Современные направления развития тендерной теории и тендерных исследований
Развитие гендерной теории в 1990-е гг.: общий обзор В 1990-е гг. значительно увеличилось число исследований, посвященных гендерной проблематике, улучшилось также и качество теоретизирования на эту тему. В рамках корпуса тендерного знания были предложены критические, рефлексивные подходы практически ко всем существующим областям социальной теории, расширилась также тематика исследований, возникли новые ракурсы. Изменился подход к соотношению между социальными знаниями и социальными практиками. Общей тенденцией стало признание социального характера тендера. Отныне тендер рассматривается как нечто значительно большее, чем индивидуальная особенность человека, связанная с биологическими различиями в строении женского и мужского тела - практически всеми авторами признается, что тендер обозначает сложную и в высшей степени значимую сферу социальной практики. Каков, однако, характер этой сферы практики? В 1970-80-е гг. было предложено множество способов ее осмысления. Все эти подходы можно условно объединить в две большие группы. Во-первых, это теория «половыхролей», изначально связанная со структурным функционализмом. Теория ролей объясняет тендерные паттерны с помощью социальных ожиданий, которыми определяется подобающее поведение для женщин и мужчин. Феминистские авторы уделяли особенно много внимания демонстрации иррациональности и репрессивности этих паттернов, и в этой области достигли значительных успехов. Однако поло-ролевой подход имеет очевидные интеллектуальные недостатки: теория, основанная на «ожиданиях» или нормах, не оставляет пространства для таких аспектов социальных отношений, как власть, насилие и мате-
И. Н. Тартаковская. Гендерная социология риальное неравенство, и может предложить очень мало стратегий для изменения существующего положения. Во-вторых, этот объединяющий множество разных теорий подход, опирающийся на представление о мужчинах и женщинах как об объективных категориях. Р.Коннелл называет его «категориальным подходом». Его основные положения сводятся к следующему. Во-первых, противоположные интересы в сфере половой политики в значительной степени отождествляются с конкретными категориями людей. В качестве характерного примера можно привести присутствующее в радикальном феминизме представление о мужчинах как о «естественных врагах женщин». Во-вторых, единицей анализа и аргументации в этой теории всегда является категория, а не процессы, конституирующие эту категорию. В-третьих, социальный порядок как целое описывается в терминах нескольких -обычно двух - главных категорий, связанных друг с другом отношениями власти и конфликтом интересов. Если теория половых ролей имеет тенденцию раствориться в индивидуализме, то категориальный подход большими мазками создает масштабное полотно74. Одной из версий категориального подхода является биологический эссенциализм, однако и многие направления радикального феминизма подходят под это же определение. Категориальный подход с гораздо большей готовностью, чем полоролевой, обращается к вопросам власти, но неизменно упрощает сложную картину властных взаимоотношений, в частности, часто допускает этноцентричные обобщения по поводу мужчин и женщин, игнорируя наличие глобальных структур эксплуатации. Современное развитие феминистской теории предложило две основные альтернативы вышеописанным подхода: постструктуралистскую и материалистическую. Центральными темами постструктуралистской и постмодернистской тендерной теории, в отличие от категориального подхода, являются как раз сложность, неоднозначность и текучесть тендерных различий. На практике это означает восприятие тендера как преимущественно дискурсивного феномена. Отвергая и биологические объяснения, и представления о психологической природе тендерной идентичности, авторы, работающие в этой традиции, считают, что тендер конструируется в рамках определенных властных дис-
