Репрезентации тендерных отношений в культурных нарративах 9 глава
В случае труда и власти структура может быть объектом воздействия практики, в случае катексиса она, несомненно, находится под этим воздействием. Одна из удивительных особенностей сексуальности заключается в том, что сама структура может быть объектом желания. Так, например, как уже отмечалось выше, эротизировано само тендерное различие. Такова тендерная наполненность нарциссизма - в той мере, в какой катексис, направленный на самого себя, фокусируется на диакритических знаках пола. Такова, что наиболее наглядно, эротическая логика сексуального фетишизма, когда символические знаки социальных категорий (кружевные носовые платки, туфли на высоком каблуке, кожаные куртки) или структурные принципы (например, доминирование) вырываются из своего контекста и сами по себе становятся объектами возбуждения. Этот вид практик может быть зафиксирован для получения выгоды или подавления, как это уже произошло в рекламной индустрии. Но другие практики, воздействующие на структуру, возможно, являются попытками изменить паттерны привязанности в более эгалитарном направлении. Автобиографические описания этих практик, такие как книга, подготовленная Красным Коллективом, или книга Ани Мойленбельт «Со стыдом покончено» ('The Shame is Over') о ее частной жизни, феминизме и датских левых, говорят о трудностях больше, чем об их потенциальном преодолении. Дэвид Фернбах, который в книге «Путь по спирали» ('The Spiral Path') утверждает, что отношения геев с неизбежностью эгалитарны из-за своей транзитивной структуры (любовник моего любовника может также быть и моим любовником), более оптимистичен. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология
Замечание по поводу «системы» и композиции Описание данного подхода к множественным структурам несет в себе опасность нового редукционизма, приписывания каждой отдельной системе последовательности и завершенности, в которой ранее отказывалось системе тендерных отношений в целом. Само собой разумеется, что разделение на структуры предполагает достижение большей последовательности, иначе оно было бы бессмысленным. Но важно иметь в виду, что ни одна из трех описанных структур не является и не может быть в принципе независимой от других. Структура катексиса в некоторых отношениях отражает властное неравенство; разделение труда частично отражает паттерны катексиса и так далее. Ни одна из них не является конечной детерминантой, «порождающим ядром», если использовать термин Анри Лефевра, от которого были бы производными все остальные паттерны тендерных отношений. В то же время в этой сфере существует определенное единство, упорядоченность, которая нуждается в понимании. Нельзя сказать, что люди вынуждены страдать под грузом социологического давления, бессистемно наваливающегося на них со всех сторон. Мужчина-гей может быть избит на улицах Сиднея точно так же, как и на улицах Нью-Йорка. Существует определенная связь между разделением труда при уходе за детьми, психодинамикой женственности и возможностями освобождения женщин. Мой аргумент вкратце заключается в том, что это единство не является единообразием системы, как предполагал бы функ-ционалистский анализ. Не является оно и единством внешнего выражения, обеспеченным наличием генерирующего ядра. Это единство исторической композиции - всегда незаконченное и находящееся в состоянии становления. Я употребляю термин «композиция» в том же смысле, в каком им пользуются в музыке, понимая под ним осязаемый, активный и часто трудный процесс приведения элементов в связь друг с другом и обстоятельного обсуждения их взаимоотношений. Он является результатом реального исторического процесса взаимодействия и формирования социальных групп. Разница с музыкой заключается не в отсутствии композитора, а в том, что их огромное множество, и все они
Хрестоматия по курсу находятся внутри своей композиции, поскольку создаваемая мелодия и есть их жизнь. Результатом этого процесса является не логическое единство, а эмпирическая унификация. Она происходит в конкретном виде под воздействием конкретных обстоятельств. На уровне всего общества она производит тендерный порядок, который будет описан в следующей главе. Идея «композиции» предполагает, что структура далека от своего завершения и что поле практики далеко не полностью управляется данной конкретной структурой. Коротко говоря, уровень системности тендерных отношений может сильно колебаться. Процесс, который я назвал «эмпирической унификацией», может быть весьма мощным и достигать высокого уровня упорядоченности, как это, видимо, происходит в «ядре» структуры власти. Но даже когда это происходит, это не является следствием внутренне ему присущей логики или логики категорий, и отнюдь не подтверждает выводы функционального анализа. Это результат стратегии формирования и взаимодействия групп в контексте исторического процесса. Высокий уровень систематизации, скорее всего, будет отражать доминирование группы, чьи интересы обслуживаются данным конкретным тендерным порядком. К примеру, степень того, насколько жилищное строительство, финансы, образование и другие сферы жизни организованы вокруг модели гетеросексуального супружества, отражает доминирование гетеросексуальных интересов и подчинение людей гомосексуальной ориентации. Лучшим доказательством этого подчинения служит то, до какой степени сами гомосексуальные практики организованы в гетеросексуальных терминах (например, разделение партнеров в лесбийских парах на 'butch' и 'femme' - мужеподобных и женоподобных). Поэтому главная задача освободительного движения геев вполне логично заключается в том, чтобы добиться возможности организовывать гомосексуальной опыт в своих собственных терминах -как бы «десистематизировать» и «де-композировать» тендер.
