Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Банк Англии, его цели, задачи и основные функции




Тема 8

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

Банковская система Великобритании принадлежит к числу ста­рейших и наиболее развитых банковских систем мира. Она имеет хорошо организованную и разветвленную финансовую инфраструктуру и опирается на мощный денежный рынок в лондонском Сити, имеющий тесные связи с гласными финансовыми центрами мира.

Финансовые институты Великобритании, как и в других странах, можно разделить на две группы.

• банковский сектор включает коммерческие банки различных
типов — клиринговые банки, акцептные дома, торговые банки, ино­странные банки и их филиалы и т.д.;

• небанковские финансовые учреждения. К ним относятся стра­ховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды,
строительные общества, кредитные союзы и т.д.

 

Банк Англии, его цели, задачи и основные функции

Банковская система Великобритании является двухуровневой. Первый уровень банковской системы— Банк Англии (Bank of England).

Банк Англии был образован в 1694 г. и его капитал при образова­нии составил 1 200 000 фунтов стерлингов. Эта сумма была без промед­ления выдана в долг правительству. В обмен на кредит Банку было раз­решено выпустить банкноты на ту же сумму. Внезапный выпуск столь большого объема банкнот сопровождался полным набором элементов Денежной инфляции. В 1697 г, правительство обновило и расширило привилегии Банка, разрешив ему увеличить собственный капитал и та­ким образом расширить выпуск банкнот. Кроме того, правительство предоставило Банку монопольное право на ведение правительствен­ных расчетов, постановив, что отныне все платежи правительству Должны производиться через Банк Англии. Реализация этого правила Привела к существенному росту престижа Банка.

На протяжении столетия Банку неоднократно возобновлялась лицензия, увеличивался его капитал, расширялись права и функции, концентрация привилегий в руках Банка обеспечила ему привилеги­рованную и влиятельную позицию в финансовом мире, в результате чего мелкие частные фирмы с трудом выдерживали конкуренцию с Банком в тех же сферах бизнеса, и большинство частных банков в Лон­доне закончили свое существование примерно к 1780 г. Другим следст­вием такого развития стало то, что мелкие банки обратились к практике хранения своих средств в Банке Англии, который тем самым начал приобретать черты центрального банка.

Начиная с 1800 г., на всем протяжении периода гигантского рас­ширения военных кредитов в период войны с Наполеоном и, соответ­ственно, быстрого обесценения фунта банкноты Банка Англии прак­тически служили законным средством платежа. Они не были офици­ально признаны таковыми до 1812 г., но, поскольку эти банкноты являлись средством осуществления всех правительственных платежей и в какой-то мере из патриотических соображений, как правило, при­нимались везде по своей номинальной стоимости.

В 1812 г. правительство объявило их универсальным законным средством платежа. Рядовые банки стали рассматривать банкноты Банка Англии в качестве средства обеспечения собственной эмисси­онной деятельности, а во многих частях страны им впервые удалось за­нять решающую роль в местном денежном обращении.

Возврат к более или менее нормальной ситуации в 1819 г, уже обо­значил тенденцию рассматривать Банк Англии в качестве регулирую­щего института, занимающего особое ответственное положение в де­нежной и кредитной системах страны. Такое развитие событий не уст­раивало уже Банк Англии, и Совет директоров Банка даже сделал специальное представление в Парламент, в котором выражался про­тест против ситуации, которую Банк характеризовал как попытку воз­ложить на Банк ответственность «за поддержание всей национальной валюты».

Тем не менее Закон 1844 г. провозгласил окончательную монополизацию эмиссионной деятельности в руках Банка Англии. Закон оп­ределил, что фидуциарная (т.е. не обеспеченная золотом) эмиссия Банка должна ограничиваться 14 млн фунтов. Все прочие существо­вавшие к тому времени эмиссионные банки получали право на про­должение своей деятельности, однако максимальный предел эмиссии для каждого из них фиксировался на том среднем уровне, который до принятия Закона был достигнут данным конкретным банком. Эмиссионные права банков терялись ими в тех случаях, когда они сливались либо поглощались другими-банками, а также если они добровольно от­казывались от такого рода прав, причем Банк Англии должен был по Закону приобретать права таковых в объеме двух третей от утвержден­ной для них эмиссии. Приобретение эмиссионных прав вновь образо­ванными банками было запрещено. Так сформировалось выделение эмиссионного института в национальном масштабе, что означало образование двухуровневой банковском системы. Однако окончательная монополия в сфере эмиссии денег на Британских островах была дос­тигнута только в 192! г.

Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, тре­бующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхо­да к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.

Руководство Банком Англии возложено на Управляющего, замес­тителя Управляющего и Совет, в составе которого 16 директоров. Все эти посты являются выборными. Выборы проходят на собраниях ак­ционеров Банка Англии. Управляющий банком и его заместители на­значаются на срок 5 лет, члены Совета директоров — на 3 года.

Три основных департамента возглавляют: Секретарь, Главный бухгалтер и Главный кассир. Этот принцип разделения был неизменен с 1851 г.

Главный бухгалтер ведет счета Банка, регистрирует выпуск его ак­ций и выпуски правительственных ценных бумаг. Главный кассир контролирует бизнес и выпуск банкнот Банка Англии. Секретарь ко­ординирует работу Советами собраний Совета, осуществляет контроль за общехозяйственной деятельностью Банка.

Эти три департамента существовали до 1932 г., когда в результате проведенного независимой комиссией изучения деятельности Банка были созданы еще два департаменте

· Иностранный департамент, на который была возложена все бо­лее расширяющаяся деятельность го связям с центральными банками
других государств и контроль за банковской деятельностью в Британ­ских колониях;

· Хозяйственный департамент, которому были переданы от Сек­ретаря функции по всем внутрибанковским вопросам — здания, кад­ровые вопросы, социальное обеспечение.

В 1946 г. Банк Англии был национализирован — акционерный ка­питал выкупило Министерство финансов Великобритании.

В последующие годы происходили различные внутренние струк­турные изменения и реорганизации департаментов Банка Англии. На­пример, в 1964 г. Департамент заморских территорий был реорганизо­ван в два — новый Департамент заморских территорий и Департамент экономической информации. Различные изменения структуры банка происходили в 1972, 1976, 1979, 1989 гг. Все эти изменения были на­правлены на повышение качества управления Банком с целью повы­сить качество исполнения банком своих основных функций, обусловленных статусом Центрального банка страны, и прежде всего, обеспе­чения устойчивости денежно-кредитной системы.

В настоящее время Банк Англии имеет следующую структуру;

· Департамент учета {Accountants Department, AC);

· Административный департамент {Administration Departament, ADM)

· Департамент аудита {Audit Department, AU)\

· Кассовый департамент {Cashier's Department, С);

· Департамент штатов {Establishment Department, £);

· Департамент валютного контроля {Exchange Control Department, EC)-

· Департамент экономической информации {Economic Intelligence
Department, EID);

· Секретариат {Governors & Secretary's Department, G);

· музей {Museum Holdings, Af);

· Иностранный департамент {Overseas Department, OV);

· типография, служба размножения информации {Printing
Works, PW).

Департамент учета на протяжении всей истории Банка Англии ве­дет учет и регистрацию акционеров банка, организует выпуски акций банка. В значительной степени он выполняет те же функции исегодня.

На Административный департамент возложены обязанности по ве­дению внутреннего учета банка, составлению годовых отчетов, ведению архива, организации и разработке методов ведения бизнеса банка и т.п.

Департамент аудита, организованный в 1893 г., проводит внут­ренний аудит всех подразделений банка.

В Кассовом департаменте (департаменте главного кассира) сосредо­точены многочисленные функции по выпуску банкнот, учету и хранению золотовалютных резервов, валютному контролю и правительственным займам и т.д. Это самый «многофункциональный» департамент банка.

Основное назначение Департамента штатов — подбор кадров для Банка Англии. Департамент был организован в 1932 г., до того под­бором кадров каждый департамент занимался самостоятельно.