74 Коннелл Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов. Под ред. Е.Здравомысловой, АТемкиной. СПб.: «Дмитрий Буланов», 2000. С.267. Курс лекций курсов. Этот подход тесно связан с работами французского философа Мишеля Фуко. Хотя сам Фуко не интересовался непосредственно вопросами пола, разработанная им методология оказала огромное влияние на тендерную теорию. Главным предметом его исследований была власть. Фуко различает две ее разновидности, или, точнее, составных элемента: собственно власть, понимаемую как абстрактную и повсеместно проникающую силу, и доминирование (как конкретные привилегии, которые принадлежат людям, обладающим властью). Он подчеркивает роль государства, которое с помощью идеологии и организации системы знания (например, по поводу сексуальности, криминальности, психической нормальности) может весьма эффективно управлять своими гражданами. При этом агенты власти существуют практически на всех уровнях социальной иерархии, выполняя роль идеологической/моральной «полиции» -сюда относятся и психоаналитики, и тюремные надзиратели, и учителя, и родители. Таким образом, именно эпистемологическое формирование дискурса, как определенного способа организации знания (по определению Фуко, дискурсом является набор утверждений, принадлежащих к единой системе формирования знания - например, экономический дискурс, дискурс естественной истории, психиатрический дискурс и т.п.)75 определяет условия существования. Власть, с точки зрения Фуко, является самостоятельным механизмом, действующим в значительной степени независимо от тех, кто находится в позиции социального доминирования, определяя для нас язык, которым мы пользуемся, и знания, которыми мы обладаем. Вслед за Фуко, многие авторы, работающие в сфере тендерной социологии, занялись исследованиями того, как различные дискурсы, от медицинского до дискурса моды, классифицируют, репрезентируют и помогают контролировать человеческие тела, и убедительно продемонстрировали, как системы знания функционируют в качестве элемента аппарата власти. Этот подход оказался особенно продуктивным в области теории культуры и культурологических исследований. Одним из наиболее известных примеров приложения идей Фуко к тендерному анализу стала работа Джудит Батлер «Гендерная тревога: Феминизм и подрыв индивидуальности»76, в которой она
75 Фуко М. Археология знания. Киев: "Ника-центр", 1996. С. 106, 107. 76 Butler J. Gender Trouble. Feminism and the Subversion of Identity. N.-Y.: Routledge, 1990. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология предложила «перформативный» подход к гендеру. Основным предметом ее теоретического анализа стала концепция субъективности, в частности, она утверждает, что гендерные различия на самом деле являются просто артикуляцией повторяемых перформансов культурно санкционированных актов тендера. Тендер не существует ни до возникновения соответствующего дискурса, ни вне его. При всей оригинальности работ Батлер и других постмодернистских теоретиков, их подход практически невозможно эффективно применить для анализа многих важнейших аспектов тендерных отношений, например, в контексте рынка труда, ухода за детьми, насилия, тендерных режимов различных социальных институтов, материального неравенства. Эти вопросы имеют центральное значение для другого направления современной тендерной теории, которое принято называть материалистический феминизм. Генетически он связан с марксистским и социалистическим феминизмом, однако имеет ряд существенных отличий. Марксистский материализм был таковым в силу материалистического взгляда на историю, на взаимоотношения труда и капитала. При этом марксистское представление о труде было достаточно абстрактным, он рассматривался преимущественно в экономических терминах. Материалистический же феминизм главное внимание уделяет телесности как основе всех социальных отношений, распространяя марксистский концепт материального на физический мир разделенных по полу тел. При этом осуществляется синтез не с психоаналитической традицией, а с радикальными феминистскими теориями сексуальности. В центре внимания материалистического феминизма находятся материальные интересы и материальные практики. В рамках этого подхода тендер понимается как выражение взаимоотношений между сферами производства и воспроизводства. Примером исследования, выполненного в парадигме материалистического феминизма, может служить работа С.Кокберн о половом разделении труда в печатной индустрии77. Слабым местом материалистического феминизма, однако, является его евроцентризм: основным предметом анализа по-прежнему остаются страны классического капитализма, при этом игнорируется специфика гендерных порядков посткоммунистических стран и стран Третьего мира.
