Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Государственное регулирование финансов организаций (предприятий)




финансы предприятие государственный регулирование

Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий /14/.

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др. /13/.

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются:

налоговая система;

ценообразование;

внешнеэкономическая деятельность;

денежное обращение;

кредитование;

формы платежей и расчетов;

организация обращения ценных бумаг;

бюджетное финансирование;

состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов;

государственные гарантии;

лицензирование отдельных видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и другой политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений /14/.

К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:

формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

государственное регулирование цен естественных монополистов;

защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;

проведение эффективной таможенной политики;

содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;

содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует методы и прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;

финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;

государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

мер социальных гарантий и финансовой защиты, прежде всего, в отношении малообеспеченных слоев населения;

установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;

применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины /13/.

Административные методы (ограничения, запреты, лимиты, квотирование) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны.

Их целесообразно использовать в следующих областях:

охране окружающей среды;

сертификации, стандартизации, метрологии;

социальной политике;

внешнеэкономической деятельности;

деятельности естественных государственных монополий /14/.

Суть налогового регулирования состоит в том, что государство через законодательство о налогах ограничивает право собственности налогоплательщика на свободное распоряжение им своим имуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов; в то же время с позиций субъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может быть рассмотрено как система перераспределения доходов. Данное утверждение основано на судебной практике: согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. «налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства». Следовательно, право собственности налогоплательщика на прибыль и доход, полученный в результате предпринимательской деятельности, может быть ограничено в целях удовлетворения публичного интереса. Исполнив обязанности налогоплательщика, субъект предпринимательской деятельности по своему усмотрению расходует оставшуюся часть имущества на удовлетворение своих частных потребностей.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности с помощью налогов ограничено рамками исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком.

Через регулирующую функцию налогообложения государство приводит в действие механизмы стимулирования либо дестимулирования предпринимательской деятельности и обеспечивает воздействие на налогоплательщиков, влияя на процессы производства, обращения и потребления; выполняя фискальную функцию, налогообложение обеспечивает формирование публичных денежных фондов и под угрозой применения правовых санкций обязывает субъектов предпринимательской деятельности уплачивать налоги /16/.

В настоящее время Налоговым кодексом РФ установлены общий и специальные налоговые режимы (статья 18 НК РФ). Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов. НК РФ в целях стимулирования предпринимательской деятельности дает возможность одновременного применения нескольких налоговых режимов.

При помощи налоговых ставок государство влияет на предпринимательскую деятельность, занятость, спрос. Так, например, налог на прибыль позволяет государству отследить колебания показателя прибыльности организаций, отдельных отраслей экономики, хозяйства в целом и одновременно является наиболее характерной формой изъятия части прибыли в бюджетную систему. С 2009 г. ставка налога на прибыль организаций равна 20, а не 24%, как ранее. Общая ставка налога снижена за счет уменьшения ставки, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет: с 6,5 до 2,5%..

Воздействие механизма налогового регулирования на предпринимательскую деятельность усиливается при комплексном использовании сразу нескольких элементов налогообложения. Поэтому среди средств налогового регулирования большое значение играют меры стимулирования, под которыми понимают: налоговые льготы; государственные гарантии; отсрочки и рассрочки налоговых платежей.

Так, статьей 67 НК РФ предусмотрена льгота в виде инвестиционного налогового кредита, под которым понимается изменение срока уплаты налога, когда организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при осуществлении ею определенного вида предпринимательской деятельности. Следовательно, обозначенная налоговая льгота стимулирует развитие отдельных видов предпринимательской деятельности (например, инновационной), а не просто поддержание их жизнеспособности. Необходимо отметить, что согласно статье 67 НК РФ правом на получение инвестиционного налогового кредита обладают только организации, индивидуальные предприниматели лишены возможности воспользоваться обозначенной льготой.