Задача Департамента валютного контроля — контроль за соблю­дением законодательства в сфере валютного контроля и валютного ре­гулирования, анализ изменений на валютных рынках. До образования в 1964 г. Департамента функции валютного контроля были возложены на Департамент главного кассира. Полностью валютный контроль был выделен из других подразделений банка только в 1979 г.

Департамент экономической информации выдает рекомендации по внутренним и внешним финансовым вопросам, по вопросам общего экономического управления; оценивает эффективность воздействия Банка Англии на состояние денежного и финансового рынков; готовит статистическую информацию и издает ежеквартальный бюллетень.

Секретариат ведет протоколы Совета директоров Банка Англии, готовит приказы Управляющего и контролирует их исполнение и т.п.

Иностранный департамент на протяжении XX в. подвергался наи­большим реорганизациям. Сегодня на него возложены функции взаимоотношений с центральными банками других стран, Международ­ным валютным фондом и другими международными финансовыми организациями, а с 1994 г. его основные функции — поддержка моне­тарной политики Банка Англии и надзорные функции.

Банк имеет на территории Великобритании 12 агентств, в том чис­ле в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Банк всегда был подчинен Министерству финансов Великобрита­нии. Однако в конце 1990-х гг. произошли значительные изменения в определении задач и функций Банка и в структуре надзора за финансо­вой деятельностью в Великобритании.

В достижении цели поддержания стабильной и эффективной де­нежной и финансовой системы как основы здоровой экономики Банк Англии имеет три ключевые задачи, решение которых зависит от дея­тельности Банка в целом:

· поддержание устойчивости и стоимости валюты;

· поддержание стабильности финансовой системы, как внутрен­ней, так и международной;

· достижение максимальной эффективности британских финан­совых услуг.

Поддержание устойчивости и стоимости валюты включает поддер­жание стабильности цен в пределах установленных Правительством целевых ориентиров для решения более широких экономических задач устойчивого роста и занятости.

Банк решает эту задачу через установление процентных ставок на ежемесячных заседаниях Комитета по денежной политике, участвуя в международных дискуссиях по оздоровлению мировой экономики; применяя рыночные элементы монетарной политики и поддерживая Доверие к национальной валюте.

Первой целью любого центрального банка является защита стоимости валюты, создание благоприятных условий при операциях куп­ли-продажи национальной валюты и ее обмена на другие валюты. Монетарная политика направлена на создание таких условий и обеспече­ние основы безынфляционного экономического роста. Монетарная Политика в Великобритании реализуется через влияние на цену денег, Другими словами — через процентную ставку.

Проведение денежной политики основано на двух главных элементах: устанавливаемых Правительством годовых целевых ориенти­ру темпов инфляции и обязательстве о проведении открытого и пред сказуемого режима принятия решений. Ответственность Банка при проведении денежной политики заключается в определении уровня краткосрочных процентных ставок в соответствии с правительствен­ными целевыми ориентирами.

В мае 1997 г. Правительство Великобритании предоставило банку Англии право независимого принятия решений по уровню процент­ных ставок в соответствии с инфляционными ориентирами (на тот пе­риод — 2,5% годовых). Размер процентных ставок устанавливает Ко­митет банка по денежной политике. В состав Комитета входят 9 чело­век; Управляющий, два его заместителя, главный экономист банка, исполнительный директор операций на финансовом рынке, а также 4 внешних члена, напрямую назначаемых Казначейством.

На ежемесячных встречах Комитет анализирует экономические показатели, оценивает влияние внутренних и международных эконо­мических и денежных факторов. В 12 часов следующего дня объявляет­ся решение Комитета об уровне процентной ставки. В течение двух не­дель после заседания публикуется его протокол. Кроме того, банк ежЛ квартально публикует сообщения об уровне инфляции, в котором дается детальный анализ инфляционных процессов и перспектив развития.