77 Cockburn С. Brothers: Male Dominance and Technological Change. London: Pluto, 1983. Курс лекций Далее мы рассмотрим другие теории тендера, наиболее влиятельные среди корпуса работ «третьей волны феминизма». Теория социального конструирования гендера Главный тезис теории социального конструирования гендера состоит в том, что статус мужчины и женщины, а также кажущееся естественным различие между мужским и женским не имеет биологического происхождения, а, скорее, является способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе. Таким образом, можно говорить о том, что теория социального конструирования гендера критически переосмыслила и инкорпорировала три ведущие социологические теории — теорию социального конструирования, теорию символического интеракционизма и этно-методологическую теорию. Рассмотрение гендера в качестве социального конструкта непосредственно связано с отрицанием биологического детерминизма'в гендерных отношениях. Основная идея теории социального конструирования заключается в том, что наше восприятие социальных проблем зависит от нашего восприятия мира. Существующие в обществе проблемы возникают не в силу «объективных» обстоятельств, а потому что разные социальные группы имеют различные интересы. Превращение данных интересов в конфликтные и появление конфликтных ситуаций выступают свидетельством социальной неудовлетворенности определенных групп. Происходит смещение фокуса научного анализа с реальных, «объективно существующих» объектов и действий на символические значения. Политическая значимость теории социального конструирования заключается в том, что посредством нее было поставлено под сомнение существование объективного знания. Развитие данного подхода позволило изменить перспективу социального познания: общественно значимые феномены и явления стало возможным рассматривать в качестве выражений интересов отдельных групп социума.
Классики теории социального конструирования П.Бергер и ТЛукман в своем анализе социализации делают акцент на деятель-ностный характер усвоения индивидами ролей78. Данное положе- 78 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология ние было экстраполировано феминистскими исследователями на изучение тендерных ролей. Способность к созданию новых тендерных правил и отношений, в первую очередь, в ходе микровзаимодействий, делает данную теорию принципиально отличной от теории социализации, разработанной в рамках структурного функционализма. Другое существенное положение теории социального конструирования тендера состоит в том, что тендерные отношения конструируются как отношения неравенства, дискриминации, где доминирующие позиции занимают мужчины. Этнометодологические исследования можно считать вторым образующим основанием теории социального конструирования тендера, в рамках которых стало возможным рассмотрение не только тендера, но и пола в качестве социального конструкта. Концептуализация исследования тендерных отношений ГТарфинкелем представлена анализом случая Агнес79. Рассмотрение данной истории смены половой идентичности дает понимание о том, что социальный порядок основан на различии мужского и женского, определенным образом гендерно сконструирован. Этот случай описывает, как после операции по смене биологического пола перед Агнес встает трудная задача - стать настоящей женщиной, «сконструировать себя», «сделать свой тендер», как позднее это назвали американские феминистские исследователи К. Уэст и Д. Зиммерман80. Главным для нее было избежать разоблачения, быть социально-компетентным в тендерном отношении человеком, то есть знать и владеть соответствующими практиками, необходимыми для успешной коммуникации. Агнес становится «методологом-практиком», как называет ее Гарфинкель, занимающимся созданием собственного тендера и категоризацией пола в повседневной жизни. Проблемная ситуация тендерного сбоя, в которую попала Агнес, выявляет механизмы «делания социального порядка», «делания тендера»81. Критическое переосмысление явления транссексуальности на примере исследования Гарфинкелем случая Агнес позволило фе- 79 Oarfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1967. 80 Уэст К., Зиммерман Д. Создание тендера // Тендерные тетради. Труды СПб филиала ИС РАН, 1997. С.94-124. 81 Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера // Социологический журнал. 