Еще одним средством государственного финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности является реструктуризация задолженности по налогам перед бюджетом. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через реструктуризацию задолженности по налогам является достаточно распространенной мерой и применяется на всех уровнях бюджетной системы на основании статей 63, 64 НК РФ.

Предоставление отсрочек, рассрочек по налогам и инвестиционных налоговых кредитов является взаимовыгодным для государства и субъектов предпринимательской деятельности: предприниматель временно освобождается от уплаты налогов и тем самым получает возможность вовлечь дополнительные ресурсы в оборот; государство же пополняет бюджет за счет начисляемых процентов на сумму задолженности.

Вместе с тем налоговое регулирование предпринимательской деятельности требуется рассматривать не только с позиций стимулирования предпринимательской активности, но и с позиций защиты интересов бюджета. В случае неисполнения предпринимателем обязанности по уплате налога налоговое регулирование происходит посредством применения налоговых санкций. Воздействуя на имущественные отношения субъектов предпринимательской деятельности посредством установления налоговых правовых норм, государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по уплате установленных налогов, обеспеченную принудительными мерами (статьи 75, 114 НК РФ). Глава 16 НК РФ устанавливает одинаковые меры ответственности за налоговые правонарушения для субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы.

Валютное регулирование и валютный контроль в нашей стране осуществляется в рамках Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-ФЗ). Перечень органов валютного регулирования, указанный в части 1 статьи 5 Закона №173-ФЗ, является исчерпывающим - это Центральный банк РФ и Правительство РФ. Законом №173-ФЗ определена компетенция обоих органов, в пределах которой может осуществляться их нормотворческая деятельность, которая заключается в праве издавать акты в области валютного регулирования только для реализации функций, предусмотренных данным Законом. Ранее действовавшим Законом устанавливалось, что только Центральный банк РФ являлся основным органом валютного регулирования в РФ.

В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено». Закрепленные в Законе № 173-ФЗ принципы валютного регулирования и валютного контроля свидетельствуют о стремлении законодателя использовать валютное регулирование и валютный контроль как составные элементы системы регулирования национальной экономики. Согласно статье 3 Закона № 173-ФЗ Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

Законодательное закрепление принципа приоритета экономических мер в реализации государственной валютной политики является исключительно важным программным заявлением государства в процессе отхода от преобладания административного воздействия на валютные отношения и перехода к рыночным инструментам их регулирования.

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов в какой-то мере является продолжением предшествующего, но очевидно носит главным образом декларативный характер, подтверждая направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций /6/.

) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, представляющей собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России, высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В Концепции, как отметил Президент РФ при представлении ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ, признано верховенство внутренних целей над внешними.

) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

Статьей 2 Закона №173-ФЗ закреплено, что Закон устанавливает правовые основы и принципы как валютного регулирования, так и валютного контроля. В этом отношении валютное законодательство по своей структуре сходно с законодательством о налогах и сборах, с таможенным законодательством.

Рассматриваемый принцип реализован также в положениях данного Закона №173-ФЗ об органах валютного регулирования и валютного контроля:

) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется в целях регулирования внешней торговли товарами. Таможенно-тарифное регулирование также осуществляется для защиты государством внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

В статье 19 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон о ВТД) указано, что таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин, целью которых, в частности, являются защита внутреннего рынка страны и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Что касается вывозных таможенных пошлин, то отметим, что их применение осуждается в ВТО как искажающее уровень мировых цен на товары, и поэтому рекомендуется их не применять. В России основной функцией вывозных таможенных пошлин по таким важным для экспорта товарным позициям, как нефть и природный газ, является частичное взимание природной ренты.

Статья 19 Закона о ВТД содержит норму, которая является бланкетной, законодатель отсылает нас к действующим нормативным правовым актам, в которых устанавливается порядок применения таможенной пошлины /17/. Для введения конкретного таможенно-тарифного режима используется богатый арсенал инструментов. К их числу следует отнести ставки таможенных пошлин, таможенную товарную номенклатуру, порядок определения страны происхождения и расчета (установления) таможенной стоимости, систему таможенно-тарифных льгот и преференций и др.

