Состав и количество продуктов сгорания
Расчет выполняется по разным формулам в зависимости от коэффициента избытка воздуха. При α<1(недостаток воздуха) имеет место неполное окисление (сгорание) топлива и продукты сгорания в основном состоят из СО2 , Н2О, N2, СО и Н2. При α>1 (избыток воздуха) имеет место полное окисление (сгорание) топлива. В этом случае основной состав продуктов сгорания следующий: СО2 , Н2О, N2, и О2. При стехиометрическом составе смеси (α=1) МО2=0; расчет количества СО2, Н2О, N2 выполняется по тем же формулам, что и при α>1. Количество продуктов сгорания в киломолях на 1 кг топлива при α<1 рассчитывается: МСО = 0,42· L0 ·(1-α)/(1+К) МСО2 = (gC/12) - МСО МН2 = К· МСО (3.5) МН2О = (gН/2) – МН2 МN2 = 0,79·α· L 0.
где К= МН2/МСО≈1,12· Общее количество продуктов сгорания равно
М2= МСО+МСО2+МН2+МН2О+МN2
Количество продуктов сгорания в киломолях на 1 кг топлива при α≥1 рассчитывается: МСО2 = gC/12 МН2О = gН/2 (3.6) МN2 = 0,79α L 0 МО2 = 0,21(α-1) L 0.
Общее количество продуктов сгорания равно:
М2= МСО2+ МН2+ МН2О+ МО2+ МN2.
Приведенные выше расчеты продуктов сгорания включают компоненты, оказывающие существенное влияние на энергетические и экономические показатели ДВС. Содержание других продуктов сгорания (оксиды азота, несгоревшие углеводороды и др.) вследствие относительно малой их концентрации в ОГ не учитывается в термодинамических расчетах, но они учитываются при оценке экологических характеристик ПДВС.
Состав продуктов сгорания в объемных долях
ri=Mi/M2 (3.7)
где i – индекc i-того газа (СО2, H2О, N2, СО,О2, Н2) в смеси отработавших газов. Объемы исходных компонентов и продуктов их сгорания могут отличаться из-за различия молярного состава свежего заряда М1 и продуктов сгорания М2. Изменение количества вещества при сгорании (в киломолях) равно ΔМ = М2 – М1 и оценивается теоретическим (или химическим) коэффициентом молярного изменения
μ0 = М2/М1 = 1 + ΔМ / М1 (3.8)
Процесс впуска При расчете процесса впуска определяются термодинамические параметры смеси (давление и температура) к началу сжатия. Давление в конце впуска pа, МПа
pа = р0 – Dpа , (3.9)
где р0 – давление среды, откуда поступает свежий заряд, МПа. В ПДВС без наддува это барометрическое давление. В ПДВС с наддувом принимается давление воздуха после компрессора – рк; Dpа – потери давления на впуске, МПа (при движении по впускному тракту и входе в цилиндр). Потери давления на впуске DPа, МПа, равны Dpа=(b2 + xвп) × ωвп 2 × r0 × 10-6 / 2, (3.10)
где b– коэффициент затухания скорости движения заряда при входе в цилиндр; xвп – коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее сечению. ωвп – средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы (в сечении впускного клапана или в сечении продувочных окон). r0 – плотность заряда на впуске, кг/м3. По опытным данным для современных двигателей на номинальном режиме ωвп=50 – 120 м/с, а суммарное сопротивление (b2+x ВП) =2,5...4,0. Плотность заряда на впуске (r0, кг/м3) определяется по уравнению состояния идеального газа. ПДВС без наддува r0 = p0 × 106/(Rв × Т0), (3.11)
ПДВС с наддувом rк = pк ×106/(Rв × Тк), (3.12)
где Rв=287 Дж/(кг×К) – индивидуальная газовая постоянная воздуха; Т0– температура окружающей среды для ПДВС без наддува; Тк – температуры воздуха после компрессора для ПДВС с наддувом. При расчете и конструировании безнаддувного ПДВС давление и температуру окружающей среды студент принимает по своему усмотрению. При проектировании двигателя с наддувом следует пользоваться дополнительной литературой.
Температура в конце впуска Та, К
Ta = (T0 + DT + gr × Тr) / (1 + gr), (3.13) где DT – температура подогрева свежего заряда на впуске, К; gr – коэффициент остаточных газов; Тr – температура остаточных газов, К. Значениями DT, gr, Тr в расчетах задаются с учетом особенностей конструкции проектируемого двигателя и его системы выпуска (табл. 3.3). При расчете двигателя с наддувом в зависимости от степени наддува значение DT может быть отрицательным.
