Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утренняя гимн. и ее оздоровит. влияние на организм ребенка. Содерж. вводной. основной, закл. части утр. гимн. Вариативность построение утрен. гимнастики.




Утренняя гимнастика обеспечивает организованное начало дня, дает возможность переключить внимание детей на совмест­ные формы деятельности. Она направлена главным образом на поднятие эмоционального тонуса, активизацию деятельности организма ребенка. Средством утренней гимнастики выступа­ют простые физические упражнения (строевые, о.р.у., основные виды движений) в сочетании с закаливанием. Все виды используемых в утренней гимнастике физических уп­ражнений должны быть хорошо знакомы детям. Важным ком­понентом утренней гимнастики является музыкальное сопро­вождение. Оно повышает эффективность физ. упр., создает ощущение психологического комфорта. Проводится утренняя гимнастика ежедневно (до завтрака) в течение 7-8 мин с детьми 4-5 лет, 10 мин - с детьми 6 лет. В холодное время года она организуется в помещении, в теплое - на воздухе. Начинается утренняя гимнастика с кратковременной ходь­бы, которая чередуется с бегом, подскоками, упражнениями на перестроение и ориентировку в пространстве. Затем следуют упражнения общеразвивающего характера: для мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища (спины и живота), мышц ног. Эти упр. выполняются из разных и.п. (стоя, сидя, лежа). Далее выполняется подпрыгивание на месте или проводится игра большой подвижности, хорошо знакомая детям. Заканчивается утренняя гимнастика спокойной ходь­бой, выполнением дыхательных упражнений с целью сниже­ния общего возбуждения организма. Для детей мл. и ср. дошкольного возраста в комплекс утренней гимнастики включают 4- 5 упражнения, старшего - 5-6. Они выполняются в разном темпе, что позволяет увеличить нагрузку на организм ребенка. Упр. проводятся в разных построениях (круг, колон­ны, шеренги, в свободном построении, в шахматном порядке). Они могут иметь образно-имитационный характер, возможно также создание единого сюжета, состоящего из имитационных упр. В ст.гр. воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает влияние физических упраж­нений на организм человека. В этом возрасте утренняя гимнас­тика имеет вариативное содержание. Она может проводиться с использованием полосы препятствий, простейших тренаже­ров, оздоровительных пробежек. Это помогает существенно ак­тивизировать и разнообразить физкультурно-оздоровительную работу с детьми. Комплекс у. г. необходимо менять раз в 2 недели.

В к. у. г. для ст. дошк. могут быть вкл. элементы ритмической гимнастики, стимулирующие работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирующие осанку, помогающие справиться со стрессами. Для того чтобы эти задачи решались, упр. тан­цевального характера должны быть достаточно интенсивными. Максимальная величина пульса должна составлять 180 уд/мин минус возраст ребенка (5-6 лет), т.е. равняться 175 уд/мин. Эта ве­личина допустима при беге, прыжках, быстром танце.

Весь комплекс ритмической гимнастики состоит из трех частей: подготовительной, включающей разогревающие уп­ражнения; основной, куда входят интенсивные упражнения для всех частей тела; заключительной, направленной на восста­новление дыхания (всего около 14—16 упражнений).Подготовительная ч. вкл. упр. общего воздействия: ходьбу, танцевальные шаги, упражнения на выработку осанки.

Основная ч. направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. В нее включа­ется 3-4 упражнения в исходном положении стоя, развиваю­щих мышцы шеи, рук, плечевого пояса, туловища, ног. Затем дети выполняют разные виды бега и прыжков, которые череду­ются, а после этого- упр. на восстановление дыхания. Далее следует 4—5 упражнений в исходных положениях сидя, лежа. Они позволяют тренировать мышцы рук, ног, туловища, брюшного пресса. В закл. ч. входят упр. на расслабление, помогающие организму восстановиться после напряженной работы.