Как банкир правительства и банков, Банк Англии способен с высо­кой степенью точности предсказывать структуру денежных потоков по счетам Правительства и счетам коммерческих банков. Это позволяет ему на ежедневной основе сглаживать возникающий дисбаланс денеж­ных потоков, принимая меры для поддержания стабильности денеж­ного рынка. Для поддержания стабильности банк размещает на рынке краткосрочные фонды, когда денежный поток на счета банков превы­шает поступления на счета правительства, и выкупает краткосрочные фонды, когда происходит обратный процесс. Hi практике действия Правительства и Банка ежедневно направлены на сокращение денеж­ного предложения.

Банк обеспечивает наличные, которые требуется банковской сис-1 теме в целом для достижения баланса платежей на конец каждого дня. Поскольку Банк является последним «поставщиком» наличных, он может выбрать тот уровень ставки, который сочтет необходимым. Ставка, установленная Банком, быстро распространяясь по финансо­вой системе, воздействует на уровень ставок экономики в целом. Когда Банк изменяет ежедневную ставку, коммерческие банки меняют свои базовые ставки по депозитам и кредитам.

Повышение ставки повышает цену денег, сокращает спрос на кре­диты и тем самым снижает инфляцию. Снижение ставки расширяет предложение денег, облегчает доступ к кредитам и увеличивает спрос на них, увеличивая инфляцию. Эта схема подтверждается практикой всех развитых стран, инфляция в которых имеет монетарную природу. Эта схема справедлива и для развивающихся стран и стран с переход­ной экономикой, монетарная природа инфляции в которых носит не­явный характер.

Решение второй задачи, поддержания стабильности внутренней и международной финансовой системы, осуществляется путем монито­ринга развития финансовой системы, включая связь между отдельны­ми институтами и между финансовыми рынками; через анализ состоя­ния внутренней и международной экономики; через тесное сотрудни­чество внутренних и международных служб финансового надзора; через обеспечение прочной финансовой инфраструктуры, включая эффективную организацию платежей и расчетов.

В исключительных обстоятельствах Банк после консультаций с Ад­министрацией финансовых услуг (Financial Services Authority) или Ми­нистерством финансов может предоставить или оказать помощь в ор­ганизации финансовой поддержки, когда это необходимо для предот­вращения системного кризиса.

Банк Англии на протяжении 300 лет играл ключевую роль в под­держании финансовой системы Соединенного Королевства и сохра­няет ее сегодня. Прочная и стабильная финансовая система имеет жиз­ненное значение для проведения монетарной политики. С 1997 г. Банк Англии законодательно ответствен за стабильность финансовой систе­мы в целом, а деятельность отдельных банков и других финансовых ор­ганизаций, включая общепризнанные финансовые биржи (например, Лондонская фондовая биржа), контролирует Администрация финан­совых услуг (FSA).

В октябре 1997 г. был подписан Меморандум взаимопонимания между Банком Англии, Министерством финансов и FSA. В нем рас­пределена ответственность за регулирование и финансовую стабильность в Соединенном Королевстве. Он постановил создать Постоян­ный комитет, на котором три организации могут вырабатывать общие позиции по любым возникающим вопросам.

В соответствии с Меморандумом на Банк возложена следующая ответственность:

· за стабильность денежной системы. Банк осуществляет ежеднев­ный мониторинг и ежедневное воздействие на рынок для сглаживания
колебаний ликвидности;

· за инфраструктуру финансовой системы, в особенности систему
платежей внутри страны и за ее границы. Банк Англии является сердцем этой системы. Он обязан консультировать канцлера Казначейства
по вопросам платежных систем и нести ответственность за эти кон сультации. Банк также включен в процессы развития и улучшения сис­темы предупреждения и сокращения системного риска;

· за широкий обзор системы в целом. Банк является уникальным
для этого учреждением: он отвечает за стабильность денежной систе­мы, имеет высокий уровень представительства в ВФУ (на уровне за­местителя управляющего). Включение Банка в платежную систему по­зволяет ему первым увидеть возникающие проблемы. Банк способен
консультировать по вопросам финансовой стабильности на междуна­родных рынках и платежных систем;

· будучи способным в чрезвычайных обстоятельствах поддержать
правительственные финансовые операции (в соответствии с Мемо­рандумом), Банк может воздействовать на отдельные институты и рас­пространять свое воздействие на другие секторы финансовой системы;

· за рентабельность и эффективность финансового сектора, осо­бенно в отношении международной конкуренции. Банк сохраняет ли­дирующую роль в развитии Сити. Большая часть его деятельности на­правлена на улучшение инфраструктуры.

