли; финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ; образование централизованных фондов экономического стимулирования; пополнение норматива собственных оборотных средств предприятий из централизованных источников; образование резервов и централизованных фондов для оказания финансовой помощи, регулирование платежей в бюджет; покрытие убытков за счет централизованной прибыли; привлечение кредита путем заключения кредитных договоров с банками. Ведущей финансовой концепцией в этот период стала концепция, основанная на полном хозрасчете и самофинансировании. Полный хозрасчет имел следующие основные признаки: обеспечение полной окупаемости затрат; осуществление хозрасчетного финансирования за счет прибыли и амортизационных отчислений; повышение роли хозяйственных договоров и усиление экономической ответственности за их выполнение. Эта финансовая концепция требовала законодательного оформления прав и обязанностей объектов и субъектов управления. Значительным этапом в развитии управления предприятиями стало принятие Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» 30 июня 1987 г. Этот закон определил правовой статус государственных предприятий и объединений, порядок и формы управления их деятельностью. Основными принципами деятельности признавались полный хозрасчет и самофинансирование. В практику прочно вошли две модели хозрасчета: основанная на нормативном распределении прибыли и на нормативном распределении дохода. Нормативы обеспечили установление пропорций распределения прибыли (дохода) между предприятием и бюджетом, хотя и имели тот недостаток, что могли ежегодно корректироваться, и были дифференцированными. Решение о величине нормативов отчислений от прибыли (дохода) в бюджет принимал вышестоящий орган управления. Таким образом, полный хозрасчет продолжал действовать на отраслевом уровне. По первой модели хозрасчета (нормативное распределение прибыли) гарантировался в определенном размере фонд заработной платы, который образовывался по нормативу чистой продукции или другим измерителям продукции. За счет остаточной или чистой прибыли также по централизованно устанавливаемым нормативам формировались следующие фонды денежных средств: развития производства, науки и техники; социального развития; материального поощрения. Главная цель нормирования фондов денежных средств заключалась в установлении пропорций между потреблением и накоплением. По второй модели хозрасчета (нормативное распределение дохода) фонд заработной платы образовывался по остаточному принципу после расчетов с бюджетом, вышестоящей организацией, уплаты процентов за кредит, а также формирования по нормативам фондов денежных средств. Фонды денежных средств включали: фонд развития производства, науки и техники; фонд социального развития. В торговле, общественном питании, сфере бытового обслуживания создавался фонд производственного и социального развития. Большое значение в этот период приобрел централизованный фонд производственного и социального развития. Отчисления в этот фонд не были значительными, но в силу роста прибыли (дохода) предприятий их размеры в органах управления достигали значительных размеров. Централизованные фонды служили целевым источником финансирования общеотраслевых программ и мероприятий, включаемых в централизованный план. В целом концепция полного хозрасчета и самофинансирования себя оправдала и дала ощутимый положительный эффект, признаваемый и учеными, и практиками. Тем не менее, проблема накопления средств и инвестиций оставалась попрежнему нерешенной. Основная причина состояла в недостаточности финансовых ресурсов. Предприятия направляли основную долю средств на потребление, не закладывая финансовой базы долгосрочного развития. Эта проблема могла быть решена только через изменение отношений собственности. Нормативный метод распределения прибыли сыграл положительную роль, которая выразилась в следующем. Заранее устанавливая нормативы, субъекты управления не только обеспечивали соответствие объема и структуры финансовых ресурсов реальной потребности в них, но и задавали минимальную границу эффективности их использования. Создание научной нормативной базы финансового планирования было связано с учетом конкретных условий работы предприятий, который обеспечивался через дифференциацию нормативов. Проблема экономических нормативов решалась в комплексе с перспективным планированием и установлением научно обоснованных цен, торговых и оптово-сбытовых скидок и наценок. Порядок определения размера нормативов в 80-х годах характеризовался тем, что весь расчет производился на базе утвержденного