1998, № 3-4. С. 177-182. Курс лекций министской теории по-новому поставить вопрос о понятиях пола и тендера, и их соотношения. Уэст и Зиммерман предлагают рассмотреть важные и на сегодняшний день недостаточно разработанные различия между полом, категорией пола и тендером. Пол для них — это «определенность, основанная на использовании социально принятых биологических критериев для классификации индивидов как женщин или мужчин»*2. Критерием классификации могут выступать в данном случае первичные половые органы, набор хромосом и т.п. Иной, по мнению авторов, представляется категория пола. Она является социально сконструированной. .«Отнесение к категории по признаку пола достигается через использование критериев принадлежности к полу, но в обыденной жизни категоризация усиливается и поддерживается социально заданными идентификационными проявлениями (дисплеями), которые свидетельствуют о принадлежности к той или иной категории по признаку пола»83. Пол и отнесение к категории пола могут не совпадать. Иллюстрацией такого несовпадения и служит случай Агнес, у которой были мужские гениталии и претензия на принадлежность к категории женского пола. Таким образом, категоризация по признаку пола может совпадать или не совпадать с биологическим полом индивида, но сама по себе процедура по приписыванию принадлежности к определенному полу и помещение в категорию «мужчина» или «женщина» для человеческих взаимоотношений на повседневном уровне носит атрибутивный характер. В качестве аргумента, подкрепляющего тезис о необходимости идентификации по признаку пола в процессе межличностной коммуникации, Уэст и Зиммерман приводят описание случая в компьютерном магазине, когда клиент-исследователь не смог идентифицировать пол продавца84. Невозможность отнесения партнера по взаимодействию к определенной категории по полу мешала не только эффективной коммуникации между продавцом и клиентом, но и самому процессу покупки. Таким образом, исследователи приходят к выводу о том, что приписывание пола (или категоризация принадлежности по полу) 82 уэст j^ Зиммерман Д. УкаЗ.соч. С.96. 83 Там же. 84 Там же. С. 104, 105. И. Н. Тартаковская. Тендерная социология является базовой практикой повседневного взаимодействия; она становится нерефлексируемым фоном для коммуникации во всех социальных сферах, избавиться от нее невозможно. Категоризация по полу предстает неотъемлемым атрибутом социального взаимодействия. В случае затруднения в отнесении индивида в категорию по полу возникает сбой коммуникативного процесса. Принадлежность к категории по признаку пола и тендер не являются одним и тем же. «Тендер является деятельностью по организации ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу»*5. Иными словами, тендер является конструктом, всегда соотносящимся с конкретным культурным контекстом. Третьей составляющей теории социального конструирования гендера является символический интеракционизм Ирвинга Гоффма-нак. В фокусе исследовательского внимания Гоффмана находится конституирование социального порядка через процессы взаимодействия, происходящие на микроуровне. Рассмотрение категории ген-дера в данной теоретической перспективе позволяет говорить о том, что гендер представляет собой одновременно и результат, и источник социального взаимодействия индивидов. Гоффман считает гендер базовым отношением социального порядка: «Каждое физическое пространство, каждая комната, помещение для социальных собраний обеспечивают необходимые основание, способы проявления, которые могут быть использованы в гендерном дисплее и подтверждать гендерную идентичность»*1. Для того, чтобы показать, как конструируется социальный порядок в каждой конкретной ситуации межличностного общения, Гоффман вводит понятие «гендерный дисплей»: «если гендер можно определить как культурно установленный коррелят пола (вследствие биологии или научения), то гендерный дисплей относится к конвенциональным изображениям этих корреля- 85 Там же. С.96. 86 Goffman E. Frame Analysis of Gender. From "The Arrangement Between the Sexes" // Lemert C, Branaman A. (eds.) Goffman Reader. Oxford: Blackwell, 1997. P.201-208; Goffman E. Gender Display. From "Gender Advertisements: Studies in the Anthropology of Visual Communication // Lemert C., Branaman A. (eds.) Goffman Reader. Oxford: Blackwell, 1997. P.208-227. 