Банковские кризисы обычно ассоциируются с периодами сниже­ния объемов производства. Падение оценивается в 15—20% валового внутреннего продукта, что подтверждают исследования британских экономистов (Hoggarth, Reis и Saportd) в 2001 г. на примере 43 банков­ских кризисов в разных странах.

Банковские кризисы происходят не только в развивающихся эко­номиках. Двенадцать из 54 глобальных банковских кризисов, зафик­сированных Международным валютным фондом (World Economic Outlook, 1998), произошли в развитых странах. Более того, банковские кризисы в высокоразвитых странах длятся дольше и сопровождаются большими потерями, большим снижением ВВП, чем в развивающих­ся. Средний срок восстановления экономики в развитых странах со­ставляет 4,1 года, а в развивающихся — 2,1 года, падение ВВП состав­ляет 24% и 14% соответственно. Особую опасность представляют «двойные кризисы», когда банковская нестабильность и одновременно резкое давление на валютный курс приводят к значительно боль­шим потерям ВВП, чем при «одиночном» кризисе.

Одна из основных задач Банка Англии — предупреждение негативных проявлений в денежно-кредитной сфере. Эта задача решается посредством мониторинга риска финансового ухудшения.

Банк Англии публикует 6-месячные аналитические обзоры финансовой стабильности. Обзоры содержат суммарную оценку текущих перспективных рисков финансовой стабильности в Соединенном Королевстве и международных. Эти риски могут принимать различные формы — кредитный, рыночный риск, риск ликвидности и т.д. В обзорах используются различные методики для идентификации и оценки этих рисков для банковской системы Великобритании, для корпора­тивного сектора Великобритании и для международной экономики.

С Банка сняты все надзорные функции за коммерческими банками и финансовыми институтами.

Третью задачу, достижение максимальной эффективности Британ­ских финансовых услуг, Банк Англии решает следующими методами.

Банк нацелен строить такую финансовую систему в Великобрита­нии, которая дает возможность фирмам любых размеров иметь доступ к капиталу на условиях, обеспечивающих адекватную защиту инвесторов, и которая усиливает позиции в международной конкуренции лондон­ского Сити и других британских финансовых центров. Методы дости­жения этих целей — экспертиза размещения рынков; воздействие как инициатора коллективных действий при недостаточности одних только рыночных сил; поддержка развития финансовой инфраструктуры; кон­сультации Правительства; отстаивание и защита британских интересов через контакты с финансовыми властями других стран.

Финансовый сектор — один из наиболее успешных секторов бри­танской экономики, и лондонский Сити — один из ведущих мировых финансовых центров. Для такого успеха много причин:

· местоположение Лондона. Утром он может торговать в Японии,
а к вечеру — в США;

· открытость Лондона для иностранных финансовых институтов;

· гибкие правила регулирования;

· наличие широкого круга профессиональных услуг;

· общая готовность к новшествам и приспособляемость.

Тем не менее финансовые власти Великобритании постоянно под­держивают развитие Сити как мирового финансового центра, и Банку Англии в этих процессах отведена ключевая роль. Он определяет систему расчетно-платежных отношений и входит в денежную клиринговую систему международных расчетов. Совместно с группой крупнейших банков Банк Англии внедрил систему валовых платежей в Рольном времени, что значительно снизило риск и повысило рентабельность внутренних крупных платежей. Банк развивает платежную систему на рынках фьючерсов.

В рамках выполнения трех основных функций у Банка Англии есть множество других функций, среди которых:

· выпуск банкнот Банка Англии (официальное платежное средство);

· управление внешним государственным долгом Правительства Великобритании.

