Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Состояние и проблемы финансов организаций (предприятий) на современном этапе (на примере малого и среднего бизнеса в Хабаровском крае)




 

Российский малый и средний бизнес в условиях современного экономического кризиса характеризовался рядом негативных тенденций: абсолютным уменьшением оборота, падением оптимизма малых предпринимателей, «замораживанием» бизнеса и банкротством малых предприятий, значимыми увольнениями. Объем инвестиций в сектор малого предпринимательства в целом по России упал на 24,1% по сравнению с докризисным периодом (в других секторах экономики - в среднем на 15,6%).

Малый и средний бизнес призван заполнить те ниши, которые зачастую не готов взять на себя крупный бизнес. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса в районах Хабаровского края соответствует общемировым тенденциям.

Как правило, все предпринимательские хозяйства в районах Хабаровского края имеют статус либо ООО, либо ЧП. Ведущим направлением их производственной деятельности является оптовая и розничная торговля (50,7%). В Вяземском районе четко просматривается и сельскохозяйственная направленность предпринимательской деятельности (22,7%), тогда как торговля, по сравнению с другими районами занимает значительно меньшие позиции (36,4). В Солнечном районе альтернативу торговле (44,4%) составляют ЖКХ (22,2%) и бытовое обслуживание (22,2%). В Хабаровском значительную часть (по 15,4%) составляют сельскохозяйственные и промышленные частные малые предприятия.

Не заняты ни в одном районе такие ниши, характерные для малого бизнеса, как транспорт, финансы, страхование, недвижимость, образование и культура, строительные организации есть только в Бикинском и им Лазо районах, общественное питание в Вяземском и Амурском районах (1/10 часть от общего числа) и в незначительных процентах в Бикинском и им. Лазо районах.

Как видно, это, прежде всего непроизводственная сфера, связанная с оказанием услуг населению, где преобладают некапиталоемкие, ориентированные на очень узкий рынок фирмы.

К наименее перспективным, с точки зрения развития предпринимательства, отраслям экономики респонденты отнесли такую наиболее традиционную отрасль, как оптовую и розничную торговлю, что, вероятно связано с перенасыщением этих услуг в большинстве населенных пунктов. Однако фокус-группы показали необходимость развития этого направления предпринимательской деятельности в труднодоступных населенных пунктах (Комсомольский, Вяземский районы).

Неперспективными для своих районов опрошенные считают и такие традиционные для малого бизнеса направления, как научная и научно-техническая деятельность (за исключением Бикинского, Амурского и им Лазо районов), а также финансы, страхование, недвижимость. Это мнение, скорее всего, обусловлено отсутствием специалистов, работающих в данных направлениях.

Совокупность существующих проблем для предпринимателей можно сгруппировать в пять основных видов:

законодательные (связанные с его несовершенством, слабостью механизмов регулирования, чрезмерным количеством проверяющих инстанций);

экономические (связанные с недостаточностью финансовых ресурсов для развития бизнеса, инфляцией, сложностями получения кредита и его высокой процентной ставкой, высокая стоимость аренды);

административные (связанные с наличием административных барьеров, коррупцией);

кадровые (связанные со сложностями в подборе квалифицированных кадров для бизнеса, самой подготовкой предпринимателей, а также подготовкой специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, взаимодействующих с предпринимателями по роду выполняемых ими функций);

информационные (связанные с отсутствием или проблемами в получении информации о формах поддержки бизнеса, существующих программах, семинарах, правовой документации и т.п.).

Наиболее значимой в современных условиях проблемой для развития малого и среднего предпринимательства в районах Хабаровского края является экономическая. Предприниматели всех районов на первое место среди прочих проблем обозначили проблему «высоких налогов».