87Ibid.P.207. Курс лекций moe»88. Иными словами, гендерный дисплей представляет собой совокупность формальных конвенциональных актов взаимодействия. Дисплей выполняет функцию «информатора», является основным механизмом создания гендера на уровне межличностной коммуникации89. Гендерный дисплей имеет ряд структурных особенностей. Во-первых, он носит диалогический характер, т.е. строится по принципу «утверждение - ответ». Дисплей представляет собой конвенциональные модели поведения, в рамках которых наличие или отсутствии симметрии может выступать причиной возникновения как отношений господства, так и взаимного уважения (равенства). Во-вторых, дисплей либо активизируется в начале и конце действия, но остается «нейтральным» во время него (в этом случае дисплей представляет собой как бы «скобки» деятельности, обозначающие ее начало и конец), либо предваряет начало более значимой деятельности, т.к. является вписанным в контекст более важной практики. Таким образом, дисплей играет важную роль именно при переключении видов деятельности. В-третьих, гендерный дисплей выполняет функцию идентификации. Она заключается в том, чтобы в начале коммуникативного процесса давать информацию о партнере по взаимодействию (например, стиль прически, стиль одежды, тембр голоса), что позволяет идентифицировать его определенным образом и выбрать соответствующую форму коммуникации. В-четвертых, Гоффман отмечает многозначность и многоадрес-ность гендерного дисплея. Иными словами, информация, «закодированная» в дисплее, обладает несколькими социальными смыслами, воплощающими определенные иерархии. В качестве иллюстрации данного тезиса автор приводит пример о том, что в основных европейских языках мужской род является нейтральным, в то время как женский часто несет негативные коннотации. Идентификационная система, по Гоффману, есть идентификация и типизация по полу, которая представляет собой, во-первых, узнавание того, «кто» попал в поле внимания, т.е. помещение в категорию; во-вторых, она содержит способы, которыми мы мар- 88 Ibid. 210. 89 Здравомыслова Е., Темкина А. Указ.соч. С. 10, 11. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология кируем объект внимания — наименования. В повседневной практике для этого используется сложившаяся система имен, фамилий, титулов и т.д. Наименование происходит как в письменных, так и непосредственных, речевых обращениях к адресату. Гоффман ссылается на лингвистические формы наименования по фамилии, указывающие на пол индивида, которые существуют во многих европейских языках. Уэст и Зиммерман критически переосмыслили и развили подход к рассмотрению понятия «гендерный дисплей». Они не согласны с трактовкой Гоффманом дисплея только как переключающего механизма, который «включается» в конце или в начале деятельности, но не присутствует в ней самой. Недооценка воздействия ген-дерного дисплея на все виды человеческой деятельности вытесняет гендер на периферию процесса межличностного взаимодействия. По мнению же американских конструктивистов, он обладает всепроникающей способностью. Основное положение теории социальной конструкции реальности (и социальной конструкции тендера как ее варианта) заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы (паттерны) в процессе социализации, продолжающейся в течение всей жизни. Период первичной социализации связан в основном с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, в то время как вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды. По данным психологов, константа тендерной идентичности формируется у детей в возрасте 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет опытов и практик. Важнейшим этапом вторичной социализации является возраст между 17 и 25 годами, когда формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни. Это период юности, в течение которого усваивается опыт поколения. События, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся базовыми ценностными детерминантами. Значимость агентов социализации на разных этапах жизненного пути различна. В период младенчества и детства (первичной социализации) главную роль играют семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, школа, «значимые другие». В дальнейшем в период вторичной социализации, Курс лекций когда, по выражению Э.