Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика двигательной активности (д.а.) дошкольников. Требования, предъявляемые к организации и методам руководства самост. д.а. детей.




Помимо организованных занятий по физ. культуре в режиме дня в д/с значительное место занимает са­мостоятельная двигательная деятельность детей..

К характеристикам двигательной активности относятся та­кие параметры, как уровень д.а. и двига­тельный тип.

Выделяются 3 уровня д.а:

• высокий (для детей характерны высокая подвижность, хо­роший уровень развития основных видов движений, богатый двигательный опыт);

• средний (дети имеют хороший уровень физической подго­товленности, им свойственно уравновешенное поведение, уме­

ние сосредоточиваться и быть внимательными при выполне­нии двигательных заданий, но иногда отмечается слабая техни­ка движений);

• низкий (малоподвижные дети, у которых наблюдается от­ставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассив­ность, застенчивость).

На третьем году жизни надо приучать детей к дви­гательной деятельности, создавая для этого необходимые усло­вия: предоставлять в свободное пользование игрушки и пред­меты, стимулирующие двигательную активность малыша; вно­сить в групповое помещение физкультурное оборудование (гимнастическая скамейка, доски, ящики, кубы, скаты и др.), которое насыщает их двигательную деятельность. Игрушки и пособия используются под руководством педагога.

Для детей четвертого года жизни важны наличие места для движений, различные игрушки и пособия. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны в движениях, поэто­му не следует непосредственно опекать их. Важно вовремя на­помнить, подсказать малышам, что и как нужно делать, помочь проявить инициативу.

В среднем дошкольном возрасте у детей возни­кают сравнительно более устойчивые интересы к самостоятель­ной двигательной деятельности (индивидуальные игры с мяча­ми, катание на велосипеде, игры в «классы»). Повышение дви­гательной активности достигается поощрением индивидуаль­ных игр. Получая удовлетворение от положительного результа­та, ребенок стремится повторить выполняемое движение. Это помогает ему поверить в свои силы, быть более активным.

В старшей группе педагог должен влиять на выбор ребенком соответствующих упражнений и игр, поскольку в этом возрасте ярко прослеживаются индивидуальные различия двигательной активности детей.

Задачи дифференцированного руководства самостоятель­ной двигательной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у одних и корректировке ее содержа­ния (чередование интенсивных движений с менее интенсивны­ми, сознательное управление своими действиями) у других.

Дети с высоким ур.д.а. (гиперпо движные) составляют в группе незначительную часть. Они на­ходят возможность двигаться в любых условиях. Деятельность гиперподвижных детей не целенаправленная, мало мотивиро­ванная. Движения у них достаточно простые, но темп выполне­ния высокий, часто отмечается неловкость, дискоординация, несформированность мелкой моторики и навыков самообслу­живания (трудности с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков и т.п.), нарушения эмоциональной сферы.Чрезмерная подвижность является сильным раздражите­лем для нервной системы, поэтому такие дети отличаются не­уравновешенным поведением, чаще других попадают в конф­ликтные ситуации. Они с трудом засыпают, спят неспокойно. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности, которую врачи определяют как заболева­ние — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, что требует специальной лечебно-коррекционной работы. В до­школьном возрасте эта болезнь проявляется чаще всего двига­тельной расторможенностью, моторной неловкостью, не­устойчивостью внимания, повышенной возбудимостью. Эти особенности снижают социально-адаптивные возможности ребенка, что приводит обычно к снижению школьной успева­емости, невротическим реакциям, а иногда и к отставанию в интеллектуальном развитии.Руководство двигательной активностью таких детей должно заключаться не в ограничении их подвижности, а в сосредото­чении внимания на движениях. Важно научить ребенка управ­лять своими движениями, предлагать ему двигательные зада­ния, требующие сдержанности, точности двигательных дей­ствий. Полезны все виды метания, ловли, передачи мяча, обще­развивающие упражнения, выполняемые на ограниченной площади опоры, акробатические упражнения. В занятиях фи­зическими упражнениями важно чередование интенсивных движений с менее интенсивными.

Дети со средним уровнем д.а. отлича­ются наиболее ровным и спокойным поведением, равномер­ной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развитые, уверенные, целенаправленные, четкие. Двигательная активность таких детей не требует от взрослых знаний особых приемов руководства, так как в ней явно про­сматривается саморегуляция.

Особого внимания педагога требуют дети с низким уровнем д.а. (малоподвижные). Их характеризует общая вялость, пассивность, быстрая утомляемость. В противо­положность подвижным детям, умеющим найти пространство для игр, малоподвижные дети стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую ак­тивных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность - фактор рис­ка для здоровья и развития ребенка, она объясняется разными причинами: нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двига­тельными умениями или тем, что ребенок уже приучен к мало­подвижному образу жизни, что особенно тревожно.

У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание необходимо уделять развитию основных движений (бег, прыжки), привлекать к участию в подвиж­ных играх, спортивных упражнениях. Надо позаботиться о том, чтобы двигательная деятельность была интересна де­тям, оснащена двигательными игрушками, спортивным ин­вентарем. Когда такие ситуации создаются, дети с удоволь­ствием двигаются.Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня (утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна, во время прогулок) и составляет не ме­нее 2/3 общей двигательной активности детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...