Исторически вполне возможна ситуация, когда уровень систематичности будет низок, а противоречий и борьбы - высок. Возможна также комбинация структурного конфликта интересов и наличия потенциала для «де-композиции», которая может считаться кризисной тенденцией. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология ГЭЙЛ ЛАПИДУС РАВЕНСТВО ПОЛОВ И СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ1 Как социалисты, так и феминистки, будучи критически настроены по отношению к положению женщин в западных капиталистических странах, долгое время считали советскую модель образцом удачного решения этой проблемы2. Они изображали большевистскую революция 1917 года как рубеж в эмансипации женщин, первый случай, когда полное экономическое, политическое и половое равенство женщин было открыто провозглашено в качестве важной политической цели. Более того, они считали Советский Союз первым в истории обществом, где было достигнуто это настоящее равенство. Советские источники поддерживали эту точку зрения, с гордостью указывая на усилия советской власти в этом направлении и предъявляя длинный список достижений: полное политическое и юридическое равенство женщин; их широкое участие в общественном производстве; их равный доступ к образованию и профессиональной подготовке; либеральное семейное законодательство, регулирующее брак, развод и аборты; обширное законо- Из работы: Lapidus G.W. Sexual Equality and Soviet Policy: The Problem // Women in Soviet Society.University of California Press, 1978, Введение. 2 См., например, рассказы путешественников, посетивших Советский Союз в 1920-е и 1930-е годы: Jessica Smith, Women in Soviet Russia (New York, 1928); Fannina Halle, Women in Soviet Russia (London, 1934); Ella Winter, Red Virtue: Human Relationships in the New Russia (New York, 1933). См. также современные свидетельства: George St.George, Our Soviet Sister (Washington and New York, 1973) and William Mandel, Soviet Women (New York, 1975). Хрестоматия по курсу дательство по защите материнства и систему общественных детских и дошкольных учреждений3. Эмансипация советских женщин, таким образом, прямо связывалась с построением социализма. Если в СССР и не существует сейчас феминистского движения, то только потому, что женский вопрос считается решенным.
Однако эта точка зрения имеет уязвимые места. Делая акцент на радикальных изменениях в положении женщин, произошедших вследствие Октябрьской революции 1917 года, она игнорирует сохранившуюся во многих отношениях преемственность, а также те способы, которыми новые формы деятельности внедрялись в старые образцы и нормы. Как обобщил Кеннет Иовитт, "марксистско-ленинские режимы достигли базовых, далеко идущих и решительных перемен в определенных сферах, но одновременно с этим позволили укрепиться дореволюционным поведенческим образцам и политическим установкам в других сферах жизни, причем невольно укрепили многие традиционные образцы даже в приоритетных для режима областях" (An Organizational Approach to the Study of Political Culture in Marxist-Leninist Systems // The American Political Science Review 68). Больше всего это сказалось ни на чем ином, как на паттернах властных отношений в экономической и политической жизни. Революционные изменения в СССР не обеспечили полного разрыва с прошлым, вместо этого произошла частичная ассимиляция и даже реинтеграция дореволюционных установок и образцов поведения. Эти элементы традиционной культуры нельзя считать просто "буржуазными пережитками", обреченными на исчезновение в процессе дальнейшего развития; они являются определяющими чертами политической культуры. 3 Официальная советская позиция была явно артикулирована Лениным в 1919 г. в его речи на IV Московской городской конференции беспартийных работниц, где он заявил, что "нет такой страны в мире, кроме Советской России, где бы женщины получили полное равенство" (В.И.Ленин, ПСС, 5-е изд. т.55, с.200). 122-я статья Советской конституции повторяла это заявление, как и многие другие советские официальные документы. Вот три примера из числа многих: "Центральное статистическое управление при Совете министров СССР, Женщины и дети в СССР (М, 1969), с.1-28: Е.Бочкарева и С.Любимова, Женщины нового мира (М., 1969) и Валентина Николаева-Терешкова "Женский вопрос в современной общественной жизни", Правда, 4 марта, 1975, с.2-3. И. Н. Тартаковская. Тендерная социология Более того, слишком узкий фокус на ориентациях элиты и власти, свойственный этому представлению о советской власти, приводит к возникновению даже более фундаментальных проблем. В последние годы ученые, занимающиеся советской политикой и советским обществом все больше подвергали сомнению советскую модель, с ее преувеличенной ориентацией на всемогущество государства и представлением о процессе трансформации как о простой "революции сверху". Искажающее влияние глубоко укорененных культурных традиций и роль разнообразных социальных сил и институтов заслуживают особого внимания, также как и их влияние на политические структуры и процессы. Хотя советское государство значительно изменило социальную структуру и ценности, само оно в процессе взаимодействия с ними также претерпело серьезные трансформации.