Комплекс ритмической гимнастики разучивается по час­тям, а затем части соединяются в одно целое. Для лучшего за­поминания упражнений каждое из них имеет свое название. С этой же целью комплекс упр. может быть выполнен в рисунках или схемах, которые демонстрируются детям. По­степенно вводится музыкальное сопровождение. Используется знакомая музыка с четким ритмом. За год дети разучивают не более 2—3 комплексов, которые периодически повторяют с не­которыми дополнениями и изменениями.

 

 

№53Требования, предъявл. к подбору общеразв. упр. для утрен. гимнастики.

В д/с утр. гим. рассматривается как важный элемент двигательного режима, ср-во для поднятия эмоционального тонуса детей; велико также ее организационное значение. И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня не надо его принуждать, но причину такого поведения следует выяснить.

Несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми:

- никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений;

- помнить, что гимн.-это не только физ. мероприятие, но и специально предусмотренный режимный момент, в котором сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей;

- оценивать эффективность гим. кроме указанных критериев еще и по оптимальной физической нагрузке, которая должна восприниматься организмом во вводной части как разминка. Для этого используются различные виды бега и ходьбы, упражнения на перестроение, ориентировку в пространстве.

В основную часть вкл. общер. упр (3-7, в зависимости от возраста детей) или др. виды физ. упр: танцевалъно-ритмические, хороводные, п/ игры и т.д. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В закл. части гим. проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.При подборе общеразвивающих упр. нужно руководствоваться требованиями: упр. должны быть для всех групп мышц, разной интенсивности, темпа; выполняться из разных и. п, с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и быть обязательно интересными для детей. Применяются разные формы проведения гимнастики:

- использование общеразвивающих упр;

- обыгрывание сюжета: "На прогулке", «Мы на луг ходили», "Воробышки", "Медвежата" и пр.;

-игрового ха-ра - из 3-4 п/и "Карусели", "Затейники", "Мы тоже можем так".

-использование эл-ов ритм. гим., танц. движ., хороводов;

-оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 мин с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).

В гим. м. б. перенесены отдельные яркие, эпизоды с прогулки, занятия по развитию речи и др., которые восстанавливаются в представлении детей на основе использования имитации.

Комплекс вып. в следующем порядке:

-название упр.,и.п., проговаривание движений и их выполнение под счет; - для рук; - для плечевого пояса; - для туловища; - для ног; - бегв чередов с прыжками и ходьбой.

Местом проведения утр. гим. м. б. физ.-муз. зал, групп. комната, участок д/с. Необходимо соблюдать требования к одежде, обуви, месту проведения, оборуд. Для ритмичного сопровождения исп. бубен, счет, хлопки, звукозапись, муз. сопр.

В мл. гр. а 1 этапе обуч. испол. зрительные ориентиры,использ.в форме игр. заданий.Общеразв. упр. выполняют вместе с воспит.,не использ. предварительный показ о.р.у, не требовать от детей правильного и.п.1 мл.гр.- 3-4упр.и повторяются 4-5раз. 2мл.гр- 4упр., повтор4-5 раз.

В ср.гр. дети должны знать назван. строя и свое место в строю.Использ.естеств. ориентиры(детали помещ, убранства групп. комн. ит.д.)Выпол. о.р.у. дети строятся в звенья, рациональный способ раздачи пособий-разбор по ходу, при разучивании о.р.у. имеет место предварительный показ (назвать упр., показать упр., сопровождая показ объяснением, подготовить детей к выполнению, называя детали и.п., обеспечить одновременное начало выполнения упр, начинать упр. Вместе с детьми, а после 2-3 повторений, предоставить детям продолжить его самостоятельно, обеспечить одновременное окончание упр.ср.гр.-4-5 упр. повтор5-6раз.

Стар. дошк. должны выполнять о.р.у. четко, выразительно, слажено, ритмично. Схема действий восп.такая же, но показ может быть частичным. Стимулир детскую изобрет, можно использ. показ упражн. детьми. Ст.гр.-5-6упр., повт.6-8 (8-10раз).более трудные упр. для мышц живота и спины 4-6 раз.