пятилетнего финансового плана, т. е. нормирование осуществлялось от достигнутого уровня. Это приводило к тому, что нормативы не способствовали более полному использованию внутренних резервов, принятию напряженных плановых заданий. Нормативы регулировали следующие пропорции: платежи в бюджет; отчисления в фонд производственного и социального развития и фонд оплаты труда предприятия; отчисления в централизованные фонды производственного и социального развития и резервы органов управления; отчисления в фонды оплаты труда подразделений предприятий. В то же время отсутствие стратегии развития, направленной на стимулирование воспроизводственных процессов в предприятиях, по сути, не позволило реализовать принцип самофинансирования в полной мере. Нормативный метод распределения прибыли (дохода) был переходным звеном от остаточного принципа формирования финансовых ресурсов к жесткой системе налогов. Налоговый принцип платежей и расчетов с бюджетом имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с нормативным. На размер ставок налога на прибыль и доходы не оказывают влияния планируемые показатели и результаты хозяйственной деятельности. Налоги не дифференцируются субъектами управления в лице вышестоящих организаций и не корректируются в течение года. Они удобны и выгодны предприятиям с устойчивой финансовой базой и ускоряют процесс банкротства низкорентабельных предприятий. Благодаря стабильному характеру действия налоги обеспечивают материальную заинтересованность предприятий в увеличении прибыли и ее использовании на цели производственного и социального развития. Налоги усиливают правовую защищенность предприятий и гарантируют полную самостоятельность в использовании прибыли, остающейся после расчетов с бюджетом. Введение налогов одновременно повысило роль местных Советов и ликвидировало централизованный директивный порядок формирования централизованных фондов отраслевых органов управления. Таким образом, принятие и введение в действие с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути, ликвидировало финансовую базу полного хозрасчета отрасли. Повышение роли местных Советов было связано с тем, что им дано право предоставлять льготы по налогообложению предприятиям в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с общесоюзным законодательством в их бюджеты, устанавливать конкретные ставки местных налогов, создавать местные внебюджетные фонды для финансирования территориальных программ развития экономики. Введение налоговой системы потребовало децентрализации расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов. На первом этапе налоговому регулированию подвергался фонд потребления предприятий, включавший фонд оплаты труда, относимый на издержки производства и обращения или на себестоимость, денежные выплаты, производимые из прибыли после уплаты налогов, а также доходы, выплачиваемые по акциям и вкладам трудовых коллективов в имущество предприятий в виде дивидендов или процентов. Регулирующий налог начинал действовать лишь при определенных обстоятельствах, когда сумма средств, направляемых на потребление, превышала необлагаемый размер. При исчислении необлагаемого размера фонда потребления определяющую роль играла базовая величина фонда оплаты труда и темп роста хозрасчетного дохода. Кроме того, необлагаемый размер средств корректировался коэффициентом, обеспечивавшим опережающий рост, хозрасчетного дохода по сравнению с оплатой труда. Это стимулировало экономию средств, исправляемых на потребление, которая зачислялась в резервный фонд для последующей выплаты работникам без дополнительного налогообложения. Рассмотренный исторический этап характеризовался жесткой финансово-кредитной политикой в области регулирования финансов предприятий, обеспечивающей контроль за бюджетным дефицитом и денежной эмиссией, соблюдение твердой зависимости между результатом работы и объемом средств, направляемых на оплату труда, производственное и социальное развитие. Налоговая система позволила предприятиям накапливать финансовые ресурсы, но не решила главной проблемы - проблемы собственности. Имущество предприятий по-прежнему принадлежало государству. Относительная экономическая обособленность денежного оборота предприятий не устраняла обезличивания финансовых ресурсов. На этом завершился важный этап развития финансов предприятий, основанный на общегосударственной собственности. Следующий этап базируется на новом экономическом фундаменте - альтернативных формах собственности. Он знаменует собой переход к экономике рыночного типа /15/.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|