Специфика взаимоотношений между государством и его регулирующими органами, центральным банком и частными банками позволяет охарактеризовать Банк Англии одновременно как «правую руку правительства в Сити и как представителя Сити в правительстве», э-двойственная роль Банка Англии дает правительству возможность проводить денежно-кредитную политику более гибкими средствами а финансистам Сити — уверенность в том, что их интересы будут отстаиваться при любом правительстве и любом экономическом курсе.

В 1997 г. функции Банка Англии как агента правительства по управлению стерлинговым госдолгом, продаже государственных сер­тификатов, надзору за рынком сертификатов и управлению налич­ностью переданы Министерству финансов. С f апреля 1998 г. в Мини­стерстве был организован Офис управления госдолгом.

Существенных изменений в. практике управления госдолгом не произошло и не намечается. Продолжена политика ежегодных публи­каций программ займов, регулярные консультативные встречи с участ­никами рынка.

Роль Банка Англии в процессах оборота государственных ценных бу­маг сводится к общему надзору за рынком и подсчету доходности и ин­дексов отдельных категорий долгосрочных первоклассных ценных бумаг.

В то же время Банк по-прежнему по поручению Министерства фи­нансов управляет валютным счетом, на котором хранятся золотые и валютные резервы Великобритании. Банк управляет госдолгом в ино­странной валюте и проводит золотые аукционы. Наличие резервов в управлении Банка Англии позволяет ему более активно воздейство­вать на обменный курс фунта стерлингов. Кроме того, Банк проводит валютообменные операции и переводы для правительственных депар­таментов и других центральных банков.

Банк Англии выпускает банкноты более 300 лет. Сегодня в обороте находятся банкноты достоинством 5, 10, 20 и 50 фунтов стерлингов. Банкноты являются единственным законным платежным средством на территории Соединенного Королевства.

Из изложенного можно сделать однозначный вывод о значитель­ном изменении роли и функций Банка Англии в конце XX в. Банк все более лишается оперативных функций, аналогичных функциям ком­мерческих банков. Он освобождается от функций надзора и регулирования отдельных банковских и финансовых институтов. Одновременно все большее значение приобретают функции регулирования макроэкономических процессов, обеспечения устойчивости финансовой системы Соединенного Королевства, защиты британских интересов на мировых финансовых рынках, функции аналитического центра-

В то же время в силу специфики банковской деятельности и специ­фики центрального банка Банк Англии продолжает выполнять бан­ковские операции, прежде всего в отношениях с другими банками.

Можно выделить три основные группы клиентов Банка Англии.

· Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых
банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на
счете и не имеют права превышать ее. Кроме того, все банки, осущест­вляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35% суммы всех
своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии как обязательные
резервы. В обязанности Банка Англии не входит контроль за соблюде­нием банками норм резервирования.

· Центральные банки многих других стран имеют счета в Банке
Англии и могут вести операции через Банк Англии.

· Правительство держит счета в Банке Англии, и, таким образом,
платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета проходят через счета
Банка Англии.

В рамках подписанного в 1997 г. Меморандума на Министерство финансов возлагается ответственность за институциональную струк­туру и законодательную основу регулирования.

Оно не несет ответственность за оперативную деятельность Банка Англии и Администрации финансовых услуг (АФУ). Однако существу­ют различные обстоятельства, при которых и Банку Англии, и АФУ не­обходима помощь и содействие Казначейства в решении вопросов, на­пример, при серьезных экономических проблемах; при возникнове­нии проблем, требующих дипломатических действий; при решении вопросов, связанных с изменением законодательства, и т.д.

Органом регулирования всей финансовой и банковской системы Великобритании с октября 1997 г. является Администрация финансовых услуг (Financial Services Authority), АФУ является частным акционерным обществом. В составе его акционеров — банки, строительные общества.