 

Таблица 1 - Наиболее важные проблемы для предпринимателей в процентах от числа опрошенных

Проблемы %
Высокие налоги 57,4
Проблема подобрать квалифицированные кадры 53,7
Высокая процентная ставка по кредитам 41,2
Инфляция 33,8
Нехватка оборотных средств 33,1
Несовершенство законодательства 27,2
Высокая стоимость аренды 25,0
Сложности получения кредита 22,8
Низкие рыночные цены на производимую продукцию (на данный вид деятельности) 15,4
Административный контроль государственных ведомств 12,5
Давление властей (коррупция) 9,6
Нехватка сырья / материалов 4,4
Отсутствие достаточного количества информации о внешней среде 4,4
Отсутствие спроса на производимые товары или услуги 2,9

 

Актуализация предпринимателями проблемы «высоких налогов» имеет под собой объективную основу.

Так, в РФ с 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменен уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). А с 1 января 2011 года размер страховых взносов увеличился. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, - с 26% до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), - с 14% до 34%. В результате всех нововведений налоговая нагрузка на малый бизнес увеличилась в 2011 году в 2-2,5 раза, а с 2012 года увеличится в 3-3,5 раза /9/.

Мнение большинства российских экспертов в области предпринимательства схожи в том, что сегодня данные меры не просто не способствуют развитию бизнеса, они «просто смертельны для российского предпринимательства», «малый бизнес оказывается не просто в неравном положении с другими субъектами предпринимательства, а, по сути, на грани банкротства, «вымирания» /20/.

Наряду с налоговыми проблемами, предприниматели обеспокоены и такими проблемами, как подбор квалифицированных кадров, несовершенство законодательства, высокая стоимость аренды помещений, нехватка оборотных средств, сложности в получении кредита. Причем обозначенные проблемы имеют высокий удельный вес значимости для предпринимателей всех муниципальных образований края, что свидетельствует, в свою очередь, о серьезных проблемах во всех направлениях ведения бизнеса.

Однако, наряду с общими для всех типов предприятий (в зависимости от численности работников) проблемами (высокие налоги и квалифицированные кадры), выделяются и специфические.

Так, на эффективное развитие микропредприятий (численность работников до 15 человек) в большей степени оказывает влияние нехватка сырья (материалов), высокая процентная ставка по кредитам, инфляция. То есть сугубо экономические проблемы.

Для малых предприятий (с численностью работников от 16 до 100 человек) - это высокая процентная ставка по кредитам и нехватка оборотных средств. То есть экономические проблемы, но уже более высокого уровня.

Для средних предприятий (с численностью работников от 101 до 250 человек) - проблемы в большей степени связаны с чрезмерным государственным контролем, коррупцией. Для таких предприятий экономические проблемы в меньшей степени являются значимыми. Они не испытывают нехватки в оборотных средствах, им доступны кредиты, размер процентной ставки их устраивает, проблем с сырьем они не испытывают.

 

Таблица 2 - Наиболее важные проблемы для предпринимателей в зависимости от типа предприятия (численности работников) в процентах от числа опрошенных

Проблемы

Тип предприятий

  Микро (1-15 чел.) Малое (16-100 чел.) Среднее (101-250 чел.) По всем предприятиям
Высокие налоги 53,0 70,0 75,0 57,4
Проблема подобрать квалифицированные кадры 49,0 70,0 50,0 53,7
Высокая процентная ставка по кредитам 41,0 43,3 25,0 41,2
Инфляция 40,0 13,3 25,0 33,8
Нехватка оборотных средств 33,0 40,0 0 33,1
Несовершенство законодательства 24,0 36,7 50,0 27,2
Высокая стоимость аренды 28,0 13,3 25,0 25,0
Сложности получения кредита 26,0 13,3 0 22,8
Низкие рыночные цены на производимую продукцию (на данный вид деятельности) 13,0 26,7 0 15,4
Административный контроль государственных ведомств 8,0 20,0 50,0 12,5
Давление властей (коррупция) 7,0 10,0 50,0 9,6
Нехватка сырья / материалов 50,0 3,3 0 4,4
Отсутствие достаточного количества информации о внешней среде 5,0 3,3 0 4,4
Отсутствие спроса на производимые товары или услуги 4,0 0 0 2,9

Налоговое бремя не только является серьезной проблемой уже функционирующих предприятий, но и серьезно осложняют развитие вновь создаваемых малых и средних предприятий.