Повторяющийся акцент на "революции сверху" не только не позволяет увидеть обратную связь режима и общества, но также приписывает преднамеренный характер тем событиям, которые являются косвенными или даже неожиданными последствиями других решений. Советским усилиям по эмансипации женщин, например, недоставало централизованное™, продуманности и связности, которые приписываются им их почитателями. В самом деле, положение женщин в советском обществе, в особенности начиная с 1930-х годов, полностью определялось не этой политикой, а более глобальными процессами, происходившими внутри советского режима, политическими и экономическими соображениями, для которых вопрос о равенстве полов не представлял никакого значения. Наконец, само по себе различение влияния целенаправленной советской политики и непредусмотренных ей более глобальных социокультурных изменений представляет собой аналитическую проблему. В некоторых отношениях изменения, произошедшие в роли женщин в СССР, аналогичны тем, которые происходили в других странах с другими политическими системами и были связаны с индустриализацией и урбанизацией. В других аспектах, однако, явный отпечаток оставили специфические ориентации и приоритеты советского режима. Если чересчур узкий взгляд на советскую политику приводит к ложным выводам, то еще в большей степени это относится к превознесению советских достижений, игнорирующему цену, Хрестоматия по курсу которой пришлось за них заплатить. Результаты советской политики оказались весьма двойственными. Статус и роль женщин в сегодняшнем советском обществе значительно более проблематичны, чем победные реляции о них, и нуждаются в более взвешенной оценке. Действительно, некоторые авторы утверждают, что многие надежды, связанные с освобождением женщин в первые годы советской власти, не оправдались по мере того, как режим стал входить в силу. Они обоснованно предполагают, что массовое участие женщин в работе на общественном производстве само по себе далеко не освобождает их и не дает им свободы выбора, что оно осуществляется в таких формах, которые позволяют говорить об угнетении (Manya Gordon, Workers Before and After Lenin (New York, 1941) pp. 168-70; Solomon Schwarz, Labor in the Soviet Union (New York, 1951). Хотя советская политика открыла для многих женщин новые образовательные и профессиональные возможности, на плечи других женщин лег тяжелый физический труд, часто в плохих условиях, с вредными последствиями для здоровья. Либеральное семейное законодательство первых послереволюционных лет было пересмотрено в авторитарном климате сталинского режима в неблагоприятном по отношению к женщинам направлении. Более того, результатом советских экономических приоритетов стало низкое развитие сферы услуг и потребительской индустрии, также как и недостаточное качество дошкольных учреждений и неудачные попытки социализировать домашний труд, перераспределить роли в семье. Все это означало, что новые политические и экономические обязанности нало-жились на традиционную женскую роль, взвалив на женщин ощутимую двойную нагрузку. Существует множество объяснений тому, что половое неравенство сохраняется в СССР по сей день. Авторы-марксисты обычно указывали на недостаток материальных ресурсов как на основную причину. Следуя этой точке зрения, низкий материальный уровень советского общества резко ограничивал ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных удобств, которые могли бы облегчить нагрузку, лежащую на женщинах. В самом деле, именно Троцкий заострил внимание на том, что положение женщины в обществе является функцией от его уровня производительности, а не только от его социально-экономической организации. "Настоящее освобождение женщин" - писал он, — "немые- И. Н. Тартаковская. Гендерная социология лимо без создания соответствующего базиса". Но сам по себе недостаток ресурсов не объясняет систему приоритетов. Троцкий в своем анализе идет дальше, доказывая, что та же самая бедность советского