Гидденса, «уже социализированный индивид входит в новые сектора объективного мира своего общества»40, особенно значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства массовой информации. Именно здесь формируется среда, которую восприемлет индивид, с которой он себя идентифицирует и существование которой он поддерживает91. Теория социального конструирования тендера позволила рассмотреть динамическое измерение тендерных отношений на микроуровне и дала представление о том, как происходит повседневное «делание тендера». Однако она не способна объяснить существование и воспроизводство тендерной асимметрии на институциональном и мета-социальном (социетальном) уровнях. Цветной феминизм Феминизм цветных женщин (т.е. женщин не белой расы) как интеллектуальное и политическое течение начал складываться еще в 1970-е гг. как реакция на игнорирование их интересов в феминистском мэйнстриме «второй волны». He-белые женщины фактически оказывались «невидимыми» в феминистском движении, лидирующую позицию в котором занимали белые женщины среднего класса, которые при этом делали заявления от имени всех женщин. Термин «сестринство», которым они пользовались, противопоставляя всех женщин как жертв угнетения всем мужчинам, на практике означал, что «по умолчанию» политические практики и теоретизирование осуществлялось на основе жизненного опыта и политических взглядов белых гетеросексуальных женщин среднего класса. Тот жизненный опыт, те проблемы, с которыми им не приходилось сталкиваться, не востребывовался и не осмыслялся. Такая ситуация вызывала естественное чувство протеста среди цветных, в частности чернокожих женщин, а также лесбиянок. Первое собрание чернокожих женщин, на котором была артикулирована сложившаяся в феминистском движении ситуация, 90 Giddens A. Sociology. Cambridge: Polity Press, 1994. P.80. " Здравомыслова Б., Темкина А. Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб.: Центр независимых социологических исследований, 1996. С.5-13. Я. Я. Тартаковская. Тендерная социология произошло в Америке в 1973 г. и привело к созданию Национальной организации чернокожих феминисток. В Великобритании первая аналогичная организация было создана на следующий год. Эти организации стали выражением необходимости преобразования женского движения, с тем, чтобы оно стало более чувствительным не только к тендерным, но и к расовым различиям. Одним из начальных пунктов теоретической рефлексии черного феминизма стала реакция на распространенную в дискурсе второй волны риторическую фигуру, сравнивающую положение (белых) женщин с положением чернокожих. Этим сравнением, например, пользовались и Кэйт Миллетт92, и Суламифь Файрстоун93. Нетрудно заметить, что подтекст этой аналогии означает сравнение белых женщин с черными мужчинами; позиция же черных женщин, оказывающихся жертвами двойной дискриминации - и по расовому, и по половому признаку — вовсе оставалось незамеченной. Известный теоретик черного феминизма бели хуке писала по этому поводу: «Как и многие другие люди в нашем расистском обществе, белые феминистки могли вполне комфортабельно себя чувствовать, выпуская книги и статьи по «женскому вопросу», в которых они проводили аналогии между «женщинами» и «чернокожими»... признать, что термины «чернокожие» и «женщины» могут перекрываться, означало сделать эту аналогию неочевидной. Но продолжая ее употреблять, они простодушно демонстрировали, что термин «женщина» для них является синонимом «белой женщины», а термин «чернокожие» - синонимом чернокожих мужчин. Это указывает на то, что даже в языке движения, считающего себя направленным на уничтожение сексистского угнетения, присутствуют сексистско-расистские предрассудки против чернокожих женщин»94. Эту лингвистическую конструкцию белл хуке считает симптоматичной и символизирующей отсутствие чернокожих женщин в большинстве феминистских аналитических работ. «Ощущение себя жертвами угнетения дало белым женщинам право не заме- 92 Millett К. Sexual Politics. London: Virago, 1977. P.80. 93 Firestone S. The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution. London: The Women's Press, 1979. P. 104. 