Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
демоны и монстры 161
родители с пониманием откликнутся на открытое проявление его чувств. Материнский отклик на ребенка определен ее личностью. Если она расслаблена и удовлетворена своим женским функционированием, она распространит эти хорошие чувства на плод, созревший в ее браке. Если же она напряжена, фрустрирована и неуверена в своей роли женщины и жены, она будет теми же чувствами реагировать на детей. В моей предыдущей книге «Любовь и оргазм» я подчеркнул, что женщина не может полностью отделить свои чувства к ребенку от тех чувств, которые присутствовали, когда возникло это маленькое существо. Ее чувства по отношению к сексу будут определять ее подход к ребенку. Независимо от сознательного желания, ее сексуальная вина и тревожность влияет на поведение и отношение к ребенку. То, как она обращается с телом ребенка, отражает ее чувства по отношению к своему телу. Я видел молодую женщину, которая ужаснулась, когда ее малыш срыгнул ей на платье. Она оттолкнула его от себя, будто он был какой-то грязной вещью. Экспрессию отвращения, которая может возникнуть на лице матери, когда она меняет малышу пеленки, он чувствует как отвержение. Нетерпимость некоторых матерей к детскому плачу показывает, насколько подавлены их собственные чувства. Мать, которая относится к ребенку, как к объекту или к тому, кем она владеет, действует демонически. Такой подход отрицает тот факт, что у ребенка есть чувства, и он «вырастает» на материнском отрицании своих чувств. Поскольку именно чувства определяют поведение, такая женщина манипулирует другими людьми в интересах исполнения своего образа эго. Она может и с мужем обходиться, как с сексуальным объектом, а ее сексуальные отношения с ним, вместо того, чтобы выражать любовь, станут спектаклем. Таким поведением женщина выражает презрение к мужчине, которое ее эго, конечно же, отрицает. Ее подавленная ненависть и сексуальность становятся демонической силой, заставляющей ее действо-вать демонически. Поскольку она бессознательно отверга-
ет своего мужа как мужчину, она будет отвергать как личность и собственного ребенка. Демонизм матери всегда возникает из вытесненной сексуальности. Это иллюстрирует рассказанный в первой главе случай Барбары, которая считала себя эмансипированной женщиной: артистичной, либеральной, причисляя себя к богеме. Ее эмансипация приняла форму перверсивного сексуального поведения. Барбара считала, что ее поведение «показывало, что она выше сентиментальности, что сентиментальность лишена смысла». Тем самым «сентиментом», о котором она говорила, был секс как выражение любви. Ее поведение было бунтом против идеала, который, как правило, не имел для нее смысла. Этот идеал — чистота и достоинство человеческого тела. Начав с иллюзии эмансипации, Барбара закончила ощущением пустоты, утратой идентичности и коллапсированным телом. Ее претензии на сексуальную эмансипированность были отрицанием потребности в любви и, по сути дела, являлись демоническими проявлениями. Мысль о том, что вытесненная и отторгнутая сексуальность представляет собой фактор, искажающий личность, в психиатрии не нова. Еще в 1919 году Райх отмечал, что «шизофренический бред связан с генитальными ощущениями».29 Разница между иллюзией и бредом состоит в степени отклонения, которая соответствует шизофрении и шизоидному состоянию. При шизоидной личности генитальное возбуждение вызывает иллюзию эмансипации, просвещенности, искушенности и сексуальной привлекательности. При шизофреническом бреде изолированное генитальное возбуждение порождает паранойяльные идеи с гомосексуальным компонентом.