Соответствие между товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин устанавливается в таможенном тарифе. Он определяется как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Таким образом, таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу /19/.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона РФ «О таможенном тарифе» и пунктом 1 статьи 39 Таможенного кодекса товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ, номенклатура действующего Таможенного тарифа РФ, определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

Кроме ТН ВЭД, другим структурным элементом таможенного тарифа является ставка таможенной пошлины. В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (статья 3) ставки таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом, определяются Правительством РФ. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин содержатся в таможенном тарифе. Действующий импортный тариф (тариф, объединяющий ставки ввозных таможенных пошлин) был введен Постановлением Правительства РФ «О таможенном тарифе РФ и ТН ВЭД» от 27.11.2006 №718.

Дифференциация таможенного обложения в зависимости от страны происхождения ввозимого товара в российской практике таможенно-тарифного регулирования осуществляется следующим образом.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Таможенном тарифе Российской Федерации. В настоящий момент перечень стран, подпадающих под режим РНБ, определен в Приложении 1 к Приказу ГТК (ФТС) РФ от 25.12.2003 №1359 «О предоставлении таможенных преференций». Применительно к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Таможенном тарифе Российской Федерации, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) в соответствии с нормами таможенного законодательства. Преференциальный режим играет особую роль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности, так как он распространяется на значительное количество государств, с которыми Российская Федерация осуществляет внешнеторговые обмены. Перечень развивающихся стран - пользователей схемы преференций определен в Приложениях 2 и 3 к Приказу ГТК (ФТС) РФ от 25.12.2003 №1359 «О предоставлении таможенных преференций». В отношении товаров, происходящих из стран, определенных в Приложении 2, применяются ставки ввозных пошлин в размере 75% от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает РНБ. В отношении товаров, происходящих из стран, определенных в Приложении 3, ввозные таможенные пошлины не применяются. В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ (ранее в подобных случаях применялась максимальная ставка, то есть базовая ставка, увеличенная вдвое).

Методы определения таможенной стоимости, применяемые в российской практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полностью соответствуют методологии, сформированной в рамках ГАТТ.

Отметим также, что использование основных инструментов таможенно-тарифного регулирования, во-первых, предполагает вмешательство в сферу частного предпринимательства, частноэкономических интересов, а потому нуждается в четкой нормативно-правовой регламентации, а во-вторых, согласование национальной внешнеторговой политики с общепринятыми стандартами международной торговли, сформулированными, прежде всего, в документах ГАТТ / ВТО.

Государственное регулирование цен осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально значимых товаров и услуг. Основы такого регулирования заложены в Указе Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и в ряде федеральных законов, таких как:

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»;

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

Федеральный закон от 22 июня 1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» и другие.

Кроме того, до сих пор остается действующим принятое во исполнение Указа №221 Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором установлены перечни видов продукции и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Из перечисленных выше нормативных документов следует, что государственное регулирование цен может осуществляться как на федеральном уровне - в этом случае госрегулирование цен на внутреннем рынке России осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, так и на региональном - в этом случае полномочия по госрегулированию цен и тарифов делегированы органам исполнительной власти субъектов РФ /18/.

Государственное регулирование цен может осуществляться путем установления твердой (фиксированной) цены, предельного уровня цены, коэффициентов к цене, иным способом.

Так как государственное регулирование цены относится к императивным нормам, следовательно, субъекты гражданско-правовых отношений обязаны их применять в любом случае. Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В противном случае сделка может быть признана ничтожной на основании статьи 168 ГК РФ. Естественно, что государственное регулирование цен не может не оказывать влияния на продажную цену товара, применяемую торговой организацией. Государственное регулирование цен может осуществляться и иным способом, например, путем предоставления льготных тарифов по оплате реализуемых товаров или услуг или предоставлением льгот определенным категориям граждан.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...