94 hooks b. Ain't I a Woman: Black Women and Feminism. London: Pluto Press, 1982. P.8. Курс лекций чать, что они сами могут быть угнетателями»95. Воспринимая половое угнетение как наиболее фундаментальную форму властных отношений в современном обществе, белые феминистки полагали, что другие формы угнетения были не столь тяжелыми, либо что достижение полового равенства автоматически приведет к уничтожению всех остальных видов угнетения. Рассмотрим, в чем же заключалось игнорирование опыта и специфики позиции цветных женщин. Дискуссия о семье. Для белых феминисток семья была одним из основных институтов угнетения женщин. При этом она мыслилась ими именно как нуклеарная семья с мужчиной — главой семьи и кормильцем, и зависимой от него женщиной. Для цветных женщин семья, пусть и не-эгалитарная, зачастую оставалась главным убежищем и источником поддержки против расистски настроенного окружения. При этом сами практики семейной жизни в цветных семьях даже в таких странах, как Англия и Америка, обладали значительной спецификой, не говоря уже о странах Третьего мира. Так, например, женщина очень часто там была единственным работающим членом семьи и главой домохозяйства. Происходило это потому, что цветные женщины занимали множество рабочих мест, связанных с неквалифицированном трудом в сфере обслуживания, таких, как уборщицы, помощники продавцов, домашняя прислуга и т.п. «Мужских» же рабочих мест, не требующих квалификации, находящихся в самом низу социальной лестницы, было меньше. Если женщины среднего класса всячески пытались подорвать «карьеру домохозяйки» как основной легитимный тип «женского предназначения» и добивались права на труд, то для большинства цветных женщин эта проблема вообще не стояла: они просто не имели материальной возможности оставаться дома и посвящать свое время семье (при том, что их семьи были в среднем более многодетными). Психоаналитические объяснения разной мужской и женской социализации, подобные тем, которые предложили Ходоров и Дин-нерштейн, для них тоже были не вполне релевантны, потому что их опыт материнства был отличен. Цветные семьи чаще всего проживали в своих этнических сообществах и поддерживали тесные 95 Ibid. P.9. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология отношения с широким кругом родственников, при этом принято было, чтобы в уходе за детьми матери помогали ее родственницы (не обязательно близкие), а иногда просто подруги или соседки. Таким образом, ребенок даже в первые месяцы своей жизни знал не только свою мать, но и других людей. Дискуссия о репродуктивных правах, развернувшаяся в 1970-е гг., также продемонстрировала разную возможность их прочтения: для доминирующих белых феминисток эти права означали прежде всего право на бесплатную контрацепцию и на аборт, в то время как цветные женщины еще помнили, что не далее как в начале XX века некоторые из них могли быть подвергнуты насильственной стерилизации в рамках евгенического движения. Политика регулирования рождаемости до сих пор поддерживается во многих странах Третьего мира и спонсируется, в частности, Мировым банком. На практике это нередко означает, что женщины из «многонаселенных» и бедных стран всячески подталкиваются к стерилизации, а иногда — к использованию вредных для здоровья средств контрацепции. Репрезентация белых и цветных женщин в «высокой» и массовой культуре тоже существенным образом различалась. Если белые женщины изображались как примерные (миловидные) жены или обольстительные сексапильные красавицы, то, например, чернокожие женщины в империалистической культуре часто воспринимались как неполноценные существа, лишенные не только женственных, но и выраженных человеческих черт. Другой крайностью была крайняя эротизация чернокожего тела, при этом такие «гиперсексуальные» женщины изображались как легко доступные как цветным, так и белым мужчинам, и лишенными какой-либо властной позиции. Идеальные образы женственности (которые критиковались белыми феминистсками за навязывание всем женщинам этих нереальных коммерциализированных образцов) при этом оставались связанными именно с белыми женщинами. Наконец, многие цветные женщины имеют дело с гораздо более сложной и разветвленной системой властных отношений. Кроме общих для всех граждан государственных (и патриархат-ных) институтов, они также должны считаться с традициями и паттернами поведения, принятыми в их этническом сообществе, а они нередко подразумевают весьма жесткую регуляцию со стороны не только семьи, но и более широкой локальной общины. Курс лекций Нередко они становятся жертвой прямого насилия, причем попытки прибегнуть к защите закона могут восприниматься как предательство по отношению к сообществу, в свою очередь, подвергающемуся империалистической эксплуатации и исключению. Ответом цветных женщин на игнорирование их специфического опыта и особой позиции в рамках женского движения стала политика идентичности, т.