Таблица 3.3
Коэффициент наполнения hv (3.14)
При расчете цикла ПДВС с наддувом вместо Р0 и Т0 подставляются давление и температура воздуха после наддувочного компрессора. При проектировании двигателей с настроенными системами выпуска и системами впуска с инерционным наддувом при наличии опытных данных коэффициент наполнения следует рассчитывать с учетом коэффициента очистки и коэффициента дозарядки. Давление остаточных газов в конце выпуска (или просто давление выпуска – рr) можно принять из таблицы 3.4. При этом следует иметь в виду, что чем совершеннее конструкция системы газообмена, тем меньше значение рr. Ориентировочные значения расчетных параметров процесса газообмена, полученные опытным путем на номинальном режиме, приведены в таблице 3.4. Таблица 3.4
Процесс сжатия
Давление и температура в конце сжатия определяются
рс = ра × , (3.15) Тс = Та × . (3.16)
где n1 – показатель политропы сжатия. На величину показателя n1 оказывают существенное влияние конструктивные факторы, такие как диаметр цилиндра, отношение хода поршня к диаметру цилиндра, компактность камеры сгорания (отношение площади поверхности камеры сгорания к ее объему), интенсивность охлаждения цилиндра и поршня и др.
Нагрузочный и скоростной режимы работы двигателя так же заметно влияют на этот показатель. Увеличение частоты вращения двигателя, нагрузки, применение наддува приводят к росту показателя n1. В расчетах показателем n1 задаются. На номинальном режиме работы его значения приведены в таблице 3.5. Для проверки правильности расчетов полученные значения рс и Тс сравнивают с данными таблицы 3.5.
Таблица 3.5
Процесс сгорания
В основе термодинамического расчета процесса сгорания заложено уравнение первого закона термодинамики. Допускается, что в ДсИЗ процесс сгорания протекает при постоянном объеме (изохорный процесс). В дизеле сгорание вначале протекает при постоянном объеме, а затем – при постоянном давлении. Вначале определяется из уравнения сгорания температура конца сгорания, а затем термодинамическое давление. Уравнение сгорания имеет вид: для ДсИЗ ; (3.17)
для дизеля , (3.18)
где – коэффициент использования теплоты; – низшая теплота сгорания рабочей смеси, КДж/кг; – средняя мольная изохорная теплоемкость рабочей смеси в интервале температур от 0 до Тс, кДж/(кмол·К); – степень повышения давления в процессе сгорания; в расчетах принимается: для дизелей с неразделенными камерами сгорания и объемным смесеобразованием λ=1,6 – 2,5; для вихрекамерных и предкамерных, а также для дизелей с неразделенными камерами сгорания и пленочным смесеобразованием λ=1,2 – 1,8; – действительный коэффициент молекулярного изменения; – средняя мольная изохорная теплоемкость смеси отработавших газов в интервале температур от 0 до , кДж/(кмол/К);
– температура расчетного цикла в конце сгорания. Значение коэффициента использования теплоты принимать в пределах: Для ДсИЗ с электронной системой впрыска ………………0,90 – 0,96 Для карбюраторных двигателей …………………………….0,80 – 0,95 Для дизелей с неразделенными камерами сгорания ……….0,70 – 0,80 Для дизелей с разделенными камерами сгорания ………….0,65 – 0,80 Для газотопливных двигателей ……………………………..0,80 – 0,85 При выборе следует иметь ввиду: чем совершеннее процесс сгорания, тем выше коэффициент использования теплоты. Более высокие значения характерны для компактных камер сгорания, обеспечивающих быстрое и более полное сгорание в основной фазе процесса сгорания ДВС. На влияет степень сжатия, конструкция системы охлаждения, а так же режимные параметры двигателя: состав смеси, частота вращения. Низшая теплота сгорания рабочей смеси, т.е. смеси свежего воздуха с остаточными газами определяется по формуле:
Нраб.см= (Hu - ΔHu)/[(М1·(1+γr)], (3.19)
где Hu принять из таблиц 3.1 или 3.2 и перевести в кДж/кг; ΔHu – невыделившаяся теплота вследствие химической неполноты сгорания топлива из-за недостатка кислорода при α<1, кДж/кг. Ее величина равна ΔHu=119950·(1- α) ·L0 (3.20)
