Физиологический очерк как основной жанр «Физиологии Петербурга».
- Наиболее устойчивые, повторяющие элементы жанра: преобладание авторского повествования, особая позиция автора, специфическое отношение к действительности. - Индивидуальные отличия авторского стиля в очерках разных писателей. 5. Поэтика "натуральной школы": предмет изображения, сюжет, конфликт, основные приемы художественной типизации. ТЕМА ДОКЛАДА Роль вводных статей Белинского («Вступление», «Петербург и Москва») в композиции «Физиологии Петербурга». Теория «беллетристики» Белинского. ЛИТЕРАТУРА Белинский, В. Г. Физиология Петербурга... Часть I // Белинский, В. Г. Собр. соч. В 9 т. – М., 1981. – Т. 7. – С. 556–564. Белинский, В. Г. Физиология Петербурга... Часть II // Белинский, В.Г. Собр. соч. В 9 т. – М., 1981. – Т. 7. – С. 598– 605. Виноградов, В. В. Эволюция русского натурализма // Виноградов, В. В. Избр. труды. Поэтика русской литературы. – М., 1976 (особ. с. 186–187; 226; 142–162). Жук, А. А. Сатира натуральной школы. – Саратов, 1979. 10. Кантор, В. К. 40-е годы: Белинский в борьбе за натуральную школу // Кантор, В. К. «Средь бурь гражданских и тревоги…» (Борьба идей в русской литературе 40–70-х годов XIX века). – М., 1978. – С. 58–84. Кулешов, В. И. Натуральная школа в русской литературе. – 2-е изд. – М., 1982. Кулешов, В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. – М.,1982. – С. 31–46. Манн, Ю. В. Философия и поэтика натуральной школы // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969. – С. 241– 305. Манн Ю.В. Человек и среда /Заметки о натуральной школе/ // Вопросы литературы. – 1968. – № 9. – С. 115–134. Маркович, В. М. О трансформациях «натуральной» новеллы и о двух «реализмах» в русской литературе // Русская новелла. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. – С. 113–134.
Мельник, В. И. Натуральная школа как историко-литературное понятие (к проблеме единства натуральной школы) // Рус. лит., 1978. – №1. Физиология Петербурга. – М., 1984. Петербург в русском очерке XIX века. – Л., 1984. Русский очерк. – М., 1984. Цейтлин, А. Г. Становление реализма в русской литературе. Русский физиологической очерк. – М., 1965. – С. 186–260. Якимович, Т. К. Французский реалистический очерк 1830–1848 гг. М. 1963 (особ. Ч. 2, гл. 1. Вопросы истории и теории физиологического очерка – С. 153–182) Семинарское занятие № 7 (Очно-заочное отд.) ТЕМА: Поэзия Н. А. Некрасова. Новаторский характер реализма в лирике. «Кому на Руси жить хорошо» как итог творческого пути поэта ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ Лирика Н. А. Некрасова второй половины 40-х и первой половины 50-х г. как новый этап в развитии русской поэзии. Сборник «Стихотворения» (1856). Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова. Дальнейшая демократизация русского стиха в его поэзии. Идейно-художественный замысел и история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Особенности сюжета поэмы, его фольклорные истоки. Социально-классовый подход поэта к изображению мира господ и мира крестьян. Галерея сатирических типов угнетателей народа. Изображение жизни народа в поэме. Типология крестьянских характеров, барских слуг. Люди холопского звания» (Ипат, Егор Шутов, Глеб и др.); идейный смысл притчи «Про Якова верного – холопа примерного». Савелий как тип народного бунтаря-мстителя; революционный смысл легенды о Кудеяре. Тема «народного заступника». Связь образа Гриши Добросклонова с некрасовскими стихами о революционных демократах. Песни Гриши как средство революционной агитации в народе. «Русь» – идейный итог поэмы. Проблема пробуждения самосознания народа как идейный стержень поэмы.
ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ Программный характер стихотворений о назначении поэта («Вчерашний день...», «Муза», «Блажен незлобивый поэт»). Полемика с поэзией «чистого искусства» и защита принципов «натуральной школы». Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (энциклопедизм в изображении крестьянства, историческая ретроспективность и перспективность реализма поэмы в показе дореформенной и пореформенной Руси, демократизм формы, особенности стиха и т.д.). Матрена Тимофеевна как тип женщины-крестьянки; ее нравственный облик и национально-русский характер; связь образа Матрены Тимофеевны с предшествующими произведениями поэта о русской крестьянке. ТЕМА ДОКЛАДА Сатирические образы в поэме. - Примеры использования юмора, насмешки, сатиры, прямого авторского обличения, гротеска. - Какими стилистическими средствами достигает автор яркости, законченности при создании сатирических образов. - Какими эпитетами, сравнениями пользуется Некрасов при портретной характеристике Оболта-Оболдуева, Последыша и др. ЛИТЕРАТУРА Аникин, В. П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1973. Бухштаб, Б. Я. Н. А. Некрасов: Проблемы творчества. Л., 1983. 3. Волкова, Л. Д «Душа народа русского…». М., 1992. Гин, М. М. От факта к образу и сюжету: О поэзии Н. А. Некрасова. М., 1971. Груздев, А. И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.; Л., 1966. Кожинов, В. В. Лирика середины века // Кожинов, В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. М.,1978. С. 155–217. Корман, Б. О. Лирика и реализм. Иркутск, 1989. 8. Корман, Б. О. Лирическая система Некрасова // Н. А. Некрасов и русская литература. М., 1971. С. 81–129. Лебедев, Ю. В. О народных истоках поэзии Н. А. Некрасова // Литература в школе. М., 1988. № 5. С. 16–25. 10. Прокшин В.Г Еще раз о композиции поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // Русская литература. 1988. №4. Прокшин, В. Г. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1986. Розанова, Л. А. О творчестве Н. А. Некрасова: Книга для учителя. М., 1988. Розанова, Л. А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. Л., 1976. Скатов, Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985.
Соколов, В. Б. О типологии положительного героя в поэмах Некрасова 60-70 годов // Некрасов и его время. М., 1975. –Вып.1. –С. 59–64. Семинарское занятие № 8 ТЕМА: Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ Замысел и история создания романа «Отцы и дети». Отражение в романе основного сюжетного конфликта – идейного антагонизма дворянских либералов и демократов 60-х г. Базаров – центральный герой романа. - Типичность Базарова. - Единство сильных и слабых сторон характера. - Эволюция образа Базарова. Базаров и «базаровщина». - Базаров в оценке Д. И. Писарева; - Противоречия Тургенева при изображении Базарова. Лагерь «отцов» в изображении Тургенева: Павел Петрович Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов, Аркадий Кирсанов. Идейно-художественная функция женских образов в романе. ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ Сложность авторского отношения к Базарову. Тургеневские автокомментарии к роману. Д. И. Писарев о противоречивости мировоззренческой позиции И. С. Тургенева и формах ее выражения в романе. Полемика вокруг романа. ТЕМА ДОКЛАДА «Отцы и дети» и своеобразие романа 60-х годов XIX века (Ср. с романами Гончарова, Чернышевского). ЛИТЕРАТУРА Батюто, А. Тургенев-романист. Л., 1977. С. 38–77. Бялый, Г. А. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М.; Л., 1968. Бялый, Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. С. 325–349. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века. - Л., 1982, -С. 186-200. Маркович, В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975. (Гл. «Уровни человечности»). Есин, А. Б. И. С. Тургенев «Отцы и дети» // Психологизм русской классической литературы. М., 1988. С. 84–101. Лебедев, Ю. В. Трагическое в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Лебедев, Ю. В. В середине века. М., 1988. С. 86–115. Манн, Ю. В. Диалектика художественного образа. М., 1987. (Гл. «Базаров и другие»). Пустовойт, П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. М., 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|