общества вызвала подъем консервативной бюрократии, которая видела в сохранении семьи социальную поддержку своей позиции. Другие авторы работ о Советах указывают на особую роль интенсивной индустриализации - политической и экономической. Они считают акцент на производстве и власти, а не на благосостоянии - акцент, достигший своего апогея в сталинские времена - несовместимым с подлинными целями революции. Экономические и социальные преобразования, изначально нацеленные на то, чтобы служить человеческим нуждам, трансформировались в механизмы подчинения, когда цели и средства поменялись местами. Еще одно объяснение фокусируется на взаимоотношениях между семьей и более глобальными паттернами социально-политических изменений, имеющих ключевое значение для статуса женщин. Эта группа исследователей указывает на решающее значение семьи - и как универсального института, уникально приспособленного для удовлетворения человеческих потребностей (на чем настаивают теоретики структурно-функционального анализа); и как важного источника поддержки все более возрастающего авторитаризма и патриархатной политической системы; и как механизма социальной интеграции и стабилизации в период стремительных социальных изменений, накладывающего к тому же базовые ограничения на половое равенство и освобождение. Дело не только в том, что революционное преобразование экономической и политической жизни оказалось несовместимо с революционным преобразованием семьи, вступив в противоречие с одним из базовых постулатов ортодоксального марксизма; но и в том, что все увеличивающееся давление в сторону политического конформизма и экономической производительности создало сильное социальное напряжение, которое потребовало уменьшения напряжения в коммунальных, семейных и половых отношениях. Как писал Грегори Массселл: "Революция в социальных отношениях и культурных паттернах... не может осуществляться одновременно с крупномасштабны- Хрестоматия по курсу ми политическими, организационными и экономическими изменениями4. И, наконец, последняя группа объяснений связана со стратегической важностью психологической детерминанты человеческого поведения, которая относительно независима от более общих экономических и социальных изменений. И классическая марксистская теория, и советская революционная идеология, как предполагают сторонники этой точки зрения, были относительно нечувствительны к глубоким психологическим корням семейных паттернов и половых ролей. Включив отношения между полами в марксистскую модель стратификации, советская идеология лишь скрыла способы, с помощью которых паттерны полового неравенства возникают из иррациональных и бессознательных психологических процессов, отличающихся от форм "инструментальной" эксплуатации, основанной на классовых отношениях. Советская идеология, таким образом, сконцентрировалась на более поверхностных экономических аспектах женской роли, не затронув фундаментальные семейные структуры, властные отношения и образцы социализации, играющие решающую роль в формировании личности и поло-ролевой дифференциации. Только подлинная половая революция может разбить эти образцы и сделать возможным подлинное освобождение женщин. Предметом анализа советского опыта являются и формы проявления неравенства. Марксистский подход к проблеме равенства имеет тенденцию рассматривать процесс социальных изменений в эволюционных и системных терминах, а также фокусироваться на производственных отношениях как решающем факторе, изменение которого дает мощный импульс для более глобальных социальных изменений. Собственно, сам успех ленинизма как стратегии революционной трансформации и стремительного экономического развития является вызовом марксистской модели, поскольку предполагает акцент на политических ценностях и организации как инструменте экономических и социальных изменений. Действительно, относительная автономность политической системы в теории Ленина и решающая роль партии как "организационного оружия" означает серьезнейший 4 Gregory Massell, The Surrogate Proletariat: Moslem Women and Revolutionary Strategies in Soviet Central Asia, 1919-1929 (Princeton, 1974), p.408. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология отход от марксистской трактовки взаимоотношений базиса и надстройки. Выделяя скорее сегментарные, чем системные черты социальной организации, теория ленинизма предполагает, что властные структуры играют главную роль в формировании социального взаимодействия. Наконец, психоаналитическая традиция предполагает другой взгляд на проблему равенства, который придает решающее значение связи между психической и семейной структурой и паттернами социальной организации. Таким образом, половые роли являются не просто факторами социальной "надстройки", но имеют свое независимое значение и свои собственные корни. Разные исследовательские подходы расходятся не только в оценке советских достижений, они используют также разные критерии этой оценки. Те авторы, которые в качестве основания для сравнения берут положение женщин в дореволюционной России или других, еще менее развитых странах, подчеркивают достижения советского режима. Те, кто предпочитает сравнивать сегодняшнюю советскую реальность с утопической революционной идеологией, привлекают внимание к несоответствию между обещаниями и реальностью. Использование в качестве эталона западных индустриальных стран позволяет более детально оценить советскую специфику, но тут встает серьезный вопрос о самом определении понятия "равенство". Концепту "равенство" посвящена чрезвычайно обширная научная литература, в том числе и в аспекте равенства полов. Хотя, казалось бы, достижение равенства полов является просто дальнейшим распространением принципа эгалитаризма, его определение вызывает множество проблем: напряжение между различными и часто находящимися в конфликте аспектами равенства; отношение равенства к другим ценностям, таким, как свобода или справедливость; конфликт между равенством возможностей и равенством результата. Равенство полов также чрезвычайно остро сталкивается с противоречием между равным отношением и адекватным отношением — или, используя формулировку Аристотеля, между простым количественным равенством и пропорциональным равенством. Но, несмотря на эти хорошо известные проблемы, определение равенства полов имеет уникальное значение, потому что затрагивает как биологически укорененные различия мужской и женской ролей, так и природу семьи как фундамен- I Хрестоматия по курсу тального социального института. Поэтому именно здесь встают наиболее глубокие и чувствительные вопросы, чем при рассмотрении других аспектов социального равенства. Противоречия, окружающие саму природу "мужского" и "женского", уровень ролевой дифференциации по половому признаку, который важен для функционирования любого общества, влияние переопределения тендерных ролей на судьбу семьи как таковой - все это свидетельствует о важнейших проблемах, которые должна затрагивать дискуссия о равенстве полов. Все это необходимо не упускать из вида при оценке советского опыта. Программа курса Тендерная социология ПРОГРАММА КУРСА Введение История возникновения концепта «гендер». Проблематизация пола. Гендер как базовый фактор социальной стратификации. Возникновение термина «гендер» и тендерных исследований. Биологический и социальный пол: дихотомия и ее преодоление. Тендерные исследования и исследования женщин. Роль феминизма как движения и теории. Источники отечественной тендерной социологии. Социология семьи: ключевые фигуры, история исследований. Возникновение Московского центра тендерных исследований. Тендерные исследования и феминология. Современные научные школы и исследовательские центры. Основные методологические и идеологические проблемы изучения тендерной социологии. 1. Гурко Т.А. Тендерная социология // Социология в России. Под ред.В.А.Ядова. М.: «На Воробьевых» совместно с Институтом социологии РАН, 1996. С. 169-194. 2. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С.177-185. 3. Социальная феминология. Учебное пособие. Иваново, 1998. 4. Хоф Р. Возникновение и развитие тендерных исследований // Пол.Гендер.Культура: Немецкие и русские исследования. Под ред.Э.Шоре и К.Хайдер. М.: РГГУ, 1999. 5. Aaron J., Walby S. Out of the margins: Women's Studies in the Nineties. Palmer, 1991. 6. Bowler G., Klein D. Theories of Women's Studies. London, New York: Routledge, 1983. 7. Havelkova H. A few prefemenist thoughts // Gender politics and post-communism. Reflection from Eastern Europe and the former Soviet Union. New York, London, 1993. 8. Lauretis Т., de. The Technology of gender: Theories of representation and difference. Bloomington: Indiana University Press, 1987. 9. Racioppi L., O'Sillivan S. Organising women before and after the fall: Women's Politics in the Soviet Union and Post-Soviet Russia / / Signs. Summer 1995. Vol.20. И. Н. Тартаковская. Гедерная социология 10. Stoller R. Sex and gender: On the development of masculinity and femininity. N. Y.: Science House, 1968. 11. Scott J. Gender and the politics of history. New York, Columbia University Press, 1988. ТЕМА 1. Тендерный дискурс
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|