Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто, в тихий утра час, когда туманный дым




Ложится по полям и холмы облачает

И солнце, восходя, по рощам голубым

Спокойно блеск свой разливает,

Спешит, восторженный, оставя сельский кров,

В дубраве упредить пернатых пробужденье

И, лиру соглася с свирелью пастухов,

Поет светила возрожденье!

Так, петь есть мой удел... но долго ль?.. Как узнать?..

Ах! скоро, может быть, с Минваною унылой

Придет сюда Альпин в час вечера мечтать

Над тихой юноши могилой!

Май-июль 1806

ВОПРОСЫ

1. Особенности формы (рифма, размер, композиция…).

2. Функции художественных приемов (метафоры, сравнения, ритор. вопросы…).

3. Лексические средства (архаизмы, неологизмы, эпитеты…).

Основная концепция стихотворения, ее воплощение и развитие.

ЛИТЕРАТУРА

Гуковский, Г. А. Пушкин и русские романтики – М., 1965 (или др. издание).

Гуревич, А. М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.

Манн, Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976; или: Манн, Ю. В. Динамика русского романтизма. – М., 1995 (гл.: «Выразимо ли «невыразимое»).

4. Фридлендер, Г. М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского // Жуковский и русская культура. – Л., 1987.

Семинарское занятие № 3

ТЕМА: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина как первый реалистический роман в

Русской литературе

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

Полемика с романтизмом в ходе работы Пушкина над романом: переосмысление типа романтического героя, пародирование сюжетных схем и центральных мотивов романтической литературы в романе.

Принцип противоречий как основная стилевая черта «Евгения Онегина».

Своеобразие жанра «Евгения Онегина» – «роман в стихах».

Центральные образы романа: Онегин, Татьяна, Ленский. Проблема «самостоянья» человека в романе.

ЛИТЕРАТУРА

Благой, Д. Д. Пушкин – зодчий // Благой, Д. Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. – Т.2. – М., 1979. – С. 156– 170.

Бочаров, С. Г. Поэтика Пушкина (очерки). – М., 1974.

Гуковский, Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.

Долинина, Н. Прочитаем «Онегина» вместе. – Л., 1971.

Лотман, Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. – Л., 1983.

Лотман, Ю. М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» //Лотман, Ю. М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988. – С. 30–107.

Семинарское занятие № 4

(Очно-заочное отд.)

ТЕМА: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как психологический роман

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

Образ Печорина как «лишнего человека». Печорин и Онегин.

Композиция романа и ее значение для воплощения авторского замысла.

Проблема творческого метода романа. Художественные достижения романтической прозы, использованные в романе Лермонтовым.

ТЕМА СООБЩЕНИЯ

«Герой нашего времени» как психологический роман. Различные точки зрения на Печорина в романе: автор, повествователь, герои, саморефлексия персонажа, «двойники» Печорина.

ЛИТЕРАТУРА

Белинский, В. Г. «Герой нашего времени», сочинение М.Лермонтова (любое издание).

Лермонтов: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2002.

Мануйлов, В. А. «Герой нашего времени»: Комментарий. – М.; Л., 1966.

Марченко, А. М. Печорин: знакомый и незнакомый // «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели. – М., 1988.

Михайлова, Е. Н. Проза Лермонтова. – М., 1957.

Семинарское занятие № 5

ТЕМА: Творчество Н. В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как

Романтический цикл. «Мертвые души»: замысел и воплощение

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» как энциклопедия антиромантизма: тип героя, оппозиция «прошлое–настоящее», богатырство, национальное, любовь.

Ночь перед Рождеством» и романтическая концепция искусства. Вакула и романтические художники.

Проблема художественной целостности «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Замысел поэмы «Мертвые души» и проблема его воплощения.

Национальный масштаб поэмы. «Русское» в «Мертвых душах».

Образы помещиков. Проблема героя и образ Чичикова.

Авторская позиция в диалоге повествователя и героев.

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ

Романтизм как творческий метод и литературное направление: система романтических ценностей (романтическое двоемирие, прошлое, богатырство, национальное, простор, искусство), тип героя и его отражение в литературе.

Мертвые души» и «Божественная комедия» Данте.

ТЕМА ДОКЛАДА

«Шинель» Н.В. Гоголя как полемика с романтизмом:

1. Образ Акакия Акакиевича: литературные и культурные параллели:

- Акакий Башмачкин и св. Акакий Синайский;

- культурно-историческая семантика образа переписчика в средневековой церковной традиции и образ Башмачкина;

- Акакий Акакиевич и герой-«энтузиаст» Э.Т.А. Гофмана.

Романтическое двоемирие в повести Гоголя.

Сюжетная основа повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» и сюжет «Шинели»: сходство и отличия.

Рождение и имянаречение Акакия Акакиевича – чиновника петербургского.

Смысл фантастического финала повести.

Автор и герой в повести Гоголя.

ЛИТЕРАТУРА К ЗАНЯТИЮ

Маймин, Е. А. О русском романтизме. – М., 1975. – С. 3–24.

Манн, Ю. В. В поисках живой души. – М., 1984.

Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя. (Любое издание).

Манн, Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976; или: Манн, Ю. В. Динамика русского романтизма. – М., 1995 (раздел «Усложнение романтического мира в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»).

Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя (любое издание).

Смирнов, А. С. Особенности романтизма раннего Гоголя: к вопросу о генезисе повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе (проблемы теоретической и исторической поэтики): Материалы междунар. науч. конф.. В 2 ч. – Ч.1. – Гродно: ГрГУ, 2000. – С. 218–224.

Смирнова, Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – М., 1987.

ЛИТЕРАТУРА К ДОКЛАДУ

Schillinger, J. Gogol’s «The Overcoat» as a Travesty of Hagiography // Slavic and East European journal. – 1972. – vol.16, № 1. Spring.

Ветловская, В. Е. Повесть Гоголя «Шинель» (Трансформация пушкинских мотивов) // Рус. лит. – 1988. – № 4.

Лотто, Ч. де. Лествица «Шинели» // Вопр. философии. – 1993. – № 8.

Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя. – 2–е изд., доп. – М., 1988.

Чижевский, Д. И. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов. – 1997. – № 1.

Эпштейн, М. Н. Князь Мышкин и Акакий Башмачкин (к образу переписчика) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX – XX веков. – М., 1988.

Семинарское занятие № 6

ТЕМА: «Физиология Петербурга» - программный сборник натуральной

Школы

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ

Понятие о «натуральной школе»: истоки термина, периодизация, состав, две основные творческие линии внутри «натуральной школы»: реалистическая и натуралистическая.

Необходимые историко-литературные сведения о сборнике: время и место издания, состав участников, место сборника среди других изданий натуральной школы, восприятие его русской критикой 40-х годов.

Структура сборника, его внутренняя организация: композиционное членение материала, жанровая дифференциация отдельных произведений, наличие вступления и критико-публицистических статей, (смысл двухчастного построения сборника, соотношение обеих его частей).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...