Тема 2. Возникновение феминизма как социальной теории
Основные понятия Суфражизм; феминизм первой и второй «волны»; эгалитаризм и автономия; либеральный феминизм; поло-ролевой подход в тендерных исследованиях; радикальный феминизм; публичное и приватное; общественный договор и половой контракт. Цель лекции Показать истоки развития феминистской мысли. Представить феминизм как особую социальную теорию. Дать представления о его эволюции от идеологии равноправия к изучению специфики женского социального опыта. Рекомендации Эта лекция, весьма насыщенная материалом, представляет собой, в первую очередь, общий обзор феминизма 1960-80-х гг. Однако начинать ее следует со значительно более ранних сюжетов, а именно борьбы за равные политические права и эмансипацию женщин. Особое внимание следует уделить работе Симоны де Бовуар «Второй пол», которая впервые убедительно показала, что проблемы женщин далеко выходят за рамки политико-эгалитаристского дискурса. Следует подчеркнуть, что она ввела в научный обиход представление о женщинах как вечно «других» по отношению к доминирующему философскому дискурсу. Подчеркнуть, что ее работа оказалась поворотной в осмыслении женской субъект-ности. Опираясь на работу К.Пэйтман «Половой контракт», следует показать, что само понятие «политических прав» было сформировано на основании исключения женщин как политических субъектов, ибо ключевое для либеральной политической мысли понятие «общественный договор» базировалось на разделении публичной и И. Н. Тартаковская. Тендерная социология приватной сферы, при этом женщины заключались в последнюю и в «общественном договоре» фактически не участвовали. Следует показать, как радикальный феминизм проблематизи-ровал аспекты, находящиеся вне сферы внимания либеральной мысли. Объяснить смысл лозунга «Личное есть политическое» и показать новые аспекты тендерных исследований, связанные со «специфически женскими» проблемами. Разъяснить смысл выделения феминизма «первой» и «второй» волны.
ТЕМА 3. МАРКСИЗМ И ТЕНДЕРНАЯ ТЕОРИЯ Основные понятия Класс; патриархат; разделение труда; способ производства; материализм; исторический подход; классовое угнетение; капитализм; теория двух систем; воспроизводство социальных отношений; классовая борьба; дискуссия о домашней работе. Цель лекции Проследить взаимоотношения марксизма с феминистской мыслью. Показать сильные и слабые стороны марксистского и социалистического феминизма. Очертить возможности применения марксистского категориального аппарата в тендерных исследованиях. Рекомендации В этой лекции речь идет о непростых взаимоотношениях двух теорий, обе из которых основаны на критике существующих общественных отношений и открыто защищают интересы угнетенных социальных групп. Следует уделить достаточное внимание работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и объяснить слушателям, почему она до сих пор упоминается многими современными авторами. При этом стоит обратить внимание на то, что ортодоксальный марксизм в лице Энгельса был достаточно враждебен по отношению к семье как института, а отнюдь не считал ее «ячейкой общества». Отметить, что Энгельс впервые попытался найти не эссенциалистское, а социально-историческое основание для тендерного неравенства. Обратить внимание на развернувшуюся в 1970-е годы дискуссию о роли домашней работы в воспроизводстве капиталисти- Методическое пособие ческих и патриархатных общественных отношений. Сравнить марксистские и феминистские аргументы по поводу того, кто выигрывает от того, что домашнюю работу выполняют именно женщины и она остается неоплаченной.
Далее следует раскрыть содержание «теории двух систем», описывающей взаимоотношения двух структур угнетения — патриархата и капитализма. Важно иметь в виду, что в объяснениях, сделанных с марксистских позиций, борьба за права женщин всегда оказывается подчиненной классовой борьбе. Недостатки марксистского анализа применительно к тендерным отношениям хорошо раскрыты в работе Х.Хартманн «Несчастный брак марксизма с феминизмом: в поисках более прогрессивного союза». Следует выделить аргументы Хартманн по поводу «гендерной слепоты» марксистских категорий. Особо стоит остановиться на современных взаимоотношениях марксизма и материалистического феминизма. ТЕМА 4. ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФЕМИНИСТСКУЮ ТЕОРИЮ Основные понятия. Бессознательное; эдипов комплекс; зависть к фаллосу; до-эдипова стадия развития; материнство; суперэго; комплекс кастрации; либидо; сексуальность; мазохизм; нарциссизм; табу инцеста; ан-дрогинность; идентификация; jouissanse. Цель лекции Показать влияние теории Фрейда на представления о половых различиях. Очертить основные направления критики психоанализа. Познакомить с ключевыми идеями психоаналитического феминизма. Рекомендации Слушателям стоит вкратце напомнить основные тезисы Фрей-довой теории развития мужественности и женственности. Обратить при этом внимание на то, что классический психоанализ считает психологическое развитие девочек более проблемным, чем мальчиков. При этом следует иметь в виду, что работы самого Фрейда значительно более осторожны в описании «женской сущ- И. Н. Тартаковская. Гендерная социология Методическое пособие ности», чем труды некоторых его последователей. Подчеркнуть, что психоанализ имел очень сильное влияние как на обыденное сознание, так и социальную теорию. Познакомить с основными направлениями его критики. Показывать современное развитие психоаналитической теории применительно к тендерным исследованиям лучше всего на примере таких авторов, как Ж. Лакан, Н.Ходоров, Д. Диннерштейн, К.Гиллиган, Л.Ирригари. Следует обратить внимание на трактовку Взгляда у Лакана. Показать перемещение фокуса внимания на до-эдипову стадию развития в работах Диннерштейн и Ходоров и связанное с этим новое прочтение теории сексуального и психического развития мужчин и женщин.
Закончить лекцию целесообразно очерком развития психоаналитического направления в феминизме после Ходоров. Особый интерес представляют попытки синтеза психоанализа с пост-структурализмом. Обратить внимание на возможности психоанализа применительно к исследованию явлений культуры. ТЕМА 5. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕНДЕРНОЙ ТЕОРИИ И ТЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Основные понятия Пост-модернизм; пост-структурализм; телесный материализм; третья волна в феминизме; пост-колониальный феминизм; феминизм различия; этничность; социальный конструктивизм; феминистская эпистемология; теория stand-point; рационалистический субъект познания; дихотомические категории. Цель лекции Объяснить причины возникновения «третьей волны» в феминизме. Показать неразделимость этнической и гендерной идентичности. Познакомить с основами феминистской эпистемологии. Рекомендации Эта лекция имеет довольно сложную структуру и стоит обратить особое внимание на логику изложения. Прежде всего, следует обратиться к критике либерального и радикального феминизма 1960-80-х гг. Объяснить, почему эта критика исходила прежде всего от представительниц «цветного феминизма». Дать краткий очерк наиболее влиятельных работ «черного феминизма» - прежде всего, белл хуке и Дж. Лорбер. После этого закономерно будет перейти к эпистемологической части лекции. Теория stand-point наглядно показывает зависимость познания от социальной локации познающего субъекта. Здесь уместно будет привести основные аргументы феминистской критики классической философии и «фаллологоцентризма». Опираясь на работы Д.Смит, Дж.Батлер, Ю.Кристевой, Р.Брай-дотти можно раскрыть специфику «женского познающего субъекта». Стоит обратить внимание на понятие «номадической субъек-тности» у Рози Брайдотти, а также на синтез семиотики и психоанализа у Юлии Кристевой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|