Другой элемент, замаскированный демонической пустотой, — подавленная ярость. Каждый шизоид скрывает в себе ярость, которая пробивается на поверхность в форме демонических разрушительных и сокрушающих импульсов. Она отличается от злости, которая синтонич-на эго и направляется им. Ярость напоминает извержение вулкана, она сметает все на своем пути. Шизоид, зак-
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ДЕМОНЫ И МОНСТРЫ 163
лючая в себе такую взрывоопасную силу, постоянно чувствует ужас, боясь, что она выплеснется.. Его защита против внутренней ярости — ригидность и иммобильность, которая также исполняет роль защиты от ужаса. То, что одни и те же защиты используются в обоих случаях, указывает на тесную связь ужаса и ярости. Ужас шизоида — это страх импульсов убийства и разрушения, которые присутствуют в его личности. Ярость шизоида — это реакция на ужас. Ужас и ярость возникают, когда ребенок переживает отверженность. Он реагирует злостью на отрицание его прав на уникальность, неприкосновенность, независимость. Но выражение злости часто встречается с родительской реакцией ненависти, усиливающей страх ребенка и превращающей злость в иррациональную ярость. К сожалению, такие паттерны действий и реагирования имеют тенденцию становиться хроническими, чего в результате ребенок чувствует себя все более и более отторгнутым, испуганным и явно отрицательным. У него нет путей выхода из конфликта, кроме как подавить свою ярость и поверхностно подчиниться родителям. В зависимости от тяжести конфликта его личность будет проявлять типичные черты шизоидной структуры: ужас, ненависть, отчаяние, иллюзии, и, наконец, порочное поведение, в котором эти негативные чувства находят свой выход наружу. Во взрослой жизни подавленная ярость выражается в самодеструктивных действиях, которые могут быть направлены как против себя, так и против собственных детей. Она может выплеснуться на супруга, с которым шизоид идентифицирован, а вот на кого-нибудь еще — довольно редко. Шизоид выплескивает свою ярость на тех. кто от него зависит, переворачивая, таким образом, исходную детскую ситуацию, в которой он, беспомощным зависимым ребенком, пережил материнскую ярость. В сновидениях, однако, может появляться исходный объект ярости. Так пациентка, рассказывая сон о своем отце, отметила: «Я не могла справиться с кипящей во мне кро-
вью. Я была настолько зла, что чувствовала себя как разъяренная кошка. Я могла разодрать его на кусочки, бросить его пенис в мясорубку и размолоть его в кровавую массу». Существование подавленной и взрывоопасной ярости шизоида ограничивает его отклики. Радо полагает, что «отсутствие или скудость 'промежуточных' откликов делает его амбивалентность экстремальной и вынуждает его переключаться с чрезмерного страха на чрезмерную ярость, со слепого повиновения на слепой вызов и обратно».30 Суть, конечно, не в том. что бомба расположена «между» откликами. Она, скорее, либо взрывается, либо нет; пути, который мог бы постепенно разрядить это состояние, не существует. Отсутствие или недостаточная соразмерность откликов повинна в подавленной ярости больше, чем что бы то ни было. Подавленная ярость с ее убийственными импульсами, отвечает за шизоидную позицию, которую можно обозначить так: «все или ничего». Каждое решение — дело жизни и смерти, поскольку на глубоком уровне вопрос о том. делать или не делать, затрагивает проблему этой «погребенной» силы. Отворить дверь чувству, даже немного, для шизоида означает рисковать вызвать внутренний шторм. Демоническая сила, возникающая в результате комбинации вытесненной сексуальности и подавленной ярости, фигурирует в сексуальных убийствах. Сексуальный убийца описывается как изувер. Это душевнобольной человек, его действия выдают сумасшествие. Но убийство, как правило, бывает связано с сексом. Или, если взглянуть на это с другой стороны, сексуальные конфликты эмоционально нестабильного человека часто приводят его к убийству. Демоническая сила шизоида скрыта, она «разыгрывается» в более тонкой форме. Поскольку эго отрицает ее наличие, поверхностный вид индивидуума вполне благообразен и приятен. Демон скрыт под маской ангела. Но этот «ангел» — человек с ригидным телом и «приклеенной» улыбкой. Терапия такого типа характера часто требует значительного времени, пока пациент не почувству-
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|