Администрация финансовых услуг отвечает за:

· осуществление пруденциального надзора за банками, строитель­ными обществами, инвестиционными фирмами, страховыми компа­ниями, дружескими обществами и т.д.;

· надзор за финансовыми рынками, клиринговыми и расчетными
системами;

· при возникновении проблемных случаев — за проведение опера­ций, воздействующих на фирмы, рынки, клиринговые и расчетные системы в пределах прав и в порядке, предусмотренном соответствую­щими статьями Меморандума;

· политику регулирования в указанных областях.

Банки и иные финансовые институты, соответствующие стандар­там и требованиям FSA, называются авторизованными институтами.

Особенность системы регулирования финансовых рынков и их в Великобритании заключается в том, что впервые в одной из крупнейших стран мира, мощнейшем мировом финансовом центре ответственность за регулирование финансовых услуг и субъектов фи­нансового рынка возложена на одну организацию. АФУ объединила существовавшие ранее восемь независимых регулирующих организа­ций и подразделение Банка Англии, Объединение проведено на основе существовавшего ранее Совета по ценным бумагам и инвестициям.

Справедливости ради надо отметить, что Великобритания была не первой страной, в которой органы регулирования финансового рынка собраны в единую организацию. В июле 1991 г. подобная организация (Finansispektioneri) была создана в Швеции для текущего и перспектив­ного регулирования финансового рынка и интеграционных процессов в финансовой сфере; в 3 986 г. единый орган регулирования банковско­го, страхового секторов и рынка ценных бумаг был создан в Норвегии; в 1988 г. аналогичная шведской организация была создана в Дании. Но обороты на финансовых рынках этих стран даже в совокупности не идут ни в какое сравнение с масштабами Соединенного Королевства. Кроме того, объем полномочий и круг ответственности АФУ значи­тельно превышает все ранее созданные аналоги.

Надзор за институтами осуществляется по следующим направле­ниям:

· капитал;

· раскрытие информации;

· ликвидность;

· резервы;

· системы управления и контроля;

· директора, контроллеры и менеджеры.

Чтобы осуществлять банковские операции в соответствии с Зако­ном о банках 1987 г., институт должен удовлетворять требованиям АФУ в том, что его бизнес проводится «благоразумным способом».

Это понятие включает в себя:

· достаточность имеющегося капитала;

· адекватную ликвидность (которая означает наличие достаточ­ных средств для выполнения своих обязательств);

· реалистический бизнес-план и адекватные системы и средства
управления;

· наличие на счетах баланса резервов, адекватных безнадежным и
сомнительным долгам;

· осуществление операций честно (прозрачно) и умело.
Директора, менеджеры и контроллеры банка должны соответство­вать занимаемым должностям.

Как АФУ интерпретирует эти термины, изложено в «Основных принципах», выпущенных в июле 1998 г., и в двух томах Указаний по политике банковского надзора. Институты, соответствующие стандартам АФУ, называются «авторизованные банки» (в соответствии с Зако­ном о банках 1987 г. название «банк» сохранено тем из них, кто имеет капитал не меньше 5 млн фунтов стерлингов или лицензированы за границей. Однако обычно термин «банк» применяется ко всем).

В соответствии со Второй банковской директивой по координации ЕС банкам, инкорпорированным в других странах — членах ЕС, вклю­чая Норвегию, Исландию и Лихтенштейн (так назывемые банки, авто­ризованные в Европе или Европейские уполномоченные банки), для приема депозитов в Великобритании авторизация АФУ не требуется. Им достаточно иметь лицензию в собственной стране и быть под над­зором национальных контролирующих органов. Эти органы в соответ­ствии с правилами Евросоюза и осуществляют пруденциальный над­зор за филиалами своих банков-резидентов. АФУ, со своей стороны, обязана сотрудничать с властями страны филиала-нерезидента и до­полнительно разделяет с ними ответственность по надзору за ликвид­ностью филиалов.

В настоящее время в Великобритании около 430 банков принима­ют депозиты. Почти половина из них являются зарубежными, и из этих зарубежных банков половина авторизованы в странах Евросоюза. Постоянный надзор АФУ за банками, принимающими в Великобритании депозиты, осуществляется через сбор информации от контролирую­щих органов, через сообщения аудиторских организаций, при непо­средственных проверках банков и через регулярные формализованные опросы. Кроме того, АФУ имеет доступ к статистическим данным Бан­ка Англии.