 

 

Содержание физ.упр., используемых в гимнастике после дневного сна, продолжительность и вариативность их выполнения детьми.

Гимнастику после сна иногда называют «воздушной ванной в движении». Движения в сочетании с контрастными воздуш­ными ваннами улучшают настроение, поднимают мышечный тонус, способствуют профилактике нарушений осанки и сто­пы. Проводится гимнастика в игровой комнате, куда заранее помещен необходимый инвентарь и переносное физкультур­ное оборудование (гимнастическая скамейка, мягкие модули, кубы, лесенки и др.). Оставаясь в трусах и майках, с босыми но­гами, дети выполняют на ковре физические упражнения. Заня­тия босиком оказывают общеукрепляющее действие на весь ор­ганизм. Между подошвой и слизистой оболочкой дыхательных путей существует тесная рефлекторная связь. При местном охлаждении ног у незакаленного человека резко понижается температура слизистой носоглотки, вследствие чего появляется кашель и насморк. Обувь создает для ног постоянный комфорт­ный микроклимат. Хождение босиком способствует активно­сти терморецепторов стопы и надежной адаптации организма к местному охлаждению. Кроме того, босохождение оказывает массирующее воздействие на стопы, на которых расположены активные биологические точки, рефлекторно связанные со все­ми частями и органами тела, и тонизирует организм в целом.

Содержание физических упражнений может быть следую­щим:

• разновидности ходьбы и бега, танцевальных движений, дыхательных упражнений (с музыкальным сопровождением);

• ходьба по комбинированной дорожке — ребристой доске, резиновому или войлочному коврику, канату, узкой рейке гим­настической скамейки и т.п.;

• подвижные игры (2-3) средней интенсивности;

• индивидуальные действия с мячами, скакалками, мягкими модулями;

• дидактические игры с элементами движений;

• проблемно-двигательные ситуации (их содержание опре­деляет педагог).

В гимнастике дети участвуют небольшими подгруппами (по мере их постепенного пробуждения). Длится гимнастика 8— 10 мин.

Существует мнение, что к физическим нагрузкам после дневного сна следует подходить осторожно. Лучше дать детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для движений.

 

55. П/и и физ упр. на прогулке с разнообразным двигательным содержанием. Их отличие от физ. занятий.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке с раз­нообразным двигательным содержанием являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей. Они увеличивают двигательную активность дошкольников, вызывают положительные эмоции, способству­ют радостному настроению. На утренней и вечерней прогулках длительность игр и упражнений составляет 10—15 мин. Общее время двигательной активности детей должно составлять не ме­нее 60-70% продолжительности прогулки.

Организуя игры, воспитатель закрепляет и совершенствует у детей навыки в основных видах движений, развивает их дви­гательные способности, нравственно-волевые качества. В основном проводятся знакомые игры, но каждая из них имеет несколько вариантов. Большое внимание уделяется на­родным играм. Выполнение физических упражнений направ­лено на освоение и закрепление элементов техники, развитие двигательных способностей ребенка. Содержание физических упражнений составляют хорошо знакомые детям движения ос­новных видов, элементы спортивных игр, спортивные упражне­ния (могут быть знакомые или новые). В начале прогулки выпол­няются физические упражнения, а затем проводится подвижная игра. Не рекомендуется выполнять на прогулке общеразвиваю­щие упражнения: их достаточно много в недельном цикле и они не вызывают у детей такого интереса, как игры.

Существует несколько вариантов организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке:

• комплекс подвижных игр (2—3) и физических упражне­ний с определенной направленностью на развитие двигатель­ных способностей (быстроты, скоростно-силовых, координаци­онных способностей, выносливости) и умения ориентировать­ся в пространстве;

• сюжетный комплекс подвижных игр и физических упраж­нений;

• спортивные игры (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки);

• игры с элементами спортивного ориентирования;

• комплекс подвижных игр (2-3) с разными движениями;

подвижные игры, развивающие творческую активность и самостоятельность

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...