Кто, в тихий утра час, когда туманный дым
Ложится по полям и холмы облачает И солнце, восходя, по рощам голубым Спокойно блеск свой разливает, Спешит, восторженный, оставя сельский кров, В дубраве упредить пернатых пробужденье И, лиру соглася с свирелью пастухов, Поет светила возрожденье! Так, петь есть мой удел... но долго ль?.. Как узнать?.. Ах! скоро, может быть, с Минваною унылой Придет сюда Альпин в час вечера мечтать Над тихой юноши могилой! Май-июль 1806 ВОПРОСЫ 1. Особенности формы (рифма, размер, композиция…). 2. Функции художественных приемов (метафоры, сравнения, ритор. вопросы…). 3. Лексические средства (архаизмы, неологизмы, эпитеты…). Основная концепция стихотворения, ее воплощение и развитие. ЛИТЕРАТУРА Гуковский, Г. А. Пушкин и русские романтики – М., 1965 (или др. издание). Гуревич, А. М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980. Манн, Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976; или: Манн, Ю. В. Динамика русского романтизма. – М., 1995 (гл.: «Выразимо ли «невыразимое»). 4. Фридлендер, Г. М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского // Жуковский и русская культура. – Л., 1987. Семинарское занятие № 3 ТЕМА: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина как первый реалистический роман в Русской литературе ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ Полемика с романтизмом в ходе работы Пушкина над романом: переосмысление типа романтического героя, пародирование сюжетных схем и центральных мотивов романтической литературы в романе. Принцип противоречий как основная стилевая черта «Евгения Онегина». Своеобразие жанра «Евгения Онегина» – «роман в стихах». Центральные образы романа: Онегин, Татьяна, Ленский. Проблема «самостоянья» человека в романе.
ЛИТЕРАТУРА Благой, Д. Д. Пушкин – зодчий // Благой, Д. Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. – Т.2. – М., 1979. – С. 156– 170. Бочаров, С. Г. Поэтика Пушкина (очерки). – М., 1974. Гуковский, Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957. Долинина, Н. Прочитаем «Онегина» вместе. – Л., 1971. Лотман, Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. – Л., 1983. Лотман, Ю. М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» //Лотман, Ю. М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988. – С. 30–107. Семинарское занятие № 4 (Очно-заочное отд.) ТЕМА: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как психологический роман ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ Образ Печорина как «лишнего человека». Печорин и Онегин. Композиция романа и ее значение для воплощения авторского замысла. Проблема творческого метода романа. Художественные достижения романтической прозы, использованные в романе Лермонтовым. ТЕМА СООБЩЕНИЯ «Герой нашего времени» как психологический роман. Различные точки зрения на Печорина в романе: автор, повествователь, герои, саморефлексия персонажа, «двойники» Печорина. ЛИТЕРАТУРА Белинский, В. Г. «Герой нашего времени», сочинение М.Лермонтова (любое издание). Лермонтов: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2002. Мануйлов, В. А. «Герой нашего времени»: Комментарий. – М.; Л., 1966. Марченко, А. М. Печорин: знакомый и незнакомый // «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели. – М., 1988. Михайлова, Е. Н. Проза Лермонтова. – М., 1957. Семинарское занятие № 5 ТЕМА: Творчество Н. В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как Романтический цикл. «Мертвые души»: замысел и воплощение ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» как энциклопедия антиромантизма: тип героя, оппозиция «прошлое–настоящее», богатырство, национальное, любовь.
Ночь перед Рождеством» и романтическая концепция искусства. Вакула и романтические художники. Проблема художественной целостности «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Замысел поэмы «Мертвые души» и проблема его воплощения. Национальный масштаб поэмы. «Русское» в «Мертвых душах». Образы помещиков. Проблема героя и образ Чичикова. Авторская позиция в диалоге повествователя и героев. ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ Романтизм как творческий метод и литературное направление: система романтических ценностей (романтическое двоемирие, прошлое, богатырство, национальное, простор, искусство), тип героя и его отражение в литературе. Мертвые души» и «Божественная комедия» Данте. ТЕМА ДОКЛАДА «Шинель» Н.В. Гоголя как полемика с романтизмом: 1. Образ Акакия Акакиевича: литературные и культурные параллели: - Акакий Башмачкин и св. Акакий Синайский; - культурно-историческая семантика образа переписчика в средневековой церковной традиции и образ Башмачкина; - Акакий Акакиевич и герой-«энтузиаст» Э.Т.А. Гофмана. Романтическое двоемирие в повести Гоголя. Сюжетная основа повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» и сюжет «Шинели»: сходство и отличия. Рождение и имянаречение Акакия Акакиевича – чиновника петербургского. Смысл фантастического финала повести. Автор и герой в повести Гоголя. ЛИТЕРАТУРА К ЗАНЯТИЮ Маймин, Е. А. О русском романтизме. – М., 1975. – С. 3–24. Манн, Ю. В. В поисках живой души. – М., 1984. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя. (Любое издание). Манн, Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976; или: Манн, Ю. В. Динамика русского романтизма. – М., 1995 (раздел «Усложнение романтического мира в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»). Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя (любое издание). Смирнов, А. С. Особенности романтизма раннего Гоголя: к вопросу о генезисе повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе (проблемы теоретической и исторической поэтики): Материалы междунар. науч. конф.. В 2 ч. – Ч.1. – Гродно: ГрГУ, 2000. – С. 218–224.
Смирнова, Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – М., 1987. ЛИТЕРАТУРА К ДОКЛАДУ Schillinger, J. Gogol’s «The Overcoat» as a Travesty of Hagiography // Slavic and East European journal. – 1972. – vol.16, № 1. Spring. Ветловская, В. Е. Повесть Гоголя «Шинель» (Трансформация пушкинских мотивов) // Рус. лит. – 1988. – № 4. Лотто, Ч. де. Лествица «Шинели» // Вопр. философии. – 1993. – № 8. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя. – 2–е изд., доп. – М., 1988. Чижевский, Д. И. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов. – 1997. – № 1. Эпштейн, М. Н. Князь Мышкин и Акакий Башмачкин (к образу переписчика) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX – XX веков. – М., 1988. Семинарское занятие № 6 ТЕМА: «Физиология Петербурга» - программный сборник натуральной Школы ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ Понятие о «натуральной школе»: истоки термина, периодизация, состав, две основные творческие линии внутри «натуральной школы»: реалистическая и натуралистическая. Необходимые историко-литературные сведения о сборнике: время и место издания, состав участников, место сборника среди других изданий натуральной школы, восприятие его русской критикой 40-х годов. Структура сборника, его внутренняя организация: композиционное членение материала, жанровая дифференциация отдельных произведений, наличие вступления и критико-публицистических статей, (смысл двухчастного построения сборника, соотношение обеих его частей).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|