Изохорная теплоемкость рабочей смеси определяется по термодинамическим закономерностям расчета теплоемкости газовых смесей. Рабочая смесь рассматривается, как смесь свежего заряда и остаточных газов. При этом теплоемкостью паров (капелек) топлива, участвующих в процессе сжатия в ДсИЗ, пренебрегаем. Теплоемкость рабочей смеси равна
=( + γr· )/(1+ γr), (3.21) где – изохорная мольная средняя теплоемкость воздуха в интервале температур от 0 до Тс; – изохорная мольная средняя теплоемкость смеси остаточных газов в интервале температур от 0 до Тс; Теплоемкость смеси остаточных газов определяется по формуле для расчета газовых смесей
= Σ(ri· ), (3.22)
где ri и – соответственно мольная (объемная) доля и средняя изохорная мольная теплоемкость в интервале температур от 0 до Тс i-того компонента состава остаточных газов. ri – рассчитана ранее по формуле (3.7). Средние изохорные мольные теплоемкости в интервале температур от 0 до Тс воздуха и компонентов отработавших газов можно принять из справочных таблиц по теплотехнике или рассчитать по эмпирической формулам, кДж/(кмол·К): для воздуха =19,88+0,002638·Тс (3.23) для азота N2=19,716+0,0025·Тс (3.24)
для диоксида углерода СО2
СО2=27,941+0,019·(Тс-273)-5,487·10-6·(Тс-273)2 (3.25)
для паров воды Н2О=23,49+0,005359·Тс (3.26)
для оксида углерода
СО=19,88+0,002638·Тс (3.27)
для водорода N2=20,684+0,000206·(Тс-273)+5,88·10-7·(Тс-273)2 (3.28)
для кислорода =20.93+0,004641·(Тс-273)+8.4·10-7·(Тс-273)2 (3.29)
Действительный коэффициент молекулярного изменения равен
= (μ0+ γr)/(1+ γr) (3.30)
Средняя мольная изохорная теплоемкость смеси отработавших газов в интервале температур от 0 до рассчитывается аналогично расчету теплоемкости смеси остаточных газов, кДж/(кмол/К):
= Σ(ri· ), (3.31)
где средние теплоемкости i-того компонента определяются по другим эмпирическим зависимостям, справедливым для более высокого уровня конечной температуры – Тz: для азота N2=21,553+0,001457·Тz (3.32)
для диоксида углерода СО2 СО2=38.209+0,003349·Тz (3.33)
для паров воды Н2О=25.458+0,004438·Тz (3.34)
для оксида углерода СО=22.100+0,001430·Тz (3.35)
для водорода N2=19.198+0,001758·Тz (3.36)
для кислорода =23.300+0,001550·Тz (3.37)
Для определения температуры Тz требуемые согласно составу отработавших газов (ОГ) выражения из (3.32) – (3.37) подставляются в формулу (3.31) и получается выражение определения теплоемкости газовой смеси ОГ вида = a + b ·Тz, где «а» и «b» – числовые значения. Затем все перечисленные величины подставляются в уравнение сгорания, которое после алгебраических преобразований сводится к квадратичному уравнению вида А· +В·Тz-С=0, (3.38)
где А, В и С – числовые значения. Отсюда находится температура сгорания Тz, К
(3.39)
Давление в конце сгорания рZ, МПа: для ДсИЗ
рz = рc ×m × Tz / Tc. (3.40)
для дизелей рz = рc ×λ (3.41)
Степень повышения давления для ДсИЗ
λ= рz /рс (3.42)
По опытным данным для бензиновых ДсИЗ λ=3,2 – 4,2; для газотопливных ДсИЗ λ=3,0 – 5,0. Для ДсИЗ действительное давление сгорания рzд, примерно на 15% меньше расчетного из-за увеличения реального надпоршневого объема в процессе сгорания
pzд≈0,85·рz. (3.43)
Для дизельных двигателей определяются степень предварительного расширения – ρ и степень последующего расширения – δ.
ρ =(μ/λ)·(Tz / Tc) (3.44)
δ=ε/ρ (3.45)
Значения степени предварительного расширения должны укладываться в диапазоне ρ = 1,2 –1,7. Значения давления и температуры конца сгорания для современных автотракторных двигателей приведены в таблице 3.6. Таблица 3.6
Расчет процесса сгорания вызывает у студентов более всего вопросов. Поэтому в приложении 1 приведен пример расчета процесса сгорания. Процесс расширения
Термодинамические параметры процесса расширения (давление Рb и температура Тb) определяются по термодинамическим соотношениям политропного процесса. Для ДсИЗ Рb= рz/ε , (3.46) ТВ = ТZ /ε . (3.47)
Для дизеля Рb= рz/d , (3.46) ТВ = ТZ /d . (3.47) где п2– показатель политропы расширения. Показатель n2 зависит от интенсивности теплообмена в процессе расширения. Все мероприятия, уменьшающие интенсивность теплообмена, приводят к уменьшению этого показателя. Значения n2 следует принимать из таблицы 3.7. Значения Рb и ТВ так же приведены в таблице 3.7. Таблица 3.7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|