е. политика, основанная на признании своей принадлежности к определенной группе и позитивного утверждения разнообразия. В феминистском контексте это означало замену нивелирующей различия идеи универсального «сестринства» идеей солидарности. Идея «сестринства» подвергалась также критике за то, что она объединяет женщин на основании их угнетения мужчинами, т.е. как «жертв» одной и той же социальной несправедливости. Эта идея тотальной женской виктимности вызвала чувство протеста у феминистских авторов нового поколения96. Осознание этих (и многих других) противоречий послужило важной предпосылкой развития феминистской эпистемологии, в частности, представлений о том, что любое знание позиционировано, предопределено не только идеологией, но и уникальным жизненным опытом исследователя. Таким образом, развитие цветного феминизма дало значительный импульс гендерной теории. Феминистская эпистемология В феминистской теории представления о позиционированном знании изначально были связаны с теорией «местоположения» ('standpoint theory'). Этот термин был предложен Сандрой Хар-динг в 1987 г. в предисловии к книге «Феминизм и методология», объединившей под ним несколько вариантов феминистской эпистемологии, основанных на признании преимущества женского способа познания перед другими97. Хардинг пишет о том, что если 96 Wolf N. Fire With Fire: The New Female Power and How it will Change the 21st Century. London: Chatto & Windus, 1990. 97 Harding S. Introduction // Harding S. (ed.) Feminism and Methodology. Bloomington and Indiana: Indiana University Press and Milton Keynes: Open University Press, 1987. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология феминистские исследования, ставившие своей целью подорвать мужское господство в теории, будут неукоснительно придерживаться принятых этических объективистских норм, то женские способы понимания мира неизменно окажутся маргинализированны-ми. Она полагает, что знание, полученное с «местоположения» женщины, отличается по форме и содержанию от объективистской формы социологического сознания, которому женщины известны только через призму отношений власти, «сверху», по отношению к которому они всегда являются объектами, или «другими». Хардинг считает, что должна существовать социология, написанная с «местоположения» женщин, которая даст им возможность выразить свой жизненный опыт. И хотя эта социология не будет ценностно-нейтральной, она, по мнению Хардинг, будет обладать более широким углом зрения и вследствие этого будет более истинной, чем та, которая пишется мужчинами - более «инклюзивной», т.е. не «исключающей», а «включающей». Разные авторы предлагают разные объяснения этой большей инклюзивное™. Например, Нэнси Харсток™ и Хилари Роуз" считают, что женское превосходство в познании основано на половом разделении труда. Проводя параллель с марксистской эпистемологией, которая считает, что таким привилегированном в смысле возможностей познания положением по сравнению с буржуазией обладает пролетариат, они полагают, что решающую роль в определении перспективы познания играет местоположение в трудовом процессе. По их мнению, абстрактное мышление является привилегией тех, кого условия существования не заставляют работать практически. Для женщин же их постоянная обязанность заботиться о других людях делает невозможным разделение чувства и интеллекта. Харсток также привлекает аргументы Ходоров и Гиллиган, писавших о разнице этических представлений мужчин и женщин. Она полагает, что эта разница непосредственно влияет на стиль исследования и анализа. 98 Harstock N. The feminist standpoint: developing the ground for a speficically feminist historical materialism // Harding S., Hintikka M. (eds.) Discovering Reality. Feminist Perspectives on Epistemology, Metaphysics, and the Philosophy of Science. Dodrecht: Reidel, 1983 99 Rose H. Hand, Brain and Heart: a Feminist Perspective for the Natural Sciences//Signs. 1983. V.9. N.I. P.73-90. Курс лекций Другие авторы связывают основания женского познания с подчиненной социальной позиц
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|