Результаты исследований также свидетельствуют о распространенности административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства в крае. Лишь треть предпринимателей отметили об отсутствии данных барьеров (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Оценка предпринимателями административных барьеров, с которыми они сталкиваются (в процентах от числа опрошенных)

 

Как видно из рисунка, в большинстве своем предприниматели сталкиваются с административными барьерами при оформлении земельно-правовых документов, при получении лицензии (разрешения) на определенные виды деятельности, при передаче во владение или пользование на долгосрочной основе объектов муниципального имущества. В меньшей степени административные барьеры присутствуют при регистрации предприятий, хотя каждый десятый предприниматель отметил об их наличии (в большей степени эти барьеры отмечены предпринимателями Хабаровского, Вяземского и района им. Лазо).

По оценкам более 60% предпринимателей, на их бизнес оказывают особенно сильное «давление» различные органы государственного управления и местной власти. Среди структур, оказывающих наибольшее «давление» на бизнес, предприниматели выделили Роспотребнадзор, пожарный надзор, налоговая инспекция (Рисунок 2). Т.е. получается, что в большинстве своем «давление» на предприятия оказывают федеральные структуры, нежели региональные или местные, что в целом соответствует общероссийской специфике. Так, по оценкам экспертов «сегодня существуют самые различные административные барьеры, но к нам чаще всего обращаются предприниматели с жалобами на действия различных федеральных структур. Бизнесмены жалуются на частые проверки, на излишнюю плату за оказываемые госорганами услуги; предприниматели не уверены, что данная плата является законной и обоснованной. Чиновники нередко идут на нарушения, чтобы получить так называемую «административную ренту» или когда создаются ведомственные правовые акты, которые навязывают бизнесменам дополнительные расходы» /12/.

 

Рисунок 2 - Оценка предпринимателями структур, оказывающих на их бизнес особенно сильное «давление» (в процентах от числа опрошенных)


Следует отметить, что данные факты в разных районах края проявляются с разной интенсивностью.

Отмечаемые негативные тенденции во взаимоотношениях власти и бизнеса не могут не сказаться на соответствующей реакции предпринимателей, проявляющейся в «теневом» ведении бизнеса, уклонении от уплаты налогов, выплате заработной платы в «конвертах», вообще в попирании правовых норм и правил. Получается «обоюдный внеправовой («теневой») процесс социально-профессиональных отношений».

Неслучайно, что лишь 17,2% предпринимателей считают, что сегодня можно вести бизнес, не нарушая законов и правовых норм (Рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Оценка предпринимателями возможностей ведения бизнеса в современных условиях, не нарушая законов или других нормативных предписаний (в процентах от числа опрошенных)

 

Результаты исследования выявили очень высокий уровень криминальных взаимоотношений предпринимателей с представителями различных структур. Половина предпринимателей отмечает, что в их районе есть предприниматели, которые уплачивают, так называемый, «черный налог» (рэкет, поборы, взятки). Такие негативные тенденции присуще всем без исключения муниципальным районам Хабаровского края, хотя в «южном кусте» они несколько ниже, нежели в «северном» (Рисунок 4). Лишь 6,8% предпринимателей отметили, что таких предпринимателей нет. Большое количество предпринимателей вообще ушли от ответа на такой «провокационный» вопрос, выбрав вариант ответа «затрудняюсь ответить» (таких в выборке 47%).

