Время создания, проблематика романа «Идиот».
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Система образов, представляющих «реальный мир»; их идейно-функциональная взаимосвязь, отношение к князю Мышкину. - Настасья Филипповна. - Ганя Иволгин, Тоцкий, Епанчин, Рогожин. - Аглая Епанчина. - Представители «молодого поколения» в романе – Келлер, Бурдовский, Ипполит, Докторенко, их идейные функции. Роман «Идиот» – социальная трагедия. ТЕМА ДОКЛАДА «Положительно-прекрасный» человек в романе: Дон Кихот или Христос? ЛИТЕРАТУРА Воловинская М. В. Портрет в сюжетах романов «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и «Идиот» Ф. М. Достоевского // Типология литературного процесса. Пермь, 1988. С.91–98. Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского М., 1971. Злочевская А. В. Гуманистический идеал просвещения и образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // ФН. 1989. №2. С. 18–25. Фридлендер Г. М. «Идиот» // История русского романа. В 2 т. Т.2. М.; Л.: Наука, 1964. С.221–234. Шмидт М. Г. Пути искания нравственного идеала // Теория и практика литературоведческих и лингвистических исследований. М., 1988. С.47–53. Семинарское занятие № 13 ТЕМА: «Война и мир» Л. Н. Толстого. Духовные искания мыслящей личности в Романе. ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ Идейно-художественный замысел и история создания романа «Война и мир». Война и мир» как роман-эпопея. Элементы семейно-бытовой хроники, социально-психологического и исторического романа. О жанре романа. Особенности композиции романа. - Широта охвата действительности. - Противопоставление двух войн. - Семейно-бытовые «гнезда» (Ростовы, Болконские, Безуховы, Курагины). Реализм Толстого в изображении духовных исканий положительных действующих лиц.
Разочарования и обретения Андрея Болконского. - Противоречива или цельна натура князя? Исходный пункт его духовной эволюции. - Контакты Андрея с другими персонажами (в столичном свете, в среде офицеров и солдат, в семье, в мире личных привязанностей), их назначение. - Основные этапы на пути героя; кто из персонажей проходит подобный путь, но на более низком уровне? Восхождение Пьера Безухова. - Характер героя, его положение в обществе и увлечения в начале повествования. - Пьер в общении с другими персонажами. - Важнейшие стадии развития сознания Пьера. Можно ли утверждать, что судьбы Андрея и Пьера выстроены по принципу параллелизма? (найдите черты сходства и различия). ЛИТЕРАТУРА Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1978. Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман. М.; Л., 1963. Громов П. П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977. Долинина Н. По страницам «Войны и мира». М., 1973. Есин А. Б. Л. Н. Толстой «Война и мир» // Психологизм русской классической литературы. М., 1988. С. 120–139. Камянов В. И. Поэтический мир эпоса. М., 1978. Кандиев Б. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Комментарий. М., 1967. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987. Рейн Г. Н. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989. Скафтымов, А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. Сливицкая, О. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. Л., 1988. Соболенко, В. Н. Жанр романа-эпопеи. М., 1986. Толстой, Л. Н. Предисловие к «Войне и миру» // Толстой, Л. Н. Что такое искусство? М., 1985. Семинарское занятие № 14 (Очно-заочное отд.) ТЕМА: Цикл о «праведниках» в творчестве Н.С. Лескова («Павлин», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован»)
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ 1. Литературная судьба Лескова: «прозеванный гений» (И. Северянин), «неукротимый ересиарх» (А. Лесков), «Лесков – писатель будущего…» (Л.Толстой). «Национальное и мифологическое» в творчестве писателя. Герои времени» и праведники в русской литературе XIX века. Лесковская концепция праведничества. Состав цикла о «праведниках». Сборник Лескова «Три праведника и один Шерамур» (1889). Состав цикла при опубликовании 2-го тома (прижизненного) собрания сочинений (1889-1896). Творчество Лескова – тенденция к демифологизации в русской литературе или нет? Лесков и Достоевский. ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ Поэтика названия повести «Очарованный странник» (1879). Сюжетно-композиционные особенности повести. Мифопоэтические традиции в произведении Лескова. Фольклорный мотив поединка богатыря со смертью. 2. «Как складывается легенда…» (художественное раскрытие проблемы мифотворчества народа в рассказе «Несмертельный Голован»). Особенности повествования. Архетипические мотивы и символы. Своеобразие художественного пространства. Житийные традиции в рассказе «Несмертельный Голован». ТЕМА ДОКЛАДА Миф о великом грешнике в «Павлине». Ономапоэтика рассказа. Лесковский бестиарий. Христианские мотивы произведения: христианское бестиарное предание о павлине, мотив ап. Павла, мотив мытаря, мотив жертвоприношения и др. Сюжетно-композиционные особенности. ЛИТЕРАТУРА Андреева, Г. Т. Творчество Лескова. Иркутск, 1992. 2. Горелов, А. А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н. С. Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 39–62. Горелов, А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988. Дыханова, Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980. Кедров, К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова // В мире Лескова. М., 1983. С. 58–73. Климова, М. Н. Сюжетная схема «великодушный старик» в контексте мифа о великом грешнике // Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск. 1998. С. 64–74. 7. Лихачев, Д. С. Особенности поэтики произведений Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 12–21. 8. Майорова, О. Е. Рассказ Н. С. Лескова «Несмертельный Голован»: житийная традиция // Русская литература. 1987. № 3.
9. Прокофьев, Н. П. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н. Лескова // Лесков и русская литература М., 1988. С. 118–136. Старыгина, Н. Н. Методика анализа сказа: На материале анализа повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. Старыгина, Н. Н. Рассказ Н. С. Лескова «Однодум» // Литература в школе. 1998. № 3. С. 90–96. 12. Сухачев, Н. П., Туниманов, В. А. Развитие легенды у Лескова // Миф–фольклор–литература. Л., 1978. С. 114–136. Телегин, С. М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. Телегин, С. М. Национальное и мифологическое у Лескова. «Очарованный странник» // Литература в школе. 1996. № 1. С. 16–24. Туниманов, В. Рассказы и легенды Лескова о праведниках // Лесков, Н. С. На краю света. Л., 1985. С. 575–583. Хализев, В. Е., Майрова, О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. М., 1983. С. 196–232. 17. Хализев, В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX в. // Русская литература XIX в. и христианство. М., 1997. С. 111–119. Семинарское занятие № 15 ТЕМА: Тема: Поэтический мир Ф. И. Тютчева ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ 1. Место поэзии Ф. И. Тютчева в контексте "поэтической" эпохи 1850-х годов. Поэзия Ф. И. Тютчева и традиции высокой одической поэзии конца ХVIII века. Архаичность языка, ораторская композиция стихотворения и ораторские синтаксические конструкции, напряженная образность, грандиозность философских обобщений. (Работы Ю. Н. Тынянова, Б. Я. Бухштаба). Денисьевский» цикл Ф. И. Тютчева. - Восприятие любви как «рокового» поединка, завершающегося неизбежно трагически. - Психологические перипетии драматических взаимоотношений героя и героини. - Духовный облик героини. ТЕМА ДОКЛАДА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|