Отправной точкой является систематический анализ характера риска каждого банка, который затем определяет стратегию надзора на очередной период. АФУ не пытается опекать банковскую систему или препятствовать банкам принимать собственные коммерческие реше­ния. Надзор не заменяет банковский менеджмент в оценке оптималь­ности коммерческой стратегии банка. Но наблюдатели должны быть Уверены, что минимум надежности банка обеспечен. Если возникает Угроза вкладчикам, АФУ имеет полномочия отозвать у банка разреше­ние или ограничить его операции и права.

Решения вопросов аннулирования и авторизации, соответствия или несоответствия института положениям Закона о банках принима­ется на основании формального рассмотрения документов. При при­нятии формального решения АФУ обязана принимать во внимание все Документальные факты и свидетельства. Ее решения могут быть оспорены в судах, а при определенных обстоятельствах можно подавать апелляцию в Трибунал, имеющий право пересмотреть решение АФУ.

Вторая банковская директива предоставила авторизованным в Великобритании банкам разрешение на открытие филиалов или предос­тавление банковских услуг на всей территории Европейской экономи­ческой арены без повторного лицензирования. Надзор за деятельностью этих филиалов осуществляет АФУ, за исключением ликвидности этих филиалов.

Капитал банка обычно состоит из нескольких элементов. Эти эле­менты включаются в один из трех уровней.

Первый уровень, или основной капитал, включает акционерный капитал и подтвержденную аудитом нераспределенную прибыль.

Второй уровень, или дополнительный капитал, включает общие резервы, сформированные на возможные неопределенные будущие потери, а также среднесрочные или долгосрочные субординированные займы.

Третий уровень включает субординированный долг сроком плате­жа не менее двух лет, который является «связанным» (т.е. не может быть возвращен без разрешения FSA, если возврат приведет к наруше­нию норматива достаточности капитала), и накопленную прибыль, яв­ляющуюся результатом переоценки ценных бумаг, иностранной валю­ты и контрактов по ним.

Далее ограничения накладываются на компоненты второго и третьего уровней. Субординированные займы во втором уровне не мо­гут превышать 50% первого уровня; первый уровень капитала, как по­лагают, является более устойчивым и поэтому имеет более высокое ка­чество, чем второй уровень. По крайней мере 50% капитала банка дол­жен составлять первый уровень. Создаваемые банком общие резервы на возможные потери не могут превышать (не принимаются в расчет капитала) 1,25% активов, взвешенных с учетом риска, а сумма субор­динированных займов во втором и третьем уровнях не может превы­шать более чем вдвое капитал первого уровня.

Структуру капитала английского банка можно увидеть на следую­щем примере (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Капитал (Capital Base)

 

Элементы 1 уровня
Акции  
Резервы (Disclosed reserves)  
Прибыль в распоряжении банка (заверенная внешним аудитом)  
Итого первый уровень  
Элементы 2 уровня
Fixed Asset Revaluation Reserve  
Общие резервы  
Субординированный долг  
Итого второй уровень  
Элементы 3 уровня
Субординированный долг  
Прибыль от торговой деятельности (Trading Activities)  
Итого третий уровень  
Всего капитал  

 

Отношение капитала к «взвешенным» активам в процентах — по­казатель рисковых активов (Risk Asset Ratio, RAR). Отдельно рассчиты­вается показатель достаточности капитала по торговым операциям.

Каждый банк-резидент получает персональный «целевой» сово­купный показатель достаточности капитала, ниже уровня которого он не имеет права опускаться. АФУ не устанавливает единых требований для всех банков, во внимание принимаются возможные индивидуаль­ные факторы риска исходя из особенностей отдельного банка (качест­во систем контроля, правовые риски, концентрация операций на от­дельных секторах рынка и т.п.). Абсолютное минимальное значение достаточности капитала — 8%.

Оценка дос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...