 

Рисунок 4 - Оценка наличия в районе предпринимателей, уплачивающих «черный налог» (в сумме вариантов ответа «практически все платят», «таких в районе много» и «есть такие, но их единицы») (в процентах от числа опрошенных)

 

Обозначенные негативные тенденции в сфере развития предпринимательства влияют на распространение, так называемых, «теневых отношений».

Распространенность теневых отношений, как и в целом в российском обществе, так и по результатам опроса предпринимателей Хабаровского края, достаточно велика и присуща всем районам Хабаровского края. По результатам опроса до 60% предпринимателей уклоняются от уплаты налогов, причем в «южном кусте» таких предпринимателей несколько больше, чем в «северном кусте».

Основные причины ухода в «теневой бизнес» предприниматели видят в желании снизить издержки за счет неуплаты налогов и желании получить больше денег, по сути дела, преследуя сугубо корыстные цели (Таблица. 3).

 

Таблица 3 - Оценка предпринимателями целей ухода в «теневой бизнес» в процентах от числа опрошенных

Цели ухода в теневой бизнес %
Снижение издержек за счет неуплаты налогов 69,9
Желание быстро разбогатеть 30,9
Необходимость иметь наличные средства для неофициальных расчетов с представителями государственных служб 13,2
Сложившаяся практика взаимоотношений с партнерами 8,8

 

Еще одной серьезной проблемой является информационно-консультационная помощь и поддержка. Предприниматели отмечали, что они испытывают большую потребность в получении информации и консультациях по вопросам налогообложения, кредитования, правовым вопросам и др. Однако они не видят особой помощи и поддержки начинающим и развивающимся предприятиям, которую предоставляют государственные учреждения

Даже та помощь, которую оказывают представители государственных структур, по мнению большинства предпринимателей (76,6%), не является компетентной и эффективной по поддержке начинающих и развивающихся предприятий.

В России государственная поддержка имеет форму, но не имеет содержание. По большому счету большинство направлений поддержки бизнеса носит декларативный характер и в меньшей степени подкреплен реальными механизмами реализации.

Такую позицию в целом разделяют и предприниматели Хабаровского края. Абсолютное большинство предпринимателей уверено, что «государственная поддержка предпринимательства - это только пустые разговоры, а толку мало». В большей степени такие тенденции присуще предпринимателям «северного куста».

Более того, большинство предпринимателей (81,1%) отмечают то, что чиновники очень мало знают о проблемах предпринимательства (Рисунок 5), что сводит на нет конструктивность принятия тех или иных мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

 

Рисунок 5 - Удельный вес предпринимателей, считающих, что чиновники очень мало знают о проблемах предпринимательства (в процентах от числа опрошенных)

 

Таким образом, результаты исследований, позволили выявить основные проблемы в сфере развития малого и среднего бизнеса в Хабаровском крае.

Наряду с налоговыми проблемами, предприниматели обеспокоены и такими проблемами, как подбор квалифицированных кадров, несовершенство законодательства, высокая стоимость аренды помещений, нехватка оборотных средств, сложности в получении кредита и другими.

Распространенность административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства в крае является уже привычной картиной. В большинстве своем предприниматели сталкиваются с административными барьерами при оформлении земельно-правовых документов, при получении лицензии (разрешения) на определенные виды деятельности, при передаче во владение или пользование на долгосрочной основе объектов муниципального имущества.

Более того, по оценкам более 60% предпринимателей, на их бизнес оказывают особенно сильное «давление» различные органы государственного управления и местной власти (Роспотребнадзор, милиция, пожарный надзор).

Следует отметить, что современный бизнес развивается во внеправовом поле. Предприниматели отмечают, что сегодня невозможно вести бизнес, не нарушая законов и правовых норм; для «более успешного» развития своего бизнеса, необходимо устанавливать неформальные отношения с представителями власти; выявлен очень высокий уровень криминальных взаимоотношений предпринимателей с представителями различных структур (половина предпринимателей уплачивают «черный налог»); большинство предпринимателей отмечает о «необходимости оплаты прихода инспектора», поскольку последние рассчитывают на подарок или взятку перед тем, как дать благоприятное заключение. Распространенность теневых отношений среди предпринимателей Хабаровского края достаточно велика и присуща всем районам Хабаровского края - до 60% предпринимателей уклоняются от уплаты налогов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между государством и предпринимательством существует достаточно большой «разрыв». Этот разрыв проявляется, прежде всего, в слабой заинтересованности органов власти в развитии бизнеса, их желания знать проблемы предпринимателей и способности их решать, отсутствии реального содержания декларируемых направлений поддержки малого и среднего бизнеса. Решение обозначенных основных проблем, позволит не только сблизить чиновников с представителями бизнеса, но и окажет реальное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в крае.


Заключение

 

Финансы предприятий - важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Финансы государства зависят от финансов предприятий, так как большая часть доходов бюджета государства состоит из налоговых поступлений от предприятий. Финансы организаций обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и внебюджетных фондов; обеспечивают сферу материального производства необходимыми финансовыми ресурсами и денежными средствами для непрерывного процесса расширенного воспроизводства; могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.

В данной работе были рассмотрены основные положения относительно финансов организаций - одного из элементов общей системы финансов. На основе приведенного теоретического, статистического материала и проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки;

Основными проблемами в области финансов предприятий являются высокие налоги, нехватка молодых квалифицированных специалистов, несовершенство законодательства, высокая стоимость аренды помещений, нехватка оборотных средств, сложности в получении кредита, сильное «давление» со стороны различных органов государственного управления и местной власти. Все это приводит к тому, что современное состояние предприятий характеризуется наличием «теневой» сферы, неуплатой налогов и укрыванием доходов.


Библиографический список

 

1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: закон Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант +».

2. Налоговый кодекс РФ: Ч. 1 - 4. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011. - 640 с. - (Кодексы Российской Федерации).

.   О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ: в ред. от 29.09.2011. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант +».

.   Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ: ред. от 11.07.2011. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант +».

.   О таможенном тарифе: закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1: ред. от 08.12.2010. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант +».

.   Алексеева Д.Г. Новое в валютном законодательстве. / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Н. В. Сапожников // Банковское право. - 2007. - №3. - С. 69-73.

.   Аналитический доклад «Состояние, проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае». [Электронный ресурс] / Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей. - URL: <http://dvop.ru/index.php/dopinfo/440--q-q> (дата обращения 15.10.2011).

.   Бирман А.М. Опережая время. / А. М. Бирман. - М.: Наука. 428 с.

.   Государство приготовило малому бизнесу в 2011 году очередной налоговый сюрприз. [Электронный ресурс] / Издательский дом «Алтапресс». - URL: <http://altapress.ru/story/56852/> (дата обращения 15.10.2011).

.   Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. / В. П. Дьяченко. - М.: Наука, 1974. - 488 c.

.   История возникновения финансов. [Электронный ресурс] / Управление финансами. - URL: http://www.financecuratio.ru/sushhnost-finansov/5-istorija-vozniknovenija-finansov.html (дата обращения 01.10.2011).

.   Николаева Т.П. Финансы предприятий: Учебно-методический комплекс. / Т.П. Николаева - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2010. - 311 с.

.   Павлова Л.Н. Финансы предприятий. / Л.Н. Павлова. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 639 с.

.   Половникова Н.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности при помощи финансово-правовых средств. / Н.В Полотникова // Предпринимательское право. - 2008. - №3. - С. 23-29.

.   Постатейный комментарий к закону «О внешнеторговой деятельности». / Под ред. А.Н. Козырина. - М., 2005. - 162 с.

.   Семенихин В.В. Государственное регулирование цен в торговле./ В.В. Семенихин // Информационно-аналитическая газета Налоги. - 2009. - №17. - С. 6-9.

.   Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. // Подготовлен для системы Консультант-плюс, 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...